Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. № 1249
"О порядке государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов"
(в редакции, актуальной с 28
марта 2017 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно постановлению Правительства РФ от
15.03.2017 г. № 297)
В соответствии с Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном регулировании тарифов на захоронение радиоактивных отходов.
2. Заявление о первоначальном установлении тарифов на захоронение радиоактивных отходов и соответствующие материалы представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление тарифов, не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
|
|
Москва |
|
3 декабря 2012 г. |
|
№ 1249 |
|
Положение о государственном регулировании тарифов на захоронение радиоактивных отходов
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. № 1249)
1. Настоящее Положение определяет порядок государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов (далее - тарифы), в том числе основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля.
2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
"долгосрочные параметры регулирования" - параметры расчета тарифов, которые используются при применении метода установления тарифов с учетом долгосрочных периодов (временных интервалов) регулирования.
К долгосрочным параметрам регулирования относятся размер инвестируемого капитала, период инвестирования и период возврата инвестированного капитала;
"инвестированный капитал" - капитал, который используется для реализации инвестиционной программы, необходимой для осуществления регулируемой деятельности, и размер которого определяется на начало каждого долгосрочного периода регулирования;
"норма доходности инвестированного капитала" - величина, отражающая экономически обоснованный уровень доходности инвестированного капитала, определяемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов;
"производственная программа национального оператора" - комплекс мероприятий, направленных на управление деятельностью национального оператора по обращению с радиоактивными отходами, включая эксплуатацию пунктов захоронения радиоактивных отходов, выполнение работ по размещению кондиционированных форм радиоактивных отходов, обеспечение функционирования и безопасности пунктов захоронения радиоактивных отходов, хранение радиоактивных отходов перед помещением в пункт захоронения радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов и иные работы, выполняемые после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов в целях обеспечения безопасного размещения в них радиоактивных отходов;
"инвестиционная программа национального оператора" - необходимый комплекс мероприятий по сооружению пунктов захоронения радиоактивных отходов, в том числе подготовительные и предпроектные работы, приобретение земельных участков и объектов незавершенного строительства, проектирование, лицензирование, строительно-монтажные работы, приобретение оборудования и другие работы;
"расчетный период регулирования" - период, на который рассчитываются тарифы;
"первый период регулирования" - первоначальное установление тарифов со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 1249.
3. Государственное регулирование тарифов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов (далее - регулирующий орган).
4. Государственное регулирование тарифов и государственный контроль осуществляются в следующих целях:
а) создание условий для безопасного функционирования и динамичного развития единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами;
б) обеспечение деятельности национального оператора по обращению с радиоактивными отходами (далее - национальный оператор) экономически обоснованным объемом финансовых ресурсов, необходимых для реализации его производственной и инвестиционной программ;
в) достижение баланса интересов национального оператора и организаций, в результате деятельности которых образуются радиоактивные отходы;
г) обеспечение доступности услуг по захоронению радиоактивных отходов и защита экономических интересов организаций, в результате деятельности которых образуются радиоактивные отходы, от необоснованного повышения цен на захоронение радиоактивных отходов;
д) обеспечение экономической обоснованности расходов национального оператора.
5. Тарифы устанавливаются в виде фиксированных ставок тарифов в расчете на 1 куб. метр захораниваемых радиоактивных отходов, включая упаковку и контейнер (объем брутто). Единицей измерения тарифа для захоронения радиоактивных отходов является руб./куб. м.
6. Тарифы устанавливаются для каждого класса радиоактивных отходов, определяемого в соответствии с критериями классификации удаляемых радиоактивных отходов, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
7. Пункт утратил силу согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.03.2017 № 297.
8. Орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами (далее - орган управления) утверждает прогнозируемый объем образования радиоактивных отходов для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (далее - прогнозируемый объем радиоактивных отходов), на долгосрочный расчетный период регулирования до 1 марта года, предшествующего такому периоду. Прогнозируемый объем радиоактивных отходов определяется в кубических метрах (объем брутто).
Сведения об утвержденном органом управления прогнозируемом объеме радиоактивных отходов направляются в регулирующий орган в 10-дневный срок со дня его утверждения.
9. При установлении тарифов применяются следующие методы государственного регулирования ценообразования:
а) с учетом долгосрочных параметров регулирования;
б) с учетом краткосрочных параметров регулирования.
10. Для каждого класса радиоактивных отходов методы государственного регулирования ценообразования определяются регулирующим органом по предложению органа управления.
10.1. Национальный оператор осуществляет раздельный учет доходов и расходов, связанных с осуществлением деятельности по захоронению радиоактивных отходов, и доходов и расходов, связанных с осуществлением видов деятельности, не относящихся к деятельности по захоронению радиоактивных отходов.
10.2. При установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы за прошлые периоды регулирования, включая доходы, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации при установлении и применении тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля.
11. Метод установления тарифов с учетом долгосрочных параметров регулирования может применяться в случае включения в состав тарифа расходов на проведение работ по сооружению пунктов захоронения радиоактивных отходов соответствующих классов и (или) работ по закрытию этих пунктов захоронения после их заполнения, предусмотренных производственной и (или) инвестиционной программами национального оператора. Указанным методом предусматривается возможность привлечения средств государственной поддержки и частных инвестиций к реализации инвестиционной программы национального оператора.
12. При применении метода установления тарифов с учетом долгосрочных параметров регулирования продолжительность долгосрочного расчетного периода регулирования определяется исходя из периода реализации производственной и (или) инвестиционной программ национального оператора и периода возврата инвестированного капитала с учетом прогнозных сроков эксплуатации пунктов захоронения радиоактивных отходов.
13. При применении метода установления тарифов с учетом долгосрочных параметров регулирования тарифы устанавливаются дифференцированно для каждого класса радиоактивных отходов исходя из размера необходимых расходов национального оператора, связанных с захоронением радиоактивных отходов соответствующего класса, и расчетного объема захораниваемых радиоактивных отходов в сооружаемых пунктах захоронения.
Расчетный объем захораниваемых радиоактивных отходов определяется органом управления исходя из прогнозируемого объема радиоактивных отходов, подлежащих захоронению в пунктах захоронения, и наличия свободных мощностей в пунктах захоронения для радиоактивных отходов соответствующего класса.
14. Расходы, связанные с захоронением радиоактивных отходов, включают:
а) расходы на реализацию производственной программы национального оператора;
б) расходы на реализацию инвестиционной программы национального оператора;
в) расходы на возмещение стоимости имущества пунктов хранения и пунктов захоронения, отчуждаемых в собственность органа управления.
15. Расходы на реализацию производственной программы национального оператора включают следующие группы расходов:
а) расходы национального оператора на осуществление своей деятельности;
б) расходы на эксплуатацию пунктов захоронения радиоактивных отходов, в том числе на выполнение работ по размещению кондиционированных форм радиоактивных отходов и обеспечению функционирования и безопасности пунктов захоронения радиоактивных отходов;
в) расходы на хранение радиоактивных отходов перед помещением в пункт захоронения;
г) расходы на закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов и расходы на последующие работы после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов;
д) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
е) расходы на уплату процентов по кредитным договорам и договорам займа, заключенным для целей реализации производственной программы национального оператора. При этом процентная ставка принимается в размере, не превышающем увеличенную до 2 процентных пунктов ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, действовавшую на дату заключения таких договоров;
ж) расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль организаций (расходы, относимые на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
16. Расходы на реализацию инвестиционной программы национального оператора включают следующие группы расходов:
а) расходы на предпроектные работы;
б) расходы на проектирование, лицензирование пунктов захоронения радиоактивных отходов;
в) расходы на приобретение земельных участков, объектов незавершенного строительства, оборудования;
г) расходы на проведение строительно-монтажных работ;
д) расходы на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным для целей реализации инвестиционной программы национального оператора. При этом процентная ставка принимается в размере, не превышающем увеличенную до 2 процентных пунктов ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, действовавшую на дату заключения таких договоров;
е) расходы на выплату нормы доходности инвестированного капитала в случае привлечения частных инвестиций к реализации инвестиционной программы национального оператора.
17. Производственная и инвестиционная программы национального оператора формируются национальным оператором на основании прогнозируемого объема радиоактивных отходов, с учетом фактического объема образования радиоактивных отходов и объема радиоактивных отходов, переданных на захоронение в предшествующие годы. Сформированные производственная и инвестиционная программы национального оператора утверждаются органом управления по согласованию с регулирующим органом.
18. В течение долгосрочного расчетного периода регулирования регулирующий орган по заявлению органа управления осуществляет корректировку тарифов, установленных на долгосрочный период регулирования, при наличии любого из следующих факторов:
а) отклонение фактического значения индекса потребительских цен, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на отчетный период, от значений, учтенных при установлении тарифов, более чем на 5 процентов;
б) отклонение фактического общего объема образования радиоактивных отходов за прошедший год от прогнозируемого объема радиоактивных отходов за этот год более чем на 10 процентов либо изменение прогнозируемого объема радиоактивных отходов более чем на 10 процентов в период сооружения пунктов захоронения;
в) изменения законодательства Российской Федерации, приводящие к изменению состава или размера расходов национального оператора на захоронение радиоактивных отходов;
г) наступление обстоятельств непреодолимой силы, повлиявших на планы реализации производственной и инвестиционной программ национального оператора;
д) отклонение стоимости сооружения пункта захоронения, предусмотренной проектной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы, от стоимости, заложенной в инвестиционной программе национального оператора, более чем на 5 процентов.
18.1. В случае выявления факторов, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения, регулирующий орган направляет в орган управления требование о предоставлении в месячный срок заявления о корректировке тарифов.
18.2. В случае если в течение долгосрочного расчетного периода регулирования в установленном порядке внесены изменения в производственную и (или) инвестиционную программы национального оператора в части расходов, связанных с захоронением радиоактивных отходов, и (или) расчетных объемов захораниваемых радиоактивных отходов, орган управления в месячный срок направляет в регулирующий орган заявление о корректировке тарифов с приложением обосновывающих документов и материалов и отклонения расчетного объема захораниваемых радиоактивных отходов от объема радиоактивных отходов, захоронение которых оплачено в течение долгосрочного расчетного периода регулирования.
19. При установлении тарифов на очередной долгосрочный расчетный период регулирования регулирующий орган учитывает экономически обоснованные отклонения фактических расходов национального оператора в течение расчетного долгосрочного периода регулирования.
20. Тарифы устанавливаются с начала календарного года на срок не менее 5 лет. Тарифы на первый период регулирования действуют с даты их установления.
21. При применении метода установления тарифов с учетом краткосрочных параметров регулирования тарифы рассчитываются на основе размера расходов на захоронение радиоактивных отходов на соответствующий краткосрочный период.
22. Тарифы устанавливаются дифференцированно для каждого класса радиоактивных отходов исходя из размера необходимых расходов национального оператора, связанных с захоронением радиоактивных отходов соответствующего класса, в течение расчетного периода регулирования и расчетного объема захораниваемых радиоактивных отходов соответствующего класса в этот период.
Расчетный объем захораниваемых радиоактивных отходов определяется органом управления исходя из прогнозируемого объема радиоактивных отходов, подлежащих захоронению в течение данного расчетного периода регулирования, и наличия свободных мощностей в пунктах захоронения для радиоактивных отходов соответствующего класса.
23. Расходы национального оператора, связанные с захоронением радиоактивных отходов соответствующего класса, включают следующие группы расходов:
а) расходы национального оператора на осуществление своей деятельности;
б) расходы на возмещение стоимости имущества пунктов хранения и пунктов захоронения, отчуждаемых в собственность органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами;
в) расходы на эксплуатацию пунктов захоронения радиоактивных отходов, в том числе на выполнение работ по размещению кондиционированных форм радиоактивных отходов и обеспечению функционирования и безопасности пунктов захоронения радиоактивных отходов;
г) расходы на хранение радиоактивных отходов перед помещением в пункт захоронения;
д) расходы на закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов и иные работы, выполняемые после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов в целях обеспечения безопасности размещенных в них радиоактивных отходов;
е) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
ж) расходы на уплату процентов по кредитным договорам и договорам займа, заключенным для целей реализации производственной программы национального оператора. При этом процентная ставка принимается в размере, не превышающем увеличенную до 2 процентных пунктов ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, действовавшую на дату заключения таких договоров;
з) расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль организаций (расходы, относимые на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
24. Размер необходимых расходов национального оператора, связанных с захоронением радиоактивных отходов соответствующего класса, определяется на основе соответствующей производственной программы национального оператора на расчетный период регулирования.
25. Производственная программа национального оператора формируется и утверждается в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения.
25.1. В случае если в течение краткосрочного расчетного периода регулирования в установленном порядке внесены изменения в производственную программу национального оператора в части расходов, связанных с захоронением радиоактивных отходов, и (или) расчетных объемов захораниваемых радиоактивных отходов, орган управления в месячный срок направляет в регулирующий орган заявление о корректировке тарифов с приложением обосновывающих документов и материалов.
26. При установлении тарифов на очередной расчетный период регулирования регулирующий орган учитывает экономически обоснованные отклонения фактических расходов, произведенных национальным оператором в течение расчетного периода регулирования, и отклонения расчетного объема захораниваемых радиоактивных отходов от объема радиоактивных отходов, фактически захороненного в течение данного расчетного периода регулирования.
27. Тарифы устанавливаются с начала календарного года на срок не менее 1 календарного года. Тарифы на первый период регулирования действуют с даты их установления.
28. Тарифы на расчетный период регулирования определяются делением размера расходов по каждому классу радиоактивных отходов на расчетный объем захораниваемых радиоактивных отходов соответствующего класса.
29. Размер расходов национального оператора и расчетный объем захораниваемых радиоактивных отходов на расчетный период регулирования определяются в соответствии с разделами II - III настоящего Положения.
30. При установлении (корректировке) тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов национального оператора.
В случае если национальный оператор помимо деятельности по оказанию услуг по захоронению радиоактивных отходов осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление не учитываются при расчете тарифов.
31. Установление (корректировка) тарифов осуществляется регулирующим органом в соответствии с разделами VI - VIII настоящего Положения..
32. В целях обеспечения доступности услуг по захоронению радиоактивных отходов, защиты экономических интересов организаций, в результате деятельности которых образуются радиоактивные отходы, а также достижения баланса интересов национального оператора и указанных организаций регулирующий орган вправе дифференцировать тарифы, устанавливаемые для каждого класса радиоактивных отходов, в зависимости от объемов радиоактивных отходов, передаваемых на захоронение, их характеристик и видов деятельности, в результате осуществления которых образуются радиоактивные отходы, а также технических и технологических особенностей пункта захоронения радиоактивных отходов и особенностей места его размещения.
33. Регулирующий орган в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль по вопросам, связанным с установлением и применением тарифов.
34. Государственный контроль осуществляется путем проведения мероприятий по государственному контролю в форме документарных проверок финансово-хозяйственной деятельности национального оператора в целях определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при установлении (корректировке) тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств на оказание услуг по захоронению радиоактивных отходов, а также правильности применения регулируемых тарифов.
К участию в проведении мероприятий по согласованию могут привлекаться федеральные органы исполнительной власти.
35. В рамках осуществления мероприятий регулирующий орган имеет право беспрепятственного доступа к информации о деятельности национального оператора, имеющейся у федеральных органов исполнительной власти, у органа управления, а также у национального оператора.
Национальный оператор, федеральные органы исполнительной власти, орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами обязаны по требованию регулирующего органа представлять достоверные документы, объяснения в письменной форме и иную информацию, необходимую для осуществления мероприятий по государственному контролю.
36. Проведение мероприятий по государственному контролю осуществляется при установлении тарифов на очередной период регулирования, а также при корректировке тарифов, за исключением корректировки тарифов, проводимой по инициативе регулирующего органа на основании результатов мероприятий по государственному контролю.
37. Для подтверждения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при установлении (корректировке) тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств на оказание услуг по захоронению радиоактивных отходов национальный оператор обязан предоставить аудиторское заключение, подготовленное в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
38. Государственный контроль по вопросам, связанным с установлением и применением тарифов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
39. Национальный оператор для установления тарифов представляет в орган управления следующие документы и материалы:
а) проект заявления об установлении тарифов;
б) расчетные объемы захораниваемых радиоактивных отходов соответствующих классов в течение расчетных периодов регулирования;
в) бухгалтерская и статистическая отчетность национального оператора за финансовые годы предыдущего расчетного периода регулирования;
г) аудиторские заключения за финансовые годы предыдущего расчетного периода регулирования;
д) расчет предстоящих в расчетном периоде регулирования доходов и расходов;
е) производственные программы национального оператора на расчетные периоды регулирования, обосновывающие размер устанавливаемых тарифов, с приложением смет по каждой группе расходов, указанных в пунктах 15 и 23 настоящего Положения;
ж) инвестиционные программы национального оператора по сооружаемым пунктам захоронения радиоактивных отходов с приложением смет по каждой группе расходов, указанных в пункте 16 настоящего Положения;
з) отчет о фактических доходах и расходах предыдущего расчетного периода регулирования;
и) сведения об объеме радиоактивных отходов, фактически захороненных в течение предыдущего расчетного периода регулирования, и объеме радиоактивных отходов, захоронение которых оплачено в течение предыдущего расчетного периода регулирования, по данным системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
40. Орган управления на основании документов и материалов, полученных от национального оператора, формирует заявление об установлении тарифов и направляет его с обосновывающими документами и материалами в регулирующий орган.
41. Заявление об установлении тарифов на расчетный период регулирования, за исключением первого периода регулирования, и обосновывающие документы и материалы представляются в регулирующий орган до 31 мая года, предшествующего данному расчетному периоду регулирования.
42. Основанием для установления тарифов является заявление органа управления.
Регулирующий орган регистрирует заявление в день его получения.
43. В случае непредставления документов и материалов, указанных в пункте 39 настоящего Положения, регулирующий орган возвращает заявление и представленные документы и материалы на доработку в 7-дневный срок со дня получения.
44. Решение об установлении тарифов принимается регулирующим органом не позднее 90 дней с даты получения заявления, документов и материалов, указанных в пункте 39 настоящего Положения.
45. Решение регулирующего органа направляется органу управления в 5-дневный срок со дня его принятия.
46. Решение регулирующего органа об установлении тарифов публикуется в установленном порядке.
47. Национальный оператор представляет в орган управления проект заявления о корректировке тарифов с указанием факторов, обусловливающих необходимость корректировки, предусмотренных пунктами 18, 18.2, и 25.1 а также документы и материалы, указанные в пункте 39 настоящего Положения, за финансовые годы текущего расчетного периода регулирования.
48. Орган управления на основании документов и материалов, полученных от национального оператора, формирует заявление о корректировке тарифов и представляет указанное заявление, документы и материалы в регулирующий орган.
49. Порядок рассмотрения документов и материалов, представляемых для корректировки тарифов, аналогичен порядку рассмотрения документов и материалов, представляемых для установления тарифов.
50. Документы и материалы для корректировки тарифов, установленных с применением метода установления тарифов с учетом долгосрочных параметров регулирования, должны быть представлены до 31 мая года, предшествующего году, начиная с которого корректируются тарифы. Положения настоящего пункта не применяются при корректировке тарифов на основании пункта 18.2 настоящего Положения.
51. При корректировке тарифов, установленных с применением метода установления тарифов с учетом краткосрочных параметров регулирования, в сторону снижения их величины на основании пункта 25.1 настоящего Положения такие скорректированные тарифы подлежат применению в течение всего краткосрочного расчетного периода регулирования.