МИНИСТЕРСТВО
ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР
Главное производственно-техническое управление по строительству
Всесоюзный институт по проектированию организации
энергетического строительства
"ОРГЭНЕРГОСТРОЙ"
ТИПОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
(сборник)
К-5-20
МОНТАЖ
ПРОВОДОВ И ГРОЗОЗАЩИТНЫХ ТРОСОВ
ВЛ 500 кВ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ
Москва 1982
Типовые технологические карты (сборник) К-5-20 разработаны Отделом организации и механизации строительства линий электропередачи (ЭМ-20) института "ОРГЭНЕРГОСТРОЙ"
Составители: Войнилович Н.А., Коган Е.Н., Полубков В.А., Смирнова Е.Г.
Карты разработаны в 1979 году, утверждены ГПТУ по строительству Минэнерго СССР, протокол № 391 от 12.12.79 г.
Сборник технологических карт на монтаж проводов и грозозащитных тросов в горных условиях разработан применительно к BЛ 500 кВ, сооружаемым на стальных опорах (промежуточных с оттяжками ПБ и анкерно-угловых трехстоечных свободностоящих У, УГ) при подъеме сталеалюминевых проводов сечением 400 - 500 мм2 по три в фазе.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
Раскатка проводов в грозозащитных тросов
1.1. Раздел I сборника К-5-20 состоит из четырех технологических карт К-5-20-1, К-5-20-2, К-5-20-3 и К-5-20-4 на раскатку проводов и грозозащитных тросов ВЛ 500 кВ в горных условиях с длиной анк. пролета до 1 км.
1.2. Технологические карта разработаны применительно к BЛ 500 кВ, сооружаемым на стальных опорах-промежуточных с оттяжками (ПБ) и анкерно-угловых трехстоечных свободностоящих (У, УГ), при подвеске сталеалюминевых проводов сечением 400 ÷ 500 мм2 по три в фазе.
1.3. Выбор способа раскатки зависит от местных условий.
При возможности прохождения тяговых механизмов вдоль трассы рекомендуется вести работы согласно карте К-5-20-1. На участках недоступных для механизмов, раскатка осуществляется с помощью тяговых лебедок на полную длину пролета между смежными опорами по карте К-5-20-2, разработанной для коротких пролетов. Если длина пролета превышает предельную канатоемкость лебедки, следует вести работы в соответствии с картой К-5-20-3. Для сложных пролетов А-А, где недопустимо волочение проводов по земле, разработана карта К-5-20-4, предусматривающая раскатку под тяжением без применения специальных механизмов.
1.4. Раскатку выполняет специализированное звено из состава комплексной бригады по монтажу проводов и грозозащитных тросов.
1.5. При привязке карт к объекту необходимо в зависимости от конкретных условий строительства уточнить технологическую последовательность и объемы работ, потребность в трудовых и материально-технических ресурсах.
1.6. До начала раскатки проводов и грозозащитных тросов должны быть выполнены следующие работы, не учитываемые настоящими технологическими картами:
- установка, выверка, полное закрепление и заземление всех опор;
- переустройство пересечений, предусмотренных проектом, по согласованию с их владельцами;
- расчистка створа ВЛ от леса, кустарника, валунов и других предметов, мешающих производству работ; профилирование трассы;
- комплектование арматуры и изоляторов с отбраковкой согласно техническим условиям;
- развозка по пикетам барабанов с проводом и грозозащитным тросом, арматуры и изоляторов в соответствии с проектом производства работ.
1.7. После выбора способа раскатки следует тщательно обследовать намеченные пути движения проводов по земле с целью определения мест установки защит для предохранения их от повреждений. Конструкции защит представлены на рис. 1-1 и 1-2.
1.8. Раскаточные устройства для барабанов с проводом должны быть установлены на расстоянии 15 - 20 м от граничных опор участка в сторону монтируемого пролета.
Барабаны располагаются на устройствах так, чтобы при раскатке они вращались против стрелки, нанесенной заводом на барабане, а провод сходил с его верха.
1.9. Для уменьшения соприкосновения проводов с землей по мере раскатки их следует поднимать в роликах на промежуточные опоры (рис. 1-3 и 1-4). В зависимости от способа последующей перекладки (поверху или с опусканием на землю) раскаточные ролики крепятся непосредственно к траверсе или к гирлянде изоляторов.
1.10. Опрессовка соединительных зажимов в процессе раскатки выполняется моторным прессом в соответствии с типовыми технологическими картами К-5-19.
При обнаружении на проводах дефектов их устранение и установка ремонтных муфт должны производиться до подъема на опоры.
1.11. При раскатке проводов и грозозащитных тросов необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, изложенные в основных нормативных документах (см. приложение I).
Особое внимание следует обратить на следующие требования, связанные со спецификой горных условий:
- при выборе и обследовании путей движения рабочих и механизмов должны быть выделены и обозначены предупредительными знаками лавиноопасные участки, места возможных камнепадов, осыпей и обвалов;
- раскатку следует осуществлять, как правило, в направлении от нижних отметок к верхним; при обратном направлении раскатки раскаточные устройства должны быть оборудованы надежными тормозными приспособлениями;
- последние 10 - 12 витков провода или троса следует раскатывать с барабана вручную, предварительно заякорив раскатанный участок;
- на крутых склонах и мелких осыпях запрещается вести работы во время дождя и после него без тщательной проверки откосов мастером или прорабом;
- работа тягового трактора на косогорах с поперечным уклоном более 7° не разрешается, раскатку трактором допускается вести при продольной крутизне до 16°, при использовании в качестве тягового средства бульдозера разрешается работа на подъемах с уклоном до 25°.
Рис. 1-1. Приспособление для защиты провода от повреждений при раскатке.
Рис. 1-2. Защита деревянная
1 - бревно Ø 150 мм, 2 - канат Ø 11 мм; 3 - зажим; 4 - клин деревянный
Рис. 1-3. Подъем грозозащитных тросов в раскаточных роликах
на промежуточные опоры
1 - Трактор
Т-100М с лебедкой Л-8; 2 - Ролик-коуш; 3 - Раскаточный ролик
М1Р-7; 4 - Скоба СК-12-1А;
5 - Промзвено; 6 - Канат капроновый Ø 19,1 мм, l
= 80 м; 7 - Универсальный строп Ø 17,0 мм, l
= 1,5 м
Рис. 1-4. Подъем проводов в раскаточных роликах
на промежуточные опоры
1 - Трактор
Т-100М с лебедкой Л-8; 2 - Монтажный блок; 3 - Промзвено
ПТМ-12-2; 4 - Коромысло;
5 - Звено ПРС-12-1; 6 - Звено СКТ-12-1; 7 - Скоба
СК-12-1А; 8 - Раскаточный блок М1Р-7;
9 - Такелажный трос Ø 17,0 l = 80 м
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА |
ВЛ 500 кВ |
РАСКАТКА
СТАЛЕАЛЮМИНЕВЫХ ПРОВОДОВ СЕЧЕНИЕМ |
K-5-20-4 |
1.1. Технологическая карта К-5-20-4 является руководством по раскатке сталеалюминевых проводов сечением 400 ÷ 500 мм2 в горных условиях по трассе ВЛ 500 кВ в пролетах А-А, где невозможно ocуществить раскатку волочением по земле.
1.2. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:
- установка барабанов с проводом и тросом на раскаточные устройства;
- расстановка тягового и тормозных тракторов;
- раскатка тягового троса лебедки трактора;
- крепление концов проводов к тяговому тросу и раскатка провода под тяжением с перехватом;
- поданкеровка проводов на анкерной опоре.
2.1. До начала раскатки проводов должны быть выполнены работ предусмотренные п. 1.6 "Общей части" I раздала настоящего сборника.
2.2. Раскатка производится звеном рабочих с помощью лебедок Л-8, установленных на тракторах T-100M. Техническую характеристику лебедки Л-8 см. карту К-5-20-2.
2.3. Перед началом работ должна быть подсчитана величина стрелы провеса провода, при которой обеспечивается его передача без касания земли в пролете, и определено соответствующее максимальное монтажное тяжение для подбора диаметра тягового и тормозного тросов.
2.4. Тяговый трос назначается исходя из условия, чтобы его длина при предельной канатоемкости тракторной лебедки превышала длину монтируемого пролета.
Тормозные тросы принимаются того же диаметра, что и тяговый трос, а длина их определяется длиной перехвата, то есть расстоянием от места установки тормозного трактора до места демонтажа клинового зажима с провода. В качестве возвратного троса рекомендуется использовать синтетический канат.
2.5. Технологическая последовательность производства работ:
а) в местах, где возможно касание проводами земля, установить защиты согласно рис. 1-1 и 1-2;
б) на расстоянии 100 - 120 м от анкерной опоры в смежном пролете установить на неподвижные раскаточные устройства барабаны с проводом и возвратным тросом;
в) разместить на спланированных площадках тяговый и тормозные трактора с лебедками согласно рис. 1-12;
г) в пролете вручную протащить синтетический канат, с помощью которого раскатать тяговый трос;
д) соединить провод и возвратный трос с тяговым согласно (рис. 1-12, узел I);
е) установить на проводе в месте схода его с барабана клиновой зажим, соединенный с тросом первой тормозной лебедки;
ж) запустить тяговую лебедку и натянуть тяговый трос с усилием, указанным в проекте производства работ;
к) запустить тормозную лебедку и начать выдачу провода в пролет, выдерживая стрелу провеса провода, соответствующую его раскатке без касания земли. Тяговая и тормозная лебедки тракторов работают синхронно;
к) при достижении клиновым зажимом отводного ролика, закрепленного у анкерной опоры, раскатку остановить и в месте схода провода с барабана установить на него втотой клиновой зажим, соединенный с тросом второй гормзной лебедки;
л) тяжение с первой тормозной лебедки трактора передать на вторую демонтировать первый клиновой зажим;
м) продолжать раскатку по изложенной технологии до тех пор, пока конец провода не достигнет смежной анкерной опоры;
н) при помощи клинового зажима закрепить раскатанный провод за фундамент опоры или специальные якоря;
п) в аналогичной последовательности раскатываются остальные провода.
2.6. При последующем натягивании проводов согласно картам 2 раздела настоящего сборника рекомендуется подъем свободных гирлянд производить на анкерную опору, в направлении которой велась раскатка, а визирование проводов - в противоположном направлении.
2.7. Состав звена по раскатке проводов и грозозащитных тросов.
Профессия |
Разряд |
Кол. человек |
Электролинейщик |
5 |
1 |
- " - |
4 |
2 |
- " - |
3 |
2 |
- " - |
2 |
- |
Машинист |
5 |
3 |
Итого |
|
8 |
2.8. Калькуляция трудовых затрат составлена на раскатку девяти сталеалюминиевых проводов сечением 400 ÷ 500 мм2 на 1 км ВЛ. Продолжительность рабочей смены принята 8,2 часа.
Калькуляция трудовых затрат
Основание |
Наименование работ |
Единица измерения |
Объем работ |
Норма времени на единицу измерения, чел.-час |
Затраты труда на весь объем работ, чел.-дн. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ЕНиР, § 23-3-23 строка 1, п. "б" |
Раскатка троса вручную |
100 м |
10,0 |
1,35 |
1,6 |
ЕНиР, § 23-3-22 табл. 3, строка 1 и 2, К = 1,84 прим. 7 |
Раскатка тягового троса |
|
|
|
|
|
электролинейщик |
1 км ВЛ |
|
2,3×1,85 |
0,5 |
|
машинист |
|
|
0,58×1,85 |
0,1 |
ЕНиР, § 23-3-22 табл. 34, строка 1 и 2, К = 1,85 прим. 7 |
Раскатка тягового троса в первоначальное положение (8 раз) |
|
|
|
|
|
электролинейщик |
1 км ВЛ |
|
2,3×1,85×8 |
4,2 |
|
машинист |
|
|
0,58×1,85×8 |
1,0 |
ЕНиР, § 23-3-33, табл. 2, строки 1 и 2, К = 1,85 прим. 7, табл. 3, строки 1 и 2, К = 1,85 прим. 7 |
Раскатка проводов (3 фазы - 9 проводов по 1-му проводу и возвр. тросу) |
|
|
|
|
провода |
электролинейщик |
1 км ВЛ |
1,0 |
7,3×1,85×9 |
4,8 |
|
машинист |
|
|
1×1,85×9×3 |
6,0 |
трос |
электролинейщик |
|
1 |
2,3×1,85×8 |
4,2 |
машинист |
1 км ВЛ |
0,58×1,85×8 |
0,1 |
||
ЕНиР, § 23-3-26 строка 6 п. "а" |
Соединение проводов машинным прессом (из расчета 3 соединителя на 1 км BЛ) |
соединит. |
3,0 |
3,2 |
1,2 |
|
Итого |
1 км ВЛ |
1 |
- |
23,7 |
Трудоемкость, чел.-дн. |
23,7 |
Работа механизмов, маш.-смен |
8,9 |
Численность звена, чел. |
8 |
Производительность звена за смену, км ВЛ |
0,35 |
Продолжительность раскатки, смен |
2,9 |
4.1. Потребность в основных машинах, приспособлениях и оборудовании
Наименование |
ГОСТ, марка, № чертежа |
Един. изм. |
К-во |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Трактор |
T-100M |
шт. |
3 |
|
Моторный пресс |
ПО-100М |
" |
2 |
|
Ручной пресс |
МИ-227А |
" |
1 |
|
Раскаточное устройство |
НИС № 4 Энергостройтруд черт. СРБТ-1300 |
" |
2 |
|
Клиновой зажим |
МК-3 |
" |
5 |
|
Монтажный чулок |
СЧ-3 |
" |
1 |
|
Монтажный блок |
М1Р-7 |
" |
2 |
|
Скоба |
CК-16-1A |
" |
10 |
|
Такелажный трос |
3079-69 |
" |
1 |
|
Такелажный трос |
" |
" |
2 |
|
Синтетический капроновой канат Ø 19,1 мм, l = 400 м |
10293-67 |
шт. |
1 |
|
Линеметатель |
АЛ-1А |
" |
1 |
|
Примечание. В таблице не учтен ручной инструмент, а также бригадный инвентарь по технике безопасности, предусмотренный табелем средств малой механизации.
4.2. Потребность в эксплуатационных материалах
Наименование |
Един. измерения |
Норма на час работы механизма |
Расход на 1 км ВЛ |
Дизельное топливо |
кг |
8,4 |
613,2 |
Дизельная смазка |
" |
0,43 |
31,1 |
Рис. 1-12. Раскатка проводов тракторными лебедками под
тяжением
(вариант с подъемом на одну из анкерных опор)
1 - Трактор
Т-100М; 2 - Барабан с проводом; 3 - Барабан с возвратным тросом;
4 - Клиновой зажим;
5 - Монтажный чулок СЧ-3; 6 - Монтажный блок; 7 - Скоба СК-12-1А; 8
- Промзвено ПТМ;
9 - Деревянная защита; 10 - Тяговый трос Ø 17 мм; 11 -
Синтетический трос Ø 10,1 l = 400 м
СНиП III-А.II-70, М. Изд-во литературы по строительству, 1970 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (утверждены Госгортехнадзором РСФСР).
Правила техники безопасности при строительства воздушных линий электропередачи 1971 г.
Правила техники безопасности при строительных и монтажных работах на действующих вблизи действующих линий электропередачи 1968. г.
Инструктивные указания по безопасной организации переправ на реках и водоемах 1967 г.
Инструкция по безопасной организации и производству совмещенных и особо опасных работ на стройках Минэнерго СССР 1975 г.
Единые правила безопасности при взрывных работах 1968 г.
Табель средств малой механизации для механизированных колонн по строительству линий электропередачи 35 кВ и выше, Оргэнергострой, М., 1974 г.
Руководство по разработке типовых технологических карт в строительстве, М., Стройиздат, 1976.
Бошнякович А.Д. Механический расчет проводов и тросов линий электропередачи, Ленинградское отд. Энергия, 1971.
Виноградов Д.Е. Строительство линий электропередачи 35 - 500 кВ в тяжелых условиях, Ленинградское отд. Энергия, 1974.
Давидян Д.Б. Монтаж проводов на высокогорных линиях электропередачи в Армении, "Энергетическое строительство", 1967.
Дмитриев Э.В. Монтаж проводов на переходе ВЛ 220 кВ через р. Енисей в летний период под тяжением проводов, Экспресс-информация Информэнерго, 1969.
Глазунов А.А. Основы механической части воздушных линий электропередачи, Л. Государственное энергетическое издательство 1956
Зильберман Р.И. и др. Справочник по строительству линий электропередачи, М., Л. Энергия, 1966.
Кессельман Л.М. Способы монтажа проводов на горных линиях электропередачи, Энергетическое строительство, 1968, № 10.
Французов Я.Л. Монтаж подвесных канатных дорог. М., Стройиздат, 1975.
Типовые технологические карты (сборник) К-У-10, Оргэнергострой, М., 1973.
Типовые технологические карты (сборник) К-У-19, Оргэнергострой, М., 1978.