Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу
(утв. Президентом РФ 1 ноября 2013 г. № Пр-2573)
1. Химическая и биологическая безопасность Российской Федерации определяется состоянием готовности государства к предотвращению угроз химического и биологического характера, в том числе путем создания на территории Российской Федерации условий для защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов.
2. Сохранение существующего уровня негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, возникновение новых и возвращение отдельных ранее преодоленных угроз приводят к ухудшению санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки в Российской Федерации, а также к ослаблению национальной безопасности страны в целом.
3. Основными причинами, усугубляющими негативное воздействие опасных химических и биологических факторов на современном этапе, являются:
а) широкомасштабное использование химических веществ с высокой токсичностью; накопление в окружающей среде опасных химически стойких соединений; разработка и внедрение в производство принципиально новых классов химических веществ с недостаточно изученным воздействием на здоровье человека и окружающую среду; наличие большого количества выведенных из эксплуатации с близкими к предельным либо полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами химически опасных производственных объектов, а также территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности; использование в промышленности несовершенных в отношении обеспечения химической безопасности технологий; отсутствие эффективных технических решений, касающихся переработки (утилизации) химически опасных отходов производства и рекультивации загрязненных территорий; увеличение риска возникновения аварийных ситуаций на производственных объектах из-за нарастающей изношенности оборудования и снижения уровня квалификации персонала; глобализация торговли и возможность ввоза опасных химических веществ и продукции, полученной с их применением; сохранение угроз террористических проявлений в отношении химически опасных объектов или с применением опасных химических веществ;
б) преодоление микроорганизмами межвидовых барьеров (антропозоонозы, инфекции отдаленных биологических видов), увеличение риска возникновения новых инфекций, вызываемых ранее неизвестными патогенами, завоза редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекций, возникновения опасных и особо опасных инфекций, в том числе природно-очаговых, спонтанных и "возвращающихся", а также их распространение среди населения, животных и растений (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии); распространение антимикробной резистентности, возрастание эпидемиологического значения условно-патогенных микроорганизмов и увеличение частоты заболеваемости инфекциями, проявляющимися у лиц с иммунодефицитными состояниями любой природы, распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; возникновение биологических катастроф вследствие аварий и (или) диверсий на объектах, где проводятся работы с патогенными микроорганизмами, природных катастроф, приводящих к росту инфекционной заболеваемости; возрастание рисков, связанных с противоправным использованием биотехнологий двойного назначения и биологическим терроризмом во всех его проявлениях, опасной техногенной деятельностью, в том числе активным использованием генно-инженерных технологий.
4. В настоящее время на территории Российской Федерации уровень защиты населения и окружающей среды не достигает состояния, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда от воздействия опасных химических и биологических факторов.
5. Настоящие Основы подготовлены в связи с необходимостью совершенствования мер государственного регулирования проведения мероприятий по последовательному снижению на территории Российской Федерации до приемлемого уровня риска негативного воздействия на население и окружающую среду опасных химических и биологических факторов.
6. Настоящими Основами определяются цель, приоритетные направления, основные задачи и механизмы реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности (далее - государственная политика).
7. Государственная политика является одним из важнейших направлений укрепления национальной безопасности Российской Федерации и основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
8. Целью государственной политики является последовательное снижение до приемлемого уровня риска негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду.
9. Реализация настоящих Основ осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) приоритетное право человека при обеспечении химической и биологической безопасности на охрану его жизни и здоровья;
б) возможность ограничения прав и свобод человека при обеспечении химической и биологической безопасности только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
в) совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности с учетом интересов национальной безопасности, общепринятых норм международного права в решении глобальных, национальных и региональных проблем, связанных с химическими и биологическими угрозами;
г) соблюдение законодательства Российской Федерации, а также принятых Российской Федерацией обязательств в соответствии с международными договорами в области обеспечения химической и биологической безопасности, в которых участвует Российская Федерация;
д) взаимодействие и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления при обеспечении химической и биологической безопасности;
е) разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, прав и обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения химической и биологической безопасности;
ж) рациональное сочетание интересов и взаимной ответственности личности, общества и государства;
з) приоритетное обеспечение защищенности критически важных химических и биологических объектов производственной инфраструктуры и социальной сферы;
и) соответствие задач и мер государственного регулирования уровню воздействия опасных химических и биологических факторов, а также обеспечение системного подхода при реализации мероприятий, направленных на предотвращение или снижение воздействия указанных факторов;
к) доступность информации и повышение осведомленности населения Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности.
10. К приоритетным направлениям государственной политики относятся:
а) выявление, анализ, прогнозирование, внедрение единых критериев оценки и ранжирования рисков, связанных с негативным воздействием химических и биологических факторов (далее - мониторинг химических и биологических рисков);
б) совершенствование нормативного правового регулирования и государственного управления;
в) развитие ресурсного обеспечения функциональных элементов национальной системы химической и биологической безопасности Российской Федерации;
г) осуществление комплекса мероприятий по нейтрализации химических и биологических угроз, предупреждению и минимизации рисков негативного воздействия химических и биологических факторов, повышению защищенности населения и окружающей среды, а также оценка эффективности указанных мероприятий.
11. Основными задачами государственной политики при осуществлении мониторинга химических и биологических рисков являются:
а) комплексный анализ ситуации, выявление новых химических и биологических угроз и прогнозирование их возможных последствий;
б) внедрение и применение согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ и смесей, а также международной классификации биологических агентов по уровню биологической опасности;
в) разработка современных методов индикации химических веществ и биологических агентов в объектах окружающей среды и биологических средах;
г) разработка современных методов идентификации химических веществ и смесей для их последующей классификации и маркировки;
д) всестороннее изучение химических веществ и смесей, находящихся и поступающих в обращение на территории Российской Федерации, принятие программы проведения исследований химических веществ и смесей, их оценки и регистрации;
е) ведение, сохранение и защита от несанкционированного доступа национальных коллекций патогенных микроорганизмов, анализ и оценка иных биологических коллекций, в том числе используемых в исследовательских и прикладных целях (микробиологических, ботанических, генетических), для принятия решения о необходимости их сохранения и защиты от несанкционированного доступа;
ж) осуществление генетической паспортизации населения и формирование генетического профиля Российской Федерации;
з) создание Национального банка сывороток крови и разработка информационно-аналитической системы на основе сероэпидемиологического мониторинга и оценки популяционного иммунитета к актуальным инфекционным болезням (иммуноструктуры), связанным с биологическими угрозами, среди различных групп населения и на отдельных территориях Российской Федерации;
и) разработка гигиенических нормативов содержания химических веществ, биологических агентов и продуктов их жизнедеятельности в объектах окружающей среды и биологических средах организма человека, в том числе по критериям риска;
к) совершенствование методов оценки безопасности вновь создаваемых видов продукции, в том числе полученной с использованием генно-модифицированных организмов, синтетической биологии и нанотехнологий;
л) создание государственных стандартных образцов и формирование банка данных химически опасных загрязнителей, а также разработка методик проведения их анализа;
м) организация наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах Российской Федерации с населением свыше 100 тыс. человек, а также за содержанием взвешенных частиц (РМ10, РМ2,5), стойких органических загрязняющих веществ в компонентах и объектах окружающей среды;
н) проведение на территории Российской Федерации мониторинга химических и биологических рисков;
о) научное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение оценки рисков для населения и окружающей среды, связанных с негативным воздействием химических и биологических факторов, а также страхование рисков, связанных с эксплуатацией объектов и использованием территорий, представляющих химическую и биологическую опасность;
п) категорирование и классификация объектов и территорий, представляющих химическую и биологическую опасность, с учетом данных о свойствах химических веществ и биологических агентов, о заболеваемости населения, об уровне и динамике зависимых от состояния окружающей среды болезней, уровне рассчитываемых интегральных показателей здоровья, о параметрах среды обитания, в том числе качества атмосферного воздуха, питьевой воды и поверхностных водных источников, степени загрязнения почв;
р) создание региональных карт размещения химически опасных отходов и биологически опасных захоронений;
с) формирование и ведение федерального реестра скотомогильников, биотермических ям, предприятий по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов;
т) обеспечение производственного контроля и государственного надзора за обращением и удалением отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, включая полихлорбифенилы;
у) проведение инвентаризации выведенных из эксплуатации предприятий, ранее производивших опасные химические вещества, а также территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности; создание региональных баз данных о надежности функционирования химически опасных объектов на территории субъектов Российской Федерации в рамках государственной информационной системы обеспечения химической и биологической безопасности;
ф) подготовка медико-санитарных паспортов территорий, на которых расположены химически и биологически опасные объекты;
х) обследование объектов и территорий, представляющих химическую и биологическую опасность (источников химической и биологической опасности), и разработка технико-экономических обоснований работ по их ликвидации или снижению уровня риска негативного воздействия;
ц) анализ угрозы применения против Российской Федерации в террористических целях опасных биологических агентов и химических веществ, в том числе созданных на базе новейших достижений в области геномики, протеомики, генной инженерии, органической и неорганической химии и в других смежных областях, для разработки мер противодействия и минимизации возможных негативных последствий;
ч) анализ технологий двойного назначения и новых зарубежных образцов вооружения, полученных с использованием химических веществ и биологических агентов, не подпадающих под запрет и контроль в рамках международных соглашений, в которых принимает участие Российская Федерация;
ш) создание единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
щ) обоснование адекватных мер государственного регулирования по результатам оценки рисков для населения и окружающей среды, связанных с негативным воздействием химических и биологических факторов.
12. Основными задачами по совершенствованию нормативного правового регулирования и государственного управления являются:
а) регулирование отношений, возникающих в области обеспечения химической и биологической безопасности, путем развития законодательства Российской Федерации, включая подготовку и принятие базовых федеральных законов "О химической безопасности" и "О биологической безопасности", законов субъектов Российской Федерации в этой области, а также нормативных правовых актов, обеспечивающих их реализацию;
б) разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения химической и биологической безопасности;
в) оптимизация многоуровневого организационного и функционального взаимодействия и координации органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения химической и биологической безопасности;
г) разработка и реализация моделей интеграции в межгосударственные и международные системы обеспечения химической и биологической безопасности, отвечающих интересам Российской Федерации;
д) принятие мер по обеспечению выполнения принятых Российской Федерацией обязательств в соответствии с международными договорами;
е) развитие международного сотрудничества в области химической и биологической безопасности, способствующего экономическому развитию и интеграции Российской Федерации, в том числе в рамках Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития;
ж) участие в формировании и применении технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих требования безопасности к химической продукции, а также к продукции, произведенной с использованием биотехнологий, в том числе с учетом решений и рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по вопросам государственного регулирования в сфере производства, торговли и обращения химических веществ и смесей;
з) участие в подготовке решений Совета Евразийской экономической комиссии о порядке отнесения химических веществ к ограниченным в применении, запрещенным к применению, а также о замещении их на более безопасные аналоги;
и) совершенствование регулирования трансграничного перемещения генетически модифицированных организмов и присоединение Российской Федерации к Картахенскому протоколу по биологической безопасности к Конвенции о биологическом разнообразии;
к) нормативное закрепление критериев для определения и категорирования уровней химической и биологический опасности производственных объектов и территорий, утверждение федеральных и региональных перечней химически и биологически опасных объектов на основе их инвентаризации;
л) развитие механизмов стимулирования деятельности промышленных предприятий по обеспечению химической и биологической безопасности (страхование рисков, льготное налогообложение, увеличение административной ответственности за сверхнормативные выбросы и сбросы, сертификация продукции), создание благоприятных условий (льгот, субсидий, кредитов) для организаций, осуществляющих услуги в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также внедряющих малоотходные, ресурсосберегающие и передовые технологии в целях повышения эффективности и безопасности химически и биологически опасных производств;
м) разработка правовых норм, обеспечивающих повышение эффективности государственного надзора, усиление контроля деятельности химически и биологически опасных производств, а также ужесточение ответственности за несоблюдение требований химической и биологической безопасности, в том числе за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации, консервации и ликвидации химически и биологически опасных объектов, за незаконный оборот биологических агентов и материалов, генно-модифицированных организмов, а также за хищение либо вымогательство подконтрольных химических веществ и биологических материалов;
н) совершенствование нормативного правового регулирования обеспечения биологической безопасности при эксплуатации скотомогильников, биотермических ям, предприятий по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов, а также перевод бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям в муниципальную собственность;
о) развитие механизмов гарантированного государственного обеспечения и социальной защиты специалистов в области химической и биологической безопасности, контактирующих с опасными химическими веществами и биологическими агентами, и работников организаций, а также лиц, проживающих в зонах, подверженных воздействию опасных химических и биологических производств, и лиц, пострадавших в результате аварий на них;
п) установление порядка доказательства причинения вреда здоровью человека негативным воздействием химических и биологических факторов окружающей среды;
р) внедрение современных механизмов управления химическими и биологическим рисками на федеральном уровне, уровнях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов;
с) внедрение государственной информационной системы обеспечения химической и биологической безопасности и развитие инновационной телекоммуникационной структуры управления рисками в условиях штатного функционирования опасных объектов и при чрезвычайных ситуациях, разработка и внедрение средств, способов и механизмов защиты информации в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также повышение информированности населения и лиц, принимающих решения.
13. Основными задачами по развитию ресурсного обеспечения (сил и средств) функциональных элементов национальной системы химической и биологической безопасности являются:
а) развитие инфраструктуры научного, методического, технологического, информационного и координационно-аналитического обеспечения решения проблем в области химической и биологической безопасности;
б) укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом их функций в области обеспечения химической и биологической безопасности;
в) увеличение отечественных производственных мощностей по выпуску профилактических и лекарственных препаратов, отвечающих требованиям надлежащей производственной практики, ветеринарных препаратов и средств защиты растений, а также систем (средств) обеспечения химической и биологической безопасности (с учетом мобилизационной готовности), в том числе для личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
г) обеспечение деятельности центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами, центров проведения исследований химических веществ и смесей промышленного назначения, в том числе обеспечение их соответствия требованиям надлежащей лабораторной практики, инжиниринговых центров федерального значения в области утилизации и переработки промышленных отходов и ликвидации накопленного экологического ущерба, центров разработки безопасных химических технологий, в том числе технологий ликвидации выведенных из эксплуатации предприятий, ранее производивших опасные химические вещества, и рекультивации территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности, а также центров содействия предприятиям по вопросам безопасности химической продукции;
д) создание условий для проведения генетической паспортизации населения, развития технологий скрининга генофондов человека, животных и растений;
е) пополнение, обеспечение сохранности и защищенности государственных коллекций микроорганизмов;
ж) обеспечение мер физической защиты и охраны опасных химических и биологических объектов;
з) формирование и обновление запасов средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на химически и биологически опасных объектах;
и) укрепление кадрового потенциала, необходимого для обеспечения химической и биологической безопасности, и совершенствование системы подготовки специалистов, в том числе создание условий для:
ликвидации недостатка в стране специалистов - токсикологов, профпатологов, эпидемиологов, бактериологов, вирусологов, паразитологов и энтомологов путем оптимизации механизмов их подготовки, а также повышения привлекательности и престижа этих специальностей;
повышения уровня подготовки кадров, в том числе обслуживающего персонала, по вопросам обеспечения химической и биологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а также по вопросам их антитеррористической и противодиверсионной защиты;
развития учебно-методических центров, созданных на базе федеральных государственных научных и образовательных учреждений (в том числе военных), расположенных в федеральных округах и некоторых субъектах Российской Федерации;
разработки и внедрения учебных программ, программ тематического усовершенствования по вопросам анализа рисков негативного воздействия опасных химических и биологических факторов и применения технологий управления рисками;
проведения учений и тренировочных занятий по организации межведомственного взаимодействия, в том числе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на химически и биологически опасных объектах и территориях;
к) разработка высокоэффективных средств индивидуальной и коллективной защиты, автоматизированных систем обнаружения и контроля опасных химических веществ и биологических агентов в окружающей среде;
л) создание условий для обеспечения нормативного накопления и обновления создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами.
14. Основными задачами по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на нейтрализацию химических и биологических угроз, предупреждение и минимизацию рисков негативного воздействия химических и биологических факторов, повышение защищенности населения и окружающей среды, а также по оценке их эффективности являются:
а) совершенствование мер реагирования на всех уровнях государственного управления, а также взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе на основе ситуационного и имитационного моделирования параметров химической и биологической безопасности с учетом законодательных, структурно-функциональных и иных преобразований в Российской Федерации;
б) разработка и внедрение современных методов, средств и технологий защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов;
в) разработка и применение технологий диагностики, лечения и профилактики нарушений здоровья, связанных с негативным воздействием опасных химических и биологических факторов;
г) обоснование и проведение медико-профилактических мероприятий в отношении лиц, подверженных риску негативного воздействия химических и биологических факторов на опасных объектах и территориях, а также в зонах их влияния;
д) обеспечение противоэпидемических мероприятий, а также определение единственных поставщиков средств специфической профилактики (вакцинных препаратов) инфекционных заболеваний в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
е) разработка, производство, утилизация, пополнение и обновление запасов средств защиты населения от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, включая поставки по государственному заказу, а также совершенствование механизма организации работ, в том числе путем определения единственных поставщиков;
ж) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях, представляющих химическую и биологическую опасность, в том числе:
совершенствование систем контроля и управления, включая систему автоматической противоаварийной защиты технологических процессов, обеспечение эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы организаций;
повышение надежности функционирования и уровня безопасности химически и биологически опасных объектов, модернизация систем контроля и управления рисками при чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий;
повышение эффективности доступа к информации о химической продукции (в том числе ее свойствах, правилах безопасного обращения и мерах по устранению чрезвычайных ситуаций, связанных с химической продукцией) на основе паспортов безопасности химической продукции;
проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по созданию новых химических и биологических объектов и технологий, снижающих до приемлемого уровня риск негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду;
замена физически изношенного оборудования и морально устаревших технологий более современными (позволяющими уменьшить объемы используемых опасных химических веществ, применять менее опасные химические вещества или вещества в менее опасном состоянии), а также проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее чувствительных к несанкционированным воздействиям;
предотвращение несанкционированного доступа к токсическим веществам и биологическим агентам, в том числе генно-модифицированным организмам;
повышение обеспеченности персонала химически опасных объектов и населения средствами индивидуальной и коллективной защиты;
з) ликвидация (обезвреживание) выведенных из эксплуатации химически и биологически опасных объектов, а также рекультивация территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности, научно-методическое обеспечение процессов санации и реабилитации таких объектов и территорий, ликвидация накопленного ущерба от деятельности химически и биологически опасных объектов, их паспортизация, сертификация и аудит, а также определение единственных поставщиков;
и) развитие и внедрение безопасных технологий обращения с биологическими, в том числе медицинскими, отходами, а также с утратившими срок годности лекарственными средствами;
к) ликвидация (утилизация) запасов (в том числе бесхозяйных) удобрений и средств защиты растений с истекшими сроками хранения, имущества гражданской обороны с истекшим сроком хранения и утратившего защитные свойства, стойких органических загрязняющих веществ, в том числе путем определения единственных исполнителей работ;
л) разработка мер, направленных на предотвращение угрозы применения против Российской Федерации химического и биологического оружия, и оценка возможных последствий применения этих видов оружия массового уничтожения;
м) разработка и внедрение мер по предотвращению террористических актов с использованием опасных химических веществ и биологических агентов, повышение защищенности критически важных объектов промышленности химического и биологического профиля, мест массового скопления людей, наземных и подземных коммуникаций;
н) совершенствование методов государственного надзора (контроля), в том числе на опасных производственных и критически важных объектах, за соблюдением законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к обеспечению химической и биологической безопасности;
о) повышение общей культуры граждан Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности, включая повышение уровня и качества информированности населения о химически и биологически опасных объектах, возможных террористических проявлениях и способах защиты от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, мерах по ликвидации последствий их воздействия.
15. Механизм реализации государственной политики предусматривает укрепление и развитие национальной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации (далее - национальная система), представляющей собой совокупность сил и средств, а также мер, направленных на борьбу с угрозами химического и биологического характера и достижение цели государственной политики.
16. Основными элементами национальной системы являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, принимающие участие в обеспечении химической и биологической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Функции национальной системы определяются приоритетными направлениями и основными задачами государственной политики.
18. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Президент Российской Федерации.
19. Формирование государственной политики и контроль за ее реализацией осуществляются Советом Безопасности Российской Федерации.
20. Координацию деятельности по обеспечению согласованных действий федеральных органов исполнительной власти во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, направленной на реализацию основных задач государственной политики, осуществляет Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации.
21. Организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения химической и биологической безопасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
22. Решение проблем в области обеспечения химической и биологической безопасности осуществляется путем совершенствования нормативного правового регулирования и государственного управления, а также программно-целевым методом, предусматривающим ресурсное обеспечение разработанного с учетом системного подхода комплекса мероприятий.
23. Целевые индикаторы эффективности решения основных задач государственной политики, количественные показатели оценки степени их реализации устанавливаются в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в федеральных и региональных программах в области химической и биологической безопасности.
24. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
25. План мероприятий по реализации настоящих Основ утверждается Правительством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации |
В. Путин |