Научно-исследовательский институт бетона
и железобетона Госстроя СССР

Государственный проектно-изыскательский и
научно-исследовательский институт Аэропроект
Министерства гражданской авиации

РУКОВОДСТВО
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
И СТРОИТЕЛЬСТВУ АЭРОДРОМНЫХ
ПОКРЫТИЙ ИЗ БЕТОНА
НА НАПРЯГАЮЩЕМ ЦЕМЕНТЕ НЦ-20

Рук-20-77

НИИЖБ

МОСКВА
1977

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 2

2. Конструирование и расчет аэродромных покрытий из бетонов на основе нц-20. 2

3. Требования к материалам.. 3

4. Требования к бетонной смеси и составу бетона. 4

5. Приготовление, транспортирование и укладка бетонной смеси. 4

6. Уход за свежеуложенным бетоном.. 5

7. Контроль качества работ по устройству аэродромных покрытий. 5

Приложение 1. Пример расчета толщины армобетонного покрытия из бетона на основе нц-20. 6

Приложение 2. Список гостов, использованных в руководстве. 6

Рекомендовано к изданию решением секции заводской технологии бетона и железобетона НТС НИИЖБ Госстроя СССР (протокол от 30 мая 1977 г.).

Содержит ряд особенностей конструирования и расчета аэродромных покрытий. Приведены требования к материалам, бетонной смеси и готовому бетону.

Предназначено для инженерно-технических работников и строительно-монтажных организаций.

Табл. 2.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В связи с ростом роли гражданской авиации в народном хозяйстве и в результате увеличения интенсивности эксплуатации аэродромов, а также в связи с выпуском на трассы самолетов нового типа к аэродромным покрытиям предъявляются повышенные требования по трещиностойкости и долговечности.

Одним из путей решения этой проблемы является применение напрягающего цемента ВЦ-20, разработанного НИИЖБ, что позволяет получать бетоны марок М500 - М600 и в результате строить аэродромные покрытия меньшей толщины и с меньшим количеством стыков.

В настоящее время цементная промышленность СССР выпускает напрягающий цемент ВЦ-20 с энергией напряжения цементно-песчаного раствора 1:1 - 20 кгс/см2. Его поставщиками являются заводы: Усть-Каменогорский (Каз. ССР), Днепродзержинский (УССР), Волковысский (БССР), Подольский и Пашийский (РСФСР).

Настоящее Руководство составлено на основе теоретических и экспериментальных исследований, выполненных в НИИЖБ Госстроя СССР и ГПИ и НИИ Аэропроект Министерства гражданской авиации, а также опыта строительства и эксплуатации аэродромных покрытий с применением НЦ-20 в аэропортах Домодедово, Самарканд, Ташкент и Кемерово.

Руководство разработано НИИЖБ Госстроя СССР (д-р техн. наук В.В. Михайлов и инж. Ю.Н. Титов) и ГПИ и НИИ Аэропроект Министерства гражданской авиации (канд. техн. наук В.Д. Садовой и инж. Н.С. Исаев).

Дирекция НИИЖБ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Руководство предназначено для использования при проектировании и строительстве монолитных неармированных и армированных аэродромных покрытий из бетона на напрягающем цементе марки НЦ-20 как для вновь строящихся, так и для реконструируемых аэродромов классов А, Б и В в различных дорожно-климатических зонах страны, в соответствии с «Указаниями по проектированию аэродромных покрытий». М., Стройиздат, 1970 (СН 120-70).

Напрягающий цемент НЦ-20 представляет собой трехкомпонентное расширяющееся, быстротвердеющее вяжущее, в состав которого входят портландцемент (75 - 80 %), глиноземистый шлак (15 - 10 %) и гипс (10 %). Он может быть использован при устройстве бетонных и армобетонных капитальных аэродромных покрытий (MС), взлетно-посадочных полос (ВПП), рулежных дорожек (РД) и мест стоянок (МС), а также перронов.

Более предпочтительной является армобетонная конструкция покрытия.

1.2. Использование НЦ-20 при строительстве аэродромных покрытий позволяет получать бетоны марок М500 - М600, которые в результате расширения цементного камня компенсируют усадку и создают остаточное расширение определенной величины. При ограничении этого расширения в конструкции возникают напряжения обжатия, называемые самонапряжением, величина которого зависит от энергии самонапряжения НЦ.

Благодаря повышенной прочности бетонов на основе НЦ-20, а также за счет создания некоторого обжатия в армированных конструкциях, толщина покрытия может быть уменьшена.

Бетоны, приготовленные на основе НЦ, значительно быстрее набирают прочность, чем бетоны на портландцементе, что снижает процесс трещинообразования температурно-усадочного характера.

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ БЕТОНОВ НА ОСНОВЕ НЦ-20

2.1. Аэродромные покрытия с применением напрягающего цемента НЦ-20 строят из бетонов марок М500 и М600 однослойными (на стандартном пескоцементном или грунтоцементном основании) или двуслойными в соответствии с «Указаниями по проектированию аэродромных покрытий». М., Стройиздат, 1970 (СН 120-70), а также с «Указаниями по производству и приемке аэродромно-строительных работ». М, Стройиздат, 1974 (СН 121-73). В двухслойных покрытиях только для верхнего слоя используют бетон на основе НЦ-20, для нижнего же слоя применяют бетоны, предусмотренные СН 120-70.

2.2. Конструирование и расчет прочности бетонных и армобетонных аэродромных покрытий из бетона на основе НЦ-20 производят в соответствии с требованиями СН 120-70, исходя из расчетных значений характеристик бетонов и коэффициентов условий работы покрытий, приведенных в табл. 1 и 2.

Таблица 1 Расчетные характеристики бетона на основе НЦ

Характеристика бетона

Обозначение

Значения характеристик бетона, кгс/см2, при проектной марке

М500

М600

Нормативное сопротивление сжатию при изгибе

440

530

Нормативное сопротивление растяжению при изгибе

55

65

Расчетное сопротивление растяжению при изгибе на прочность

Rри

38

45

Модуль упругости

Еб

380000

420000

Таблица 2 Требования к бетонам в зависимости от типа покрытия

Группа участков покрытий

Коэффициент условий работы m сечений плит

бетонных

армобетонных из бетона марок

M500

М600

Магистральные РД, концевые участки ВПП длиной 150 м

0,8

0,95

0,93

Участки ВПП длиной  - 150 м, примыкающие к концевым;

Вспомогательные РД, МС, перроны и другие аналогичные площадки

0,9

1,05

1,03

Средняя часть ВПП

0,9

1,05

1,03

Краевые по ширине участки в средней части ВПП

1,1

1,25

1,23

Примечание. При назначении расчетного значения коэффициента условий работы m конструкции покрытия необходимо учитывать рекомендации примечаний 1, 3 и 4 к табл. 23 СН 120-70.

2.3. Для расчета покрытия должны быть указаны следующие расчетные характеристики бетона на основе НЦ-20: нормативное сопротивление растяжению при изгибе, марка и расчетный модуль упругости при сжатии.

3. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

3.1. Для приготовления бетона с целью компенсации усадки и повышения трещиностойкости плит аэродромных покрытий должен применяться напрягающий цемент НЦ-20, удовлетворяющий ТУ-21-20-18-74 Минстройматериалов СССР.

3.2. В качестве пластификатора бетонной смеси и одновременно замедлителя схватывания цемента рекомендуется вместе с водой затворения добавлять декстрин в количестве 0,2 - 0,3 % от массы цемента, предварительно разведя его в теплой воде при температуре 40 - 50 °С.

При отсутствии декстрина для повышения пластичности смеси и увеличения сроков ее схватывания можно добавить сульфитно-дрожжевую бражку (СДБ) в количестве 0,5 - 0,7 %. Однако необходимо учитывать, что прочность бетона при этом снижается на 15 - 20 %.

3.3. Для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца от 0 до минус 10 °С, от минус 10 °С до минус 20 °С и ниже марка по морозостойкости бетона на НЦ-20, применяемого для устройства аэродромных покрытий, должна быть соответственно не менее М200, М250 и М300.

3.4. В качестве крупного заполнителя в таких бетонах разрешается использовать в виде щебня и гравия природные материалы изверженных и осадочных пород (гранит, кварц, известняк и др.), отвечающие требованиям ГОСТ 10260-74 и 8267-75. Предпочтительнее использовать известняковый щебень, обладающий относительно низким температурным коэффициентом расширения.

3.5. С целью более полного использования расширяющих свойств НЦ наибольшая крупность щебня, применяемого для бетона в армобетонных покрытиях, не должна превышать 20 мм. При использовании НЦ-20 для изготовления безусадочного бетона, применяемого в бетонных покрытиях, крупность заполнителя можно увеличить до 40 мм.

3.6. Как мелкий, так и крупный заполнители, применяемые для приготовления бетона на основе НЦ-20, должны иметь непрерывный фракционный состав и отвечать требованиям ГОСТ 8268-74, 10260-74, 8267-75 и 8736-67.

4. ТРЕБОВАНИЯ К БЕТОННОЙ СМЕСИ И СОСТАВУ БЕТОНА

4.1. Проектирование состава бетона может производиться методом абсолютных объемов, обеспечивающим в нормативные сроки получение проектной прочности, в соответствии с требованиями СН 120-70, СН 121-73 и табл. 1 настоящего Руководства.

4.2. При проектировании состава бетона следует иметь в виду следующее:

а) прочность бетона на основе НЦ на сжатие и на растяжение при изгибе увеличивается с увеличением расхода цемента и песка и с уменьшением В/Ц;

б) самонапряжение бетона на основе НЦ-20 увеличивается с увеличением расхода цемента, песка и В/Ц. Рекомендуется применять бетоны с содержанием НЦ-20 не менее 350 кг/м3.

4.3. Окончательный состав бетона следует устанавливать экспериментальным путем с учетом конкретных условий производства работ и качества применяемых материалов.

При назначении исходной подвижности бетонной смеси необходимо учитывать ее снижение к моменту укладки бетона в дело в зависимости от условий строительства объекта.

5. ПРИГОТОВЛЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И УКЛАДКА БЕТОННОЙ СМЕСИ

5.1. Приготовление бетонной смеси может быть организовано на приобъектных бетонных заводах или в автобетоносмесителях, загружаемых на центральных установках сухой бетонной смесью.

5.2. НЦ-20 должен храниться в отдельных силосных банках. Перед загрузкой емкость для хранения НЦ должна тщательно очищаться во избежание попадания в НЦ-20 других вяжущих. Наличие в НЦ-20 даже небольшого количества портландцемента приводит к значительному снижению его активности и энергии самонапряжения.

5.3. Цементопровод, служащий для транспортировки НЦ-20, должен быть предварительно очищен от остатков других вяжущих и не должен иметь подключений к складам и емкостям с другими вяжущими.

5.4. Приготовление бетонной смеси на основе НЦ рекомендуется производить в смесителях принудительного действия.

Продолжительность перемешивания бетонной смеси, как правило, определяют опытным путем в строительной лаборатории цементно-бетонного завода (ЦБЗ), исходя из подобранного состава бетона в соответствии с требованиями ГОСТ 18105-72.

5.5. Бетоносмесители и накопитель, используемые для приготовления бетона, должны тщательно промываться водой с крупной фракцией щебня не реже 2-х раз в смену или после технологического перерыва в работе продолжительностью более 1 ч.

5.6. В условиях сухого и жаркого климата с целью обеспечения удержания влаги минеральными составляющими бетона, и, следовательно, обеспечения постоянного В/Ц необходимо производить периодическое увлажнение заполнителей на ЦБЗ, что также способствует их охлаждению. При этом влажность по массе для песка не должна превышать 5 %, а для щебня - 1,5 %.

5.7. Доставка бетонной смеси к месту укладки должна осуществляться автосамосвалами таким образом, чтобы укладка бетона после его приготовления была выполнена:

а) не позже, чем через час при температуре воздуха не выше +20 °С;

б) не позже, чем через 50 мин при температуре воздуха не выше +30 °С.

При этом она должна соответствовать рекомендациям прил. 4 ГОСТ 7473-61.

При температуре воздуха более +30 °С доставку бетона рекомендуется осуществлять с укрытием его брезентом или в автобетоновозах.

В жаркие дни (при температуре выше +35 °С) работу по укладке рекомендуется производить в ночное время.

5.8. В момент укладки подвижность (осадка конуса) бетонной смеси должна быть в пределах 2 - 3 см.

6. УХОД ЗА СВЕЖЕУЛОЖЕННЫМ БЕТОНОМ

6.1. Уход за свежеуложенным бетоном начинается немедленно после исчезновения с бетонной поверхности водной пленки. Начинать его следует с укрытия открытой бетонной поверхности тентом или гидроизолирующим рулонным материалом с целью устранения пересыхания бетона или защиты его от дождя.

6.2. После достижения бетоном прочности на сжатие 80 - 100 кгс/см2 (через 9 - 15 ч) рулонные материалы или тенты убирают и немедленно покрывают влагоемкими материалами (например, песком с толщиной слоя не менее 5 см, мешковиной и т.п.) при условии их систематического обильного увлажнения в течение 7 - 10 сут. Влажность песка по массе должна составлять не более 6 %.

6.3. Движение строительных машин, опирающихся своей ходовой частью на плиты вновь уложенного покрытия, разрешается при условии достижения бетоном прочности на сжатие 300 кгс/см2.

7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ

7.1. При поступлении на строительство все материалы для изготовления бетона проверяются в соответствии с действующими ГОСТ. Напрягающий цемент НЦ-20 испытывают в соответствии с ТУ 21-20-18-74 Минстройматериалов СССР.

7.2. Контроль прочности бетона осуществляют по ГОСТ 8424-72, ГОСТ 10180-74 и СН 121-73.

7.3. Контроль состава бетонной смеси должен осуществляться строительной лабораторией методом «мокрого рассева» не реже одного раза в смену.

7.4. Контроль за удобоукладываемостью бетонной смеси (осадкой конуса) следует осуществлять не реже 2-х раз в смену: при выходе бетонной смеси из бетоносмесителя и при укладке ее в дело.

7.5. Контроль по уходу за свежеуложенным бетоном должен осуществляться строительной лабораторией ежечасно с фиксацией в соответствующем журнале времени, температуры и относительной влажности воздуха, влажности песка или другого влагоемкого материала.

7.6. Контроль основных свойств бетона на основе НЦ-20 (прочности на сжатие и изгиб) осуществляется на образцах, формуемых непосредственно на месте укладки. Пробы бетонной смеси для контрольных образцов отбирают каждую смену. Серия контрольных образцов состоит из 12-ти кубов 15´15´15 см и 6-ти балок 15´15´60 см, изготовленных в соответствии с СН 121-73.

7.7. Кубы испытывают на сжатие в возрасте 9 ¸ 15 ч, 7, 28 и 90 сут, а балки - на изгиб в возрасте 7 и 28 сут. Режим твердения контрольных образцов тот же, что и у бетона покрытия. Количество одновременно испытуемых образцов в одной серии - не менее 3-х.

Приложение 1

ПРИМЕР РАСЧЕТА ТОЛЩИНЫ АРМОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ ИЗ БЕТОНА НА ОСНОВЕ НЦ-20

Расчетные данные

Группа участка покрытия - Б (согласно СН 120-70).

Марка бетона - 500.

Расчетный тип самолета - ТУ-154.

Максимальный вес - G = 96 т.

Давление в пневматиках - q = 8,5 кгс/см2.

Расстояние между колесами опоры - X1 = X2 = 100 см, Y = 62 см.

Число колес на опоре - N = 6.

Объект расположен на 51° северной широты, в 3-ей климатической зоне, западнее водораздела Волга-Северная Двина.

Грунты - супесь пылеватая.

Тип гидрогеологических условий - П.

Конструкция покрытая - армобетонное (mп = 0,2 %) на стандартном пескоцементном основании.

Расчет

1. Расчетный коэффициент постели супесчаного основания определяем согласно табл. 1.8 «Методического пособия по расчету капитальных аэродромных покрытий». М., ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, 1972.

С = 4 кгс/см2

2. Толщину армобетонной плиты h принимаем равной 23 см.

3. По методике СН 120-70 определяем расчетный изгибающий момент в покрытии от нагрузки самолета ТУ-154 массой 96 т, используя номограмму рис. 30 «Руководства по эксплуатационной оценке прочности аэродромных покрытий». М. ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, 1973.

Mp = 3,52 тм/пог.м,

4. Определяем предельный изгибающий момент для покрытия

Вследствие того, что Мр = Мпр, обеспечивается прочность покрытия при толщине плиты 23 см.

Длину армобетонной плиты принимают согласно табл. 22 СН 120-70 при mп = 0,2 % равной 30 пог.м.

Приложение 2

Список ГОСТов, использованных в Руководстве

1. ГОСТ 10260-74 «Щебень из гравия для строительных работ».

2. ГОСТ 8267-75 «Щебень из естественного камня для строительных работ».

3. ГОСТ 8268-74 «Гравий для строительных работ».

4. ГОСТ 8736-67 «Песок для строительных работ. Общие требования».

5. ГОСТ 18105-72 «Бетоны. Контроль и оценка однородности и прочности».

6. ГОСТ 7473-61 «Смеси бетонные заводского приготовления».

7. ГОСТ 8424-72 «Бетон дородный».

8. ГОСТ 10180-74 «Бетон тяжелый. Методы определения прочности».