Государственное санитарно-эпидемиологическое
нормирование
Российской Федерации
2.1.10.
ГИГИЕНА. КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА.
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ
С СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И
УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Медико-демографическое
прогнозирование на кратко- и
среднесрочную перспективу с учетом
социально-экономического состояния
Методические рекомендации
МР 2.1.10.0084-13
Москва 2014
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Г.Г. Онищенко, И.В. Брагина, Т.Ю. Завистяева); Федеральным бюджетным учреждением науки «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» (И.В. Зайцева, И.В. Май, П.З. Шур, В.Б. Алексеев, М.Ю. Цинкер, М.Р. Камалтдинов, В.М. Чигвинцев, Т.Н. Сухарева); ФГБУ «Научно-исследовательский институт питания» РАМН (В.А. Тутельян, С.А. Хотимченко); Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (А.И. Верещагин, М.В. Калиновская); Управлением по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (А.С. Сбоев, В.А. Хорошавин); Управлением по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (С.В. Кузьмин); Федеральным бюджетным учреждением науки «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора (В.П. Чащин); Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (П.В. Трусов); Российской медицинской академией последипломного образования Минздрава России (О.В. Митрохин, Л.М. Симкалова).
2. Утверждены врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Поповой 28 ноября 2013 г.
3. Введены в действие с 28 ноября 2013 г.
4. Введены впервые.
СОДЕРЖАНИЕ
Сокращения и условные обозначения. 2 2. Источники информации. Представление информации. 3 4. Анализ социально-экономической структуры.. 4 5. Методика построения медико-демографических прогнозов. 7
|
Социальная структура - это устойчивая связь элементов (индивидов, занимающих определенные позиции и выполняющих определенные социальные функции и объединенных в группы на основе их признаков) в социальной системе.
Социальная трансформация - это превращения, происходящие в обществе в-результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных.
Макросоциальные факторы риска - факторы социальной природы, провоцирующие или увеличивающие риск ухудшения здоровья человека (развития определенных заболеваний, преждевременной смерти и пр.), проявляющиеся на уровне общества в целом или отдельных его подсистем. К макросоциальным факторам относят социально-политические, социально-экономические и социокультурные факторы риска здоровью.
Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
Вредный эффект для здоровья - изменения в морфологии, физиологии, росте, развитии или продолжительности жизни организма, популяции или потомства, проявляющиеся в ухудшении функциональной способности или способности компенсировать дополнительный стресс, или в повышении чувствительности к воздействиям других факторов среды обитания.
Кластерный анализ - метод анализа, предназначенный для разбиения совокупности объектов на однородные группы (кластеры или классы).
Zi - Z-вклад i-го наблюдения
xi - значение i-го наблюдения
x̄ - среднее наблюдение
S - стандартное отклонение
mtр - место (ранг), занимаемое t-м регионом, по р-му показателю от наилучшего значения к наихудшему
- среднее значение ранг а для t-й территории
n - количество показателей
Ik - индекс социально-экономического развития k-го кластера
g - количество территорий, входящих в кластер
KDij - коэффициент перехода демографического показателя D при переходе из i-го кластера в j-й
Di - значение демографического показателя в i-м кластере
УТВЕРЖДАЮ Врио
руководителя Федеральной службы _________________________ А.Ю. Попова 28 ноября 2013 г. |
2.1.10.
ГИГИЕНА. КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА.
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ
С СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И
УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Медико-демографическое прогнозирование
на кратко- и среднесрочную перспективу с учетом
социально-экономического состояния
Методические рекомендации
МР 2.1.10.0084-13
1.1. Рекомендации предназначены для специалистов отделов социально-гигиенического мониторинга органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, региональных органов исполнительной власти, а также научно-исследовательских и других организаций, занимающихся оценкой медико-демографической ситуации на популяционном уровне.
1.2. Положения методических рекомендаций следует учитывать:
- при идентификации основных социально-экономических факторов риска здоровью населения;
- при ранжировании территорий по социально-экономической ситуации;
- при оценке влияния социальной структуры населения на состояние его здоровья;
- при построении медико-демографических прогнозов с учетом влияния социально-экономической ситуации;
- при разработке социально-экономических и медико-демографических мер по улучшению состояния здоровья населения на популяционном уровне.
2.1. Медико-демографические исследования на популяционном уровне основаны на данных, собираемых в рамках социально-гигиенического мониторинга, государственного статистического наблюдения, ведомственного статистического наблюдения, специальных выборочных социологических исследований, носящих официальный характер.
2.2. К исходным данным предъявляются следующие требования:
- данные по количеству умерших, численности населения и социально-экономическим показателям должны быть официальными, то есть полученными в государственном комитете Российской Федерации по статистике и подтверждаться соответствующими документами;
- если в качестве объекта исследования выбран макрорегион (например, федеральный округ), то данные собираются по всем, входящим в его состав, субъектам Российской Федерации; если регион - по всем муниципальным образованиям, входящим в состав анализируемого региона и т.п.;
- данные по количеству умерших и численности населения должны содержать детализацию по полу, возрасту, территории.
2.3. Для учета факторов среды обитания используются статистические, информационные и аналитические материалы, формируемые:
- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга;
- территориальными органами Федеральной службы государственной статистики.
3.1. Настоящие рекомендации представляют собой последовательную технологию обработки и анализа данных статистики.
3.2. Индикаторами здоровья на популяционном уровне служат медико-демографические показатели (смертность, рождаемость, младенческая смертность, естественный прирост и пр.).
3.3. Макросоциальные факторы риска описываются группой социально-экономических показателей.
3.4. Социальные факторы риска представляют собой показатели, формирующие социальный климат и определяют основные причины изменения образа жизни человека.
3.5. Измерение различий в здоровье между социальными группами представляет собой общий подход для оценивания, заключающийся в определении некоторых социальных групп и дальнейшем изучении различий в здоровье между ними. Этот метод предполагает существование значительного социального группирования, которое отражает неравное распределение ресурсов и возможностей.
3.6. Анализ социальной структуры основывается на методах классификации с последующим анализом особенностей состояния здоровья. Процедура классификации основана на применении кластерного анализа и позволяет формировать группы наблюдений по схожести участвующих показателей.
3.7. Зависимость состояния здоровья от макросоциальных факторов исследуется с помощью статистических методов.
3.8. Методика медико-демографических прогнозов учитывает половозрастную структуру населения. Прогнозирование численности населения определяется методом передвижки возрастов.
3.9. Анализ и прогнозирование медико-демографической ситуации выполняется согласно общему алгоритму, представляющему совокупность трех этапов.
На первом этапе алгоритма выполняется классификация административно-территориальных единиц по комплексу социально-экономических показателей. Основными выходными данными первого этапа являются:
- классификация территорий по комплексу социально-экономических показателей проводится с использованием кластерного анализа;
- выделение основных классифицирующих признаков с использованием дисперсионного анализа;
- определение социально-экономической ситуации кластера с помощью индекса социально-экономического развития.
На втором этапе проводится анализ распределения медико-демографических показателей внутри каждого кластера. Основными выходными данными второго этапа являются:
- установление различий в медико-демографических показателях между кластерами определяется с использованием дисперсионного анализа;
- определение медико-демографической ситуации кластера с помощью метода ранговых оценок.
На третьем этапе определяются зависимости при переходе территорий из одного кластера в другой и построение прогнозов изменения медико-демографической ситуации. Основными выходными данными третьего этапа являются:
- составление матриц изменения медико-демографических показателей при переходе территории из одного кластера в другой;
- прогноз медико-демографических показателей с учетом различных сценариев развития событий на основе методики передвижки возрастов.
4.1. Задачи, связанные с изучением социальной структуры общества предполагает проведение процедуры классификации с последующим анализом особенностей состояния здоровья. Процедура классификации основана на применении кластерного анализа и позволяет формировать группы (классы, типы, кластеры) наблюдений по схожести участвующих показателей.
4.2. Основная идея проведения кластерного анализа заключается в разбиении анализируемой совокупности наблюдений (территорий, регионов) на непересекающиеся однородные подмножества (кластеры) таким образом, чтобы каждый кластер содержал территории с наиболее схожими социально-экономическими характеристиками, а территории, попавшие в различные кластеры существенно отличались по данным признакам.
4.3. Достоинство кластерного анализа, обусловившее его применение для решения поставленной задачи, заключается в возможности производить классификацию объектов по совокупности признаков.
4.4. Для проведения кластерного анализа рекомендуется использовать пакеты программ по статистическому анализу данных (Statistica, Matlab и пр.).
4.5. При проведении процедуры классификации необходимо учитывать несколько требований:
- показатели, по которым проводится группировка, должны быть отнесены к численности населения;
- важно, чтобы переменные изменялись в сравнимых шкалах и одном масштабе измерений.
4.6. Для устранения неоднородности измерения исходных данных, все их значения предварительно нормируются. Нормирование исходных данных для кластерного анализа проводится посредством приведения распределения исходных переменных к стандартному нормальному распределению с использованием стандартизованного вклада (Z-вклада).
4.7. Z-вклад показывает, сколько стандартных отклонений отделяет данное наблюдение от среднего значения:
|
(1) |
хi - значение данного наблюдения, x̄ - среднее, S - стандартное отклонение.
4.8. Среднее для Z-вкладов является нулевым, и стандартное отклонение равно 1. Стандартизация позволяет сравнивать наблюдения из различных распределений.
4.9. Необходимо отметить, что методы нормирования означают признание всех признаков равноценными с точки зрения выяснения сходства рассматриваемых объектов.
4.10. Для процедуры кластеризации рекомендуется использовать показатели, характеризующие социально-экономическую ситуацию, приведенные в табл. 1.
Социально-экономические показатели,
используемые при кластерном анализе
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем па одного жителя, м2 |
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, % |
Удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением, газом и напольными электроплитами, % |
Валовой продукт на душу населения, тыс. руб. |
Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. |
Основные фонды в экономике на душу населения, млн руб. |
Удельный вес городского населения в общей численности населения, % |
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. |
Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума на одного члена семьи, % |
Коэффициент Джинни |
Уровень безработицы, % |
Продолжительность безработицы, дней |
Число больничных коек на 10 тыс. населения |
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 тыс. населения, посещений в смену |
Уровень обеспеченности спортивными сооружениями, шт./на 10 тыс. населения |
Число зарегистрированных преступлений, на 100 тыс. населения |
Число зарегистрированных ДТП, на 100 тыс. населения |
Численность зрителей театров на 10 тыс. населения |
4.11. Наилучшие результаты классификации получаются при разбиении на 7 кластеров.
4.12. Для выделения основных классифицирующих показателей используется дисперсионный анализ.
4.13. Для определения социально-экономической ситуации кластера используется индекс социально-экономического развития, полученный на основе ранговых оценок.
4.14. Регионам, участвовавшим в кластеризации, присваиваются ранги по выбранным для кластеризации показателям: mtр - место, занимаемое t-м регионом, по р-му показателю от наилучшего значения к наихудшему. Число рангов соответствует количеству исследуемых территорий.
4.15. Для каждой территории вычисляется среднее значение ранга среди всех показателей:
|
(2) |
- среднее значение ранга для t-й территории, по всем показателям;
n - количество показателей.
4.16. Среднее значение ранга среди всех показателей характеризует социально-экономическое положение отдельного субъекта. Для определения социально-экономической ситуации для каждого кластера рассчитывается индекс социально-экономического развития:
|
(3) |
Ik - индекс социально-экономического развития k-го кластера;
g - количество территорий, входящих в k-й кластер.
4.17. Индекс социально-экономического развития ставится в соответствие каждому кластеру и характеризует социально-экономическое развитие среди групп территорий.
4.18. В табл. 2 приведен пример классификации регионов Российской Федерации по данным одного года с указанием индекса социально-экономического развития.
Состав сформированных кластеров и
индексы социально-экономического развития кластеров
Территория |
Кластер |
Ik |
Территория |
Кластер |
Ik |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Республика Коми |
1 |
35 |
Магаданская область |
3 |
26 |
Калининградская область |
1 |
35 |
Чукотский автономный округ |
3 |
26 |
Мурманская область |
1 |
35 |
Республика Калмыкия |
4 |
55 |
г. Санкт-Петербург |
1 |
35 |
Курганская область |
4 |
55 |
Астраханская область |
1 |
35 |
Республика Алтай |
4 |
55 |
Волгоградская область |
1 |
35 |
Республика Бурятия |
4 |
55 |
Республика Татарстан |
1 |
35 |
Республика Тыва |
4 |
55 |
Удмуртская Республика |
1 |
35 |
Читинская область |
4 |
55 |
Пермский край |
1 |
35 |
Агинский Бурятский автономный округ |
4 |
55 |
Нижегородская область |
1 |
35 |
Амурская область |
4 |
55 |
Самарская область |
1 |
35 |
Еврейская автономная область |
4 |
55 |
Свердловская область |
1 |
35 |
Владимирская область |
5 |
42 |
Челябинская область |
1 |
35 |
Ивановская область |
5 |
42 |
Красноярский край |
1 |
35 |
Калужская область |
5 |
42 |
Иркутская область |
1 |
35 |
Костромская область |
5 |
42 |
Кемеровская область |
1 |
35 |
Курская область |
5 |
42 |
Новосибирская область |
1 |
35 |
Липецкая область |
5 |
42 |
Омская область |
1 |
35 |
Московская область |
5 |
42 |
Томская область |
1 |
35 |
Орловская область |
5 |
42 |
Республика Саха (Якутия) |
1 |
35 |
Рязанская область |
5 |
42 |
Камчатский край |
1 |
35 |
Смоленская область |
5 |
42 |
Хабаровский край |
1 |
35 |
Тверская область |
5 |
42 |
Сахалинская область |
1 |
35 |
Тульская область |
5 |
42 |
Белгородская область |
2 |
45 |
Ярославская область |
5 |
42 |
Брянская область |
2 |
45 |
Архангельская область |
5 |
42 |
Воронежская область |
2 |
45 |
Вологодская область |
5 |
42 |
Тамбовская область |
2 |
45 |
Ленинградская область |
5 |
42 |
Республика Карелия |
2 |
45 |
Новгородская область |
5 |
42 |
Республика Адыгея |
2 |
45 |
Псковская область |
5 |
42 |
Кабардино-Балкарская Республика |
2 |
45 |
Республика Марий Эл |
5 |
42 |
Карачаево-Черкесская Республика |
2 |
45 |
Кировская область |
5 |
42 |
Республика Северная Осетия-Алания |
2 |
45 |
Республика Хакасия |
5 |
42 |
Краснодарский край |
2 |
45 |
Приморский край |
5 |
42 |
Ставропольский край |
2 |
45 |
г. Москва |
6 |
27 |
Ростовская область |
2 |
45 |
Тюменская область |
6 |
27 |
Республика Башкортостан |
2 |
45 |
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра |
6 |
27 |
Республика Мордовия |
2 |
45 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
6 |
27 |
Чувашская Республика |
2 |
45 |
|
|
|
Оренбургская область |
2 |
45 |
|
|
|
Пензенская область |
2 |
45 |
|
|
|
Саратовская область |
2 |
45 |
|
|
|
Ульяновская область |
2 |
45 |
|
|
|
Алтайский край |
2 |
45 |
|
|
|
5.1. Построение прогнозных уровней медико-демографических показателей с учетом изменения социальной структуры на территории проводится на основе изучения зависимостей между результатами классификации и индикаторами здоровья на уровне субъектов Российской Федерации.
5.2. Индикаторами здоровья на популяционном уровне служат медико-демографические показатели (смертность, рождаемость, младенческая смертность, естественный прирост и пр.).
5.3. Для определения зависимости между кластерами, объединенными по социально-экономическим параметрам, и медико-демографическими показателями используется однофакторный дисперсионный анализ. Дисперсионный анализ является стандартным методом вариационной статистики и основан на сравнении межгрупповых и внутригрупповых дисперсий.
Результаты дисперсионного анализа приведены в табл. 3.
Дисперсионный анализ по демографическим показателям
между кластерами
Показатель |
Межгрупповая дисперсия (SS) |
Внутригрупповая дисперсия (MS) |
F |
p |
Рождаемость |
309,193 |
3,897 |
13,223 |
0,000 |
Смертность |
603,588 |
4,058 |
24,789 |
0,000 |
Естественный прирост |
1510,532 |
12,804 |
19,662 |
0,000 |
Младенческая смертность |
320,010 |
5,468 |
9,754 |
0,000 |
ОПЖ |
442,964 |
2,941 |
25,099 |
0,000 |
5.4. Для анализа зависимостей используется метод ранговых оценок, согласно которому для каждого кластера были вычислены средние ранги для медико-демографических показателей (табл. 4).
Ранги по социально-экономическим и демографическим показателям
Номер кластера |
Количество территорий в кластере |
Ранг |
||||
Социально-экономические показатели |
Смертность |
Рождаемость |
Младенческая смертность |
Естественный прирост |
||
1 |
23 |
35 |
35 |
36 |
41 |
36 |
2 |
20 |
45 |
43 |
48 |
36 |
45 |
3 |
2 |
26 |
18 |
28 |
78 |
21 |
4 |
9 |
55 |
28 |
12 |
60 |
18 |
5 |
22 |
42 |
66 |
58 |
38 |
64 |
6 |
4 |
27 |
7 |
26 |
25 |
13 |
7 |
2 |
65 |
2 |
5 |
79 |
2 |
5.5. Существенное изменение социально-экономических условий на уровне субъекта Российской Федерации сопровождается изменением результатов классификации, то есть возможен переход региона из одного класса в другой. Такая трансформация вызывает и изменения в медико-демографических показателях.
5.6. Для учета эффекта социальной трансформации при демографическом прогнозе целесообразно вводить коэффициенты перехода, которые устанавливают закономерности социальных изменений демографических показателей.
5.7. Коэффициенты перехода рассчитываются по формуле:
|
(4) |
KDij - коэффициент перехода демографического показателя D при переходе из i-го кластера в j-й;
Di - значение демографического показателя в i-м кластере;
Dj - значение демографического показателя в j-м кластере.
5.8. Из полученных коэффициентов перехода составляются единичные матрицы изменения демографических показателей при переходе из кластера в кластер (табл. 5 -7).
Матрица изменения смертности по классам регионов
Кластер |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
1,00 |
1,04 |
0,89 |
0,94 |
1,25 |
0,58 |
0,32 |
2 |
0,96 |
1,00 |
0,85 |
0,9 |
1,21 |
0,56 |
0,31 |
3 |
1,13 |
1,17 |
1,00 |
1,06 |
1,41 |
0,66 |
0,36 |
4 |
1,07 |
1,11 |
0,94 |
1,00 |
1,33 |
0,62 |
0,34 |
5 |
0,8 |
0,83 |
0,71 |
0,75 |
1,00 |
0,47 |
0,25 |
6 |
1,71 |
1,78 |
1,52 |
1,61 |
2,14 |
1,00 |
0,55 |
7 |
3,14 |
3,26 |
2,78 |
2,94 |
3,93 |
1,83 |
1,00 |
Матрица изменения рождаемости по классам регионов
Кластер |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
1,00 |
0,94 |
1,14 |
1,39 |
0,88 |
1,12 |
1,43 |
2 |
1,07 |
1,00 |
1,22 |
1,48 |
0,94 |
1,20 |
1,53 |
3 |
0,88 |
0,82 |
1,00 |
1,22 |
0,77 |
0,99 |
1,26 |
4 |
0,72 |
0,67 |
0,82 |
1,00 |
0,63 |
0,81 |
1,03 |
5 |
1,14 |
1,07 |
1,30 |
1,58 |
1,00 |
1,28 |
1,63 |
6 |
0,89 |
0,83 |
1,02 |
1,24 |
0,78 |
1,00 |
1,28 |
7 |
0,70 |
0,65 |
0,80 |
0,97 |
0,61 |
0,78 |
1,00 |
Матрица изменения младенческой смертности по классам регионов
Кластер |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
1,00 |
0,95 |
1,73 |
1,41 |
0,98 |
0,90 |
1,84 |
2 |
1,06 |
1,00 |
1,83 |
1,49 |
1,04 |
0,96 |
1,94 |
3 |
0,58 |
0,55 |
1,00 |
0,82 |
0,57 |
0,52 |
1,06 |
4 |
0,71 |
0,67 |
1,23 |
1,00 |
0,70 |
0.64 |
1,30 |
5 |
1,02 |
0,96 |
1,76 |
1,44 |
1,00 |
0,92 |
1,87 |
6 |
1,11 |
1,05 |
1,92 |
1,56 |
1,09 |
1,00 |
2,03 |
7 |
0,54 |
0,52 |
0,94 |
0,77 |
0,54 |
0,49 |
1,00 |
5.9. Программы социально-экономического развития регионов, направленные на улучшение социальных условий жизни населения, позволяют осуществить радикальные преобразования вплоть до смены демографических установок.
5.10. На основании определенных зависимостей изменения демографических показателей при смене социально-экономической ситуации исследуемой территории с использованием коэффициентов изменения рождаемости, общей и младенческой смертности составляются перспективные сценарии изменения показателей.
5.11. Прогноз медико-демографических показателей выполняется на основе методики передвижки возрастов, принятой в демографическом прогнозировании с учетом сценариев развития, обусловленных изменениями социально-экономической ситуации.
6.1. Указ Президента Российской Федерации от 9.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
6.2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
6.3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
6.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 6.10.94 № 1146 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге».