Приказ
Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 12 марта 2014 г. № 98
«Об утверждении Методических рекомендаций по проверке выполнения основных
правил учета и контроля ядерных материалов»
В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проверке выполнения основных правил учета и контроля ядерных материалов.
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 декабря 2004 г. № 287 «Об утверждении и введении в действие Методических указаний по проверке выполнения Основных правил учета и контроля ядерных материалов».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя В.С. Беззубцева.
Руководитель |
А.В. Алёшин |
Методические рекомендации
по проверке выполнения основных правил учета и контроля ядерных материалов
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2014 г. № 98)
1. Методические рекомендации по проверке выполнения основных правил учета и контроля ядерных материалов (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, Положением о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 373, Положением о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352 (далее - Положение о СГУК ЯМ), Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. № 703 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2012 г., регистрационный № 23845), федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов (НП-030-12) (далее - Основные правила), утвержденными приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 г. № 255 (зарегистрированы Минюстом России 17 августа 2012 г., регистрационный № 25210).
2. Методические рекомендации устанавливают порядок проверки требований к системе учета и контроля ЯМ, установленных Основными правилами.
3. В тексте Методических рекомендаций приведены номера и названия разделов и номера пунктов Основных правил.
Сокращения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
4. Пункты 1 - 3, 5, 7 Основных правил содержат общие положения, проверка данных пунктов не описывается в рамках данных Методических рекомендаций.
5. Проверка пункта 4 Основных правил осуществляется при проверке учетных документов по пунктам 72 - 74 Основных правил.
6. Проверка пункта 6 Основных правил осуществляется при проведении проверок учета ЯМ по пунктам 19 и 20.
7. По пунктам 8 - 10 Основных правил проверяется, что в организации установлены и документально оформлены ЗБМ, для каждой ЗБМ установлена и документально оформлена категория ЯМ и определены КТИ.
Критерием выполнения является наличие:
в Положении по учету и контролю ЯМ в организации (или в отдельном документе) описания всех ЗБМ, их категорий, форм ЯМ в ЗБМ, периодичность проведения ФИ, информации о возможных местах образования потерь (или отсутствии таких мест), определение физических границ ЗБМ (отсутствие их пересечений и «вложений» ЗБМ друг в друга);
письма из Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее - Госкорпорация «Росатом») о регистрации указанных ЗБМ с присвоением соответствующих кодов;
в описании ЗБМ перечня КТИ для каждой ЗБМ, определения КТИ для всех видов измерений (подтверждающих, учетных, расчетных методик, определения потерь и другие). Необходимо обратить внимание на то, что если перечень и описание КТИ приведено в отдельном документе, то в описании ЗБМ дана ссылка на этот документ.
Необходимо обратить внимание на то, что если описание ЗБМ приведено в отдельном документе, то в Положении по учету и контролю ЯМ в организации дана ссылка на этот документ.
8. Проверка пункта 11 осуществляется при проверке применения СКД к ЯМ по пунктам 12 и 32 Основных правил.
9. По пункту 12 проверяется, что любые учетные данные о количестве ЯМ основаны на результатах учетных измерений или применения расчетных методик.
Если учетные данные получены на основе результатов расчетов, то проверяется, что расчетные методики основаны на результатах экспериментальных исследований и имеются документально оформленные результаты расчетов. Проверяется, что расчетные методы применимы для данных условий и позволяют использовать их в тех условиях и для тех ЯМ, для которых выполняется расчет.
Если учет ведется по данным, указанным в документах, подготовленных организацией-отправителем для УЕ, то проверяется, что отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ подтверждается надлежащим состоянием примененных СКД и (или) подтверждающими измерениями, визуальным контролем состояния УЕ. В том случае если для УЕ с ЯМ отсутствуют примененные СКД, либо применение СКД не может подтвердить отсутствие несанкционированного доступа, то для таких ЯМ проверяется выполнение либо подтверждающих измерений, результаты которых подтверждают учетные данные, либо учетных измерений.
10. Проверка пункта 13 осуществляется при проверке внесения изменений в учетные документы после выгрузки ЯМ из активной зоны реактора по пункту 23 Основных правил.
11. По пункту 14 проверяется, что при ФИ были проверены все ЯМ в ЗБМ. В ходе проверки необходимо обратить внимание на то, что при любой ФИ, включая внеплановые, в ЗБМ проверяются все ЯМ.
Критерием проверки является то, что любая ФИ в ЗБМ проводится по всем ЯМ в ЗБМ.
12. По пункту 15 проверяется, что расследование по установлению наличия или отсутствия аномалии в учете и контроле ядерных материалов производится при каждом обнаружении факта:
расхождений документально зарегистрированного и фактически наличного количества УЕ, ЯМ;
превышения значений ИР установленных критериев;
расхождений результатов учетных и подтверждающих измерений параметров (характеристик) продуктов, ЯМ;
расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве УЕ, ЯМ.
Результаты расследования аномалии в учете и контроле ядерных материалов оформляются документально.
13. По пункту 16 проверяется, что организация представляет отчеты в области учета и контроля ЯМ в сроки, по формам и правилам, введенным в действие в системе государственного учета и контроля ЯМ.
Проверяется, что отчеты организации по срокам, форме и по правилам заполнения соответствуют действующим на момент проверки требованиям, установленным Госкорпорацией «Росатом».
14. По пункту 17 проверяется, что в учетных документах отсутствуют исправления без указания даты исправления и лица, внесшего исправления, исправления, внесенные не в соответствии с установленным в организации порядком. В ходе проверки необходимо обратить внимание на то, что отсутствуют исправления, которые не позволяют прочесть ошибочную запись, внесенные сплошным многократным зачеркиванием, методом подчистки записей, использованием белого или иного цвета корректора, маркера и другое.
Необходимо обратить внимание на требования к внесению исправлений, установленные документами самой организации, если в документах организации установлен такой порядок.
15. По пункту 18 проверяется, что отсутствуют любые исправления в отчетных документах, что при наличии ошибок в отчетных документах исправления в них вносились путем предоставления нового отчетного документа или корректирующего отчета, в котором могут быть указаны только те записи, которые подлежат исправлению.
16. По пункту 19 проверяется, что в организации учет ведется по всем ЯМ, подлежащим учету в системе государственного учета и контроля ЯМ.
В ходе проверки обращается внимание на то, что в организации осуществляется учет и контроль всех ЯМ, в случае если превышены минимальные количества.
При проверке организаций, в которых не создана система учета и контроля ЯМ и имеющиеся ЯМ учитываются в системе учета и контроля РВ и РАО, проверяется, что не превышены минимальные количества (минимальные количества приведены в приложении № 3 к Основным правилам), в том числе по всей сумме или совокупности ЯМ, с учетом пунктов 20 и 21 Основных правил.
Если в организации установлена система учета и контроля ЯМ, то при проверке необходимо обратить внимание на то, что весь ЯМ в организации находится на учете в ЗБМ, с учетом пунктов 20 и 21 Основных правил. В организации не может находиться ЯМ, не стоящий на учете в ЗБМ, также ЯМ не может находиться и за пределами ЗБМ, за исключением случаев транспортирования ЯМ при передачах.
Проверяется, что в случае, когда тяжелая вода находится в виде УЕ, а не в составе реакторной установки, то дейтерий в тяжелой воде стоит на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ. При этом следует учитывать, что если тяжелая вода из УЕ начинает использоваться в реакторной установке, то дейтерий в такой тяжелой воде может быть снят с учета в системе государственного учета и контроля ЯМ.
17. По пункту 20 проверяется следующее:
уран и торий, выделенные из руды, ставятся на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ после выделения (если организация обращается с рудой, в состав которой входят уран или торий);
все ЗРИ с массой ЯМ в единичном ЗРИ превышающей минимальное количество, указанное в приложение № 3 к Основным правилам, стоят на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ. Например, если в организации есть два ЗРИ, один с массой 14 г плутония, а второй с массой 16 г плутония, то первый может стоять на учете в системе государственного учета и контроля РВ и РАО, а второй должен стоять на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ;
изделия, содержащие обедненный уран и предназначенные для использования в качестве носителя изотопов водорода или для радиационной защиты, учитываемые только в системе государственного учета и контроля РВ и РАО, используются по назначению. При этом следует учитывать, что для таких изделий не применяется критерий по минимальному количеству (то есть в составе изделия из обедненного урана, предназначенного для радиационной защиты, стоящего на учете только в системе государственного учета РВ и РАО, может быть более 500 кг обедненного урана). Если данные изделия не планируются к дальнейшему использованию как носитель изотопов водорода или в качестве радиационной защиты, то такой материал не подпадает под данное исключение из системы учета и контроля ЯМ. Также проверяется, что в таких изделиях не используется природный или обогащенный уран, иначе данное исключение не применяется;
при выделении урана-233, нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252 из облученных продуктов, а также выделении америция-241 из плутония данные материалы (нуклиды) ставятся на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ;
ЯМ при переводе в категорию РАО снимаются с учета только после передачи соответствующих РАО в пункт хранения РАО, а до этого стоят на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ. При этом должны выполняться все действующие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии и документы организации по переводу ЯМ в РАО. Также проверяется, что из хранилищ РАО, куда переданы такие РАО, невозможно их возвращение в основной технологический процесс без специальных организационно-технических мероприятий.
18. По пункту 21 проверяется, что ЯМ в организации снимаются с учета в системе государственного учета и контроля ЯМ только после:
использования для разработки, изготовления и испытаний компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, после передачи организации (получателю) в составе ядерных энергетических установок военного назначения. Соответственно, до использования или передачи ЯМ должны стоять на учете;
изготовления ЗРИ или ОРИ и передачи ЗРИ или ОРИ на склад готовой продукции или отправке потребителю. При этом для любого такого ЗРИ, в котором ЯМ снимается с учета, должно выполняться правило, что масса ЯМ в единичном ЗРИ меньше минимального количества. Если суммарная масса ЯМ в передаваемых ОРИ, ЯМ в которых снимается с учета, превышает минимальное количество ЯМ, то такие ОРИ не могут быть сняты с учета в системе государственного учета и контроля ЯМ. Например, если передается партия из 14 ОРИ, в каждом по 1 г плутония, то данная партия может передаваться как РВ. Если передается партия из 20 ОРИ по 1 г плутония в каждом ОРИ, то такая партия должна передаваться как ЯМ;
использования для изготовления изделий, предназначенных для использования в качестве носителя изотопов водорода или для радиационной защиты, обедненный уран снимается с учета только после передачи таких изделий на склад готовой продукции или отправки получателю.
19. Проверка пункта 22 осуществляется при проверке ведения учетных документов по ЯМ по пунктам 72 - 74 Основных правил.
20. По пункту 23 проверяют, что расчет изменения количества ЯМ в облученных продуктах (накопление плутония и выгорание урана и урана-235) происходит после выгрузки таких продуктов из активной зоны реактора. Проверяется, что для каждой перегрузки (или извлечения ЯМ из активной зоны) реактора происходит такой расчет. Для реакторов бассейнового типа перемещение ЯМ из активной зоны в другую часть бассейна также считается как выгрузка из активной зоны.
Необходимо убедиться, что массы плутония, урана и урана-235 определяются уполномоченными специалистами организации, эксплуатирующей реактор, с помощью аттестованных расчетных методик и (или) программных средств.
21. Проверка пункта 24 осуществляется при проверке ведения учетных документов по ЯМ по пунктам 72 - 74 Основных правил.
22. По пункту 25 проверяется, что ЯМ, содержащиеся в продуктах, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, топливных элементов ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения, были поставлены на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ при передаче этих продуктов для использования в мирных целях, а ЯМ, содержащиеся в облученных тепловыделяющих сборках ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения были поставлены на учет после их получения в организации, принявшей сборки, от организации, эксплуатирующей реактор.
23. По пункту 26 проверяется, что при превышении минимальных количеств ЯМ по любому из ЯМ или по их сумме в организации создана система учета и контроля ЯМ. Превышением считается, если в любой момент времени по организации, с учетом исключений, указанных в пункте 20 Основных правил, в сумме находится количество ЯМ больше минимального количества, указанного в приложении № 3 к Основным правилам.
Так, если по учетным документам в организацию в декабре поступило 10 г плутония, в феврале 7 г плутония, а в марте 10 г плутония отправлены из организации, то с момента получения плутония массой 7 г весь плутоний в организации должен учитываться в системе государственного учета и контроля ЯМ.
При проверке необходимо обратить внимание на то, что если организация обращается с ОРИ с ЯМ и в организации нет других ЯМ, то ЯМ в ОРИ поставлены на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ при превышении суммарной массы ЯМ в ОРИ минимальных количеств. Если же организация имеет другие ЯМ, то ЯМ в ОРИ в такой организации поставлены на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ.
В ходе проверки учитывается, что:
если в организации есть 10 ОРИ по 1 г плутония и нет других ЯМ, то эти ОРИ ставятся на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;
если в организации есть 16 ОРИ по 1 г плутония в каждом ОРИ, то все такие ОРИ ставятся на учет в системе учета и контроля ЯМ;
если АЭС имеет 3 ОРИ по 1 г плутония, то такие ОРИ ставятся на учет в системе учета и контроля ЯМ;
если в организации имеется 300 кг обедненного урана, то такой уран может стоять на учете в системе учета и контроля РВ и РАО;
если в организации есть 300 кг обедненного урана и 20 г плутония, то и обедненный уран и плутоний ставятся на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ.
Данные проверки осуществляются с учетом исключений, разрешенных в пункте 20 Основных правил.
24. По пунктам 27 и 28 проверяется правильность установления категорий ЯМ в ЗБМ. При проверке необходимо обратить вниманием на то, что категория ЯМ устанавливается по максимальному количеству ЯМ в ЗБМ с учетом всех поступлений и отправок и совокупности ЯМ. Например, если по учетным документам в ЗБМ организации в любой момент времени одновременно находилось два килограмма диоксида плутония, а на момент проверки находится один килограмм диоксида плутония и один килограмм был отправлен из ЗБМ, то максимальное количество диоксида плутония, одномоментно находившегося в ЗБМ, составляет два килограмма, следовательно, данная ЗБМ соответствует 3-й категории. Если в ЗБМ находится одновременно один килограмм диоксида плутония и два килограмма урана с обогащением 90 %, то общая масса по совокупности ЯМ в ЗБМ будет 3,8 килограмма, что соответствует 2-й категории.
25. По пункту 29 проверяется, что при проведении ФИ ЯМ выполняются следующие требования:
определяется масса всех ЯМ, поступающих в ЗБМ или отправляемых из ЗБМ;
обеспечено прекращение технологических операций;
отсутствуют получения и отправки ЯМ, формирование новых УЕ, за исключением производств с непрерывной технологией, таких как разделение изотопов;
суда с ядерной энергетической установкой (далее - ЯЭУ), плавучие и береговые хранилища ядерного топлива судов выделены в отдельные ЗБМ;
предусмотрены организационные и технические меры по предотвращению перемещений ЯМ за пределы ЗБМ, минуя КТИ.
26. Проверка пункта 30 осуществляется при проверке разработки программы измерений для каждой ЗБМ по пункту 37 Основных правил.
27. По пункту 31 проверяется, что для каждой ЗБМ приказом руководителя организации, или лица им уполномоченного (далее - руководитель организации), назначены ответственный за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ в организации и материально-ответственные лица. В тоже время при проверке учитывается, что при необходимости приказами руководителя организации могут назначаться лица, ответственные за учет ЯМ в ЗБМ.
28. По пункту 32 проверяется, что применением организационных мероприятий, СКД и их комбинаций обеспечивается непрерывный контроль доступа к ЯМ. В ходе проверки необходимо обратить внимание на то, что нет отказов СКД, контроль для всего ЯМ обеспечивается применением пломб или применением системы наблюдения или применением правила двух лиц или комбинацией этих методов.
Проверяется, что учет и контроль поддерживается системой физической защиты ЯМ, в том числе, обеспечением контроля доступа персонала в помещения с ЯМ.
29. По пункту 33 проверяется, что на двери хранилищ, боксов, сейфов или клетей с ЯМ устанавливаются пломбы, с учетом пункта 32 Основных правил, обеспечивающие непрерывность контроля доступа.
В ходе проверки необходимо учитывать, что допускается, чтобы двери хранилищ и сейфов были опломбированы только в нерабочее время, если в рабочее время непрерывность контроля доступа к ЯМ обеспечивается другими мерами и средствами контроля доступа.
В тоже время проверяется, что выбранные организацией для применения пломбы удовлетворяют одному из действующих национальных стандартов, что они идентифицируемые (как минимум имеется оттиск, позволяющий идентифицировать пломбу) и одноразовые (невозможно применить второй раз одну и ту же пломбу).
Если для ЯМ в ЗБМ установлена первая или вторая категория, то необходимо проверить, что все пломбы, применяемые в таких ЗБМ, с уникальным идентификатором. Необходимо обратить внимание на то, что все применяемые в таких ЗБМ пломбы, в том числе применяемые к НОУ и другим ЯМ, которые могут относиться к ЯМ 4-й категории, имеют уникальный идентификатор.
По программе применения пломб и другим документам проверяется, что в таких ЗБМ применяются только типы пломб, имеющие уникальный идентификатор. Непосредственно при проверке ЗБМ проверяется фактическое применение пломб только с уникальным идентификатором.
При этом необходимо учесть, что допускается на неразборные УЕ, ЯМ из которых нельзя извлечь без нарушения целостности конструкции (стержневые и шаровые ТВЭЛ, стандартные образцы, запаянные ампулы и другие), пломбы не устанавливать, а контроль доступа к ЯМ в таких УЕ осуществлять визуальным или инструментальным контролем.
Выборочно проверяется наличие пломб, их соответствие учетным документам (соответствие типа, идентификатора и места установки пломб записям в документах об установке пломб), проверяется выполнение документов организации по применению пломб.
30. По пункту 34 проверяется, что в промежутках между ФИ проводится выборочный или 100 % контроль пломб. Если контроль выборочный, то в организации проверяется порядок расчета и результаты расчета выборки для каждого проведенного контроля. В ходе проверки обращается внимание на то, что при расчете выборки используется требование подтверждения с доверительной вероятностью равной 0,95 нахождения в надлежащем состоянии не менее 95 % пломб в ЗБМ и выборка не меньше чем для указанного требования.
Для проверки определения объема выборки проверяемых пломб можно использовать уравнение , где N - количество установленных пломб в ЗБМ. Здесь []+ также означает округление до ближайшего большего целого числа. Ниже приведены результаты такого расчета для нескольких значений N.
Всего пломб, штук |
Число пломб, работоспособность и состояние которых проверяется |
10 |
10 |
20 |
19 |
50 |
35 |
100 |
46 |
500 |
57 |
1000 |
59 |
5000 |
60 |
10000 |
60 |
Проверяется, что результаты такого контроля документально зафиксированы (указаны проверенные пломбы и результаты проверки, наличие или отсутствие свидетельства о несанкционированном доступе).
31. По пункту 35 проверяется, что все операции с пломбами соответствуют требованиям документов организации, в том числе программе применения пломб и требования этих документов соответствуют требованиям национальных стандартов.
32. По пункту 36 проверяется, что вскрытие дверей хранилищ и других помещений ЗБМ, где хранятся ЯМ первой и второй категорий, производится не менее чем двумя лицами. При этом необходимо обратить внимание на то, что оба лица внесены в список лиц, допущенных к работе с ЯМ. Аналогично проверяется, что если в таких помещениях производятся работы с ЯМ, то все работы с ЯМ производятся не менее чем двумя лицами, допущенными к работе с ЯМ.
33. По пункту 37 проверяется, что программа измерений разработана для каждой ЗБМ или одна на несколько ЗБМ. В ходе проверки учитывается, что допускается оформление одной программы, содержащей необходимые данные и ссылки на документы организации, для нескольких или всех ЗБМ организации.
Проверяется, что в программе измерений приведены следующие сведения:
перечни КТИ, МВИ;
перечни стандартных образцов;
перечни средств измерений с указанием наименования и типа;
перечни процедур пробоотбора;
сведения о периодичности проведения и точности измерений;
сроки составления и формы документов, в которых регистрируются результаты измерений.
Одновременно проверяется, что все результаты измерений оформляются документально (протоколы, журналы измерений и другие) в соответствии со сроками и формами, указанными в программе измерений, и учетом требований действующих стандартов в области метрологии, в том числе государственных и национальных в соответствии с пунктом 43 Основных правил.
Проверяется, что указанная в программе точность измерений удовлетворяет требованиям и критериям, установленным в нормативных правовых актах Российской Федерации и в документах организации (при наличии таких правовых актов и требований).
Проверяется, что программа измерений пересматривается не реже одного раза в пять лет.
34. По пункту 38 проверяется, что методики измерений и стандартные образцы разработаны, аттестованы и оформлены в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
35. По пункту 39 проверяется, что расчетные методики, используемые для УК ЯМ, оформлены в виде отдельных инструкций и содержат порядок оценки погрешности результатов расчетов.
36. По пункту 40 проверяется, что средства измерений поверены (калиброваны), поверка (калибровка) проводилась в соответствии с метрологическими стандартами, действующие свидетельства или печати о поверке в наличии.
37. По пункту 41 проверяется, что в одном из документов организации установлены процедуры внутреннего контроля качества измерений и установленные процедуры внутреннего контроля качества выполняются при проведении измерений.
38. По пункту 42 проверяется наличие документа, удостоверяющего, что в организации назначено должностное лицо, ответственное за организацию измерений ЯМ в целях УК ЯМ (как правило, такое лицо назначается приказом руководителя организации).
39. По пункту 43 проверка документального оформления результатов измерений выполняется при проверке выполнения программы измерений по пункту 37 Основных правил.
40. По пункту 44 проверяется, что для каждой отправки ЯМ организация заранее направила предварительное уведомление в адрес организации получателя и Ростехнадзора, предварительное уведомление было подписано руководителем организации. При проверке необходимо учитывать, что вместо уведомления организации-получателя допускается заранее составлять план (график) поставок, согласованный с получателем.
Проверяется, что оформлена приходно-расходная и сопроводительная документация на каждую передачу (в соответствии с требованиями документов проверяемой организации). В ходе проверки учитывается, что в сопроводительной документации, в соответствии с пунктом 46 Основных правил, указываются как минимум типы и идентификационные признаки УЕ и пломб, значения массы брутто УЕ и другие необходимые данные.
В паспортах УЕ, партии ЯМ проверяются количественные параметры (характеристики) УЕ, продуктов, массы ЯМ в каждой УЕ, а также погрешность массы брутто УЕ.
41. По пункту 45 проверяется, что передача ЯМ между ЗБМ проводится на основании документов, утвержденных руководителем организации (как правило, накладных на передачу). Проверяется, что в таких документах на передачу есть подписи уполномоченных лиц ЗБМ отправителя и ЗБМ получателя.
42. По пункту 46 проверка сопроводительных документов выполняется при проверке передач по пункту 44 Основных правил.
43. По пунктам 47 и 48 для каждого получения ЯМ проверяется выполнение:
внешнего осмотра и проверки количества УЕ;
контроля пломб, примененных к транспортному средству и УЕ;
определения соответствия идентификационных признаков УЕ, пломб и мест размещения УЕ в транспортном средстве данным, указанным в сопроводительных документах;
подтверждающих измерений;
определения вида и объема подтверждающих измерений;
требований документов организации по проведению подтверждающих измерений.
44. По пункту 49 проверяется, что в соответствии с пунктом 47 Основных правил в течение трех рабочих дней после получения ЯМ проведены процедуры входного контроля.
Проверяется, что ЯМ поставлены на учет не позднее 10 дней после получения паспортов (формуляров, сертификатов) на них.
45. По пункту 50 проверяется, что ЯМ сняты с учета только после получения от получателя акта приемки ЯМ, оформленного в установленном порядке, или подписи уполномоченного представителя в накладной, подтвержденной доверенностью получателя.
46. По пунктам 51 - 52 проверяется, что для каждого получения определена разница между значениями масс, указанных отправителем (паспортных данных) и полученных путем измерений получателем для массы УЕ и (или) массы ЯМ в УЕ. Проверяется правильность расчета расхождения данных отправителя и получателя, правильность определения допустимого расхождения (интервала, соответствующего доверительной вероятности 0,99 с учетом погрешностей измерений отправителя и получателя).
Если при выполнении процедур входного контроля обнаружены статистически значимое расхождение данных отправителя и получателя, а также несоответствия фактических данных данным сопроводительных документов, проверяется, что организация приняла соответствующие меры и провела или начала, если к моменту проверки расследование еще не закончено, расследование данного расхождения.
Проверяется, что если организация не выяснила причины расхождения и не устранила их (например, неисправность измерительного оборудования, перекалибровка весов и другое) в течение трех дней с момента обнаружения, и причины расхождений не были выяснены и определены в течение трех дней, то организация направила информацию о таких расхождениях в соответствии с пунктом 84 Основных правил, а также составила СО в соответствии с пунктом 85 Основных правил.
Проверяется, что до окончания расследования ЯМ, по которым были расхождения, не приняты на учет получателя.
В случае проведения арбитражных измерений проверяется, что проводившая их лаборатория имеет соответствующую аккредитацию.
47. По пункту 53 проверка выполнения целей ФИ осуществляется при проверке других пунктов данного раздела.
48. По пункту 54 проверяется, что при ФИ выполняются все требования документов организации по проведению ФИ. Если нарушаются требования любого документа организации по проведению ФИ (например, требование о том, что материально-ответственное лицо не должно включаться в состав комиссии по проведению ФИ), то это считается нарушением пункта 54 Основных правил.
49. По пункту 55 проверка проведения ФИ проводится при проверке выполнения пунктов 57, 59, 60, 63, 68, 69, 70 Основных правил.
50. По пункту 56 проверка подведения баланса каждого ЯМ проверяется при проверке выполнения пунктов 65, 68, 69, 70, 81, 82 Основных правил.
51. По пункту 57 проверяется, что во время ФИ были проведены проверки наличия УЕ, наличия и состояния пломб, отсутствия несанкционированного доступа к ЯМ.
Проверяется, что определены значения масс ЯМ, а также погрешности этих значений, в том числе в технологических потерях, отложениях, накоплениях. В ходе проверки необходимо учесть, что значения масс и погрешностей определяются на основании МВИ или расчетных методик, действующих в организации.
52. По пункту 58 проверка подтверждения ранее полученных результатов контроля СКД проверяется при проверке выполнения пункта 12 Основных правил.
53. По пункту 59 проверяется, что если организация не проводит 100 % учетные или подтверждающие измерения, а рассчитывает выборку, то для каждого СКД, используемого для обоснования уменьшения выборки, имеется документальное подтверждение проверки отсутствия несанкционированного доступа за МБП.
В ходе проверки обратить внимание на правильность расчета допустимого расхождения между результатами учетных и подтверждающих измерений количественных параметров ЯМ (должно устанавливаться на основании доверительной вероятности 0,99) при анализе результатов подтверждающих измерений.
54. По пункту 60 проверяется, что в случае обнаружения статистически значимых расхождений при проведении подтверждающих измерений и (или) нарушения целостности пломб, СКД, в том числе применяемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ, было проведено расследование, а при подтверждении расхождений были проведены новые учетные измерения, внесены изменения в учетные документы и составлены новые отчетные документы.
55. По пунктам 61 и 62 проверяется, что ФИ ЯМ в ЗБМ проводится с требуемой частотой, а если инвентаризация проводится реже, то имеется соответствующее решение Госкорпорации «Росатом», согласованное с Ростехнадзором.
56. По пункту 63 проверяется, что для каждой ФИ ЯМ имеется распорядительный документ руководителя организации о проведении ФИ (допускается издавать один приказ на несколько ФИ).
Проверяется, что в приказе определены:
инвентаризационная комиссия, сроки подготовки и проведения ФИ, время, по истечении которого запрещаются любые перемещения ЯМ, а также сроки представления отчетных документов по результатам ФИ.
Проверяется, что во время ФИ не было перемещений ЯМ, кроме случаев, когда такое перемещение было санкционировано председателем комиссии.
57. По пункту 64 проверка создания инвентаризационных комиссий проводится при проверке пункта 63 Основных правил.
58. По пункту 65 проверяется, что после ФИ составлен акт, утвержденный руководителем организации, в котором указаны:
результаты проверки ведения учетно-отчетной документации, проверки наличия и состояния хранения УЕ с ЯМ;
результаты проверки состояния пломб;
сведения о выполненных в ходе ФИ учетных и подтверждающих измерениях ЯМ;
все выявленные нарушения и аномалии в учете и контроле ЯМ (при их обнаружении), приводится краткий анализ причин их возникновения, а также принятые в ходе ФИ меры по их устранению;
основные результаты ФИ, в том числе заключение о соответствии или несоответствии фактически наличных количеств ЯМ данным СНК и значений ИР допускаемым пределам.
Проверяется, что к акту приложены протоколы всех измерений ЯМ, выполненных в ходе ФИ, а акт подписан всеми членами инвентаризационной комиссии.
59. По пункту 66 проверяется, что при отсутствии аномалий СФНК, составленный по итогам ФИ, берется как СНК на следующий период, а при наличии инвентаризационной разницы проведена корректировка СНК.
60. По пункту 67 проверяется, что если была обнаружена аномалия в учете и контроле ЯМ во время ФИ, то об этом был проинформирован руководитель организации и проведено расследование причин возникновения аномалии.
61. По пунктам 68 - 70 проверяется, что при анализе результатов ФИ ЯМ использовались следующие критерии аномалии:
недостаток (излишек) учетной единицы с ЯМ;
превышение модулем ИР наименьшего из значений величин, указанных в пункте 69 Основных правил, для ЯМ, для которого проводились учетные измерения в МБП.
В ходе проверки необходимо учесть, что для ЯМ, для которого в течение МБП и в процессе проведения ФИ учетные измерения данного ЯМ не выполнялись, выводы об отсутствии аномалий в учете и контроле ЯМ делаются на основе результатов выборочных подтверждающих измерений и проверки СКД.
Объем случайной выборки УЕ, которые будут подвергнуты подтверждающим измерениям, определяется с помощью статистических методов, исходя из значений двух параметров: порогового количества ЯМ для обнаружения их недостачи (излишка) и вероятности обнаружения недостачи (излишка) этого порогового количества.
Проверяется, что при любом превышении критериев организация объявила это аномалией и провела расследование.
В ходе проверки правильности расчета инвентаризационной разницы и ее погрешностей, в том числе правильности расчета 2 % (или 3 %), обращается внимание на то, что данные проценты взяты только для ЯМ, для которых были проведены учетные измерения в данной ЗБМ за данный МБП.
62. По пункту 71 проверяется, что в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с ЯМ, установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения ЯМ, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций проводилась внеплановая инвентаризация.
63. По пунктам 72 - 74 проверяется, что для каждой ЗБМ ведутся учетные документы, в которых указаны:
все данные по количеству и изменению количества ЯМ в ЗБМ;
все изменения количества ЯМ для каждой учетной партии;
параметры (характеристики) партии и исходные данные для формирования партии;
даты изменения количества ЯМ;
сведения об организации-отправителе и организации-получателе (при передачах ЯМ между организациями);
сведения о ЗБМ отправителе и ЗБМ получателе (при передачах ЯМ между ЗБМ одной организации).
Проверяется, что документально зарегистрированы результаты поверки (калибровки) всех средств измерений, данные об отборе проб и результаты их анализа, результаты контроля качества измерений, случайные и систематические погрешности измерений, используемые для учета ЯМ.
64. По пункту 75 проверяется, что в организации созданы и зарегистрированы ЗО.
65. По пунктам 76, 80, 81, 82, 83 проверяется, что по каждой ЗБМ формируются СНК и ОИК, а по результатам ФИ формируются СФНК и МБО. Проверяется, что МБО утвержден руководителем организации.
Проверяется, что в МБО указаны по каждому ЯМ значения:
начальное документально зарегистрированное количество;
увеличение и (или) уменьшение количества за отчетный МБП;
фактически наличное количество, установленное по результатам ФИ;
ИР и ее погрешность;
предел допустимого значения модуля ИР.
Допускается, чтобы такая информация была предоставлена по партиям ЯМ (по каждой партии). Также необходимо проверить, чтобы данная информация по ЯМ (по урану, урану-235, плутонию и другим) была представлена в сумме за всю ЗБМ.
При этом необходимо обратить внимание на то, что если модуль ИР превысил допустимое значения модуля ИР, то к МБО приложен документ, подтверждающий обоснованность принятого значения фактически наличного количества ЯМ.
В ходе проверки необходимо установить, что в СФНК проведена разбивка по партиям ЯМ.
66. По пунктам 77, 78 и 79 проверяется, что организация предоставляет отчетные документы по ЗО (СНК ЗО и ОИК ЗО) в Госкорпорацию «Росатом» в соответствии с правилами, сроками и формой, утвержденными Госкорпорацией «Росатом».
67. По пунктам 84 - 86 проверяется, что при обнаружении аномалии информация об этом была передана в Ростехнадзор и в Госкорпорацию «Росатом» и в течение трех дней после этого был направлен СО.
Проверяется содержание СО и наличие в нем описания:
обстоятельств, события и (или) серии событий, связанных с ЯМ, в отношении которых обнаружена аномалия;
характеристик ЯМ;
исходных данных для определения количественных характеристик ЯМ;
плана мероприятий по исключению подобной аномалии в организации в дальнейшем.
Необходимо проверить, что после обнаружения аномалии в Ростехнадзор и в Госкорпорацию «Росатом» был направлен отчет о выполнении мер по устранению и предотвращению аномалий и причин их возникновения. Также проверяется, что данный отчет был направлен организации-отправителю (если аномалия была выявлена при приемке ЯМ).
Проверяется, что проводилось расследование и составлялся СО при любом значимом расхождении между данными поставщика и получателя, результатами учетных данных и подтверждающих измерений, превышении ИР установленных критериев при ФИ.
68. По пункту 87 предоставление отчетов по запросу Ростехнадзора проверяется при наличии таких запросов.
69. По пункту 88 проверяется, что выполняется вся нормативная и техническая документация, разработанная и утвержденная в организации во исполнение Основных правил. В случае если не выполняется любой из вышеперечисленных документов, то это будет являться нарушением пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352 «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов» и, соответственно, нарушением пункта 88 Основных правил.
70. По пункту 89 проверяется, что в организации разработано Положение по учету и контролю ядерных материалов, в котором отражены следующие разделы:
перечень и формы учетных и отчетных документов;
описание порядка расследования аномалий (не только при ФИ или передачах, но и в других случаях);
описание порядка контроля состояния УК в ЗБМ организации.
Проверяется, что все требования и процедуры, как в данном Положении, так и в других документах по УК ЯМ организации соответствуют требованиям Основных правил (совпадают с ними или не противоречат им).
При этом необходимо обратить внимание на то, что если часть требуемой информации указана в других документах, то в Положении по УК ЯМ имеются ссылки на эти документы.
Проверяется, что требуемая информация действительно приведена в документах, на которые ссылается Положение по УК ЯМ.
71. По пункту 90 проверяется, что в организации разработана программа применения пломб и в ней описаны все необходимые разделы, с учетом требований национальных стандартов.
72. По пункту 91 проверяется, что в организации создана (назначена приказом или определена Положением по УК ЯМ) служба учета и контроля ЯМ. Допускается, если службой учета и контроля ЯМ назначается одно из существующих подразделений организации, а не создается новое. Инспектор проверяет, что в организации имеется организационно-распорядительный документ о создании службы учета и контроля, либо как новой административной единицы (подразделения) либо о возложении обязанностей и функций службы учета и контроля на уже существующее подразделение.
73. По пункту 92 инспектор при проверке запрашивает организацию о документальном подтверждении того, что достоверность учетных данных об идентификаторах УЕ и местоположении УЕ в ЗБМ составляет не менее 95 %, при доверительной вероятности 0,95. Подтверждением этого факта могут быть результаты проверки УИВ, результаты административного контроля, результаты ФИ, в которых сделаны выводы о результатах проверки соответствия и достоверности учетных данных.
Если организация проводит выборку для проверки достоверности учетных данных, инспектор проверяет, что для определения размеров выборки использовалось указанное требование о достоверности не менее 95 % при доверительной вероятности 0,95.
74. По пункту 93 обращается внимание на то, что для каждой ЗБМ разработана отдельная инструкция по УК ЯМ, в которой определена следующая информация:
описание мест размещения ЯМ в ЗБМ;
процедуры оценки потерь ЯМ с выбросами, сбросами и убыли ЯМ с РАО;
описание всех процедур УК ЯМ, специфичных для данной ЗБМ.
75. По пункту 94 проверка расчетов потерь ЯМ проводится при проверке пунктов 12, 39 и 57 Основных правил.
76. По пункту 95 проверяется, что для каждой ЗБМ назначены материально ответственные лица и с ними заключены договоры о материальной ответственности.
77. По пункту 96 и 97 проверяется, что любая передача от материально ответственного лица ЯМ, в том числе исполнителю в работу (в производство), передача между сменами оформлена документально (проверяется непрерывность ответственности за ЯМ).
78. По пункту 98 проверяется, что при обнаружении неучтенного ЯМ он ставится на учет на основании учетных измерений, выполненных для обнаруженного неучтенного продукта, оформления учетных документов в соответствии с рекомендациями (заключением) комиссии, расследовавшей факт обнаружения неучтенного ЯМ.
79. По пунктам 99 и 100 проверяется, что в организации проводится административный контроль в соответствии с утвержденной процедурой и проводятся требуемые в пункте 99 мероприятия.
В ходе проверки обращается внимание на то, что по результатам каждой такой проверки, проведенной в рамках административного контроля, составляется и утверждается руководителем службы УК ЯМ акт, а в случае обнаружения нарушений составляется перечень мероприятий по устранению и эти мероприятия выполнены.
80. По пункту 101 проверяется, что весь персонал, осуществляющий учет и контроль ЯМ, прошел подготовку (обучение) и проверку знаний по учету и контролю ЯМ. При этом инспектор проверяет, что если обучение (или проверка знаний) были не специализированными по учету и контролю ЯМ, а более общими, то в программу обучения (или проверки знаний) входили темы и вопросы по учету и контролю ЯМ. Инспектор проверяет наличие документально оформленных результатов обучения и проверки знаний для всего персонала, осуществляющего учет и контроль ЯМ.
к Методическим рекомендациям по
проверке выполнения основных
правил учета и контроля ядерных материалов,
утв. приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 12 марта 2014 г. № 98
ВОУ |
- высокообогащенный уран |
ЗБМ |
- зона баланса материалов |
ЗО |
- зона отчетности |
ЗРИ |
- закрытый радионуклидный источник |
ИР |
- инвентаризационная разница |
КТИ |
- ключевая точка измерений |
МБО |
- материально-балансовый отчет |
МБП |
- межбалансовый период |
МВИ |
- методика выполнения измерений |
НОУ |
- низкообогащенный уран |
ОИК |
- отчет об изменении инвентарного количества |
РИ |
- радионуклидный источник |
РАО |
- радиоактивные отходы |
РВ |
- радиоактивное вещество |
СКД |
- средство контроля доступа |
СНК |
- список наличного количества |
СО |
- специальный отчет |
СФНК |
- список фактически наличного количества |
УЕ |
- учетная единица |
ЯМ |
- ядерные и специальные неядерные материалы |
ФИ |
- физическая инвентаризация |
ТВЭЛ |
- тепловыделяющие элементы |
Содержание