Письмо Министерства регионального развития РФ
от 2 августа 2013 г. № 13913-ВЛ/10
Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросу проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства и сообщается следующее.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации.
Порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, регламентирован Положением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427.
Согласно подпункту "з" пункта 8 Положения для проведения проверки сметной стоимости объектов капитального строительства, в том числе объектов капитального строительства, в отношении которых подготовка проектной документации не является обязательной, застройщик (заказчик) объекта капитального строительства или лицо, действующее от его имени (далее - заявитель), представляет в организацию по проведению проверки сметной стоимости нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации либо решение главного распорядителя средств федерального бюджета о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объект капитального строительства.
В соответствии с пунктом 15 Положения одновременно с проверкой комплектности представленных документов по объекту капитального строительства, в отношении которого имеется решение, предусмотренное подпунктом "з" пункта 8 Положения, проводится проверка соответствия сметной стоимости, указанной в проектной документации, сметной стоимости или предполагаемой (предельной) сметной стоимости объекта капитального строительства, установленной в указанном решении.
Подпунктом "г" пункта 16 Положения установлено, что в случае если сметная стоимость объекта капитального строительства, указанная в проектной документации, превышает сметную стоимость или предполагаемую (предельную) сметную стоимость объекта капитального строительства, установленную решением по объекту капитального строительства, представленные для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости документы подлежат возврату заявителю без рассмотрения по существу.
Таким образом, учитывая, что расходными обязательствами Российской Федерации по федеральным целевым программам являются только объемы финансирования, утвержденные Правительством Российской Федерации, Минрегион России считает отказ в проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета на основании нарушения требования подпункта "з" пункта 8 Положения обоснованным.
В части предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможности проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, сообщается, что во исполнение пункта 3 раздела I протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. № ВП-П12-9пр ФАУ "Главгосэкспертиза России" произведена оценка процедуры проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, проведенной органами исполнительной власти или подведомственными им государственными учреждениями, финансирование проектирования, строительства и оснащения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В ходе проверки было выявлено, что по всем объектам сметная стоимость определена недостоверно, и представленные материалы не позволяют определить сметную стоимость объектов капитального строительства, поскольку не содержат всего необходимого объема проектной и сметной документации, несмотря на то, что указанные объекты уже завершены строительством, строятся или даже сданы в эксплуатацию. Отмечено также, что общим недостатком проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства в субъектах Российской Федерации является несоблюдение принципов и правил, установленных Положением, прежде всего в части требований к предоставлению документации, а также в части изменения сметных нормативов.
С учетом изложенного предоставление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможности проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, отрицательно скажется на эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Кроме того, независимо от организации, осуществляющей проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, указанная проверка осуществляется в соответствии с Положением, в том числе включен единый срок ее проведения.
Директор
Департамента государственной политики |
В.И. Левдиков |