МИНИСТЕРСТВО
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, |
|
УТВЕРЖДЕНО Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 августа 2009 г. № 690 |
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
«ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ С
РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ ТЕЧЕНСКОГО
КАСКАДА ВОДОЕМОВ ПРИ
ИХ ПЕРЕРАБОТКЕ И ХРАНЕНИИ»
РБ-049-09
Введено в действие
с 1 сентября 2009 г.
Москва 2009
1. Настоящее руководство по безопасности носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
2. Руководство по безопасности содержит рекомендации по реализации требований, федеральных норм и правил, определяющих критерии и принципы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами (далее - РАО) в части представления информации для оценки безопасности обращения с РАО Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении.
3. Теченский каскад водоемов (далее - ТКВ) представляет собой совокупность объектов, включающих специальные промышленные водоемы (В-3, В-4, В-10, В-11, их гидротехнические сооружения, правобережный и левобережный обводные каналы), расположенные в границах санитарно-защитной зоны организации, эксплуатирующей ТКВ.
4. К РАО ТКВ относятся РАО, содержащиеся в воде и в донных отложениях, а также жидкие технологические отходы, образующиеся в результате текущей производственной деятельности предприятия, и жидкие нетехнологические отходы, образующиеся в результате взаимодействия поверхностных и подземных вод с радиоактивным загрязнением территории промышленной площадки, технологических участков, коммуникаций, сформировавшихся в первые годы работы предприятия.
5. Обращение с РАО ТКВ в настоящее время включает:
▪ организованное и контролируемое размещение жидких РАО в ТКВ (прием РАО) и содержание РАО в ТКВ при поддержании условий обеспечения безопасности (хранение РАО);
▪ проведение работ по стабилизации уровня воды в ТКВ;
▪ проведение всего цикла работ, от опытных до промышленного внедрения технологии переработки жидких низкоактивных отходов, с целью прекращения приема РАО в ТКВ;
▪ проведение работ по снижению фильтрационных поступлений радиоактивных веществ за счет естественных фильтрационных процессов из ТКВ в открытую гидрографическую сеть (река Теча);
▪ проведение технического контроля состояния водоемов Теченского каскада и гидротехнических сооружений;
▪ проведение радиационного контроля при обращении с РАО ТКВ;
▪ проведение мониторинга окружающей среды;
▪ проведение мероприятий по экологической реабилитации территорий, прилегающих к ТКВ.
6. С целью определения необходимости реализации технических решений и организационных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности при обращении с РАО ТКВ, рекомендуется не реже одного раза в год или чаще проводить анализ текущего уровня безопасности ТКВ, а также, в случае существенных изменений природных условий, состояния и характеристик ТКВ, актуализировать прогнозный расчет для оценки безопасности ТКВ.
7. Безопасность при обращении с РАО ТКВ следует обеспечивать с учетом следующих принципов:
▪ предотвращение облучения персонала и населения выше уровней, установленных нормами радиационной безопасности;
▪ ограничение количества РАО, поступающих в ТКВ, на минимальном, практически достижимом уровне;
▪ поэтапное сокращение и полное прекращение приема РАО в ТКВ;
▪ обеспечение защиты персонала и населения в случае возникновения аварий при обращении с РАО ТКВ;
▪ осуществление мониторинга состояния ТКВ и окружающей среды.
8. С целью обеспечения безопасности при обращении с РАО ТКВ рекомендуется разрабатывать и проводить технические и организационные мероприятия, направленные на:
▪ соблюдение требований эксплуатационной документации при обращении с РАО ТКВ;
▪ осуществление радиационного контроля при обращении с РАО ТКВ;
▪ соблюдение требований разрешительной и производственной документации при эксплуатации гидротехнических сооружений ТКВ;
▪ соблюдение требований санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии порядка обращения с РАО требованиям санитарных правил;
▪ непревышение установленных эксплуатирующей организацией нормативов приема РАО в ТКВ;
▪ снижение фильтрационных поступлений и поддержание стабилизации уровня водоемов ТКВ на обоснованном в проекте оптимальном уровне;
▪ вывод из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей водоемы ТКВ;
▪ соблюдение требований документации по защите персонала и населения в случае возникновения аварийных и нештатных ситуаций при обращении с РАО ТКВ.
9. С целью ограничения образования РАО, поступающих в ТКВ на минимальном практически достижимом уровне, и поэтапного сокращения приема РАО в ТКВ рекомендуется ежегодно пересматривать и обосновывать нормативы поступления РАО в ТКВ.
10. В состав документации, обосновывающей безопасность при обращении с РАО ТКВ, рекомендуется включать:
▪ характеристику поступающих РАО:
а) объем поступающих отходов;
б) химический состав;
в) значение суммарной активности;
г) радионуклидный состав, значения удельной альфа- и бета-активности;
радионуклидный и химический состав воды и донных отложений водоемов ТКВ;
▪ параметры состояния водоемов ТКВ, включающие:
а) уровень воды в водоемах;
б) результаты анализа проб воды из водоемов;
в) результаты анализа проб воды из каналов;
г) расход воды на водосбросах водоемов;
д) расход воды в каналах;
е) результаты осмотра гидротехнических сооружений;
ж) уровень воды в пьезометрах;
▪ периодичность технического контроля состояния водоемов ТКВ;
▪ виды радиационного контроля при обращении с РАО, контролируемые параметры;
▪ периодичность радиационного контроля при обращении с РАО;
▪ технические средства обеспечения радиационного контроля при обращении с РАО.
11. С целью получения необходимой информации для достоверной оценки и прогнозирования изменения уровня безопасности при обращении с РАО рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг состояния ТКВ и окружающей среды.
12. Мониторинг следует проводить в соответствии с разработанной программой мониторинга состояния ТКВ и окружающей среды, включающей:
▪ объекты контроля (вода и донные отложения водоемов ТКВ; вода обводных каналов ТКВ; поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, почва, снег и биота в районе расположения ТКВ);
▪ виды контроля (измерение мощности дозы гамма-излучения и плотности потока бета-частиц на поверхности почвы; определение удельных и объемных активностей радионуклидов в почве, атмосферном воздухе, воде и донных отложениях водоемов ТКВ; определение гидрологических и метеорологических параметров);
▪ периодичность контроля;
▪ контролируемые параметры;
▪ технические средства контроля.
13. Контроль за гидродинамическим и гидрохимическим состоянием подземных вод следует осуществлять посредством стационарных режимных наблюдений за уровнем подземных вод и регулярного отбора и анализа проб из водоносного горизонта через систему наблюдательных скважин.
Режимную сеть контрольных скважин следует формировать с учетом следующих принципов:
▪ равномерная и достаточная плотность скважин в районе влияния источников загрязнения;
▪ наличие скважин за границами развития ореолов загрязнения, в пределах «фоновых» территорий, характеризующихся ненарушенными гидродинамическим и гидрохимическим режимами подземных вод;
▪ выделение и создание участков детализации (сгущение скважин режимной сети) на периферии ореолов, где происходит формирование отдельных потоков загрязненных подземных вод по тектонически ослабленным зонам;
▪ включение в режимную сеть скважин, техническое состояние и конструкция которых позволяют проводить опробование по всей мощности водоносного горизонта до относительного водоупора.
15. Выводу из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ, предшествует полное прекращение приема РАО в водоемы и стабилизация водного баланса, проведение комплексного инженерного и радиационного обследования и разработка:
▪ концепции вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;
▪ программы вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;
▪ проекта вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;
▪ отчета по обоснованию безопасности вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ.
СОДЕРЖАНИЕ