МИНИСТЕРСТВО
ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР
Главное производственно-техническое управление по строительству
Всесоюзный институт по проектированию организации
энергетического строительства
"ОРГЭНЕРГОСТРОЙ"
ТИПОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
(сборник)
К-5-20
МОНТАЖ
ПРОВОДОВ И ГРОЗОЗАЩИТНЫХ ТРОСОВ
ВЛ 500 кВ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ
Москва 1982
Типовые технологические карты (сборник) К-5-20 разработаны Отделом организации и механизации строительства линий электропередачи (ЭМ-20) института "ОРГЭНЕРГОСТРОЙ"
Составители: Войнилович Н.А., Коган Е.Н., Полубков В.А., Смирнова Е.Г.
Карты разработаны в 1979 году, утверждены ГПТУ по строительству Минэнерго СССР, протокол № 391 от 12.12.79 г.
Сборник технологических карт на монтаж проводов и грозозащитных тросов в горных условиях разработан применительно к BЛ 500 кВ, сооружаемым на стальных опорах (промежуточных с оттяжками ПБ и анкерно-угловых трехстоечных свободностоящих У, УГ) при подъеме сталеалюминевых проводов сечением 400 - 500 мм2 по три в фазе.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 2
Натягивание и крепление проводов и грозозащитных тросов на анкерных опорах
1.1. Раздел 2 сборника К-5-20 состоит из четырех технологических карт К-5-20-5, К-5-20-6, К-5-20-7, К-5-20-8 на натягивание и крепление на анкерных опорах проводов и грозозащитных тросов ВЛ 500 кВ в горных условиях.
1.2. Технологические карты разработаны применительно к ВЛ 500 кВ, сооружаемым на стальных опорах - промежуточных с оттяжками (ПБ) и анкерно-угловых трехстоечных свободностоящих (У, УГ) при подвеске сталеалюминевых проводов сечением 400 - 500 мм2 по три в фазе.
1.3. Выбор способа визирования зависит от рельефа трассы. Основным вариантом является визирование без подъема на анкерную опору согласно карте К-5-20-5 для грозозащитных тросов и К-5-20-7 для проводов.
Если по местным условиям применяется визирование с подъемом на анкерную опору, то следует руководствоваться картами К-5-20-6 для грозозащитных тросов и К-5-20-8 для проводов,
1.4. В длинных анкерных пролетах с промежуточными опорами при больших продольных уклонах профиля рекомендуется вести монтаж короткими участками, в пределах каждого из которых скатывание проводов по раскаточным роликам не искажает проектных стрел провеса. В пределах короткого участка монтаж вести по картам настоящего раздела.
1.5. Натягивание и подъем не анкерные опоры выполняет специализированное звено из состава комплексной бригады по монтажу проводов и грозозащитных тросов.
1.6. При привязке карт к объекту необходимо в зависимости от конкретных условий строительства уточнить технологическую последовательность и объем работ, потребность в трудовых и материально-технических ресурсах.
1.7. До начала работ по натягиванию должна быть закончена раскатка проводов и грозозащитных тросов согласно картам I раздела настоящего сборника, а также выполнена сборка арматуры и изоляторов в натяжные гирлянды.
1.8. Общая технологическая последовательность основных работ:
а) с одной стороны монтируемого пролета обрезать раскатанные провода (тросы), напрессовать натяжные зажимы и поднять свободные гирлянды с проводами (тросами) на анкерную опору (рис. 2-1);
б) натянуть провода (тросы) с помощью тракторов и произвести визирование согласно картам настоящего раздала с нанесением отметок в местах установки натяжных зажимов;
в) обрезать провода (тросы), напрессовать натяжные зажимы и поднять натяжную гирлянду на вторую анкерную опору (рис. 2-2 и 2-3);
1.9. Опрессовка натяжных зажимов выполняется моторным прессом в соответствии с типовыми технологическими картами К-У-19.
1.10. При натягивании и подъеме на анкерные опоры проводов и грозозащитных тросов необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, изложенные в основных нормативных документах (см. приложение I), а также выделенные в п. 1.10 "Общей части" I раздела. Особое внимание следует обратить на следующие требования:
- при использовании местных предметов (валунов, скалы и т.п.) в качестве якорей для анкеровки проводов и тросов, необходимо предварительно проверить их надежность приложением пробной нагрузки, составляющей не менее 125 % от расчетной;
- применяемые динамометры должны быть протарированы и в процессе работы проходить регулярную проверку;
- при натягивании проводов в пролете следует выставлять дежурных и обозначать опасные зоны четкими надписями на языках русском и коренного населения.
1.10. Стрелы провеса, регулировка и габариты должны удовлетворять действующим допускам согласно СНиП III-33-76 (рис. 2-4).
Рис. 2-1. Подъем свободной гирлянды на анкерно-угловую опору.
1 - Трактор
Т-100м; 2 - Блок монтажный Q = 7,5 тс; 3 - Трос такелажный
Ø 17,0 мм, l = 100 м;
4 - Строп универсальный Ø 17,0 мм, l = 1,5 м; 5
- Скоба СК-16-1А;
6 - Капроновый канат (для оттяжки).
Рис. 2-2. Подъем гирлянды троса на анкерную опору
1 - Трактор
Т-100м; 2 - Монтажный блок Q = 7,5 тс; 3 - Скоба СК-16-1А;
4 - Деревянная подкладка; 5 - Такелажный трос Ø 17,0 мм, l
= 100 м;
6 - Универсальный строп Ø 17,0 мм, l = 1,5 м.
Рис. 2-3. Подъем натяжной гирлянды на анкерно-угловую опору
1 - Трактор
Т-100м; 2 - Блок монтажный Q = 7,5 тс; 3 - Трос такелажный
Ø 19,5 мм, l = 100 м;
4 - Строп универсальный Ø 17,0 мм, l = 1,5 м; 5
- Скоба СК-16-1А;
6 - Капроновый канат.
Рис. 2-4. Нормы и допуски на монтаж проводов
А - величина
стрелы провеса согласно проекту ±5 % (при соблюдении габаритов);
Б - наименьшее допускаемое расстояние от проводов ВЛ до поверхности
земли;
В - разрегулировка различных фаз относительно друг друга (должна быть не
более
10 % проектной величины стрелы провеса В ≤ 1/10А);
С - разрегулировка проводов в расщепленной фазе (должна быть на более 20
%
расстояния между отдельными проводами фазы С ≤ 1/20l1);
Д - отклонение поддерживающих гирлянд вдоль ВЛ от вертикали не должно
превышать 200 мм
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА |
ВЛ 500 кВ |
НАТЯГИВАНИЕ
ГРОЗОЗАЩИТНЫХ ТРОСОВ БЕЗ ПОДЪЕМА |
K-5-20-5 |
1.1. Технологическая карта К-5-20-5 является руководством по натягиванию, грозозащитных тросов в горных условиях, когда рельеф местности не препятствует визированию без подъема на анкерную опору.
1.2. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:
- натягивание раскатанных тросов до проектных стрел провеса или усилий;
- нанесение отметок на тросах в местах установки натяжных зажимов;
- подъем тросов на анкерные опоры.
2.1. До натягивания тросов должны быть выполнены работы, предусмотренные п. 1.6 "Общей части" настоящего раздела, а также следующие подготовительные операции:
а) спроектированы на землю при помощи теодолита или отвеса и закреплены вешками точки крепления грозозащитных тросов на анкерной опоре, у которой производится натягивание (рис. 2-5);
б) определены по монтажным таблицам тяжение и стрелы провеса соответствующие температуре воздуха на время монтажа;
в) установлены на промежуточных опорах рейки в пролете, выбранном для визирования по стрелам провеса.
2.2. Натягивание тросов производится звеном рабочих с помощью трактора Т-100М, снабженного лебедкой Л-8.
2.3. Общая технологическая последовательность основных работ принимается согласно п. 1.7 "Общей части" настоящего раздела, с соблюдением порядка визирования, изложенного ниже.
2.4. Визирование осуществляется, как правило, по стрелам провеса (рис. 2-6), а в условиях сложного рельефа трассы, когда визуально взять стрелу провеса в пролете невозможно, путем фиксации монтажных тяжений динамометром (рис. 2-7).
2.5. Тяжение в тросе создается при помощи трактора, установленного около граничной опоры анкерного пролета.
2.6. При достижении проектного положения (по стрелам провеса или тяжением) на тросах наносятся отметки в местах обрезки троса под натяжной зажим согласно рис. 2-8 с учетом поправок, определенных по графикам рис. 2-9, 2-10, 2-11, 2-12.
2.7. Состав звена по натягиванию и креплению грозозащитных тросов
Профессия |
Разряд |
Кол. человек |
Электролинейщик |
6 |
1 |
- " - |
5 |
2 |
- " - |
4 |
1 |
- " - |
3 |
4 |
Машинист |
5 |
1 |
Итого |
|
9 |
2.8. Калькуляция трудовых затрат составлена на натягивание, и крепление 2-х грозозащитных тросов в анкерном пролете длиной до 1 км с 3-мя промежуточными опорами.
Калькуляция трудовых затрат
Основание |
Наименование работ |
Единица измерения |
Объем работ |
Норма времени на единицу измерения, чел.-час |
Затраты труда на весь объем работ, чел.-дн. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ЕНиР, § 23-3-21 табл. 1, строка 1 |
Сборка изоляторов в одноцепные натяжные гирлянды |
гирлянда |
4 |
0,37 |
0,2 |
ЕНиР, § 23-3-28 табл. 1, строка 1 п. "и" и "к" К = 2, К = 1,9, К = 1,4 |
Натягивание, визирование и крепление грозозащитных тросов (2 троса) в одном анкерном пролете длиной до 1 км |
Анкерный пролет |
1 |
||
провод |
электролинейщик |
|
|
5,8×2,0×1,9×1,4×0,8 |
3 |
|
машинист |
|
|
0,73×2,0×1,9×1,4×0,8 |
0,36 |
|
Итого |
км ВЛ |
1 |
- |
3,6 |
Примечание. 1. Продолжительность рабочей смены принята 8,2 часа.
2. Общие трудозатраты в п. 2 по натягиванию, визированию и креплению тросов подсчитаны с понижающим коэффициентом К = 0,8, учитывающим визирование проводов без подъема их на анкерную опору.
Трудоемкость, чел.-дн. |
3,6 |
Работа механизмов, маш.-смен |
0,4 |
Численность звена, чел. |
9 |
Производительность звена |
1 анкерный пролет длиной до 1 км за 3,3 часа |
4.1. Потребность в основных машинах, приспособлениях и оборудовании
Наименование |
ГОСТ, марка, № чертежа |
Един. изм. |
К-во |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Трактор |
T-100M |
шт. |
1 |
|
Моторный пресс |
ПО-100М |
" |
1 |
|
Визирная рейка |
" |
2 |
|
|
Отвес |
7948-71 |
" |
1 |
|
Монтажный блок |
Q = 7,5 т.с. |
" |
2 |
для подъема натяжных гирлянд |
Динамометр |
Q = 5 т.с. |
" |
1 |
|
Монтажный клиновый зажим |
МК-2 |
" |
1 |
|
Скоба |
CК-16-1A |
" |
4 |
|
Такелажный трос Ø 17,0 мм, l = 100 м |
3079-69 |
" |
2 |
|
Строп Ø 17,0 мм l = 1,5 м |
" |
" |
2 |
|
Примечание. В таблице не учтен ручной инструмент, а также бригадный инвентарь по технике безопасности, предусмотренный табелем средств малой механизации.
4.2. Потребность в эксплуатационных материалах
Наименование |
Един. измерения |
Норма на час работы машины |
Расход |
Дизельное топливо |
кг |
8,4 |
27,6 |
Дизельная смазка |
" |
0,43 |
1,4 |
Рис. 2-5. Проектирование точки крепления грозозащитных тросов на землю.
1 - Теодолит; 2 - Отвес; 3 - Вешка.
Рис. 2-6. Натягивание и визирование грозозащитных тросов по
стреле
провеса без подъема на анкерную опору
1 - Трактор
Т-100м; 2 - Раскаточный ролик М1Р-7;
3 - Монтажный клиновый зажим; 4 - Вешка;
5 - Динамометр; 6 - Визирная рейка.
Рис. 2-7. Натягивание и визирование грозозащитных тросов
по усилию без подъема на анкерную опору
1 - Трактор
Т-100М; 2 - Раскаточный ролик М1Р-7;
3 - Монтажный клиновый зажим; 4 - Вешка; 5 - Динамометр
Рис. 2-8. Схема нанесения отметок на грозозащитном тросе при натягивании по земле
1 - Монтажный клиновый зажим МК-2; 2 - Скоба СК-16-1А.
Рис. 2-9. График для определения поправки Δl при визировании
грозозащитных тросов по земле (опора У2 + 12)
Рис. 2-10. График для определения поправки Δl при визировании
грозозащитных тросов по земле (опора У2 + 5)
Рис. 2-11. График для определения поправки Δl при визировании
грозозащитных тросов по земле (опора У2)
Рис. 2-12. Пояснение к графикам определения поправки Δl
Условные обозначений:
H1, H2 - отметки точек крепления гирлянд на опорах, м H3 - отметка верха фундамента опоры у которой выполняется визирование, м L - длина визируемого пролета в осях опор, м ±Δl - поправка к длине провода, учитываемая при визировании понизу, м hn - высота подвески провода (троса) от верха фундамента, м
При ΔH > 0 Δl > 0 (откладывается в сторону увеличения длины провода) При ΔH < 0 Δl < 0 (откладывается в сторону уменьшения длины провода) При ΔH = 0 Δl = 0 Графики предназначены для определения поправок - Δl к длине провода, учитываемых при визировании понизу в пролетах, ограниченных анкерными опорами. Отметки H1, H2 и H3 принимаются по результатам натурных замеров. Для нахождения величины Δl следует: - отложить величину ΔH пo оси абсцисс на графике, соответствующем высоте опоры, у которой производится визирование; - из точки ΔH восстановить перпендикуляр до пересечения с прямой, соответствующей длине данного пролета, из точки пересечения опустить перпендикуляр на ось координат и определить Δl; - для промежуточных значений длин пролетов при несоответствии длины пролетов с указанными на графике, Δl вычисляется интерполяцией. |
СНиП III-А.II-70, М. изд-во литературы по строительству, 1970 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (утверждены Госгортехнадзором РСФСР).
Правила техники безопасности при строительства воздушных линий электропередачи, 1971 г.
Правила техники безопасности при строительных и монтажных работах на действующих вблизи действующих линий электропередачи, 1968. г.
Инструктивные указания по безопасной организации переправ на реках и водоемах, 1967 г.
Инструкция по безопасной организации и производству совмещенных и особоопасных работ на стройках Минэнерго СССР, 1975 г.
Единые правила безопасности при взрывных работах, 1968 г.
Табель средств малой механизации для механизированных колонн по строительству линий электропередачи 35 кВ и выше, Оргэнергострой, М., 1974 г.
Руководство по разработке типовых технологических карт в строительстве, М., Стройиздат, 1976.
Бошнякович А.Д. Механический расчет проводов и тросов линий электропередачи, Ленинградское отд. Энергия, 1971.
Виноградов Д.Е. Строительство линий электропередачи 35 - 500 кВ в тяжелых условиях, Ленинградское отд. Энергия, 1974.
Давидян Д.Б. Монтаж проводов на высокогорных линиях электропередачи в Армении, "Энергетическое строительство", 1967.
Дмитриев Э.В. Монтаж проводов на переходе ВЛ 220 кВ через р. Енисей в летний период под тяжением проводов, Экспресс-информация Информэнерго, 1969.
Глазунов А.А. Основы механической части воздушных линий электропередачи, Л. Государственное энергетическое издательство, 1956.
Зильберман Р.И. и др. Справочник по строительству линий электропередачи, М., Л. Энергия, 1966.
Кессельман Л.М. Способы монтажа проводов на горных линиях электропередачи, Энергетическое строительство, 1968, № 10.
Французов Я.Л. Монтаж подвесных канатных дорог. М., Стройиздат, 1975.
Типовые технологические карты (сборник) К-У-10, Оргэнергострой, М., 1973.
Типовые технологические карты (сборник) К-У-19, Оргэнергострой, М., 1978.
СНиП III-33-76, М., Стройиздат, 1977.