СН 296-64 Указания по проектированию городских транспортных и пешеходных тоннелей

СН (Строительные нормы) от 28.12.1964 № 296-64

Не применяется с 01.01.1976

СН 296-64

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

УКАЗАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГОРОДСКИХ
ТРАНСПОРТНЫХ И ПЕШЕХОДНЫХ ТОННЕЛЕЙ

Дата введения 1965-07-01

ВНЕСЕНЫ Государственным производственным комитетом по транспортному строительству СССР

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом по делам строительства СССР 28 декабря 1964 г.

"Указания по проектированию городских транспортных и пешеходных тоннелей" разработаны Государственным ордена Трудового Красного Знамени проектно-изыскательским институтом Метрогипротранс Государственного производственного комитета по транспортному строительству СССР с участием проектного института Мосинжпроект ГлавАПУ при Мосгорисполкоме.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие указания распространяются на проектирование вновь строящихся и переустраиваемых городских транспортных и пешеходных тоннелей при пересечении в разных уровнях улиц, дороги площадей.

1.2. При проектировании тоннелей необходимо учитывать требования соответствующих глав СНиП, государственных стандартов, санитарных и противопожарных норм, правил устройства электроустановок (ПУЭ), правил защиты подземных сооружений от коррозии, норм проектирования сооружений в зонах распространения вечномерзлых или просадочных грунтов и других государственных нормативных документов по строительному проектированию, а также требования по обеспечению безопасности движения, по охране труда рабочих в период строительства и эксплуатации тоннелей.

1.3. Проектирование тоннелей необходимо увязывать с существующей или проектной планировкой улиц, дорог, площадей и с организацией в этих местах движения транспорта и пешеходов.

Выбор расположения тоннелей следует производить на основе предварительно разработанной схемы организации транспортного и пешеходного движения в пределах пересечения.

1.4. Городские транспортные и пешеходные тоннели относятся по капитальности к I классу сооружений.

1.5. Проектируемые транспортные и пешеходные тоннели в течение всего срока их службы должны обеспечивать безопасность, бесперебойность и удобство нормального движения транспорта и пешеходов, а также простоту и наименьшую трудоемкость содержания тоннелей в процессе эксплуатации.

1.6. Прочность и устойчивость сооружения в целом, а также отдельных его элементов и их соединений на всех стадиях строительства и эксплуатации должны определяться расчетом. Необходимые мероприятия, обеспечивающие прочность, устойчивость и неизменяемость сооружения на всех стадиях строительства, а также порядок возведения и устройство в необходимых случаях временных креплений должны быть указаны в проекте.

1.7. Пропуск газопроводов, водопроводов, теплопроводов, водосточных и канализационных коллекторов и электрокабелей высокого напряжения в основаниях, конструкциях фундаментов и перекрытий тоннелей, как правило, не разрешается.

В особых случаях пропуск указанных подземных коммуникаций допускается без нарушения внутренних габаритов тоннеля при соответствующем обосновании и согласовании с заинтересованными организациями. При этом должны быть предусмотрены необходимые конструктивные мероприятия, обеспечивающие нормальную и безопасную эксплуатацию сооружений.

2. ПОПЕРЕЧНОЕ СЕЧЕНИЕ, ПЛАН И ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

Транспортные тоннели

2.1. Количество полос движения транспорта в тоннелях определяется на основании расчетных данных в зависимости от интенсивности движения с учетом перспективы. Поперечное сечение тоннеля должно соответствовать габаритам обращающегося и намечаемого на перспективу к обращению транспорта. Размеры поперечного сечения тоннелей (рис. 1) устанавливаются по табл. 1 с учетом категории улицы или дороги и количества полос движения транспорта.

Рис. 1. Схема поперечного сечения тоннеля

Таблица 1

Размеры элементов поперечного сечения тоннелей в м

Элемент сечения

На скоростных дорогах и магистральных улицах

движение двухполосное

движение трехполосное

Ширина проезжей части Г

8

12

Высота от уровня проезжей части до низа перекрытия Н

5

5

Ширина служебных тротуаров Т

0,75

0,75

Ширина разделительной полосы С, не менее

1,2

1,2

Примечания: 1. На магистральных улицах районного значения в отдельных случаях при соответствующем обосновании в проекте допускается уменьшение ширины проезжей части Г тоннеля до 7,5 м для двухполосного движения и до 11,25 м для трехполосного движения.

2. При размещении на разделительной полосе промежуточных опор тоннеля ширина ее должна равняться ширине опоры плюс 0,4 м с каждой стороны, но не менее указанной в таблице.

2.2. Служебные тротуары в тоннелях надлежит предусматривать с правой стороны каждого направления движения.

2.3. Высоту бортового камня, ограждающего проезжую часть в тоннеле, на рампах, на проездах вдоль рамп и на перекрытии тоннеля, принимают не менее 0,4 м.

2.4. Уширение проезжей части тоннелей при однополосном и двухполосном движении в одном направлении на кривых в плане радиусом 750 м и менее следует принимать по табл. 2.

Таблица 2

Величины уширения проезжей части в м (на одну полосу движения)

Радиусы кривых в плане в м

750 - 550

550 - 400

400 - 300

Величины уширения на каждую полосу движения

0,2

0,25

0,3

При количестве полос движения в одном направлении свыше двух уширение проезжей части тоннелей и рамп на кривых не производится.

2.5. В тоннелях на скоростных дорогах в плане на кривых радиусом менее 2000 м, на магистральных улицах общегородского значения радиусом менее 1200 м, на магистральных улицах районного значения радиусом менее 800 м следует предусматривать устройство виражей в соответствии с главой СНиП II-Д.5-62.

2.6. Продольный профиль тоннелей и рамп надлежит проектировать с минимальным заложением верха перекрытия тоннеля от существующей или проектируемой поверхности. Наименьшие радиусы кривых в плане и профиле, а также наибольшие продольные уклоны на прямых участках не должны превышать указанных в табл. 3.

Таблица 3

Радиусы кривых в плане и профиле и продольные уклоны

Виды улиц и дорог

Расчетные скорости движения в км/ч

Наибольшие продольные уклоны в ‰

Наименьшие радиусы в м

кривых в плане

выпуклых кривых в профиле

вогнутых кривых в профиле

Скоростные дороги

120

40

600

10000

2000

Магистральные улицы:

 

 

 

 

 

общегородского значения

100

50

400

6000

1500

районного значения

80

60

300

4000

1000

Примечания: 1. В отдельных, особо трудных, местах при соответствующем обосновании в проекте может быть допущено отступление от приведенных величин радиусов вертикальных кривых в сторону их уменьшения.

2. На реконструируемых территориях при сохранении капитальной застройки при соответствующем обосновании в проекте допускается увеличение наибольшего продольного уклона магистральных улиц на 10 ‰.

3. Наибольшие продольные уклоны проезжих частей тоннелей на скоростных дорогах и магистральных улицах с интенсивным движением грузового транспорта следует уменьшать на 10 ‰.

2.7. Наименьший продольный уклон по лоткам проезжей части тоннеля и рамп при асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях следует принимать 4 ‰, а поперечные уклоны проезжей части - 15 - 25 ‰.

Пешеходные тоннели

2.8. Пешеходные тоннели в плане следует располагать, как правило, перпендикулярно к направлению городского проезда. При выборе положения тоннеля и лестничных сходов надлежит исходить из условия минимальных объемов работ по перекладке и переустройству подземных сооружений. Заглубление пешеходных тоннелей от поверхности проезжей части должно быть минимальным, с наименьшей, как правило, строительной высотой перекрытия у лотков проезжей части.

2.9. При расположении пешеходных тоннелей вблизи станций метрополитена надлежит обеспечивать примыкание тоннелей к вестибюлям метрополитена.

2.10. Лестничные сходы тоннелей, как правило, следует располагать на тротуарах вдоль проезжей части улицы и в пределах полос озеленения.

При размещении пешеходных тоннелей вблизи перекрестков улиц и площадей для обеспечения необходимых условий видимости движущегося транспорта следует предусматривать устройство лестничных сходов открытого типа; в условиях нестесненной городской застройки и возможности образования снежного покрова и гололеда лестничные сходы следует, как правило, предусматривать закрытого типа с остекленными павильонами.

На открытых лестничных сходах тоннелей, в климатических районах, где возможно образование снежного покрова и гололеда, следует предусматривать обогрев лестничных площадок, ступеней и пандусов.

2.11. Лестничные сходы тоннелей следует проектировать двухсторонними или односторонними в зависимости от интенсивности и направления движения пешеходов. На отдельных лестничных сходах следует, как правило, предусматривать пандусы для пешеходов с детскими колясками и велосипедами.

2.12. Ширину тоннелей и лестничных сходов следует принимать из расчета их пропускной способности потока пешеходов с учетом перспективного изменения интенсивности движения.

Расчетную пропускную способность на 1 м ширины следует принимать для тоннелей 2000 чел./ч, для лестничных сходов - 1500 чел./ч.

Минимальная ширина тоннелей принимается равной 3 м, минимальная ширина лестниц - 2 м. Ширину пандусов для детских колясок рекомендуется принимать не менее 1 м.

2.13. Высоту тоннелей от уровня пола до низа ребер перекрытия следует принимать не менее 2,3 м; при этом осветительная арматура должна устанавливаться так, чтобы не уменьшать высоты тоннеля.

В двухпролетном тоннеле высота до низа прогона, расположенного вдоль оси тоннеля, должна быть не менее 2 м.

При плоском перекрытии тоннеля и размещении на нем осветительной арматуры высота тоннеля от уровня пола до низа осветительной арматуры должна быть не менее 2,3 м.

2.14. Заложение лестничных маршей рекомендуется принимать не круче 1:2,3 с размерами ступеней 14×32 см и не положе 1:3,3 с размерами ступеней 12×40 см в зависимости от стесненности территории, расположения лестничных сходов и условий устройства пандусов для детских колясок В одном марше не следует располагать более 14 ступеней. Длину площадки между маршами принимают, как правило, - 1,5 м.

Ступени и площадки следует располагать с уклоном 15 ‰ для отвода воды с их поверхности.

Верхние площадки лестничных сходов следует предусматривать с превышением над тротуаром не менее 6 см и не более 15 см.

2.15. Продольный профиль тоннелей следует проектировать с минимальным заложением верха конструкции тоннеля от существующей или проектируемой поверхности дорожного покрытия.

2.16. В тоннелях допускаются продольные уклоны пола не более 40 ‰. Поперечный уклон пола следует принимать 10 ‰. В отдельных случаях допускается при соответствующем обосновании устройство пола без продольного уклона.

2.17. При пешеходных тоннелях должны предусматриваться помещения: для размещения электротехнических устройств, водопроводного ввода, водоотливной установки, устройств по обогреву лестничных маршей и хранения уборочного инвентаря, а также для эксплуатационного персонала.

3. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Расчет несущих конструкций и оснований транспортных и пешеходных тоннелей следует производить по трем предельным состояниям, предусматривающим возможные неблагоприятные условия работы конструкций и оснований в период строительства и эксплуатации (см. главу СНиП II-А.10-62).

3.2. При расчетах по первому предельному состоянию (на прочность и устойчивость), обязательных для всех транспортных и пешеходных тоннелей, следует применять систему расчетных коэффициентов:

коэффициента перегрузки n - к нормативным нагрузкам (или усилиям);

коэффициента однородности r - к нормативным сопротивлениям Rн;

коэффициента условий работы m.

При этом временную подвижную вертикальную нагрузку следует учитывать с коэффициентом динамичности.

Расчеты на выносливость следует производить только для металлических конструкций тоннелей с указанными выше коэффициентами, кроме коэффициента перегрузки.

Расчеты на устойчивость положения (против опрокидывания и скольжения) производят без коэффициента динамичности.

Величины Rн и r для материала конструкций транспортных и пешеходных тоннелей принимаются по главе СНиП II-Д.7-62*.

3.3. Расчеты по второму предельному состоянию следует производить по величине прогибов элементов конструкций и по величине осадок и смещения опор.

Расчеты по третьему предельному состоянию производят по трещиностойкости (по раскрытию или появлению трещин) железобетонных элементов конструкций.

В расчетах по второму и третьему предельным состояниям коэффициенты перегрузки и коэффициент динамичности не учитывают.

3.4. Нормативные нагрузки и воздействия принимают по главе СНиП II-Д.7-62*.

Нагрузки принимают при расчетах в наиболее невыгодных возможных при эксплуатации и строительстве положениях и сочетаниях для отдельных элементов или частей сооружения.

3.5. Коэффициенты условий работы m принимают, а расчеты по предельным состояниям производят в соответствии с требованиями главы СНиП II-Д.7-62*

3.6. Расчетные схемы и основные предпосылки расчета конструкций тоннелей следует устанавливать в соответствии с условиями их действительной работы в предельном состоянии с учетом в необходимых случаях свойств пластичности и ползучести материалов и деформации грунтов.

3.7. Расчет бетонных и железобетонных конструкций тоннелей следует производить для всех тех стадий изготовления, транспортирования, монтажа и эксплуатации, при которых в конструкциях может возникнуть опасность достижения одного из предельных состояний.

3.8. Прогибы железобетонных элементов перекрытий тоннелей, вычисленные от нормативной подвижной временной вертикальной нагрузки, не должны превышать:

в пределах пролета ;

в пределах консоли ,

где l - расчетный пролет; lK - длина консоли.

Величину прогиба неразрезных и однопролетных перекрытий разрешается увеличивать на 20 %.

В балочных разрезных конструкциях, прогиб которых от нормативных постоянной и временной вертикальной нагрузок превышает 1,5 см, следует предусматривать строительный подъем.

Строительный подъем принимается равным расчетному прогибу от нормативной постоянной нагрузки и половины нормативной подвижной временной вертикальной нагрузки. Для предварительно напряженных конструкций следует учитывать величину выгиба от обжатия бетона. Строительный подъем покрытия проезжей части осуществляется за счет толщин элементов дорожной одежды, засыпки и строительного подъема перекрытия тоннеля.

3.9. Горизонтальные прогибы стен тоннеля и рамп, вычисленные от нормативной постоянной нагрузки и воздействия нормативной временной нагрузки, находящейся на призме обрушения, не должны превышать  - для стен тоннеля и  - для рамп, где H - расчетная высота стены или рампы.

4. НАГРУЗКИ И ИХ КОЭФФИЦИЕНТЫ

Сочетания нагрузок

4.1. При расчете конструкций и оснований транспортных и пешеходных тоннелей следует учитывать возможные для данного сооружения нагрузки и воздействия в соответствии с табл. 4.

Таблица 4

Нагрузки и воздействия

Номера нагрузок

Нагрузки и воздействия

Номера нагрузок, не учитываемых в сочетании с данной нагрузкой

1

2

3

 

А. Постоянные нагрузки и воздействия

 

1

Собственный вес конструкций тоннеля

-

2

Воздействие предварительного напряжения

-

3

Давление от веса грунта и сооружений, расположенных над тоннелем и на призме обрушения

-

4

Гидростатическое давление

-

5

Воздействие усадки бетона

-

6

Воздействие осадки грунта

-

 

Б. Временные подвижные нагрузки и их воздействия

 

7

Вертикальные нагрузки

-

8

Давление грунта от воздействия временной вертикальной нагрузки

-

9

Горизонтальная продольная нагрузка от торможения

10, 14

10

Горизонтальные поперечные удары подвижной нагрузки

9

 

В. Прочие временные нагрузки и воздействия

 

11

Воздействия колебаний температуры

-

12

Сейсмическая нагрузка

Согласно главе СНиП II-А.12-62

13

Строительные нагрузки

-

14

Воздействие трения в опорных частях

9

4.2. Величины нагрузок и воздействий для расчетов по различным предельным состояниям следует принимать с соответствующими коэффициентами перегрузки n и коэффициентами динамичности (l + μ) согласно табл. 5.

Таблица 5

Группировка коэффициентов при нагрузках

Расчеты

Вводимые коэффициенты

ко всем нагрузкам и воздействиям, кроме подвижной вертикальной нагрузки

к подвижной вертикальной нагрузке

По первому предельному состоянию

на прочность и устойчивость формы

n

n; (1 + μ)

на устойчивость положения

n

n

По второму и третьему предельным состояниям

1

1

4.3. Сочетания нагрузок и воздействий, учитываемые при расчете и различающиеся по вероятности одновременного их совпадения, следует разделять на:

а) основные сочетания, включающие одну или несколько из следующих нагрузок: постоянные нагрузки, временную подвижную вертикальную нагрузку, давление грунта (от воздействия временной подвижной вертикальной нагрузки); отдельно следует учитывать при расчете на прочность действие только постоянных нагрузок (кроме давления грунта);

б) дополнительные сочетания, в которые совместно с одной или несколькими нагрузками основных сочетаний включаются одна или несколько из остальных нагрузок (кроме сейсмической нагрузки);

в) особые сочетания, включающие сейсмическую нагрузку совместно с другими нагрузками.

Примечания: 1. Для бетонных и железобетонных конструкций, при расчете их без учета ползучести и изменения сопротивления бетона со временем, воздействия усадки бетона и осадки грунта включаются только в дополнительные сочетания.

2. Колесная нагрузка НК-80 в дополнительные и особые сочетания нагрузок не включается.

Постоянные нагрузки и воздействия

4.4. Нормативная вертикальная нагрузка от собственного веса конструкции слагается из:

а) веса элементов конструкции, исчисленного по проектным спецификациям или проектным объемам и объемным весам материалов;

б) веса конструкций и элементов дорожной одежды, расположенных над тоннелем;

в) веса технологического и электротехнического оборудования.

4.5. Нормативное воздействие предварительного напряжения конструкции следует устанавливать по предусмотренному проектом номинальному значению усилия натяжения (сжатия) к моменту окончания процесса предварительного напряжения конструкции.

Нормативные величины потерь предварительного напряжения следует учитывать в каждом случае в соответствии со стадией, к которой относится выполняемый расчет (изготовление, погрузка, перевозка, монтаж, эксплуатация).

4.6. Для железобетонных конструкций нормативные величины потерь предварительного напряжения следует принимать от усадки (с учетом ползучести бетона), релаксации напряжений стали, деформативности анкерных закреплений и бетона под ними, обжатия швов, трения арматуры о стенки канала, температурного перепада между арматурой и стендом при пропаривании и прогреве бетона.

4.7. Нормативное давление грунта на опоры, перекрытия и стены тоннелей от собственного веса грунта следует принимать:

а) вертикальное давление p = γнH;

б) горизонтальное давление ep = μγнH,

где H - приведенная высота слоев грунта до расчетных сечений;

 - коэффициент бокового давления грунта засыпки, определяемый в зависимости от утла внутреннего трения и сцепления;

φн и γн - нормативные угол внутреннего трения и объемный вес грунта.

4.8. Нормативное гидростатическое давление следует учитывать для частей сооружения и грунтов, расположенных ниже уровня грунтовых вод.

Воздействие гидростатического давления следует учитывать путем:

а) уменьшения нормативного давления на основание от собственного веса сооружения и веса грунта, расположенного на обрезах фундамента (или других элементах сооружения);

б) снижения (за счет уменьшения пригрузки) расчетных сопротивлений грунтов в основании сооружений.

4.9. Нормативное воздействие осадки грунта в основаниях опор с внешне статически неопределенными системами перекрытий принимается по результатам расчета оснований.

4.10. Нормативное воздействие усадки бетона следует учитывать для внешне статически неопределимых распорных систем (при отсутствии других обоснованных данных и при неучете ползучести бетона) и принимать условно эквивалентным понижению температуры для железобетонных конструкций на 20°, а для бетонных конструкций - на 30 °С.

Примечание. Воздействие усадки бетона не учитывается в случаях, когда оно уменьшает полное расчетное усилие.

4.11. Коэффициенты перегрузки n для постоянных нагрузок и воздействий для всех сочетаний нагрузок и расчетов по первому предельному состоянию приведены в табл. 6.

Таблица 6

Коэффициенты перегрузки n постоянных нагрузок и воздействий

Вид нагрузки

Коэффициенты

Все нагрузки, кроме указанных ниже

1,1 (0,9)

Вес выравнивающего, изоляционного, защитного и других слоев и дорожного покрытия проезжей части и тротуаров

1,5 (0,9)

Давление от веса грунта на тоннели

1,2 (0,9)

Воздействие усадки бетона

1 (0)

осадки грунта

1,5 (0,5)

Примечания: 1. Значения n, указанные в скобках, относятся к случаям, когда данная нагрузка уменьшает расчетное суммарное воздействие. Коэффициенты n следует принимать по каждой строке одинаковыми в пределах целой части сооружения (перекрытия, опоры, призмы обрушения).

2. При определении расчетных нагрузок от давления грунта следует, кроме учета коэффициента перегрузки, принимать расчетные значения угла внутреннего трения больше или меньше нормативного значения в зависимости от того, какое значение дает наибольшее расчетное суммарное воздействие.

Временные подвижные нагрузки и их воздействия

4.12. Нормативную временную вертикальную нагрузку (с учетом перспективы) от колонн автомобилей и других транспортных единиц следует принимать в виде нагрузок Н-30 и НК-80.

Нормативная автомобильная нагрузка Н-30 принимается состоящей из следующих друг за другом автомобилей (рис. 2, табл. 7).

Рис. 2. Схема нормативной подвижной нагрузки от колонн автомобилей Н-30

Таблица 7

Дополнительные данные нагрузок в м

Наименование показателей

Н-30

Ширина ската:

 

заднего

0,6

переднего

0,3

Длина соприкасания ската с покрытием проезжей части (по направлению движения)

0,2*

Расстояние между осями скатов поперек движения

1,9

Ширина кузова

2,9

_____________

* То же, ската нагрузки НК-80.

Нормативная колесная нагрузка НК-80 принимается состоящей из одной транспортной единицы на колесном ходу (рис. 3).

Рис. 3. Схема нормативной подвижной колесной нагрузки НК-80

Колесную нагрузку совместно с автомобильной нагрузкой и временной нагрузкой на тротуарах учитывать не следует. При расчетах по третьему предельному состоянию нагрузка НК-80 принимается с коэффициентом 0,8.

4.13. По ширине проезжей части перекрытия тоннеля допускается устанавливать любое количество колонн автомобилей, вызывающее наибольшее усилие в его элементах, при условии что:

расстояние между кузовами соседних машин будет не менее 0,1 м;

габарит автомобиля не выступает за пределы проезжей части.

Колонны автомобилей на проезжей части над тоннелем следует устанавливать параллельно оси проезжей части и направленными в одну сторону При этом длина колонны не ограничивается. Каждая колонна автомобилей может быть расположена с разрывом между отдельными автомобилями, если такое расположение вызывает наибольшее усилие.

Колесная нагрузка устанавливается на перекрытии тоннеля параллельно продольной оси проезда над тоннелем в положение, вызывающее наибольшее усилие в рассчитываемом элементе, но не ближе 0,25 м к бортовому камню, считая от края обода колеса.

4.14. Давление от колес вертикальной автомобильной Н-30 и колесной НК-80 нагрузок на конструкции тоннелей определяется с учетом распределения в дорожном покрытии и бетонном основании под утлом 45°, а в грунте - под углом 30° к вертикали от площадок соприкасания скатов машины с дорожным покрытием.

Расчет на временные вертикальные подвижные нагрузки Н-30 и НК-80 допускается производить с учетом упругого распределения нагрузки при условии обеспечения совместной работы элементов сборного перекрытия тоннеля.

4.15. При всех расчетах элементов, воспринимающих нагрузку с нескольких полос движения при длинах загружения более 25 м, нормативные временные вертикальные нагрузки Н-30 следует учитывать с коэффициентом:

при

загружении

двух

полос

0,9

 

 

"

"

трех

"

0,8

 

 

"

"

четырех и более

"

0,7

 

 

4.16. Нормативное горизонтальное давление грунта на стены тоннелей и рамп от временной вертикальной нагрузки, находящейся на призме обрушения, следует определять в зависимости от величины нагрузки, высоты стен, характеристики грунта и условий загружения призмы обрушения.

4.17. Нормативную горизонтальную поперечную нагрузку от ударов временной подвижной нагрузки следует принимать:

а) от автомобилей по схеме Н-30 - в виде поперечной горизонтальной нагрузки интенсивностью 0,4 т/м не зависимо от числа полос движения;

б) от колесной НК-80 - в виде поперечной сосредоточенной силы 5 т.

Горизонтальная поперечная нагрузка от ударов подвижных нагрузок считается приложенной к верху проезжей части или к бортовому камню.

4.18. Нормативную горизонтальную продольную нагрузку от торможения следует принимать с каждой полосы движения в одном направлении в виде сосредоточенной силы, приложенной в уровне верха полотна проезжей части и равной 0,3P при длине загружения до 25 м, где Р - вес автомобиля. При многополосном движении нагрузку от торможения следует принимать со всех полос одного направления.

Силу торможения не учитывают от временной нагрузки, расположенной в пределах призмы обрушения, а также над тоннелем, при пролетах перекрытия до 12 м, при отсутствии деформационных швов на концах перекрытия и при наличии непрерывной дорожной одежды толщиной не менее 0,3 м,

Величины горизонтальных продольных усилий от торможения, передающиеся через опорные части, принимаются в соответствии с главой СНиП II-Д.7-62*.

4.19. Нормативную временную вертикальную нагрузку тротуаров от толпы принимают 400 кг/м2. Тротуары, на которые возможен заезд автомобилей и уборочных машин, проверяют расчетом. При этом давление на ось автомобиля принимают не менее 6 т согласно ГОСТ 9314-59 "Автомобили и автопоезда. Весовые параметры и габариты".

Расчетные нормативные сосредоточенные вертикальная и горизонтальная нагрузки для расчета поручня перил принимаются равными 130 кг.

Прочие временные нагрузки и воздействия

4.20. Воздействия колебаний температуры следует учитывать для внешне статически неопределимых распорных систем железобетонных конструкций в зависимости от местных и строительных условий; при этом коэффициент линейного расширения принимается 0,00001.

Нормативные колебания температуры принимают в зависимости от изотерм, соответствующих месту расположения сооружений, размеров элемента и степени открытости его для воздействия температуры воздуха.

4.21. Нормативное или расчетное воздействие трения в подвижных опорных частях перекрытия следует принимать в виде горизонтального продольного усилия, передающегося как через подвижные, так и через неподвижные опорные части, равного:

Tf = fN,

где N - опорная реакция от постоянной и временной нагрузки (без динамики);

f - коэффициент трения в подвижных опорных частях.

Усилия трения учитывают при расчете конструкций опорных частей и прилегающих к ним частей опоры и перекрытия.

4.22. Сейсмические нагрузки следует учитывать для тоннелей, сооружаемых в сейсмических районах, и принимать их, а также остальные нормы расчета в соответствии с главой СНиП II-А.12-62.

4.23. Строительные нагрузки, действующие на конструкции при монтаже или возведении на месте (собственный вес, вес подмостей, транспорта, кранов, односторонний распор, давление грунта от временных нагрузок на призме обрушения в стадии сооружения тоннелей и др.), а также при транспортировании и изготовлении элемента, следует принимать по проектным данным с учетом предусматриваемых условий производства работ, максимально возможного веса оборудования и веса людей. Собственные веса элементов при перевозке и установке краном следует принимать с коэффициентом динамичности.

Нагрузка от монтажного крана с учетом веса устанавливаемого элемента также должна приниматься с указанными коэффициентами динамичности.

Коэффициенты динамичности и перегрузки

4.24. Коэффициент динамичности (1 + μ) нагрузок от колонн автомобилей Н-30 для железобетонных перекрытий тоннелей следует принимать в соответствии с требованиями главы СНиП II-Д.7-62*.

4.25. Коэффициенты перегрузки n для подвижных временных нагрузок и их воздействий следует принимать в соответствии с требованиями главы СНиП II-Д.7-62*.

При определении расчетных нагрузок от давления грунта от временной подвижной вертикальной нагрузки следует принимать расчетные углы внутреннего трения по п. 4.11 настоящих указаний.

4.26. Коэффициенты перегрузки n для прочих временных нагрузок следует принимать в зависимости от характера воздействия и изменчивости каждой нагрузки.

Значения коэффициентов перегрузки строительных нагрузок следует в необходимых случаях корректировать с учетом конкретных условий и методов возведения сооружений.

5. КОНСТРУКЦИИ ТОННЕЛЕЙ

Материалы

5.1. Материалы для конструкций тоннелей, рамп и лестничных сходов должны отвечать требованиям долговечности, прочности, огнестойкости, а также стойкости против химических и атмосферных влияний.

5.2. Для несущих конструкций городских тоннелей следует применять железобетон и бетон. Бетон для железобетонных и бетонных конструкций следует принимать следующих марок по прочности на сжатие:

в предварительно напряженных конструкциях - не ниже 300;

в остальных конструкциях - не ниже 200.

В зависимости от климатических условий бетон должен иметь марку по морозостойкости Мрз 200 или Мрз 300 по ГОСТ 4795-59.

5.3. В элементах конструкций, подверженных действию агрессивной среды, следует предусматривать бетон, обладающей стойкостью против такого воздействия.

Инъецирование или заполнение каналов следует предусматривать с соблюдением требований, обеспечивающих морозостойкость и долговечность конструкций.

5.4. Для железобетонных конструкций применяются арматурные стали в соответствии с требованиями главы СНиП II-Д.7-62* и действующих государственных стандартов.

Конструкции

5.5. Конструкция тоннеля должна проектироваться в зависимости от геологических, гидрогеологических и сейсмических условий и глубины заложения тоннеля.

Конструктивные решения транспортных и пешеходных тоннелей должны отвечать требованиям индустриализации и комплексной механизации строительства. Конструкции следует применять сборные из предварительно напряженного и обычного железобетона, как правило, по типовым проектам.

5.6. При проектировании сборных железобетонных конструкций тоннелей следует предусматривать:

а) обеспечение надежности, требуемой плотности и качественного выполнения монтажных стыков, сопряжений и опираний, удобства установки и выверки положения конструкций с учетом требований монтажа и других местных условий;

б) простоту изготовления на заводах или полигонах с использованием высокопроизводительного оборудования и передовой технологии;

в) разбивку конструкций на блоки и элементы (в соответствии с главой СНиП I-A.3-62), размеры и вес которых допускают погрузку, беспрепятственное транспортирование в городских условиях и разгрузку, а в случае целесообразности возможность укрупнения элементов на строительной площадке.

5.7. Конструирование элементов из предварительно напряженного и обычного железобетона, а также конструирование стыков и швов сборных железобетонных конструкций следует производить в соответствии с главой СНиП II-Д.7-62*.

5.8. Расстояние между температурно-усадочными швами в сборных железобетонных конструкциях транспортных и пешеходных тоннелей следует принимать, как правило, не более 40 м.

При соответствующем обосновании в проекте расстояние между температурно-усадочными швами может быть увеличено.

5.9. В местах резкого изменения конструкций или изменения характера грунтов в основании тоннелей следует предусматривать осадочные швы. В температурных и осадочных швах должно быть предусмотрено устройство компенсаторов, предохраняющих гидроизоляцию от разрыва.

Гидроизоляция

5.10. Конструкции транспортных и пешеходных тоннелей должны быть защищены от проникания в них грунтовых и поверхностных вод путем устройства гидроизоляции. Покрытие для гидроизоляции тоннелей следует принимать, как правило, из рулонных гидроизоляционных материалов на негниющей основе и битумных мастиках. Гидроизоляционное покрытие из гидроизола и битумных мастик должно быть трехслойным.

Для устройства гидроизоляционного покрытия можно принимать и другие материалы - стеклопластики, холодную асфальтовую мастику и т.д., удовлетворяющие требованиям специальных технических условий.

5.11. Гидроизоляцию перекрытий и боковых стен транспортных и пешеходных тоннелей, рамп и служебных помещений следует предусматривать во всех случаях.

Гидроизоляцию лотка транспортных тоннелей предусматривают при наличии горизонта грунтовых вод выше подошвы фундаментов.

Гидроизоляцию пешеходных тоннелей, как правило, следует принимать замкнутую по наружному контуру.

При наличии благоприятных гидрогеологических условий и соответствующем обосновании в проекте допускается не предусматривать гидроизоляцию лотка пешеходного тоннеля.

5.12. Для предохранения гидроизоляции от механических повреждений в проекте следует предусматривать защитные ограждения. Конструкции защитного ограждения и материалы для его устройства должны быть приняты с учетом действующих нагрузок как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации.

Как правило, защитные ограждения принимаются:

в основании - в виде слоя бетонной подготовки толщиной не менее 10 см (марка бетона не ниже 75), выравнивающего по нему слоя песчано-цементного раствора марки 100, толщиной 2 см и над гидроизоляцией - в виде слоя песчано-цементного раствора марки 100, толщиной 3 см;

на перекрытии - в виде слоя бетона не ниже марки 200, толщиной не менее 4 см, армированного металлической сеткой;

на вертикальных поверхностях - из защитных железобетонных плит и кирпича.

Дорожные одежды

5.13. Дорожная одежда проезжей части транспортных тоннелей должна быть такой же, как на улицах, на которых они расположены. Основным типом дорожного покрытия проезжей части транспортных тоннелей и на их перекрытиях рекомендуется, как правило, принимать асфальтобетонное с повышенной шероховатостью.

5.14. При превышении поверхности дорожного покрытия над бетонным защитным слоем гидроизоляции перекрытия тоннеля до 0,4 м асфальтобетонное покрытие следует предусматривать на бетонном основании. Допускается укладка асфальтобетонного покрытия непосредственно по защитному слою гидроизоляции.

При превышении более 0,4 м кроме бетонного основания, следует предусматривать дополнительно песчаный слой толщиной не менее 0,1 м.

Архитектура

5.15. Архитектурное оформление тоннелей, порталов и входов должно быть простым, отвечающим градостроительным требованиям, условиям эксплуатации, конструктивной сущности и назначению.

5.16. Для отделки транспортных и пешеходных тоннелей должны применяться долговечные, экономичные, удобные в эксплуатации материалы, допускающие легкую очистку и промывку.

Лицевая поверхность элементов сборных конструкций, как правило, должна офактуриваться при изготовлении их на заводе.

5.17. Отделка перекрытий и стен транспортных тоннелей на месте допускается водостойкими красками в соответствии с главой СНиП I-B.24-62.

5.18. При невозможности офактуривания сборных элементов стен и колонн пешеходных тоннелей в заводских условиях отделку поверхности стен и колонн пешеходных тоннелей следует предусматривать морозостойкими керамическими (метлахскими) плитками и другими морозостойкими материалами на месте строительства. Покраску перекрытий пешеходных тоннелей следует предусматривать меловым раствором без клея по малярной подготовке.

5.19. Проступи ступеней и плиты площадок лестниц рекомендуется принимать из гранита или других высокопрочных материалов.

Швы между ступенями, а также плитами лестничных сходов должны заделываться цементным раствором; при наличии поддестничных помещений должна предусматриваться расшивка швов водонепроницаемыми материалами (включая мастику на эпоксидных смолах).

На лестничных маршах и промежуточных площадках следует предусматривать поручни, прикрепленные к стене на кронштейнах. Пандусы для детских колясок ограждаются перилами.

5.20. Конструкции павильонов над входами следует проектировать, как правило, сборными. Для несущего каркаса павильона допускается применение легких металлических конструкций.

5.21. Рамповые участки и открытые лестничные сходы тоннелей следует ограждать парапетами из железобетонных блоков. Парапеты сверху и с наружной стороны (со стороны улицы) должны офактуриваться на заводе или облицовываться на месте гранитными плитами или другими морозостойкими материалами.

5.22. Расстояние от бортового камня до внешней поверхности парапета следует принимать не менее 0,4 м. Высота парапетов должна быть для рамп не менее 0,9 м, а для лестничных сходов не менее 0,7 м от поверхности тротуара.

При расположении парапетов на расстоянии более 3 м от бортового камня проезжей части допускается устройство решетчатого ограждения на цоколе высотой 0,25 м. Решетчатые ограждения следует принимать из сборного железобетона или металла.

6. ОСНОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТЫ

6.1. Проектирование оснований и фундаментов транспортных и пешеходных тоннелей надлежит производить в соответствии с требованиями главы СНиП II-Д.7-62*.

6.2. Глубина заложения фундаментов тоннелей на непучинистых, гравелистых, крупнопесчаных и среднепесчаных грунтах назначается независимо от глубины промерзания грунтов при условии простирания толщи указанных грунтов ниже глубины промерзания, а на прочих грунтах - не менее расчетной глубины промерзания с устройством в основании подушки не менее 0,25 м из тщательно утрамбованного крупно- или среднезернистого песка, щебня, гравия или бетона.

6.3. Для фундаментов пешеходных тоннелей при заложении их на пучинистых грунтах разрешается общую толщину от уровня пола до основания принимать менее глубины промерзания при обеспечении условий, исключающих возможность пучения грунтов в основании тоннеля.

7. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ

7.1. Электроснабжение тоннелей следует выполнять в соответствии с "Указаниями по проектированию уличного освещения" (СН 278-64) и "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ) и должно осуществляться от городских трансформаторных пунктов напряжением 380/220 В системой с глухозаземленной нейтралью. В исключительных случаях допускается напряжение 220/127 В.

7.2. Обеспечение надежности питания электроприемников тоннелей относится к I категории. Электроснабжение установок следует осуществлять по двум фидерам от разных секций одного трансформаторного пункта, имеющего автоматически включение резервного питания (АВР) на стороне низкого напряжения, или от двух независимых трансформаторных пунктов при отсутствии в них устройств АВР. Переключение нагрузок с одного питающего фидера на другой следует предусматривать автоматическим.

7.3. Транспортные и пешеходные тоннели, а также служебные помещения должны иметь искусственное электроосвещение.

Для искусственного освещения должны применяться:

в тоннелях - люминесцентные лампы;

в служебных помещениях - лампы накаливания.

7.4. Горизонтальная освещенность на уровне проезжей части транспортных тоннелей должна приниматься не менее указанной в табл. 8.

Таблица 8

Нормы горизонтальной освещенности транспортных городских тоннелей

Режим освещения

Минимальная горизонтальная освещенность на уровне проезжей части в лк

Расстояние от входного портала в м

Расстояние от выходного портала в м

0

25

50

75

100 и более

100 и более

75

50

25

0

Дневной

400

250

150

60

20

20

30

60

120

200

Вечерний

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

Ночной

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Примечание. Средняя освещенность проезжей части на рампах должна быть в 1,5 раза выше средней освещенности, нормированной для прилегающих улиц.

7.5. Наименьшая горизонтальная освещенность пешеходных тоннелей на уровне пола должна приниматься не менее:

в дневном режиме - 50 лк;

в вечернем режиме - 20 лк;

в ночном режиме - 10 лк.

Освещенность лестничных сходов в вечернем режиме должна быть не менее 15 лк, а в ночном - 10 лк.

Освещенность служебных помещений на уровне пола принимается 30 лк.

7.6. В тоннелях и наземных павильонах следует применять закрытые светильники для наружных установок с люминесцентными лампами с нормальной их работой в климатических условиях района расположения тоннеля.

7.7. Светильники в тоннелях и павильонах устанавливаются, как правило, по перекрытию. Присоединение каждого светильника к электросети следует предусматривать через штепсельную розетку нормального исполнения.

7.8. Освещение рамп транспортных тоннелей следует предусматривать светильниками уличного освещения, устанавливаемыми на парапетах или на подвесках.

В начале рамп, в торцах парапетов и на осевой линии рамп транспортных тоннелей, а также у лестничных сходов пешеходных тоннелей должны устанавливаться специальные светильники - указатели-маяки.

7.9. Электроосвещение тоннелей должно иметь, как правило, телеуправление; допускается автоматическое управление от электросети уличного освещения, при этом следует предусматривать возможность отключения одновременно всех светильников тоннеля средствами телеуправления.

Кроме того, следует предусмотреть ручное управление.

7.10. Схема распределительной электросети освещения тоннелей должна предусматривать следующие режимы освещения: для транспортных тоннелей - в соответствии с табл. 8, а для пешеходных тоннелей - в соответствии с п. 7.5 настоящих указаний.

Группы освещения проезжей части транспортного тоннеля каждого направления движения, а также группы освещения пешеходных тоннелей, павильонов и указателей следует присоединять к разным секциям шин распределительного щита.

Электросети рамп и маяков транспортных тоннелей следует присоединять к сети уличного освещения.

Электросети сходов пешеходных тоннелей, наземных павильонов, маяков следует присоединять к сети освещения тоннеля.

7.11. Электродвигатели насосов водоотливных установок должны подключаться с помощью магнитных пускателей к разным секциям распределительного щита. При установке одного насоса электродвигатель подключается к одной секции распределительного щита.

Управление следует принимать автоматическим.

7.12. Электропечи отопления служебных помещений следует подключать к электросети с помощью автоматических выключателей, а электродвигатели вентиляторов - с помощью ручных отключающих устройств.

7.13. В пешеходных тоннелях должна предусматриваться сеть напряжением 220/127 В с трехполюсными герметическими штепсельными розетками и заземляющими контактами для подключения уборочных машин. Штепсельные розетки устанавливаются в тоннеле по одной стороне через каждые 25 м на высоте 0,5 м от уровня пола. Для питания указанной сети следует предусматривать понижающий трансформатор мощностью 2,5 кВА.

7.14. Электросети должны выполняться проводами и кабелями с алюминиевыми жилами:

а) для силовой электросети - кабелями на скобах или проводами в тонкостенных стальных трубах;

б) для электросети освещения тоннелей - кабелями на скобах, проводами в тонкостенных стальных трубах или проводами скрыто.

7.15. Все металлические нетоковедущие части электрических установок, которые могут оказаться под напряжением, должны быть заземлены.

7.16. Коммерческий учет потребления электроэнергии следует предусматривать общим для силовых и осветительных нагрузок.

8. ВОДООТВОД И ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Транспортные тоннели

8.1. Отвод ливневых вод с проезжей части тоннеля и рамп следует обеспечивать системой водостоков и дренажей. При расположении горизонта грунтовых вод выше подошвы фундаментов тоннеля, а также при водонепроницаемых грунтах в его основании следует предусматривать систему дренажей.

8.2. Расчетные расходы и пропускная способность водоотводящей системы тоннеля, а также период превышения расчетных расходов соответствующих уличных водостоков с учетом допускаемого заполнения лотков проезжей части определяются в соответствии с главами СНиП II-Г.6-62 и СНиП II-К.3-62*.

Период превышения расчетной интенсивности дождя для водоотводящей системы тоннеля принимается один раз в 10 лет.

В случае, если период превышения расчетных расходов уличных водостоков менее 10 лет, в расчете водоотводящей системы тоннеля необходимо учитывать возможность стока воды с соответствующих участков территории, прилегающих к рампам. Площадь этих участков следует по возможности сокращать путем вертикальной планировки.

8.3. При заложении водосточной и дренажной систем тоннеля выше городской водосточной сети на величину, исключающую возможность подтопления тоннеля, отвод воды следует осуществлять самотеком.

При заложении указанной системы ниже городской сети и при возможности подтопления тоннеля водами из городского водостока следует устраивать станцию перекачки.

Емкость водосборника для перекачки следует определять по наибольшему притоку ливневых вод с прилегающей площади стока, приема грунтовых вод и работы насосов.

8.4. Для откачки воды из водосборника необходимо, как правило, предусматривать три однотипных насоса равной производительности с автоматическим включением и отключением. Один из насосов является резервным. Насосы должны находиться под заливом или иметь самовсасывающие устройства. От напорной трубы насосов необходимо предусматривать отвод в водосборник для взмучивания осадков. В водосборнике следует предусматривать отстойник с устройством над ним люка для очистки отстойника илососом.

В помещении водоотливной установки следует предусматривать водопроводный ввод.

Пешеходные тоннели

8.5. Отвод воды с поверхности лестничных сходов и тоннеля следует предусматривать системой уклонов и водоотводных лотков.

8.6. В тоннеле у лестничных сходов следует предусматривать устройство приямков с решетками на всю ширину тоннеля. Приямки оборудуются водяной смывкой и водоотводом.

8.7. Внутренний отвод воды из тоннеля и служебных помещений предусматривается самотеком, системой труб, заложенных в основании тоннеля. Для приема воды в тоннеле устраиваются трапы через 30 - 40 м.

8.8. При заложении водоотводящей системы тоннеля выше городской водосточной сети на величину, исключающую возможность подтопления тоннеля, отвод воды следует осуществлять самотеком.

При заложении указанной системы ниже городской сети или при возможности подтопления тоннеля водами из городского водостока следует предусматривать водоотливную установку, оборудованную одним вертикальным или горизонтальным самовсасывающим насосом производительностью не менее 15 м3/ч.

8.9. Водоснабжение пешеходных тоннелей принимается от городской водопроводной сети с размещением ввода в служебном помещении.

Во внутренней сети водопровода следует предусматривать возможность подключения к ней шлангов для мытья тоннеля и лестничных сходов. В служебном помещении предусматривается раковина.

В пешеходных тоннелях, строящихся в климатических районах с расчетной зимней температурой ниже 0 °С, должна предусматриваться возможность опоражнивания водопроводных труб.

9. ВЕНТИЛЯЦИЯ

9.1. В транспортных тоннелях длиной более 400 м следует предусматривать искусственную вентиляцию.

В тоннелях длиной от 150 до 400 м искусственную вентиляцию предусматривают в случае недостаточного их естественного проветривания.

В транспортных и пешеходных тоннелях длиной до 150 м искусственную вентиляцию допускается не предусматривать.

9.2. Объем необходимого для вентиляции тоннелей воздуха определяют расчетом в зависимости от длины, расположения тоннеля в плане и подходов к нему, продольного профиля, интенсивности движения по тоннелю и других факторов. Концентрация в воздухе транспортного тоннеля окиси углерода и акролеина должна быть не выше предусмотренной "Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий" (СН 245-63). Скорость движения воздуха в транспортном тоннеле при вентилировании должна быть не более 6 м/сек.

9.3. Управление вентиляционными установками следует принимать дистанционное из помещения дежурного, а также местное - из вентиляционной камеры.

9.4. Служебные помещения тоннелей следует оборудовать системами отопления и вентиляции с механическим побуждением. Расчетная температура в помещениях принимается +5 °С.

10. ОБОГРЕВ ЛЕСТНИЧНЫХ СХОДОВ

10.1. Для пешеходных тоннелей в климатических районах с расчетной зимней температурой ниже 0 °С обогрев ступеней и площадок лестничных сходов следует предусматривать с помощью электроэнергии и других видов теплоносителей. Система обогрева ступеней должна обеспечивать таяние снега на поверхности ступеней.

10.2. Теплотехнические расчеты систем обогрева производятся для невыгоднейшего сочетания наибольших интенсивностей снегопадов в кг/м2 и соответствующих температур наружного воздуха, устанавливающего наибольший расход тепловой энергии. Исходные данные принимаются по метеорологическим данным за период 10 лет для района проектируемого сооружения.

10.3. Обогрев сходов с помощью электроэнергии рекомендуется осуществлять трубчатыми электронагревателями, нагревательными сетками и др.

Корпусы трубчатых электронагревателей принимаются из материалов, стойких против коррозии, или из обычных материалов с антикоррозийным жаростойким покрытием. Трубчатые электронагреватели располагаются непосредственно под ступенями в специальных полостях подступенков и должны быть прижаты к нижним поверхностям ступеней и площадок. Полости, где располагаются трубчатые электронагреватели, должны быть теплоизолированы от подлестничного помещения.

Питание трубчатых электронагревателей следует осуществлять через понижающий трансформатор трехфазного тока. Напряжение питания трубчатых электронагревателей должно быть 36 В. Место установки понижающего трансформатора должно быть отделено от остальной части подлестничного помещения специальным ограждением.

10.4. При использовании теплосети в качестве источника теплоснабжения рабочим теплоносителем могут быть: подаваемая или обратная вода из теплосети, а также вторичные теплоносители, нагреваемые водой или паром из теплосети (антифриз, воздух или другие незамерзающие среды) и циркулирующие по системе обогрева сходов.

При использовании калориферов для нагрева воздуха с циркуляцией его по системе обогрева с помощью вентиляторов установки должны быть автоматизированы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ГЛАВ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ, ПОДЛЕЖАЩИХ УЧЕТУ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ И ПЕШЕХОДНЫХ ТОННЕЛЕЙ

I-A.3-62. Применение единой модульной системы при назначении размеров сборных конструкций и изделий.

I-B.3-62. Бетоны на неорганических вяжущих и заполнителях.

I-B.4-62. Арматура для железобетонных конструкций.

I-B.5-62. Железобетонные изделия. Общие указания.

I-B.8-62. Материалы и изделия из природного камня.

I-B.9-62. Керамические материалы и изделия.

I-B.12-62. Металлы и металлические изделия.

I-B.15-62. Материалы и изделия на основе полимеров.

I-B.24-62. Отделочные покрытия (краски, лаки и обои).

I-B.27-62. Защита строительных конструкций от коррозии. Материалы и изделия, стойкие против коррозии.

II-А.1-62. Нормы строительного проектирования. Общая часть.

II-А.2-62. Буквенные обозначения.

II-А.3-62. Классификация зданий и сооружений. Основные положения проектирования.

II-А.4-62. Единая модульная система в строительстве. Основные положения проектирования.

II-А.6-62. Строительная климатология и геофизика. Основные положения проектирования.

II-А.10-62. Строительные конструкции и основания. Основные положения проектирования.

II-А.12-62. Строительство в сейсмических районах. Нормы проектирования.

II-Б.1-62. Основания зданий и сооружений. Нормы проектирования.

II-Б.2-62. Основания и фундаменты зданий и сооружений на просадочных грунтах. Нормы проектирования.

II-Б.5-62. Свайные фундаменты из забивных свай. Нормы проектирования.

II-В.3-62. Стальные конструкции. Нормы проектирования.

II-Г.2-62. Внутренний водопровод производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий. Нормы проектирования.

II-Г.5-62. Внутренняя канализация производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий. Нормы проектирования.

II-Г.6-62. Канализация. Нормы проектирования.

II-Д.5-62. Автомобильные дороги общей сети Союза ССР. Нормы проектирования.

II-Д.7-62. Мосты и трубы. Нормы проектирования.

II-К.3-62. Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования.

III-В.3-62. Бетонные и железобетонные конструкции сборные. Правила производства и приемки монтажных работ.

III-В.9-62. Гидроизоляция и пароизоляция. Правила производства и приемки работ.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 1

2. Поперечное сечение, план и продольный профиль. 2

Транспортные тоннели. 2

Пешеходные тоннели. 3

3. Основные расчетные положения. 4

4. Нагрузки и их коэффициенты.. 5

Сочетания нагрузок. 5

Постоянные нагрузки и воздействия. 7

Временные подвижные нагрузки и их воздействия. 8

Прочие временные нагрузки и воздействия. 10

Коэффициенты динамичности и перегрузки. 10

5. Конструкции тоннелей. 11

Материалы.. 11

Конструкции. 11

Гидроизоляция. 12

Дорожные одежды.. 12

Архитектура. 13

6. Основания и фундаменты.. 13

7. Электроснабжение. 14

8. Водоотвод и водоснабжение. 15

Транспортные тоннели. 15

Пешеходные тоннели. 16

9. Вентиляция. 16

10. Обогрев лестничных сходов. 17

Приложение. Перечень глав строительных норм и правил, подлежащих учету при проектировании транспортных и пешеходных тоннелей. 18