Приказ
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 30 сентября 2008 г. № 749
"Об утверждении и введении в действие Методических указаний о порядке
обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу
государственных инспекторов Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору"
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие прилагаемые Методические указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-20-07-2008).
Руководитель |
Н.Г. Кутьин |
Руководящие документы
РД-20-07-2008
"Методические указания о порядке обучения и
стажировки вновь
принятых на государственную гражданскую службу государственных
инспекторов федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору"
(утв.
приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 30 сентября 2008 г. № 749)
Введены в действие с 30 сентября 2008 г.
1. Настоящие Методические указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации"; Федеральным законом от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании"; Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (с изменениями и дополнениями).
2. Методические указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Методические указания), а также вновь принятых на государственную гражданскую службу иных должностных лиц, обладающих полномочиями по проведению обследований поднадзорных объектов, осуществлению функций по надзору и контролю (старшие государственные инспектора, главные государственные инспектора) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) определяет основные подходы в организации обучения, первоначальной подготовки и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов.
3. Методические указания устанавливают требования, предъявляемые к первоначальной подготовке, обучению, а также к порядку проведения стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов. Обучение включает изучение законодательных и нормативных документов, должностных обязанностей и прав, представленных по конкретной должности, необходимых для осуществления надзорной деятельности.
4. Используемые в Методических указаниях термины и их определения приведены в приложении № 1.
5. Обучение вновь принятого государственного инспектора осуществляется в объеме и в сроки, определяемые программой обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов.
6. После прохождения обучения в соответствии с утвержденной программой вновь принятый на государственную гражданскую службу государственный инспектор проходит проверку знаний в виде сдачи экзамена.
Экзамен проводится в форме собеседования, в процессе которого государственному инспектору должно быть задано не менее 5 вопросов по программе подготовки государственного инспектора.
В случае не сдачи экзамена, вновь принятый инспектор считается не прошедшим первоначальную подготовку и соответственно не прошедшим испытание.
При обучении особое внимание следует обращать на изучение:
- функций и задач органов Службы;
- законодательных и иных нормативно-правовых актов, касающихся деятельности Службы;
- применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- порядка планирования и отчетности, действующих в Службе;
- направлений совершенствования надзорной деятельности;
- норм и правил обеспечения безопасности, касающихся надзорной деятельности Службы;
- порядка учета и технических требований при расследовании аварий, несчастных случаев и инцидентов на поднадзорных Службе объектах;
- технологических процессов и организации контроля за соблюдением требований безопасности на поднадзорных предприятиях;
- системы экспертизы, в т.ч. промышленной безопасности;
- автоматизированной информационной системы управления;
- мер административной и уголовной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения, касающиеся надзорной деятельности Службы;
- требований к организации и проведению мероприятий по контролю;
- прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);
- инструкции по делопроизводству.
7. Программа обучения вновь принятого государственного инспектора составляется в соответствии с Типовым учебным планом подготовки вновь принятого инспектора (приложение № 2).
Программа обучения составляется с учетом имеющегося производственного опыта работы государственного инспектора, вида контроля (надзора), а также особенностей объектов, которые будут им контролироваться.
8. В обучение входит практическая подготовка, осуществляемая путем участия в инспекции поднадзорных объектов с целью овладения навыками надзорной деятельности, включая анализ технической документации, изучение технологического производства, выявление нарушений, оформление результатов инспекций, расследований аварий, несчастных случаев, инцидентов и других материалов, встречающихся в ходе практической работы. Практическая подготовка государственного инспектора осуществляется как в период обучения, так и после окончания обучения и проверки знаний (сроком до 1 года) по вопросам, с которыми не представилась возможность ознакомиться за время стажировки (например, участие в техническом расследовании несчастных случаев, аварий, инцидентов, участие в обследовании строящегося объекта и работе по приемке законченных строительством объектов; участие в обследовании объектов с целью проверки соблюдения условий разрешения или лицензии и др.).
9. При проверке знаний особое внимание обращается на:
- знание основных законодательных, нормативных правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих надзорную деятельность применительно к соответствующему виду надзора;
- знание порядка планирования работы и форм отчетности, в соответствии с руководящими документами, действующими в Службе;
- знание основных технологических процессов, опасных видов работ и других потенциальных опасностей на объектах, подлежащих контролю, методик расследования аварий, несчастных случаев и инцидентов;
- умение устанавливать причины выявленных нарушений требований безопасности, анализировать их и предлагать меры по их устранению;
- способность обобщать и анализировать информацию по направлению надзорной деятельности, вести деловую переписку;
- умение пользоваться персональным компьютером;
- знание норм и правил по охране труда.
10. Стажировка включает изучение законодательных и иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов, должностных обязанностей и прав, предоставленных по конкретной должности, необходимых для осуществления надзорной деятельности, овладение навыками надзорной работы, проверку знаний. По результатам проверки знаний принимается решение о допуске государственного инспектора к самостоятельной работе.
11. Первоначальное обучение (далее обучение) включает в себя теоретическое обучение и практическое обучение (далее - стажировка) и осуществляется в объеме и сроки, определенные программой обучения.
Продолжительность теоретического обучения не должна превышать двух месяцев.
Продолжительность стажировки - от трех месяцев до окончания испытательного срока.
В исключительных случаях стажировка вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов продолжается до 1 года.
12. Ответственный за обучение вновь принятого государственного инспектора назначается по представлению начальника отдела либо непосредственно в приказе о назначении на должность, либо специальным приказом (распоряжением) руководителя территориального управления.
По окончанию стажировки ответственный за обучение делает свое заключение о выполнении программы обучения и об уровне знаний государственного инспектора.
13. Допуск к самостоятельной работе вновь принятого государственного инспектора оформляется приказом (распоряжением) руководителя территориального управления, издаваемым по результатам проверки знаний на основании служебной записки начальника отдела. В приказе указывается дата, с которой государственный инспектор допускается к самостоятельной работе в соответствии с его должностным регламентом.
14. Копии приказов по обучению, допуску к самостоятельной работе, программа стажировки, заключение ответственного за обучение о выполнении программы, протокол проверки знаний хранятся в личном деле работника.
15. Начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный инспектор (руководитель группы) или по его поручению старший государственный инспектор, организует ознакомление государственного инспектора с поднадзорными предприятиями (объектами).
16. В дальнейшем начальник отдела организует разработку совместно с государственным инспектором индивидуальной программы подготовки и стажировки (приложение № 3), оказывает помощь в технической учебе, вносит предложения о направлении его на курсы повышения квалификации.
Обучение - целеустремленный, систематический, организационный процесс получения знаний, умений, навыков.
Профессиональная переподготовка - вид дополнительного образования государственных гражданских служащих. Профессиональная переподготовка проводится в целях адаптации их к новой профессиональной деятельности и организуется при необходимости назначения на государственную гражданскую должность иного профиля или при смене рода деятельности.
Повышение квалификации - вид дополнительного образования государственных гражданских служащих. Повышение квалификации представляет собой обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Стажировка - вид дополнительного образования государственных гражданских служащих или часть профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка осуществляется также в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
Форма типового учебного плана подготовки вновь принятого инспектора
Типовой учебный план подготовки вновь принятого инспектора
№ |
Тема |
Количество часов |
|||
всего |
Самостоятельное изучение |
консультации |
Практические занятия |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Правовое положение государственных служащих и порядок прохождения ими государственной гражданской службы |
|||||
1 |
Государственная должность. |
|
|
|
|
Государственный гражданский служащий. |
|||||
Государственная гражданская служба |
|||||
2 |
Принципы государственной гражданской службы. |
|
|
|
|
Классификация государственных должностей государственной гражданской службы. |
|||||
3 |
Аттестация и квалификационные экзамены государственных гражданских служащих. |
|
|
|
|
Классные чины государственных гражданских служащих. |
|||||
Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы. |
|||||
4 |
Правовое положение(статус) государственного гражданского служащего. |
|
|
|
|
Основные права и обязанности государственного гражданского служащего. |
|||||
Ограничения, связанные с государственной гражданской службой. |
|||||
Гарантии для государственных гражданских служащих. |
|||||
5 |
Прохождение государственной гражданской службы. |
|
|
|
|
Служебный контракт. |
|||||
Стаж государственной гражданской службы и порядок его исчисления. |
|||||
Основания для прекращения государственной службы. |
|||||
Правовые основы регулирования безопасности |
|||||
7 |
Общие сведения о системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. |
|
|
|
|
Назначение и полномочия федеральных надзоров России. |
|||||
8 |
Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, федеральные нормы и правила, руководящие документы Ростехнадзора. |
|
|
|
|
9 |
Государственное регулирование безопасности. |
|
|
|
|
Полномочия органов государственного регулирования безопасности. |
|||||
10 |
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации. |
|
|
|
|
Основные полномочия Службы и ее структурных подразделений |
|||||
11 |
Структура Ростехнадзора |
|
|
|
|
12 |
Полномочия Ростехнадзора как органа Государственного регулирования безопасности. |
|
|
|
|
13 |
Основные направления реализации функций Ростехнадзора. |
|
|
|
|
Их цели, задачи и приоритетность. |
|||||
Основные задачи и функции отдела инспекций |
|||||
14 |
Назначение и основные задачи инспекций. |
|
|
|
|
Планирование работы и отчетность отдела инспекций. |
|||||
15 |
Обязанности, права и ответственность работников отдела инспекций. |
|
|
|
|
Правовое положение государственного и главного государственного инспектора |
|||||
|
Роль инспекторского состава в обеспечении промышленной безопасности. |
|
|
|
|
|
Права, обязанность и ответственность государственного инспектора и главного государственного инспектора как должностных лиц Ростехнадзора. |
|
|
|
|
|
Юридические вопросы инспекционной деятельности. |
|
|
|
|
|
Планирование работы и отчетность государственного инспектора и главного государственного инспектора |
|
|
|
|
Лицензионная (разрешительная) деятельность Службы |
|||||
|
Назначение лицензии на осуществление деятельности (разрешение на право ведения работ). |
|
|
|
|
|
Полномочия Службы в сфере лицензионной (разрешительной) деятельности. |
|
|
|
|
|
Основные составляющие процесса лицензирования деятельности организаций. |
|
|
|
|
|
Должностные лица Службы, имеющие право принимать решения о выдаче лицензий или об отказе в их выдаче. |
|
|
|
|
|
Основания для отказа выдачи лицензий, а также для приостановления действия лицензий или их аннулирования. |
|
|
|
|
Надзорная деятельность Службы |
|||||
|
Содержание понятия "Государственный надзор за безопасностью" |
|
|
|
|
|
Принципы и нормативная правовая база организации и осуществления государственного надзора. |
|
|
|
|
|
Предметы государственного надзора. |
|
|
|
|
Формы реализации государственного надзора (анализ состояния безопасности объектов инспектирования, инспекционная деятельность, применение санкций). |
|||||
|
Формы реализации государственного надзора и виды проводимых инспекций. |
|
|
|
|
|
Общий порядок учета и анализа результатов государственного надзора. |
|
|
|
|
|
Правоприменительная практика по вопросам привлечения к административной ответственности, административной приостановке предприятия. |
|
|
|
|
Меры административной и уголовной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения, касающиеся надзорной деятельности Службы. |
|||||
II. Специальная теоретическая подготовка |
|||||
Тематика для изучения в зависимости от направления деятельности (надзора) |
|||||
|
Формы реализации государственного надзора и виды проводимых инспекций |
|
|
|
|
|
Основные требования норм, правил, инструкций по направлению надзорной деятельности. |
|
|
|
|
|
Основы инспектирования. |
|
|
|
|
|
Основные формы работы инспектора. |
|
|
|
|
Права, обязанности, ответственность. |
|||||
|
Методика проведения инспекций. |
|
|
|
|
|
Методы анализа полученной информации о состоянии объекта и оценка на ее основе уровня безопасности на предприятии и деятельности его администрации, служб и ведомственного надзора. |
|
|
|
|
|
Порядок подведения итогов проведения инспекций и оформление ее результатов. |
|
|
|
|
|
Порядок расследования причин аварий и несчастных случаев. |
|
|
|
|
III. Стажировка |
|||||
|
Изучение технологических и производственных процессов на поднадзорных предприятиях, а также проектной, конструкторской и технологической документации. |
|
|
|
|
|
Участие в проведении инспекций поднадзорных организаций. |
|
|
|
|
|
Изучение практики применения санкций. |
|
|
|
|
|
Овладение основами делопроизводства, методами планирования своей деятельности, сбора и учета информации, основами анализа и документирования результатов работы. |
|
|
|
|
|
Организация работы инспектора с документами, принципы планирования работы, сбора и учета показателей безопасности и их анализа. |
|
|
|
|
|
Отчетность о выполненной работе. |
|
|
|
|
Форма индивидуальной программы подготовки и стажировки
Утверждаю ___________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество и подпись) "___" _____________ 200_ г. ПРОГРАММА
___________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество и подпись) 1. Общая теоретическая подготовка
2. Специальная теоретическая подготовка
3. Стажировка (обучение на курсах профессиональной подготовки)
Ответственный за подготовку: |
СОДЕРЖАНИЕ