Письмо Министерства регионального развития РФ
от 21 августа 2012 г. № 21962-ДБ/08

Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено обращение от 14.08.2012 № 554/ИП и сообщается следующее,

Согласно части 4 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к отношениям, связанным с приобретением, прекращением статуса саморегулируемых организаций, определением их правового положения, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"), если данные отношения не урегулированы Кодексом.

В части 1 статьи 55.1 Кодекса установлено, что постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации формируется из числа индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации и представителей юридических лиц - членов саморегулируемой организации.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") порядок формирования органов управления некоммерческого партнерства должен устанавливаться учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" саморегулируемые организации должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации.

Согласно пункту 6 статьи 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

В части 5 статьи 14 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" установлено, что должностное лицо саморегулируемой организации, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, не вправе являться членом органов управления членов саморегулируемой организации. Такой запрет связан с тем, что это может привести к возникновению конфликта интересов между саморегулируемой организацией и ее членами (участниками).

В части 1 статьи 8 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" установлено, что под заинтересованными лицами понимаются члены саморегулируемой организации, лица, входящие в состав органов управления саморегулируемой организации, ее работники, действующие на основании трудового договора или гражданско-правового договора. При этом, в части 5 данной статьи установлено, что сама саморегулируемая организация в своем уставе или других учредительных документах, внутренних положениях, нормативах и стандартах должна разработать более конкретные правовые механизмы по предотвращению конфликта интересов и по его разрешению.

Иных ограничений в отношении избрания лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации в состав постоянно действующего коллегиального органа управления вышеуказанной саморегулируемой организации действующим законодательством в сфере саморегулирования, включая Градостроительный кодекс Российской Федерации, не установлено.

Таким образом, саморегулируемая организация при формировании коллегиального органа управления обязана соблюдать требования действующего законодательства, а также предусмотреть в уставе дополнительные условия, направленные на предотвращение конфликта интересов в саморегулируемой организации в случае избрания физического лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, в качестве представителя юридического лица - члена этой саморегулируемой организации в состав постоянно действующего коллегиального органа управления этой же саморегулируемой организации, при условии, что данное лицо не является членом органов управления юридических лиц - членов этой саморегулируемой организации, их дочерних и зависимых обществ, а также не является работником, состоящим в штате вышеуказанных организаций.

 

И. о. директора Департамента архитектуры,

строительства и градостроительной политики

Д.В. Беляев