ГОСТ Р 56056-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЫБОРКИ ПРИ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПЛОЩАДКАМИ
Procedure for definition of representative sample at certification of management systems of the organizations with multiple sites
ОКС 03.120.10
Дата введения 2015-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") с использованием принципов, изложенных в документе Международного форума по аккредитации, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Менеджмент качества"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 июня 2014 г. N 675-ст
4 Настоящий стандарт основан на принципах, изложенных в обязательном документе Международного форума по аккредитации IAF MD 1:2007* "Документ МФА, касающийся сертификации систем менеджмента организаций с несколькими производственными площадками на основе представительной выборки" (IAF Mandatory Document for the Certification of Multiple Sites Based on Sampling), относящихся к проведению аудита систем менеджмента организаций, располагающих сетью производственных площадок и предусматривающих установление представительной выборки производственных площадок
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Целью настоящего стандарта является установление для органов по сертификации систем менеджмента (менеджмента качества, систем экологического менеджмента и других систем менеджмента) единых правил проведения аудита в организациях, располагающих сетью производственных площадок.
В настоящем стандарте учтены положения стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 "Оценка соответствия. Требования для органов, проводящих аудит и сертификацию систем менеджмента", а также используются принципы и методические указания, приведенные в документе Международного форума по аккредитации IAF MD 1:2007 "Документ МФА, касающийся сертификации систем менеджмента организаций с несколькими производственными площадками на основе представительной выборки" (IAF Mandatory Document for the Certification of Multiple Sites Based on Sampling).
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к определению размера представительной выборки при сертификации систем менеджмента организаций с несколькими производственными площадками с целью установления единого подхода органов по сертификации к применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 для получения уверенности в получении результатов, объективно свидетельствующих о соответствии проверяемой системы менеджмента требованиям применительно ко всем производственным площадкам, включенным в заявку на сертификацию.
Стандарт предназначен для применения аккредитованными органами по сертификации систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и других систем менеджмента (далее - органы по сертификации), Федеральной службой по аккредитации, организациями, претендующими на получение сертификатов соответствия систем менеджмента, организациями - держателями сертификатов соответствия.
Стандарт не применяется для проведения аудитов систем менеджмента организаций с несколькими производственными площадками, на которых используются существенно отличающиеся процессы или виды деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента
_______________
Заменен. Действует ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования".
ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части
ГОСТ Р ЕН 9100-2011 Системы менеджмента качества. Организации авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ ISO 9000, ГОСТ Р ИСО 14001, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 организация: Любая компания (предприятие, фирма), обладающая системой менеджмента, для которой запланированы аудит и сертификация.
3.2 производственная площадка: Постоянное место производственной деятельности, где организация выполняет работы или услуги.
3.3 временная производственная площадка: Площадка, которая создается организацией для того, чтобы выполнить определенную работу или услугу в течение конечного периода времени, и которая по истечении данного срока не будет использоваться в качестве площадки для постоянной производственной деятельности (например, строительная площадка).
3.4 дополнительные производственные площадки: Новая производственная площадка или группа производственных площадок, которые будут добавлены к имеющейся сети из нескольких производственных площадок, прошедших сертификацию.
3.5 организация с несколькими производственными площадками: Организация с несколькими производственными площадками, которая определяется как организация, имеющая установленную главную функцию выраженного центрального (головного) подразделения (далее - центральный офис, но это необязательно штаб-квартира организации), в котором осуществляются планирование, управление или руководство определенными видами деятельности, и сеть подразделений или филиалов на местах (производственных площадок), полностью или частично осуществляющих эти виды деятельности.
4 Основные принципы
4.1 Общие положения
4.1.1 Настоящий стандарт содержит положения, которые должны применяться органами по сертификации систем менеджмента при разработке их собственных документированных процедур выбора производственных площадок для проведения первоначального аудита, последующих инспекционных контролей и ресертификационных аудитов.
4.1.2 Как правило, проведение первоначальных аудитов в целях сертификации и последующих инспекционных контролей и ресертификационных аудитов должно осуществляться на каждой производственной площадке организации, на которую распространяется система менеджмента.
4.1.3 В настоящем стандарте рассмотрены условия, при которых будет приемлемо для органов по сертификации применение соответствующей процедуры выбора производственных площадок для проведения аудитов в тех случаях, когда деятельность организации, подлежащей сертификации, осуществляется аналогичным образом на различных производственных площадках, которые находятся под руководством и управлением данной организации.
4.1.4 Стандарт не применяется для проведения аудитов организаций с несколькими производственными площадками, где на разных площадках или группах площадок используются существенно отличающиеся процессы или виды деятельности, даже несмотря на то что осуществляемая на них производственная деятельность может управляться в рамках одной и той же системы менеджмента. Условия, при которых органы по сертификации могут делать любое уменьшение объема проверки производственной площадки от нормативного объема при проведении полномасштабного аудита, при указанных обстоятельствах должны быть обоснованы применительно к каждой производственной площадке, где предлагается какое-либо уменьшение объема проверки.
4.1.5 Орган по сертификации может в отдельных случаях допускать отклонение от требований настоящего стандарта при условии, что он способен предоставить необходимые обоснования для данного отклонения. При проведении проверки Федеральной службой по аккредитации эти обоснования должны показывать, что применительно ко всем производственным площадкам, включенным в заявку, достигается одинаковая степень уверенности относительно соответствия системы менеджмента критериям аудита.
4.1.6 В том случае, когда организация рассматривается в качестве кандидата для проведения сертификации на основе представительной выборки, орган по сертификации должен иметь подготовленные мероприятия для объяснения порядка применения настоящего стандарта к данной организации до начала проведения аудита.
4.2 Производственная площадка
4.2.1 Производственная площадка может включать всю территорию, где под управлением организации осуществляется деятельность на данном участке местности, включая любое связанное с выполнением этой деятельности хранение сырья, сопутствующей и промежуточной продукции, готовой продукции и отходов, а также любое оборудование или элементы инфраструктуры, используемые при осуществлении этой деятельности, независимо от того, являются ли они стационарными или нет. В качестве альтернативного варианта там, где это требуется законодательством, должны применяться определения, установленные действующими государственными или региональными документами.
4.2.2 Там, где определение местонахождения не практикуется (например, в сфере оказания услуг), в области сертификации следует учитывать деятельность представительских офисов организации, включая места оказания данной организацией услуг. Если орган по сертификации сочтет это целесообразным, может быть принято решение, что сертификационный аудит будет проводиться только в тех местах, где организация оказывает свои услуги. В таких случаях все взаимодействия с центральным офисом во время аудита должны быть идентифицированы и проверены.
4.3 Временная производственная площадка
Временные производственные площадки, на которые распространяется система менеджмента организации, могут подвергаться проверке, осуществляемой в рамках аудита на основе представительной выборки, с целью получения свидетельств, касающихся функционирования и эффективности системы менеджмента проверяемой организации. Однако эти производственные площадки могут быть включены в область сертификации при наличии соответствующего соглашения между органом по сертификации и организацией заказчика. В случае включения в данную область такие площадки должны быть определены в качестве временных.
4.4 Организация с несколькими производственными площадками
4.4.1 Организация с несколькими производственными площадками может не быть единым юридическим лицом, однако все производственные площадки должны иметь юридические или договорные отношения с центральным офисом организации, выполнять требования разработанной и внедренной общей системы менеджмента и проверяться на местах представителями центрального офиса в ходе осуществляемых мероприятий и внутренних аудитов. Это означает, что центральный офис имеет право требовать, чтобы все производственные площадки осуществляли, если требуется, внедрение корректирующих действий. Там, где это применимо, следует сформулировать и закрепить данное положение в тексте официального соглашения между центральным офисом организации и ее производственными площадками.
4.4.2 Примеры возможных организаций с несколькими производственными площадками включают:
- организации, работающие в системе франчайзинга, включающие франчайзера как головную организацию и сеть организаций-франчайзи;
- организации - изготовители продукции, имеющие сеть офисов по продажам (настоящий стандарт применяется к сети торговых организаций);
- организации, оказывающие услуги, с отделениями на местах, предоставляющими аналогичные услуги;
- организации, имеющие филиалы.
5 Правомерность применения представительной выборки для организации
5.1 На всех производственных площадках существующие процессы должны быть одного и того же вида и управляться одинаковыми методами или процедурами. Если на некоторых из рассматриваемых производственных площадок выполняются аналогичные процессы, но в меньшем количестве, чем на других площадках, в сертификацию может включаться выборка из этих производственных площадок при условии, что площадки (площадка), где проводится большинство процессов или наиболее важные ключевые процессы, в ходе аудита будут проверяться в полном объеме.
5.2 Для организаций, осуществляющих свою деятельность посредством связанных между собой процессов, но выполняемых в разных местах, также правомерно применение представительной выборки при условии соблюдения всех других положений настоящего стандарта. В том случае, если осуществляемые на местах процессы не являются одинаковыми, но имеют четко определенную взаимосвязь, план выборочного контроля должен включать проверку по меньшей мере одного примера каждого процесса, осуществляемого организацией (например, производство электронных компонентов в одном месте, сборка одинаковых компонентов - той же организацией в нескольких разных местах).
5.3 Функционирование системы менеджмента организации должно осуществляться согласно единому плану, контролироваться, управляться из центрального офиса и подвергаться анализу со стороны руководства центра. Все производственные площадки (включая центральное административное подразделение) должны охватываться программой внутренних аудитов и в соответствии с этой программой должны быть проверены до того, как орган по сертификации начнет проводить аудит.
5.4 Должно быть продемонстрировано, что руководством центрального офиса обеспечено внедрение системы менеджмента согласно требованиям определенного стандарта для системы менеджмента, на соответствие требованиям которого проводится аудит, и что деятельность организации в целом отвечает требованиям данного стандарта. Это должно включать рассмотрение применяемых к деятельности организации правил внешнего (законодательного) регулирования.
5.5 Организация должна демонстрировать свою способность собирать и анализировать данные (включающие, но не ограничивающиеся теми аспектами, что перечислены далее по тексту), полученные со всех производственных площадок, включая центральный офис с его руководством, и также свои полномочия и способность инициировать изменения организационного характера, если потребуется. Это может включать:
- документацию системы и изменения в системе менеджмента;
- анализ со стороны руководства;
- действия с жалобами;
- оценку корректирующих действий;
- планирование в области внутреннего аудита и оценку их результатов;
- изменения, касающиеся экологических аспектов и связанных с ними воздействий на системы экологического менеджмента (далее - СЭМ);
- применяемые законодательные требования.
5.6 Не для всех организаций, подпадающих под определение "организация с несколькими производственными площадками", является правомерным применение представительной выборки.
5.7 Не для всех стандартов на системы менеджмента применимы правила сертификации для нескольких производственных площадок. Например, выборочная проверка не годится для тех случаев, когда требования стандарта предусматривают проведение аудита при наличии различных местных факторов. Особые правила применяются также для определенных систем менеджмента, например для тех, которые включают требования для автомобильной промышленности (ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949), авиакосмической и оборонной отрасли (ГОСТ Р ЕН 9100), и особые правила для таких систем должны рассматриваться в качестве приоритетных.
5.8 Органам по сертификации следует располагать документированными процедурами, касающимися ограничений применения представительной выборки для тех случаев, когда аудит выборки производственных площадок не может обеспечить достаточную степень уверенности в эффективности системы менеджмента. Органу по сертификации следует определить такие ограничения в отношении:
- областей или видов экономической деятельности организаций (т.е. на основе оценки рисков или сложности, связанных с этой областью или деятельностью);
- размеров производственных площадок, для которых приемлемо проведение выборочного аудита;
- различий, обусловленных спецификой внедрения системы менеджмента на местах, таких как необходимость частого изменения планов, разработанных в рамках системы менеджмента в связи с реализацией различных мероприятий или различными контрактными либо законодательными требованиями;
- использования временных производственных площадок, функционирование которых осуществляется в рамках системы менеджмента организации и для которых не предусмотрено включение в область сертификации.
6 Ответственность и обязанности органа по сертификации
Орган по сертификации должен предоставить организации информацию, касающуюся применения настоящего стандарта и имеющую отношение к применению требований соответствующих стандартов на системы менеджмента до начала процесса аудита, и если одно из требований не соблюдается, то органу по сертификации не следует приступать к проведению аудита. Перед тем как начинать процесс аудита, органу по сертификации следует проинформировать организацию о правилах принятия органом по сертификации решения по результатам первичного сертификационного аудита.
6.1 Анализ контракта
6.1.1 Процедуры органа по сертификации, применяемые при первоначальном анализе контракта, должны обеспечивать идентификацию сложности и масштаба тех видов деятельности, которые охватываются системой менеджмента, подлежащей сертификации, любые различия между производственными площадками и использоваться в качестве основы для определения представительной выборки.
6.1.2 Орган по сертификации должен идентифицировать центральное подразделение организации, с которой у него имеется договор о предоставлении услуг, связанных с проведением сертификации.
6.1.3 Для каждого конкретного случая орган по сертификации должен проверить, насколько процессы, осуществляемые на производственных площадках, являются по своей сути процессами одного типа, и выполняются ли они согласно одним и тем же процедурам и методам (см. п.5.1 для производственных площадок, на которых выполняется меньшее число процессов, чем на других площадках, но которые являются похожими по типу и порядку выполнения, и п.5.2 для производственных площадок, на которых выполняются связанные между собой процессы). Только после изучения органом по сертификации информации и положительного заключения о том, что все производственные площадки, предлагаемые для включения в процесс аудита, отвечают условиям, связанным с правомерностью применения процедур для представительной выборки, данные процедуры могут применяться для каждой такой производственной площадки.
6.1.4 Если не все площадки организации, предоставляющей услуги, на которые для осуществляемой данной организацией деятельности предусмотрена сертификация, готовы к проведению сертификации одновременно, в этом случае от организации требуется заранее проинформировать орган по сертификации о том, какие площадки предполагается включить и какие площадки исключить из процесса данной сертификации.
6.2 Аудит
6.2.1 Орган по сертификации должен иметь документированные процедуры, устанавливающие порядок проведения аудитов в соответствии с процедурой, которую данный орган применяет для организаций с несколькими производственными площадками. Такие процедуры должны устанавливать способ, посредством которого орган по сертификации удостоверяется в том, что на всех производственных площадках управление деятельностью обеспечивается одной системой менеджмента, действительно применяемой на практике для всех рассматриваемых производственных площадок, и соблюдаются все критерии правомерности применения представительной выборки для рассматриваемой организации, приведенные в разделе 5. Это требование также применимо к системам менеджмента, где используются документы в электронном виде, в том числе для контроля процессов. Орган по сертификации должен иметь объяснение и документировать обоснование для использования представительной выборки для аудита организации с несколькими производственными площадками.
6.2.2 Если к проведению аудита сети подразделений организации привлечены сразу несколько аудиторских групп, органу по сертификации следует назначить единого руководителя, ответственного за объединение данных, наблюдение всех аудиторских групп и подготовку общего отчета по результатам проверок.
6.3 Несоответствия
6.3.1 Если несоответствия, как это определено в п.9.1.15, b стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012, выявлены на любой из производственных площадок либо при проведении внутреннего аудита самой организацией или аудита органом по сертификации, следует провести соответствующий анализ для определения, насколько эти несоответствия могут влиять на другие производственные площадки. При этом орган по сертификации должен требовать от организации проведения анализа выявленных несоответствий для определения того, насколько они могут указывать на недостатки, характерные для всей системы, применимые или нет к другим производственным площадкам. Если окажется, что эти проблемы имеют отношение к другим производственным площадкам, то необходимо разработать и выполнить соответствующие корректирующие действия как центральному офису, так и конкретным производственным площадкам, на которые распространяется данная проблема, а затем проверить результаты выполнения корректирующих действий. Если выявленные на одной площадке несоответствия не относятся к другим производственным площадкам, то необходимо, чтобы организация продемонстрировала органу по сертификации соответствующее обоснование ограничения выполнения корректирующих действий.
6.3.2 Орган по сертификации должен потребовать предоставления свидетельств, касающихся данных действий, и увеличить частоту контроля и/или размер представительной выборки до тех пор, пока не удостоверится в восстановлении необходимого управления организацией несоответствиями.
6.3.3 Во время процесса принятия решения, если какая-либо производственная площадка имеет несоответствие, как определено в п.9.1.15, b стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012, органом по сертификации должно быть отказано в сертификации всей сети производственных площадок до тех пор, пока не будут выполнены удовлетворительные корректирующие действия.
6.3.4 Недопустимо, чтобы, пытаясь решить проблему, возникшую в результате имеющегося несоответствия на одной из производственных площадок, организация в ходе процесса сертификации пыталась исключить из области сертификации "проблемную" производственную площадку. Такое исключение может обсуждаться только до начала сертификационного процесса (см. п.6.1.4).
6.4 Сертификационные документы
6.4.1 Сертификационные документы (сертификаты соответствия) могут выпускаться, охватывая несколько производственных площадок, при условии, что каждая производственная площадка, включенная в область сертификации, была либо индивидуально проверена в ходе аудита или был использован подход на основе аудита представительной выборки, описание которого приводится в настоящем стандарте.
6.4.2 Орган по сертификации должен предоставить сертифицированной организации сертификационные документы тем способом, который она выберет. Эти документы должны соответствовать требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021.
6.4.3 Сертификаты соответствия должны содержать название и адрес центрального офиса организации и перечень всех производственных площадок, к которым относятся данные сертификационные документы. Область сертификации или другая ссылка, содержащаяся в этих документах, должны ясно указывать, что включенные в область виды деятельности выполняются сетью производственных площадок, приведенных в этом перечне. В том случае если область сертификации производственных площадок формулируется в сертификационных документах только как составная часть общей области сертификации организации, то ее применимость к производственным площадкам должна быть четко сформулирована. В тех случаях, когда временные производственные площадки включены в область сертификации, такие производственные площадки должны определяться в сертификационных документах в качестве временных производственных площадок.
6.4.4 Сертификационные документы могут выпускаться для каждой производственной площадки, охватываемой процессом сертификации, при условии, что они имеют одну и ту же область сертификации или подобласть сертификации организации и содержат четкую ссылку на основные сертификационные документы организации.
6.4.5 Сертификационные документы должны быть отозваны в полном составе в том случае, если центральный офис или любая производственная площадка не выполняют необходимые требования, связанные с поддержанием системы менеджмента.
6.4.6 Орган по сертификации должен иметь актуализированный перечень производственных площадок и требовать от организации предоставления информации в случае закрытия любой производственной площадки, на которую распространяется область сертификации. Отказ предоставить такую информацию будет рассматриваться органом по сертификации как нарушение порядка проведения сертификации, что позволит органу по сертификации далее действовать в соответствии со своими процедурами.
6.4.7 Дополнительные производственные площадки могут быть добавлены к действующей области сертификации в результате деятельности, осуществляемой в рамках инспекционного контроля, ресертификации или расширения области сертификации. Орган по сертификации должен иметь документированные процедуры по добавлению новых производственных площадок.
7 Выборка
7.1 Методология
7.1.1 Выбор производственных площадок должен быть частично избирательным, основанным на факторах, приводящихся далее по тексту, и частично неизбирательным, а также иметь в итоге представительный (репрезентативный) набор различных производственных площадок, включающий случайный отбор.
7.1.2 По меньшей мере 25% представительной выборки следует отбирать случайным образом.
7.1.3 С учетом положений, представленных далее по тексту, оставшуюся часть представительной выборки следует составлять таким образом, чтобы различия среди производственных площадок, отбираемых для контроля в период действия сертификата, были как можно большими.
7.1.4 При отборе производственных площадок могут учитываться в числе других следующие аспекты:
- результаты внутренних аудитов производственных площадок и анализов со стороны руководства или предыдущих сертификационных аудитов;
- записи, касающиеся жалоб, и другие аспекты, связанные с корректирующими и предупреждающими действиями;
- значительные различия размеров производственных площадок;
- отличия, связанные с посменной работой и возникающие в процессах;
- сложность системы менеджмента и процессов, выполняемых на производственных площадках;
- изменения, произошедшие со времени последнего сертификационного аудита;
- степень развития или зрелости системы менеджмента и уровень знаний об организации;
- проблемы окружающей среды и классы сложности рассматриваемых экологических факторов и связанных с ними воздействий для СЭМ;
- различия, связанные с культурной средой, языком и законодательными требованиями;
- географическое положение и разброс производственных площадок.
7.1.5 Данный отбор необязательно должен проводиться в начале процесса аудита. Его также можно осуществить после завершения проверки деятельности центрального офиса. В любом случае центральный офис должен быть проинформирован о тех производственных площадках, которые планируются для включения в представительную выборку. Это может быть сделано незадолго до их проверки, но заблаговременно, чтобы организация имела достаточное время для подготовки к проведению аудита.
7.2 Размер представительной выборки
7.2.1 Орган по сертификации должен иметь документированную процедуру для определения представительной выборки, которую следует применять при проведении аудита производственных площадок как составной части процесса аудита и сертификации организации, имеющей несколько производственных площадок. При этом должны быть рассмотрены и учтены все факторы, описание которых приводится в настоящем стандарте.
7.2.2 Орган по сертификации должен иметь записи, касающиеся каждого применения представительной выборки для организаций с несколькими производственными площадками, подтверждающие, что применение данной выборки соответствует положениям настоящего стандарта.
7.2.3 Следующий расчет является примером, основанным на рассмотрении деятельности с низким или средним уровнем рисков при количестве работников на каждой производственной площадке, составляющем менее 50 человек. Минимальное количество производственных площадок, подлежащих проверке при проведении аудита такой организации, составляет при проведении:
- первичного сертификационного аудита: размер представительной выборки () следует определять как квадратный корень от числа удаленных производственных площадок () (), значение которого округляется до ближайшего большего целого числа;
- инспекционного контроля: размер ежегодной представительной выборки следует определять как квадратный корень от числа удаленных производственных площадок, умноженный на коэффициент 0,6 (), значение которого округляется до ближайшего большего целого числа;
- ресертификационного аудита: размер представительной выборки следует определять как для первоначального сертификационного аудита. Там, где система менеджмента доказала свою эффективность в течение трехлетнего периода, размер представительной выборки может быть уменьшен относительно первоначальной посредством умножения на коэффициент 0,8 (), значение которого округляется до ближайшего большего целого числа.
7.2.4 Органу по сертификации следует определять в рамках своей системы менеджмента уровни риска применения вышеуказанных расчетов.
7.2.5 Работа центрального офиса должна проверяться во время каждого первоначального сертификационного аудита, ресертификации и по меньшей мере один раз в год в рамках проведения инспекционного контроля.
7.2.6 Размер представительной выборки или периодичность проверок производственных площадок следует увеличить в том случае, когда проводимый органом по сертификации анализ рисков, связанных с деятельностью, охватываемой системой менеджмента, подлежащей сертификации, указывает на наличие особых обстоятельств, например касающихся следующих факторов:
- большого размера производственных площадок и числа работников (например, более 50 работников на производственной площадке);
- сложности системы менеджмента или высокого уровня рисков, связанных с рассматриваемой деятельностью;
- различий, связанных с производством работ (например, посменный рабочий график);
- различий при осуществлении производственной деятельности;
- важности и сложности рассматриваемых экологических аспектов и связанных с ними воздействий для СЭМ;
- записей, касающихся жалоб, и других аспектов, относящихся к корректирующим и предупреждающим действиям;
- любых аспектов, связанных со спецификой деятельности в разных странах;
- результатов внутренних аудитов и анализа со стороны руководства.
7.2.7 Если организация имеет разветвленную иерархическую систему функциональных подразделений [например, центральный (головной) офис, национальные и региональные представительства и филиалы на местах], правила проведения первоначального аудита на основе представительной выборки, как определено выше в настоящем стандарте, применяются к каждому уровню организации.
Примеры:
1 Головной офис посещается и проверяется в ходе каждого этапа цикла сертификации (первичного сертификационного либо инспекционного контроля или ресертификации).
2 Четыре национальных офиса - размер выборки = 2: как минимум один офис выбирается случайным образом.
3 27 региональных офисов - размер выборки = 6: как минимум два офиса выбираются случайным образом.
4 1700 филиалов на местах - размер выборки = 42: как минимум 11 филиалов выбираются случайным образом.
7.3 Продолжительность аудита
7.3.1 Время, которое необходимо затратить для надлежащей проверки каждой производственной площадки, является другим важным для рассмотрения элементом, и орган по сертификации должен быть готов обосновать время, которое необходимо затратить на проведение аудита организации, имеющей несколько производственных площадок, на основе общего подхода органа по сертификации, касающегося назначения продолжительности и распределения времени при проведении аудита.
7.3.2 Количество аудитодней проверки на производственной площадке, в центральном офисе можно рассчитывать, используя последние версии документов, опубликованных Международным форумом по аккредитации (IAF) для расчета количества аудитодней применительно к соответствующему рассматриваемому стандарту на системы менеджмента.
7.3.3 Могут допускаться уменьшения продолжительности проверки с учетом того, что положения некоторых разделов стандарта могут не иметь отношения к работе рассматриваемого центрального офиса и/или отдельных производственных площадок. Причины, касающиеся обоснования уменьшения продолжительности процесса аудита, должны быть задокументированы органом по сертификации.
Примечание - Для тех производственных площадок, где осуществляются большинство процессов или критические процессы, не может применяться сокращение продолжительности проверки.
7.3.4 Общее время, затраченное на первичный аудит и инспекционные контроли, определяется как сумма времени, затраченного для каждой производственной площадки, плюс время, затраченное на проверку центрального офиса, и оно никогда не должно быть меньше того времени, которое было бы рассчитано для данного размера и сложности деятельности проверяемой организации, если бы вся рассматриваемая работа выполнялась на одной производственной площадке (т.е. со всеми сотрудниками компании, собранными для выполнения работы на одной производственной площадке).
7.4 Добавление производственных площадок
В случае подачи заявки организации на присоединение новой группы производственных площадок к уже прошедшей сертификацию сети площадок, каждую новую группу следует рассматривать в качестве независимого массива данных для определения размера представительной выборки. После включения новой группы производственных площадок в сертификат эти новые производственные площадки следует присоединить к предыдущим площадкам при определении размера представительной выборки для последующих инспекционных контролей или ресертификации.
УДК 658.562.014:006.354 |
|
ОКС 03.120.10 |
Ключевые слова: системы менеджмента, представительная выборка, производственная площадка |