Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
от 12 апреля 2013 г. № 148н
"Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.
Министр |
М.А. Топилин |
|
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г. |
|
Регистрационный № 28534 |
|
Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ
от 12 апреля 2013 г. № 148н)
1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее - Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.
1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: "Полномочия и ответственность", "Характер умений", "Характер знаний", "Основные пути достижения уровня квалификации".
Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.
Уровень |
Показатели уровней квалификации |
Основные пути достижения уровня квалификации |
||
Полномочия и ответственность |
Характер умений |
Характер знаний |
||
1 уровень |
Деятельность под руководством Индивидуальная ответственность |
Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд) |
Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний |
Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт |
2 уровень |
Деятельность под руководством с
элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий |
Выполнение стандартных заданий |
Применение специальных знаний |
Основные программы профессионального
обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих,
должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило,
не менее 2 месяцев) |
3 уровень |
Деятельность под руководством с
проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач |
Решение типовых практических задач |
Понимание технологических или
методических основ решения типовых практических задач |
Основные программы профессионального
обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих,
должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы
повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года) |
4 уровень |
Деятельность под руководством с
проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих
анализа ситуации и ее изменений |
Решение различных типов практических
задач |
Понимание научно-технических или
методических основ решения практических задач |
Образовательные программы среднего
профессионального образования - программы подготовки квалифицированных
рабочих (служащих) |
5 уровень |
Самостоятельная деятельность по решению
практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее
изменений |
Решение различных типов практических задач
с элементами проектирования |
Применение профессиональных знаний
технологического или методического характера |
Образовательные программы среднего
профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего
звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) |
6 уровень |
Самостоятельная деятельность,
предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по
достижению цели |
Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений |
Применение профессиональных знаний
технологического или методического характера, в том числе, инновационных |
Образовательные программы высшего
образования - программы бакалавриата |
7 уровень |
Определение стратегии, управление
процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения
на уровне крупных организаций или подразделений |
Решение задач развития области
профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных
методов и технологий, в том числе, инновационных |
Понимание методологических основ
профессиональной деятельности |
Образовательные программы высшего
образования - программы магистратуры или специалитета |
8 уровень |
Определение стратегии, управление
процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения
на уровне крупных организаций |
Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов |
Создание новых знаний междисциплинарного
и межотраслевого характера |
Программы подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы
ординатуры, программы ассистентуры-стажировки |
9 уровень |
Определение стратегии, управление
большими техническими системами, социальными и экономическими процессами |
Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов |
Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера |
Программы подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы
ординатуры, программы ассистентуры-стажировки |