Заключение Министерства экономического развития РФ
от 17 января 2013 г.

"Об экспертизе Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. № 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление № 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. № 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности", а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, сформированном на основе предложений объединений субъектов предпринимательской деятельности, Минэкономразвития России провело экспертизу Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (зарегистрировано в Минюсте России 25 января 2008 г. № 10995) (далее также - Санитарные нормы, СанПиН).

В ходе экспертизы Санитарных норм в период с 1 сентября 2012 г. по 1 октября 2012 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях Санитарных норм, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация о проводимых публичных консультациях была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети Интернет по адресу regulation.gov.ru.

Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в Минздрав России (письмо от 4 сентября г. № Д26и-2194) и Роспотребнадзор (письмо от 1 октября 2012 г. № Д26и-2333), а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (письмо от 4 сентября 2012 г. № Д26и-2195).

Позиция Роспотребнадзора была представлена письмом от 18 октября 2012 г. № 01/11896-12-23.

В нарушение пункта 5 постановления № 633 позиция Минздрава России представлена не была.

По результатам публичных консультаций были получены позиции от 18 субъектов предпринимательской и иной деятельности (список участников публичных консультаций приведен в приложении 2 к настоящему заключению). Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке о результатах публичных консультаций по Санитарным нормам (приложение 3 к настоящему заключению).

Для проведения экспертного исследования положений Санитарных норм была создана Экспертная группа (состав экспертной группы приведен в приложении 1 к данному заключению).

1. Общее описание рассматриваемого регулирования

1.1. Место Санитарных норм в системе нормативного правового регулирования вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно статье 38 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" разработка санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.

В настоящее время в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608, Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, согласно пункту 3 которого государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений; содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок; эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта.

К числу нормативных правовых актов, устанавливающих основания для регулирования санитарно-защитных зон, также относится Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", согласно части 3 статьи 16 которого "в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций".

1.2. Проблема, на решение которой направлено принятие Санитарных норм.

По информации, предоставленной Роспотребнадзором, Санитарные нормы разработаны с целью обеспечения безопасных условий проживания населения на территориях, прилегающих к предприятиям и иным объектам, являющимся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, за счет установления вокруг таких объектов специальной территории с особым режимом использования (далее также - санитарно-защитная зона, СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Как указано Роспотребнадзором, в основе организации санитарно-защитных зон лежит один из фундаментальных принципов защиты здоровья населения - защита расстоянием, которое, согласно физическим законам, ослабляет интенсивность физического и химического загрязнения воздушной среды. В случаях, когда невозможно снизить воздействие на население вредных химических или биологических компонентов выбросов в атмосферный воздух, почву и водоемы, а также физических факторов до гигиенических нормативов за счет технологических решений, установление соответствующей санитарно-защитной зоны является единственной мерой по обеспечению безопасных условий проживания населения в районе размещения предприятий и иных объектов, являющихся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Роспотребнадзором также отмечено, что к моменту утверждения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 практика организации и установления санитарно-защитных зон составляла более 30 лет, основываясь на требованиях санитарных норм проектирования промышленных предприятий (СН 245-63, а затем СН 245-71, утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства), установивших необходимость отделения санитарно-защитными зонами жилой застройки от предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений.

Следует отметить, что в Российской Федерации в настоящее время функционирует свыше 10 000 потенциально опасных химических объектов, относящихся к топливно-энергетическому комплексу, цветной и черной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей и перерабатывающей, пищевой и другим отраслям промышленности и сельского хозяйства (при этом 70 процентов из них расположены в 146 городах с населением более 100 тыс. человек)1.

______________

1 Федеральная целевая программа "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 г. № 791

1.3. Адресаты регулирования.

Согласно пункту 1.2 Санитарных норм их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Таким образом, санитарные нормы оказывают влияние на деятельность юридических и физических лиц (предпринимателей), выступающих в качестве застройщиков, либо эксплуатирующих промышленные объекты и производства, объекты транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, объектов коммунального назначения, спорта, торговли и сервиса; организации экспертизы проектной документации, органы строительного надзора и контролирующие органы (Роспотребнадзор и его территориальные органы).

Кроме того, Санитарные нормы создают условия для функционирования различного рода посреднических организаций, предлагающих на возмездной основе разработку проекта СЗЗ и его согласование в Роспотребнадзоре, а также экспертных организаций, выполняющих отдельные расчеты и измерения в рамках подготовки проекта СЗЗ.

1.4. Расходы субъектов предпринимательской и иной деятельности в связи с принятием Санитарных норм.

Установление и изменение размеров установленных санитарно-защитных зон предусматривает подготовку проекта СЗЗ и его экспертизу с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполняемую аккредитованными организациями.

При установлении и изменении размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности необходимо также проведение оценки риска здоровью населения (пункт 4.2 Санитарных норм).

В таблице 1 приведены данные о стоимости подготовки СЗЗ для некоторых объектов (по информации, представленной в Экспертную группу).

Таблица 1

Площадка

Ориентировочные размеры СЗЗ, м

Основные статьи расходов

Запланированные расходы, млн. руб.

Объект транспортной инфраструктуры (строящийся объект)

1000

Разработка единой расчетной СЗЗ; проведение натурных исследований по подтверждению расчетных границ; корректировка единой расчетной СЗЗ

2,68

Промышленное предприятие средних размеров (советской постройки)

1000

Разработка расчетной СЗЗ; проведение натурных исследований; экспертиза

4,38

Крупное промышленное предприятие (строящийся объект)

1000

Разработка расчетной СЗЗ в составе проектной документации и программы утверждения СЗЗ; разработка проекта ПДВ; разработка проекта расчетной СЗЗ; проведение натурных исследований по подтверждению расчетных границ СЗЗ

2,25

Промышленное предприятие средних размеров (советской постройки, в н.в. модернизация)

500

Разработка и экспертиза проекта расчетной СЗЗ с перспективой модернизации; проведение натурных исследований по подтверждению расчетных сокращенных границ СЗЗ с учетом модернизации

6,85

 

По данным одной из компаний-респондентов, ее затраты на приведение в соответствие требованиям СанПиН документации для действующих объектов в 2008 - 2010 гг. составили более 15 млн. руб.

Согласно представленным в ходе публичных консультаций данным для субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к среднему бизнесу, издержки на подготовку проекта расчетной СЗЗ составляют около 600 тыс. руб., на мероприятия по контролю загрязнения атмосферного воздуха и воздействия физических факторов на границе СЗЗ около 2,5 млн. руб.

Росавиацией были представлены данные о затратах на установление СЗЗ для аэропортов (таблица 2).

Таблица 2

Площадка

Ориентировочные размеры СЗЗ, м

Основные статьи расходов

Запланированные расходы, млн. руб.

Объект транспортной инфраструктуры (реконструкция аэропортов)

СЗЗ и санитарных разрывов 100

Разработка единой расчетной СЗЗ; проведение натурных исследований по подтверждению расчетных границ; корректировка единой расчетной СЗЗ

6 - 24 (в зависимости от класса аэропорта)

 

Согласно данным из открытых источников минимальная стоимость подготовки проекта СЗЗ для "несложных" объектов (например, для АЗС) составляет 100 тыс. руб. При этом стоимость ежегодного производственного контроля для таких объектов варьируется от 50 до 150 тыс. руб.

Установление СЗЗ также требует значительных временных затрат, особенно для предприятий I, II классов. Согласно представленным респондентами данным на практике разработка и согласование СЗЗ требует не менее 3-х лет: в первый год подготавливается проект СЗЗ расчетным путем, проводится оценка риска для здоровья населения, осуществляется экспертиза проекта СЗЗ в аккредитованном учреждении; во второй год проводятся натурные исследования; в третий год подготавливается итоговый отчет с сопоставлением расчетных данных с результатами натурных исследований, СЗЗ утверждается Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации).

Как было указано Росавиацией, временные затраты на разработку и согласование проектов СЗЗ аэропортов в ряде случаев достигают 5 - 6 лет.

2. Основания для проведения экспертизы Санитарных норм

По мнению ТПП РФ требования разработки санитарно-защитных зон при реконструкции промышленных объектов и производств создают негативные условия для инвестиций. Кроме того, было указано, что санитарные нормы содержат большое число требований, применение которых на практике всецело зависит от надзорного органа, создавая исключительно высокую коррупциогенность при правоприменении.

3. Результаты проведенной экспертизы

По результатам проведенной экспертизы на основании имеющейся у Минэкономразвития России информации был сделан вывод, что регулирование Санитарными нормами вопросов установления СЗЗ не является эффективным, порождает значительные затраты субъектов предпринимательской деятельности, не приводя при этом к должной защите здоровья граждан, в связи с чем требует существенной переработки.

Прежде всего, необходимо отметить, что предусмотренные СанПиН требования к установлению санитарно-защитных зон не увязаны с градостроительным и земельным законодательством, законодательством о кадастровой деятельности.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) санитарно-защитные зоны отнесены к категории зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Закона о кадастре сведения.

Согласно пункту 13 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 618, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

Также следует отметить, что согласно статье 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ "О землеустройстве" зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства.

Для объектов землеустройства предусмотрена возможность подготовки карты (плана) объекта землеустройства (СЗЗ), которая содержит сведения о координатах характерных точек границ объекта землеустройства.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона о кадастре, а также приказом Минэкономразвития России от 19 октября 2009 г. № 416 "Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт" границы зон с особыми условиями использования территорий относятся к общедоступным кадастровым сведениям, которые воспроизводятся на публичных кадастровых картах.

Собственно, без отражения информации о СЗЗ на публичных кадастровых картах установление санитарно-защитной зоны лишено смысла, так как делает возможным строительство (в том числе, жилищное) на территории СЗЗ: органы местного самоуправления, выдающие разрешения на строительство, и инвесторы не обладают информацией о наличии зон с особыми условиями использования территорий в границах предполагаемой застройки.

Тем не менее, СанПиН предусматривает согласование и установление санитарно-защитной зоны в формате выдачи Роспотребнадзором своего рода разрешения субъекту предпринимательской деятельности, никак не учитывая конечную цель данной процедуры - обеспечение безопасных условий проживания населения в районе размещения предприятий. Сами решения об установлении СЗЗ не содержат информации, необходимой для однозначного определения ее контуров (координат характерных точек границы СЗЗ)2. Например, СЗЗ для ООО "Разрез "Пермяковский" описывается следующим образом: "от границы земельного отвода: участок открытой угледобычи: в северном направлении - 367 м, в северо-восточном направлении - 377 м, в восточном направлении - 986 м, в юго-восточном направлении - 552 м, в южном направлении - 1195 м, в юго-западном направлении - 832 м, в западном направлении - 784 м, в северо-западном направлении - 970 м"3. СанПиН и решения об установлении СЗЗ не предусматривают внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

______________

2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. № 50, от 17 августа 2012 г. № 48, от 9 августа 2012 г. № 46, от 9 августа 2012 г. № 45, от 9 августа 2012 г. № 44, от 6 августа 2012 г. № 42, от 30 июля 2012 г. № 38, от 21 июня 2012 г. № 35 и другие.

3 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. № 51 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса ООО "Разрез "Пермяковский" на территории Беловского района Кемеровской области".

Таким образом, установленные в соответствии с Санитарными нормами СЗЗ влекут значительные затраты предпринимателей без существенного влияния на обеспечение безопасных условий проживания населения.

Эффективность рассматриваемого регулирования является низким также ввиду отсутствия ясной для заявителей процедуры принятия Роспотребнадзором решения об установлении СЗЗ; дублирования процедуры рассмотрения проекта СЗЗ при экспертизе проектной документации; издания Роспотребнадзором писем, уточняющих и дополняющих положения СанПиН4, что является нарушением пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, и иных факторов, на которые указывается в настоящем заключении.

______________

4 От 24 августа 2012 г. № 01/9550-12-32, от 22 ноября 2010 № 01/16400-0-32.

Минэкономразвития России считает необходимой переработку следующих положений СанПиН.

3.1. Согласно пункту 1.2 СанПиН санитарные нормы распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (далее также - опасные объекты).

При этом пунктом 1.2 СанПиН под такими объектами понимаются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК (предельно допустимая концентрация) и/или ПДУ (предельно допустимый уровень).

Одновременно пунктом 2.3 СанПиН установлено, что критерием для определения размера СЗЗ является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК, ПДУ (то есть воздействие в рамках ПДК/ПДУ является допустимым).

Таким образом, СанПиН фактически предусматривает необходимость разработки проекта СЗЗ даже теми предприятиями, для которых непревышение пределами ПДК (ПДУ) достигается в границах промышленной площадки.

В этой связи представляется необоснованным критерий определения опасных объектов. Во избежание избыточных расходов субъектов предпринимательской деятельности считаем необходимым уточнить, что источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают ПДК и/или ПДУ.

Одновременно, нуждается в конкретизации само понятие "промышленная площадка", неоднократно используемое в Санитарных нормах.

3.2. В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства подлежит экспертизе.

Согласно части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной данной статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах.

Согласно пункту 27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий (в соответствии с пунктом 6 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 272, предмет негосударственной экспертизы аналогичен предмету государственной экспертизы).

При этом статьей 32 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент о безопасности зданий) установлено, что мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные в проектной документации здания или сооружения в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны обеспечивать предотвращение или минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Ряд вопросов установления СЗЗ регулируется также сводами правил, которые включены в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий.

Например, согласно пункту 3.6 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" санитарно-защитные зоны следует предусматривать, если после проведения всех технических и технологических мер по очистке и обезвреживанию вредных выбросов, снижению уровня шума не обеспечиваются предельно допустимые на селитебной территории уровни концентрации вредных веществ и предельно допустимые уровни шума. Размеры таких зон следует устанавливать в соответствии с действующими санитарными нормами размещения промышленных предприятий и Методикой расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, утвержденной Госкомгидрометом СССР, а также с учетом требований защиты от шума и других требований, приведенных в разделе 9 указанных СНиП.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее - Положение о составе разделов проектной документации), предусмотрено наличие в составе проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения:

- обоснования границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "б" пункта 12);

- ситуационного плана размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт "п" пункта 12);

- ситуационного плана (карты-схемы) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны (подпункт "г" пункта 25);

на линейные объекты капитального строительства:

- карты-схемы с указанием размещения линейного объекта и границ зон с особыми условиями использования территории (подпункт "г" пункта 40).

В целях недопущения необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности считаем принципиально необходимым разработку проекта СЗЗ только в составе проектной документации и принятие решения о размере СЗЗ исключительно в рамках экспертизы проектной документации, что должно оговариваться в Санитарных нормах. На основании положительного заключения экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре Роспотребнадзором должно издаваться и направляться в Росреестр решение об установлении СЗЗ.

В этой связи требуют переработки соответствующие положения СанПиН, в том числе указанные ниже.

При этом в Санитарных нормах полагаем возможным уточнить, что проект СЗЗ должен включать перечень координат характерных точек границы СЗЗ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Предложенный порядок установления границ СЗЗ может быть распространен в том числе на действующие объекты - в случае, если проектная документация, на которую в установленном порядке было получено положительное заключение, содержала проект санитарно-защитной зоны.

При этом следует отметить, что одним из последствий недостаточно эффективного правового регулирования вопросов установления санитарно-защитных зон является нахождение в настоящее время в границах предполагаемых СЗЗ вокруг действующих на протяжении десятков лет промышленных предприятий жилых домов.

3.3. В пункте 1.2 Санитарных норм установлено, что их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и т.д., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Из буквального толкования данного положения следует, что СанПиН распространяются только в отношении вновь строящихся и реконструируемых объектов. Однако, ряд иных положений СанПиН (например, пункты 3.5, 3.12, 3.17, 4.5, 4.6) прямо устанавливают требования, касающиеся действующих объектов. Таким образом, существует проблема определения сферы действия СанПиН на действующие объекты (объекты в иных стадиях их жизненного цикла), что прослеживается, в частности, в противоречивой судебной практике - в одних судебных актах5 обоснован вывод об отсутствии необходимости разработки СЗЗ для действующих объектов, а в других - противоположный вывод6.

______________

5 Постановление 19 Арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 по делу № А08-10536/2011

6 Постановление 13 Арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу № А56-68623/2011

Следует отметить, что в письме Роспотребнадзора в адрес Минэкономразвития России особо отмечено, что с октября 2010 г. (очевидно, в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 9 сентября 2010 № 122 "Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция") требования Санитарных норм распространяются только на вновь строящиеся и вновь реконструируемые объекты.

В этой связи предлагается внести соответствующие изменения, позволяющие однозначно трактовать положения СанПиН, в иные положения Санитарных норм, учитывая, однако, пункт 3.2 настоящего заключения.

3.4. В пункте 2.1 СанПиН установлено, что размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Также в Санитарных нормах имеются и другие положения, согласно которым от предпринимателей требуется проведение оценки рисков нанесения вреда здоровью населения (пункты 2.9., 3.6., 3.12, 3.13, 4.2, 4.5 и др.).

В свою очередь, в действующем законодательстве не определено, что понимается под "приемлемым риском для здоровья населения". Нормативно-правой акт, устанавливающий требования к порядку проведения оценки риска здоровья населения и оформлению результатов данной оценки, не принят. Имеющееся "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду" (Р 2.1.10.1920-04) не является нормативным правовым актом и, к тому же, распространяется только на случаи химического загрязнения атмосферного воздуха. Вызывает сомнение необходимость достижения данных величин, поскольку гигиенические нормативы являются установленными исследованиями допустимыми максимальными или минимальными количественными и (или) качественными значениями показателей, характеризующими тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека (статья 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Для оценки значений рисков необходимы научные исследования на обширной статистической базе, собранной за достаточно длительное время на многих предприятиях соответствующих производственных специализаций.

Учитывая изложенное, дополнительное проведение оценки рисков нанесения вреда здоровью населения считаем нецелесообразным.

3.5. Согласно пункту 2.1 СанПиН размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к Санитарным нормам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых Санитарными нормами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

При этом ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно пункту 2.2 СанПиН ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Следует отметить, что СанПиН не содержит каких-либо однозначных критериев для принятия решения об установлении окончательного размера санитарно-защитной зоны. Одновременно, не ясен порядок использования при принятии такого решения расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, натурных исследований и измерений.

Учитывая также, что приведенные в главе VII и приложениях 1 - 6 к Санитарным нормам размеры СЗЗ и санитарных разрывов, по сути, не имеют обязательного характера, следует заключить, что критерии принятия решения об установлении СЗЗ не вполне прозрачны.

В этой связи полагаем необходимым исключить необходимость проведения каких-либо измерений и исследований в случае подготовки проекта СЗЗ в строгом соответствии с размерами санитарно-защитных зон, закрепленными в главе VII и приложениях 1 - 6 к Санитарным нормам.

При этом установление СЗЗ для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых Санитарными нормами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и разрывы, а также возможность отступления от указанных размеров должны быть обоснованы результатами расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух. Правила проведения указанных расчетов, критерии принятия решения об отступлении от названных размеров, считаем необходимым закрепить в СанПиН.

Одновременно могут быть дифференцированы в зависимости от объема выпуска предприятия размеры санитарно-защитных зон, закрепленные в главе VII и приложениях 1 - 6 к Санитарным нормам.

3.6. На основании пункта 2.4 СанПиН для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная СЗЗ с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.

Одновременно в пункте 3.13 СанПиН содержится норма, согласно которой для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), СЗЗ может быть установлена индивидуально для каждого объекта. У надзорных органов в этой связи появляется возможность двоякого толкования положений СанПиН.

Отсутствует порядок установления единой СЗЗ для промышленного узла. Из содержания СанПиН не представляется возможным установить случаи, когда и в каком порядке СЗЗ может быть установлена индивидуально, как в таком случае рассчитывать уровни загрязнения для определения границ СЗЗ, возможно ли установление индивидуальной СЗЗ для каждого объекта из группы промышленных объектов и производств, а также возможно ли установление единой СЗЗ для промышленных объектов и производств промышленного узла (промышленной зоны), если хотя бы один из данных объектов устанавливает индивидуальную СЗЗ.

Неясно, что вообще должно пониматься под группой промышленных объектов и производств, промышленным узлом (комплексом). Отсутствуют положения, каким-либо образом определяющие порядок взаимодействия предприятий, намеренных участвовать в разработке и установлении единой СЗЗ.

СанПиН не определяет ни порядок участия предприятий в разработке единой СЗЗ, ни методику распределения затрат на разработку документации и выполнение работ.

С учетом значительности затрат на разработку проекта СЗЗ, указанные выше неопределенности представляются проблемой, которая особо остро стоит для создающихся индустриальных парков (технопарков).

Указанные вопросы нуждаются в конкретизации.

3.7. В соответствии с пунктом 2.6 СанПиН для различных линейных объектов устанавливаются санитарные разрывы. Однако порядок разработки и установления санитарных разрывов в СанПиН фактически не определен. Так, в пункте 2.6 СанПиН указано, что величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

При этом не определено, какая документация должна содержать соответствующие расчеты, имеется ли необходимость разрабатывать "проект санитарного разрыва". Также неясно, необходимо ли утверждение документации, проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы и получение санитарно-эпидемиологического заключения. Указанный пробел регулирования способствует возникновению необоснованных прав органов государственной власти и иных должностных лиц, допускает возможность избирательного применения норм.

В настоящее время СЗЗ линейных объектов в составе проектной документации проходят экспертизу в установленном порядке.

В этой связи считаем необходимым исключить указанные положения из Санитарных норм.

3.8. Пунктом 3.4. Санитарных норм установлено следующее:

"В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ.

От границы территории промплощадки:

- от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;

- в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;

- при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

От источников выбросов:

при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов".

Как уже указывалось, в действующем законодательстве отсутствует определение понятия "промышленная площадка".

Кроме того, формулировки данного положения СанПиН требуют принципиального уточнения, как создающие предпосылки для их субъективного толкования.

3.9. Согласно пункту 3.10 Санитарных норм в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

- размер и границы санитарно-защитной зоны;

- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Вместе с тем, неясно, какое отношение к СЗЗ (установление которой основано на принципе защиты расстоянием) имеют мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, а также функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Следует отметить, что в СанПиН отсутствуют какие-либо уточняющие требования по разработке и реализации указанных мероприятий и функциональному зонированию.

При этом в рамках экспертизы проектной документации проводится анализ перечня мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства (пункт 25 Положения о составе разделов проектной документации). Данный перечень мероприятий включает в себя:

"результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам;

обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод;

мероприятия по охране атмосферного воздуха;

мероприятия по оборотному водоснабжению - для объектов производственного назначения;

мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова;

мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;

мероприятия по охране недр - для объектов производственного назначения;

мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания (при наличии объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, отдельно указываются мероприятия по охране таких объектов);

мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона;

мероприятия, технические решения и сооружения, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов, а также сохранение водных биологических ресурсов (в том числе предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения) и среды их обитания, в том числе условий их размножения, нагула, путей миграции (при необходимости);

программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях".

Учитывая изложенное, представляется необходимым исключить вышеназванные положения из СанПиН.

3.10. Согласно пункту 3.11 СанПиН, проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.

Следует отметить, что пунктами 4.2, 4.3 Санитарных норм не предусмотрено представления проектной документации в Роспортебнадзор.

Кроме того, данное требование носит оценочный характер и не позволяет четко определить перечень обосновывающей проект СЗЗ документации, порядок ее подготовки, ее содержание и уровень конкретизации, что создает существенные риски для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Любой проект обоснования размеров СЗЗ может быть в этой связи отклонен, как недостаточно обоснованный.

В контексте пункта 3.2 настоящего заключения считаем необходимым установить в Санитарных нормах исчерпывающий перечень предоставляемой в Роспотребнадзор документации, сроки ее рассмотрения и причины для отклонения, имея при этом в виду недопустимость предъявления замечаний к размерам СЗЗ, определенным в проектной документации, которая получила положительное заключение в установленном порядке.

3.11. Согласно пункту 3.15 СанПиН, "обязательным условием современного промышленного проектирования является внедрение передовых ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологических решений, позволяющих максимально сократить или избежать поступлений вредных химических или биологических компонентов выбросов в атмосферный воздух, почву и водоемы, предотвратить или снизить воздействие физических факторов до гигиенических нормативов и ниже".

Формулировка указанного пункта СанПиН не может рассматриваться как юридически корректное предписание и предлагается к исключению.

3.12. Согласно пункту 4.1 СанПиН установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования СЗЗ с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Таким образом, исполнение программы наблюдений является составляющей частью установления СЗЗ.

В свою очередь, порядок составления данной программы, требования к ее содержанию не установлены.

Дополнительно следует отметить, что в соответствии с пунктом 4.2 СанПиН подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.

Эта норма возлагает на надзорные органы обязанность по подтверждению соблюдения/ несоблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки на основании натурных исследований и измерений, то есть возложение на предприятия обязанности по установлению окончательной СЗЗ на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров является избыточным.

В письме от 22 ноября 2010 г. № 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" Роспотребндзор отмечает, что "результат окончательного установления размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности, принятых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации с последующей регистрацией в Минюсте России, показал, что натурными (лабораторными) исследованиями загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух подтверждены параметры санитарно-защитных зон, полученные расчетным путем более чем в 99 % случаев".

Учитывая изложенное, в контексте пункта 3.2 настоящего заключения пункт 4.1 СанПиН считаем необходимым исключить.

3.13. Согласно пункту 4.2 СанПиН установление, изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на основании, в том числе, предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

При этом не ясно, что следует понимать под указанным предварительным заключением. Выдача главными государственными санитарными врачами подобных заключений действующим законодательством не предусмотрена, порядок и процедуры их подготовки не разработаны.

Согласно пункту 4.3 СанПиН для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры СЗЗ могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.

Пункты 4.2 и 4.3. Санитарных норм считаем необходимым уточнить в контексте пункта 3.2. настоящего заключения, имея в виду установление, изменение размеров СЗЗ на основании положительного заключения экспертизы проектной документации.

3.14. Согласно пункту 4.8 Санитарных норм для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности".

Однако методика отнесения производств к классам опасности по расчетам загрязнения отсутствует.

Кроме того, не вполне конкретным представляется понятие "новые, недостаточно изученные технологии, не имеющие аналогов в стране и за рубежом".

Указанное положение СанПиН требует уточнения.

3.15. Согласно пункту 3.14 Санитарных норм реконструкция, техническое перевооружение промышленных объектов и производств проводится при наличии проекта с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, выполненными в составе проекта санитарно-защитной зоны с расчетными границами.

Таким образом, по сути, Санитарные нормы создают дополнительные барьеры для проведения реконструкции или технического перевооружения действующего предприятия, поскольку при этих мероприятиях требуется прохождение дорогостоящих и длительных процедур, направленных на соответствие требованиям СанПиН.

В этой связи в контексте пункта 3.2. настоящего заключения полагаем необходимым уточнить, что при проведении реконструкции, технического перевооружения промышленных объектов и производств размер СЗЗ может быть уменьшен, если по результатам реконструкции, технического перевооружения будет достигнуто уменьшение уровня создаваемого предприятием загрязнения.

3.16. Согласно пункту 2.9 СанПиН размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

Данный пункт СанПиН нуждается в доработке в соответствии с изложенными выше замечаниями. При этом необходимо отметить, что в рамках публичных консультаций Росавиацией была представлена информация о существенных трудностях в согласовании границ СЗЗ аэропортов. В частности было отмечено следующее:

"- к настоящему моменту более 30 аэропортов разрабатывают проекты расчетных СЗЗ, однако органы Роспотребнадзора под разными предлогами затягивают процесс утверждения указанных проектов. Основным замечанием в адрес аэропортов является попадание жилых объектов в границы СЗЗ аэропортов, тогда как большинство из них было построено позже строительства аэропорта и без согласования с ним. Между тем органы Роспотребнадзора настаивают на необходимости отселения людей за счет самого аэропорта, что в ряде случаев невозможно со многих точек зрения. Например, в случае с аэропортом Шереметьево;

- существующее в настоящее время нормирование шума (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки") приводит к тому, что зона воздействия авиационного шума при полетах ВС (зона "санитарного разрыва") составляет сотни квадратных километров, так как фактически определяется максимальными уровнями звука, то есть аэропорт в котором пролетает два самолета в день должен нести ответственность за территории, в которые попадают значительные части деревень, поселков, городов. Направленные в адрес Роспотребнадзора предложения по совершенствованию нормативов авиационного шума в соответствии с общепринятой международной практикой, учитывающей накопленное шумовое воздействие, не принимаются во внимание (письмо Росавиации в адрес Роспотребнадзора № 3.3-1068 от 16.12.2011);

- в ряде случаев эксперты, рассматривающие проекты СЗЗ, выпускают противоречащие друг другу требования и заключения: в одних случаях санитарные разрывы по авиационному шуму согласовывают по фактору LAmax = 75 дБА (как например, аэропорты Шереметьево, Домодедово), согласно требованиям ГОСТ 22283-88, в других - по LAmax = 60 дБА, согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (например, аэропорты Омск, Внуково), что приводит к еще большим проблемам аэропортов при разработке проектов СЗЗ;

- требование Санитарных норм по оценке риска здоровью населения по химическому фактору для аэропортов является неоправданным финансовым бременем, так как по результатам уже проведенных дорогостоящих работ по оценке риска (аэропорты Уфа, Остафьево, Домодедово, Шереметьево) установлено, что такой риск отсутствует либо является приемлемым. Между тем вызывает особое недоумение требование Роспотребнадзора проводить оценку риска здоровью населения по химическому фактору до утверждения проекта расчетной СЗЗ, что влечет дополнительные финансовые затраты при наличии замечаний к проекту расчетной СЗЗ и соответственно требует дополнительного проведения оценки риска;

- прохождение всех стадий от разработки проекта СЗЗ до утверждения границ, учитывая все требования Роспотребнадзора по проведению экспертиз, оценки риска и измерениям, является необоснованно затратным, а учитывая продолжительность данного процесса (в среднем 3 - 5 лет только на утверждение расчетных границ СЗЗ) развитие аэропорта оказывается фактически парализовано, так как любое изменение повлечет необходимость начать данный многолетний процесс заново и прохождение госэкспертизы по реконструкции".

4. Подготовка проекта заключения об экспертизе Санитарных норм

Проект настоящего заключения об экспертизе Санитарных норм (далее также - проект заключения) был направлен разработчику СанПиН, а также в Минздрав России письмом от 30 ноября 2012 г. № Д26и-2595 для представления замечаний и предложений.

Позиция Роспортебнадзора была представлена письмом от 25 декабря 2012 г. № 01/14841-12-23.

Роспотребнадзор выразил сомнение в необходимости экспертизы СанПиН, отметив, что готов рассмотреть вопросы субъектов предпринимательской деятельности относительно применения требований СанПиН при их поступлении, а также дать в этой связи необходимые официальные разъяснения. Замечаний и предложений по существу проекта заключения представлено не было.

Предложения и замечания Минздрава России по проекту заключения были представлены письмом от 18 декабря 2012 г. № 24-1/10/2-5191.

Проект заключения был направлен участникам публичных консультаций по Санитарным нормам (письмо от 30 ноября 2012 г. № Д26и-2594), а также размещен на официальном сайте Минэкономразвития России для направления предложений по проекту заключения в срок до 14 декабря 2012 г.

Все поступившие замечания и предложения по проекту заключения были рассмотрены Минэкономразвития России и использованы при подготовке настоящего заключения.

В процессе экспертизы СанПиН 1 октября и 17 декабря 2012 г. были проведены заседания экспертной группы.

5. Выводы по итогам проведения экспертизы Санитарных норм

По итогам экспертизы Санитарных норм Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и необходимости изменения Санитарных норм в соответствии с выводами, содержащимися в разделе 3 настоящего заключения.

При этом обращаем внимание, что соответствующие изменения подлежат направлению в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия в соответствии с пунктом 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 постановления № 633 предложения об отмене (изменении) положений Санитарных норм, содержащиеся в настоящем заключении, будут внесены в Минюст России для последующего направления предусмотренного пунктом 4.2 Правил представления об отмене или изменении принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных положений.

Приложение 1

Состав экспертной группы по проведению экспертизы Санитарных норм

№№

Фамилия, имя, отчество

Организация

1.

Полищук Алексей Владимирович (руководитель экспертной группы)

ООО "Сибур"

2.

Горкина Ирина Дмитриевна

ООО "ЛПК "Континенталь Менеджмент"

3.

Дудникова Алла Геннадьевна

ООО "ЭКОТИМ"

4.

Иванова Татьяна Васильевна

Консультативный совет по иностранным инвестициям

5.

Клодчик Роман Иванович

ООО "СМ-Вест"

6.

Ковальский Кирилл Алексеевич

ОАО "ТНК-ВР Менеджмент"

7.

Курский Александр Николаевич

Национальное объединение строителей

8.

Луценко Валентин Владимирович

ОАО ГМК "Норильский никель"

9.

Мешалкин Евгений Александрович

Ассоциация "Союз 01"

10.

Полесский Евгений Анатольевич

ООО "УК "МЕТАЛОИНВЕСТ"

11.

Юрецкий Сергей Витальевич

ООО "Газпром трансгаз Ухта"