Приказ Министерства регионального развития РФ
от 28 декабря 2010 г. № 802
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных
программ развития жилищного строительства"
В целях повышения эффективности реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на территории субъектов Российской Федерации, а также во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина об организации мониторинга разработки органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных программ стимулирования развития жилищного строительства (пункт 3 протокола совещания от 16 августа 2010 г. № ВП-П9-43пр), приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по разработке региональных программ развития жилищного строительства.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации К.Ю. Королевского.
Министр |
В.Ф. Басаргин |
Методические рекомендации по разработке региональных программ развития жилищного строительства
(утв. приказом Министерства регионального развития РФ
от 28 декабря 2010 г. № 802)
1. Настоящие методические рекомендации по разработке региональных программ развития жилищного строительства (далее - Методические рекомендации) содержат перечень основных мероприятий и положений для включения их в региональные программы развития жилищного строительства, принятие и реализация которых является условием участия субъекта Российской Федерации в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
2. Региональные программы развития жилищного строительства (далее - Региональные программы) рекомендуется разрабатывать как комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья эконом-класса, в частности малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности.
Региональную программу рекомендуется разрабатывать с учетом прогнозов социально-экономического развития федерального округа, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, прогнозов изменения численности населения и основных направлений миграционных потоков, а также планов создания новых рабочих мест на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с особенностями экономического и социального развития субъектов Российской Федерации предусматриваемые в Региональных программах меры государственной и муниципальной поддержки тех или иных сегментов рынка жилья могут иметь свои особенности. Например, при разработке Региональных программ необходимо учесть баланс между развитием жилищного строительства в рамках комплексного освоения новых территорий и развитием уже застроенных территорий; между развитием сектора жилья, находящегося в собственности граждан, арендным сектором, жилищными кооперативами; между строительством многоквартирных домов и малоэтажным жилищным строительством.
Особое значение при разработке Региональных программ имеет правильный выбор направлений развития жилищного строительства в различных муниципальных образованиях, который должен определяться с учетом потребностей и предпочтений населения, муниципальной градостроительной политики и перспектив социально-экономического и демографического развития. Особое внимание в Региональных программах рекомендуется уделить развитию малоэтажного строительства жилья экономического класса на территориях сельских поселений.
3. Региональную программу рекомендуется разрабатывать на период 2011 - 2015 годов. В дальнейшем такая программа может быть продлена на последующий период 2016 - 2020 годов для достижения субъектом Российской Федерации контрольного значения целевого показателя ежегодного объема ввода жилья в 2020 году с уточнением при необходимости механизмов реализации программы и с учетом оценки эффективности такой программы.
4. В Региональной программе рекомендуется учитывать проведенную на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований оценку потребностей и спроса населения на жилье и сопоставления результатов оценки с текущими объемами и структурой жилищного строительства.
5. В Региональной программе рекомендуется указывать, что она направлена на достижение значений целевых показателей, которые устанавливаются на каждый год ее реализации. Перечень целевых показателей приведен в приложении № 3 к Методическим рекомендациям.
6. Значения целевых показателей Региональной программы на каждый год реализации программы рекомендуется устанавливать с учетом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и контрольных значений целевого показателя ежегодного объема ввода жилья в субъекте Российской Федерации.
7. В Региональную программу рекомендуется включать следующие основные мероприятия:
7.1. Разработка и утверждение:
схем территориального планирования субъекта Российской Федерации и муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений;
правил землепользования и застройки городских округов и поселений;
документов территориального планирования в целях жилищного строительства;
региональных и местных нормативов градостроительного проектирования;
программ комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры городских округов и городских поселений, необходимых для обеспечения жилищного строительства в соответствии с целевыми показателями Региональной программы и региональными, местными нормативами градостроительного проектирования;
мероприятия по стимулированию развития строительства объектов инженерной инфраструктуры;
инвестиционной программы организаций коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - программы развития строительства объектов коммунальной инфраструктуры, включая программу развития газификации, в которой предусматривается механизм направления финансовых средств, получаемых ресурсоснабжающей организацией от выполненных техусловий, взимание платы за подключение к сетям инженерной инфраструктуры и инвестиционная надбавка к тарифам для дальнейшей реализации их инвестиционных и производственных программ в целях развития и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры для дальнейшего развития жилищного строительства в соответствии с градостроительными планами застройки территорий.
7.2. Разработка плана формирования и предоставления земельных участков для жилищного строительства, комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий. Определение земельных участков под указанные цели осуществляется, в том числе на основе совместной работы с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства по выявлению и вовлечению в гражданский оборот для целей жилищного строительства находящихся в федеральной собственности земельных участков.
7.3. Снижение административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства, в том числе:
при выдаче разрешений на строительство, проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, при выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;
предупреждение и устранение злоупотреблений организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями доминирующим положением на рынке при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям вновь построенных или реконструированных объектов капитального строительства.
7.4. Стимулирование малоэтажного жилищного строительства, в том числе формирование баз данных типовой проектной документации малоэтажного жилищного строительства, разработка и распространение информационных материалов, в том числе в средствах массовой информации, демонстрирующих населению преимущества малоэтажного жилья перед многоэтажным.
7.5. Стимулирование строительства комфортного жилья, благоустройство территорий - мероприятия, направленные на создание комфортной среды проживания для всех категорий граждан, учитывающей потребности людей с ограниченными возможностями, инвалидов и пожилых граждан.
7.6. Развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, в том числе:
снижение монополизации и повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке строительных материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности;
формирование перечня энергоэффективных и экологичных материалов и технологий малоэтажного жилищного строительства с учетом климатических и социально-экономических условий региона;
содействие распространению технологий строительства малоэтажного жилья экономкласса, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности;
оказание поддержки создания новых производств энергоэффективных и экологичных технологий малоэтажного жилищного строительства, а также модернизации существующих.
7.7. Поддержка реализации проектов комплексного освоения территорий или развития застроенных территорий в целях строительства жилья экономкласса, в том числе:
обеспечение необходимой социальной инфраструктурой, а также транспортной инфраструктурой, обеспечивающей доступ к таким земельным участкам;
разработка и внедрение типовых решений обеспечения жилищного строительства экономичной и энергоэффективной коммунальной инфраструктурой, в том числе на основе реализации проектов государственно-частного партнерства, предусматривающих строительство централизованных систем коммунальной инфраструктуры и долгосрочную окупаемость инвестиций за счет оплаты потребителями коммунальных услуг, или создание автономных систем, которые передаются в общую долевую собственность собственников жилых помещений и затраты на создание которых включаются в стоимость приобретения таких жилых помещений;
содействие кредитованию застройщиков, осуществляющих реализацию проектов комплексного освоения территорий или развития застроенных территорий в целях строительства жилья экономкласса (например, в форме субсидирования процентных ставок по кредитам за счет средств региональных и (или) местных бюджетов);
предоставление в установленном порядке обязательств по приобретению жилья экономкласса, построенного в рамках таких проектов, за счет средств региональных или местных бюджетов для предоставления отдельным категориям граждан, а также информирование федеральных органов власти, реализующих программы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, о возможности приобретения такого жилья;
проведение организационных мероприятий по консолидации спроса на приобретение жилья экономкласса, построенного для граждан, получающих государственную поддержку в рамках реализации подпрограмм федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
7.8. Осуществление мероприятий по стимулированию спроса на первичном рынке жилищного строительства, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования, направленных на приобретение жилья экономкласса гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе:
молодыми семьями, получающими государственную поддержку в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы";
семьями, имеющими право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий;
иными категориями граждан по решению органов власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления (например, в форме предоставления за счет средств региональных или местных бюджетов установленным категориям гражданам субсидий на оплату первоначального взноса при приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов).
7.9. Создание системы начальной профессиональной подготовки совместно с компаниями, производящими современные строительные материалы, и строительными компаниями, применяющими современные технологии в строительстве, а также системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации на базе учебных центров таких компаний в случае дефицита высококвалифицированных специалистов, в том числе в малоэтажном строительстве при применении современных технологий.
7.10. Развитие строительства жилья для целей коммерческого найма. Методические рекомендации по разработке Региональных подпрограмм развития жилищного строительства для целей коммерческого найма приведены в приложении № 5 к Методическим рекомендациям.
8. В Региональную программу рекомендуется включать проекты комплексного освоения или развития территорий в целях жилищного строительства. При этом в Региональной программе предусматривается создание объектов социальной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для комплексного освоения или развития территории в целях жилищного строительства. Строительство коммунальной инфраструктуры за пределами границ предоставленных для реализации проектов строительства жилья экономкласса земельных участков и необходимой для подключения построенных объектов к централизованной коммунальной инфраструктуре целесообразно осуществлять как отдельные проекты. Рекомендуется обеспечивать долгосрочную окупаемость инвестиций на такие цели за счет оплаты потребителями коммунальных услуг путем перехода к установлению тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 36; № 52, ст. 5597; 2007, № 1, ст. 21; № 43, ст. 5084; 2008, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 48, ст. 5711; № 52, ст. 6450; 2010, № 27, ст. 3436; № 31, ст. 4206).
9. В Региональной программе рекомендуется указывать муниципальные образования, на территории которых будут реализовываться проекты комплексного освоения или развития территорий в целях жилищного строительства. Такие муниципальные образования должны отвечать следующим обязательным условиям:
наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки;
наличие утвержденной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
10. Рекомендации по разработке паспорта Региональной программы, по структуре программы, а также по перечню целевых показателей программы приведены в приложениях № 1, № 2 и № 3 к Методическим рекомендациям.
к Методическим
рекомендациям,
утв. приказом Министерства
регионального развития РФ
от 28 декабря 2010 г. № 802
Паспорт региональной программы (подпрограммы)
Наименование программы (подпрограммы) |
_____________________________ |
Дата принятия решения о разработке программы (подпрограммы), дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
_____________________________ |
Государственный заказчик |
_____________________________ |
Основные разработчики программы (подпрограммы) |
_____________________________ |
Цели и задачи программы (подпрограммы) |
_____________________________ |
Важнейшие целевые показатели |
_____________________________ |
Сроки и этапы реализации программы (подпрограммы) |
_____________________________ |
Объемы и источники финансирования |
_____________________________ |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы (подпрограммы) и показатели социально-экономической эффективности |
_____________________________ |
к Методическим
рекомендациям,
утв. приказом Министерства
регионального развития РФ
от 28 декабря 2010 г. № 802
Структура Региональной программы развития жилищного строительства
Региональная программа развития жилищного строительства (далее - Программа) включает следующие разделы.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.
Данный раздел включает постановку проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Указанный раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом на региональном уровне и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков реализации программы.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации, целевые показатели Программы.
В данном разделе указываются цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, а также приводится обоснование значений целевых показателей Программы по годам реализации программы.
3. Мероприятия Программы.
Данный раздел включает характеристику мероприятий Программы, в том числе:
а) мероприятий, предусматривающих капитальные вложения (строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства в государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, объектов капитального строительства, находящихся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, приобретение оборудования, не входящего в смету строек) с указанием годовых размеров расходов на реализацию каждого мероприятия с разбивкой по источникам финансирования, а также сведения о реализации и сроках реализации инвестиционных проектов в отношении объектов капитального строительства;
б) других мероприятий Программы, предусматривающих расходы регионального бюджета, в том числе на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета или местных бюджетов, внебюджетных источников;
в) мероприятий нормативно-правового обеспечения реализации Программы;
г) мероприятий организационного и информационного обеспечения Программы.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы.
Данный раздел включает обоснование общих размеров средств, необходимых для реализации Программы, в том числе бюджетных ассигнований регионального бюджета, с распределением по годам реализации, по направлениям "капитальные вложения", "научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" и "прочие нужды".
Направление "капитальные вложения" включает в себя расходные обязательства субъекта Российской Федерации, включаемые в соответствующий бюджет в формах бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства соответствующей собственности, субсидий в целях осуществления строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, находящихся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) предприятиями, а также бюджетных инвестиций в основные средства (оборудование, не входящее в смету стройки) и обязательства юридических лиц.
Раздел включает также обоснование возможности софинансирования Программы за счет средств федерального бюджета и (или) местных бюджетов, привлечения средств внебюджетных источников и описание механизмов привлечения этих средств.
5. Управление реализацией Программы.
Данный раздел включает:
а) распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия участников реализации Программы. Текущее управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы и (или) дирекцией;
б) порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;
в) механизм мониторинга и оценки реализации Программы; процедуры обеспечения публичности (открытости) результатов мониторинга и оценки реализации Программы;
г) механизмы корректировки Программы, в том числе мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения;
д) процедуры обеспечения публичности (открытости) условий участия исполнителей в мероприятиях Программы, а также информации о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы.
Данный раздел содержит описание социальных, экономических результатов и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации Программы, общую оценку вклада Программы в экономическое развитие субъекта Российской Федерации и муниципалитетов, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств на реализацию Программы. Оценка эффективности осуществляется по годам в течение всего срока реализации Программы, а при необходимости и после ее реализации.
В составе Программы утверждаются приложения, которые содержат:
табличные или графические материалы по отдельным разделам Программы;
перечень целевых показателей Программы с указанием методики расчета значений таких показателей (см. приложение № 3 к настоящим Методическим рекомендациям);
методику оценки эффективности Программы;
перечень муниципальных программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов (при наличии в Региональной программе оснований для предоставления субсидий местным бюджетам).
В целях обоснования ресурсного обеспечения Программы в составе обосновывающих материалов к Программе также представляются дополнительные документы и расчеты, позволяющие оценить необходимость и достаточность ресурсного обеспечения для выполнения мероприятий Программы, достижения целевых показателей, а также документы, подтверждающие готовность открытых акционерных обществ участвовать в реализации инвестиционных проектов Программы на условиях передачи в собственность субъектов Российской Федерации части акций этих организаций в случае предоставления бюджетных инвестиций в их уставный капитал в целях реализации инвестиционных проектов по строительству принадлежащих им объектов капитального строительства.
к Методическим
рекомендациям,
утв. приказом Министерства
регионального развития РФ
от 28 декабря 2010 г. № 802
Перечень целевых показателей Региональной программы (подпрограммы)
№ п/п |
Наименование целевого показателя |
Базовое значение целевого показателя |
Значения целевых показателей по годам реализации программы |
Методика расчета значений целевых показателей |
Примечания |
1 |
Годовой объем ввода жилья (квадратных метров общей площади жилья и количество жилых единиц), в том числе жилья эконом-класса, малоэтажного жилья (не более трех этажей), многоэтажного жилья (более трех этажей) |
|
|
|
|
1.1 |
Годовой объем ввода жилья для целей коммерческого найма (квадратных метров общей площади жилья и количество жилых единиц) |
|
|
|
|
2 |
Обеспеченность населения жильем (квадратных метров общей площади жилья на одного человека и количество жилых единиц на 1000 человек населения) |
|
|
|
|
2.1 |
Обеспеченность населения жильем для целей коммерческого найма (квадратных метров общей площади жилья для целей коммерческого найма на одного человека и количество жилых единиц на 1000 человек населения) |
|
|
|
|
3. |
Доля ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде (процентов от общей площади жилищного фонда и от числа жилых единиц в жилищном фонде) |
|
|
|
|
4 |
Коэффициент доступности жилья для населения (лет)* |
|
|
|
|
4.1 |
Коэффициент доступности жилищного фонда коммерческого использования для населения (лет)** |
|
|
|
|
* Рассчитывается как отношение двух величин: 1) средняя рыночная стоимость одного кв. м общей площади жилья в регионе (по данным Росстата), умноженная на среднюю обеспеченность общей площадью жилья на одного человека; 2) средний годовой душевой доход в регионе (по данным Росстата).
** Рассчитывается как отношение двух величин: 1) средняя рыночная стоимость найма одного кв. м общей площади жилья за 1 год в регионе (по данным Росстата); 2) средний годового душевой доход в регионе (по данным Росстата).
к Методическим
рекомендациям,
утв. приказом Министерства
регионального развития РФ
от 28 декабря 2010 г. № 802
Рекомендации по осуществлению административных процедур при реализации инвестиционных проектов в сфере строительства
Настоящие Рекомендации по осуществлению административных процедур при реализации инвестиционных проектов в сфере строительства предназначены для оказания помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по вопросам реализации ими административных процедур в сфере строительства в части выполнения административных процедур, связанных с выдачей разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также административных процедур, связанных с подготовкой и выдачей градостроительного плана земельного участка, и являются Приложением № 4 к Методическим рекомендациям по разработке региональных программ развития жилищного строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 802.
Административные процедуры, связанные с выдачей разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Административные процедуры, связанные с выдачей разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (далее - административные процедуры) уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления включают в себя исполнение ими государственных и муниципальных функций (далее - уполномоченные органы) по выдаче или отказу в выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию (далее - функции).
В настоящем Разделе представлены основные разделы и положения, рекомендуемые для включения в разрабатываемые уполномоченными органами административные регламенты, регулирующие исполнение функций (далее - административный регламент).
При разработке административного регламента в него рекомендуется включать следующие положения:
о бланках документов и образцах их заполнения;
о перечнях документов, представляемых застройщиком для исполнения функции, а также требования, предъявляемые к этим документам;
о времени приема застройщика специалистами;
об основаниях для отказа в выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объектов в эксплуатацию;
о порядке информирования о ходе исполнения функции;
о порядке получения консультаций;
о порядке обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих функцию.
Административные регламенты опубликовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также размещаются в сети Интернет на официальных сайтах соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функции (далее - уполномоченный орган) и организаций, участвующих в исполнении функции (предоставлении государственной услуги), в федеральной государственной информационной системе "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Тексты административных регламентов размещаются также в местах исполнения государственной функции.
В разрабатываемый административный регламент рекомендуется включение информации по вопросам исполнения функции. В частности предполагается включение следующих положений:
консультации (справки) застройщикам по вопросам исполнения функции предоставляются специалистами, ее исполняющими, по телефону и на личном приеме;
в ответе по телефону и на иные устные обращения специалист уполномоченного органа информирует застройщиков о своих фамилии, имени, отчестве, должности, о существе поставленных вопросов или сообщает номер телефона компетентного специалиста, его фамилию, имя, отчество, должность;
информация о сроке завершения оформления документов и возможности их получения застройщикам сообщается при приеме документов;
информация об отказе в выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставляется застройщикам при личном обращении или направляется застройщикам заказным письмом, а также при необходимости дублируется по телефонной, факсимильной связи или электронной почте;
застройщик имеет право на получение сведений о ходе исполнения функции по телефону, электронной почте или на личном приеме;
график приема по вопросам выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию утверждается руководителем уполномоченного органа.
При разработке административного регламента следует учитывать положения части 7 статьи 51 и части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми для принятия решения о выдаче разрешений на строительство или разрешений на ввод объектов в эксплуатацию застройщик направляет в уполномоченный орган заявление, подписанное уполномоченным лицом застройщика, о выдаче разрешения на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, установлен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Продление срока действия выданного разрешения на строительство осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрен частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Рекомендуется указать в административном регламенте, что документы представляются в уполномоченный орган в двух экземплярах (подлинник и копия) лично застройщиком или почтовым отправлением с описью вложения.
При этом Заявление, как правило, заполняется от руки, машинописным способом или с применением компьютера и заверяется печатью застройщика.
В административном регламенте целесообразно отразить, что уполномоченный орган не вправе отказать в принятии указанных документов и в случае их личного представления обязан выдать расписку с отметкой об их получении.
В соответствии с частью 11 статьи 51 и частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче разрешения на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию принимается уполномоченным органом в течение десяти дней с даты представления документов.
Датой представления документов следует считать дату их регистрации в уполномоченном органе.
Рекомендуется в административном регламенте указать, что специалист уполномоченного органа, уполномоченный осуществлять административные процедуры и действия, (далее - уполномоченный специалист) после принятия решения о выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче разрешения на строительство и отказе на ввод объекта в эксплуатацию должен проинформировать застройщика о принятом решении в срок исполнения функции, установленный административным регламентом.
При разработке административного регламента целесообразно указать, что выдача на руки застройщику разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство и уведомления об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется в день обращения застройщика, но не позднее пяти рабочих дней со дня готовности указанных документов.
Также рекомендуется указать, что уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство или об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должно быть направлено застройщику не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство или решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство являются:
1) непредставление документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии с частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются:
1) отсутствие документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации (данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства);
5) невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Отказ в выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по иным, не предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации, основаниям не допускается.
В случае направления застройщиком заявления о выдаче разрешения на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в чью компетенцию не входит рассмотрение такого заявления, следует указать в административном регламенте процедуру возврата предоставленных документов. Целесообразно установить срок для возврата заявления и прилагаемых к нему документов в указанном случае не более пяти рабочих дней со дня их поступления в уполномоченный орган.
Также в административный регламент рекомендуется включить положение, о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство и отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по указанным основаниям не является препятствием для повторной подачи документов. Повторная подача заявления о выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и вынесение по этому заявлению решения при условии устранения причин, повлекших вынесение решения об отказе, осуществляется в порядке, предусмотренном административным регламентом.
В разделе административного регламента, регулирующем административные процедуры по выдаче разрешений на строительство или разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, полагается целесообразным отразить следующие административные процедуры:
1) прием документов, представленных застройщиком для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
2) рассмотрение представленных документов;
3) принятие решения о выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в их выдаче;
4) выдача на руки застройщику разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также направление уведомления об отказе в выдаче застройщику разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
5) учет выданных разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
В административном регламенте также рекомендуется включить раздел, содержащий порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения функции.
Административные процедуры, связанные с подготовкой и выдачей градостроительного плана земельного участка
Следует учитывать, что подготовка градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) в соответствии с требованиями части 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
При исполнении административной процедуры, связанной с подготовкой и выдачей градостроительного плана земельного участка, (далее - административная процедура) необходимо иметь в виду, что в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства любое лицо, заинтересованное в получении градостроительного плана земельного участка вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Необходимо принять во внимание, что согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок исполнения административной процедуры не должен превышать тридцати дней с даты поступления соответствующего заявления. Датой поступления заявления рекомендуется считать дату его регистрации в органе местного самоуправления.
При заполнении форм ГПЗУ на земельные участки, предназначенные для строительства объектов капитального строительства, указанные в частях 4 и 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что карты (планы) объекта землеустройства составляются с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, по данным измерений, полученных при съемке объекта землеустройства на местности или при его межевании.
При подготовке ГПЗУ в отношении земельных участков, указанных в частях 4 и 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительный регламент не устанавливается, необходимо учитывать, что в состав сведений ГПЗУ не включаются сведения о градостроительных регламентах, предусмотренные частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Рекомендуется вести учет выданных ГПЗУ путем их регистрации в выдавшем данный ГПЗУ органе. Юридическим фактом, подтверждающим выдачу ГПЗУ, рекомендуется считать дату его подписания соответствующим должностным лицом указанного органа и его регистрации в книге учета.
Необходимо также учитывать, что орган местного самоуправления не вправе отказать в выдаче ГПЗУ. При этом, решение об отказе в выдаче ГПЗУ, действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа, при осуществлении государственной функции по выдаче ГПЗУ, могут быть обжалованы как во внесудебном, так и в судебном порядке.
к Методическим
рекомендациям,
утв. приказом Министерства
регионального развития РФ
от 28 декабря 2010 г. № 802
Методические рекомендации по разработке Региональных подпрограмм развития жилищного строительства для целей коммерческого найма
Настоящие Методические рекомендации разработаны для поддержки трудовой мобильности граждан, развития промышленных кластеров и комплексного развития промышленных территорий, создания более дешевой альтернативы приобретению жилья, инновационного и качественного обновления жилищного фонда, создания социально ориентированной модели обеспечения жильем граждан с доходами среднего и ниже среднего уровней, улучшения жилищных условий разных категорий граждан.
1. Региональную подпрограмму рекомендуется разрабатывать с учетом проведенной на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований оценки потребностей нуждающихся и малообеспеченных семей в улучшении жилищных условий, оценки потребности населения в жилье, предназначенном для целей коммерческого найма и сопоставления результатов оценки с текущими объемами и структурой строительства такого жилья.
2. Региональную подпрограмму рекомендуется разрабатывать с учетом проведенного анализа потребности в кадрах (для существующих и строящихся предприятий) на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, прогнозов социально-экономического развития федерального округа, субъекта Российской Федерации, отдельных муниципальных образований, прогнозируемого изменения численности населения и основных направлений миграционных потоков, а также планов создания новых рабочих мест на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, и при организации промышленных кластеров (особых экономических зон, технопарков и других зон).
3. В Региональной подпрограмме рекомендуется определять следующие целевые показатели: годовой объем ввода жилья, предназначенного для коммерческого найма, обеспеченность населения жильем, предназначенного для целей коммерческого найма, коэффициент доступности такого жилья для населения, средняя стоимость 1 кв. метра жилья для целей коммерческого найма в год.
4. В Региональной подпрограмме рекомендуется предусматривать реализацию на территории субъекта Российской Федерации следующих основных мероприятий:
4.1. Разработка плана, перечня действий и сетевого графика формирования предоставления и освоения земельных участков, преимущественно обеспеченных объектами инженерной инфраструктуры, которые необходимы для строительства жилья для целей коммерческого найма в соответствии с целевыми показателями Региональной подпрограммы, в том числе на основе совместной работы субъектов Российской Федерации с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства по выявлению и вовлечению в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
4.2. Поддержка реализации проектов строительства жилья для целей коммерческого найма экономического класса, направленная на минимизацию стоимости строительства, в том числе:
4.2.1. Возможность создания региональных операторов, выполняющих функции:
- по формированию земельных участков для строительства жилья для целей коммерческого найма и оформлению прав на них;
- по поиску и подбору инвесторов-застройщиков жилья для целей коммерческого найма на конкурсной основе с обеспечением публичности (открытости) условий участия в конкурсе;
- по обеспечению земельных участков, предназначенных для строительства жилья для целей коммерческого найма, необходимыми объектами инженерной инфраструктуры.
4.2.2. Разработка и внедрение типовых решений обеспечения строительства жилья для целей коммерческого найма экономичной и энергоэффективной коммунальной инфраструктурой, в том числе локальной.
4.2.3. Содействие кредитованию застройщиков, осуществляющих реализацию таких проектов (например, в форме субсидирования процентных ставок по кредитам за счет средств региональных или местных бюджетов), предоставление гарантий бюджета субъекта Российской Федерации на период строительства.
4.2.4. Возможность снижения налогов на имущество и на землю.
4.2.5. Проведение информационной кампании по поддержке развития института жилья для целей коммерческого найма с использованием средств массовой информации, изданием брошюр, буклетов, плакатов и других форм наглядной агитации.
4.3. Осуществление мероприятий по предоставлению жилья для целей коммерческого найма отдельным категориям граждан по решению органов власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления.
5. В Региональной подпрограмме рекомендуется указывать прогнозируемое количество квадратных метров площади жилья и прогнозируемое количество жилых помещений с разбивкой по муниципальным образованиям, на территории которых будут реализовываться проекты строительства жилья для целей коммерческого найма.
В рамках Региональной подпрограммы рекомендуется предусматривать механизм ее реализации, включая:
- создание единой системы мониторинга и оценки состояния регионального и муниципальных рынков жилья для целей коммерческого найма;
- анализ потребностей населения в жилье и улучшении жилищных условий с учетом доходов различных групп населения;
- прогнозирование тенденций на рынке жилья для целей коммерческого найма, выявление факторов, влияющих на спрос населения на такое жилье;
- принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по развитию сектора жилья для целей коммерческого найма, в том числе типовых договоров, правил пользования фондом такого жилья;
- механизмы корректировки Региональной подпрограммы в зависимости от результатов мониторинга и оценки ее выполнения, потребностей населения в жилье для целей коммерческого найма, а также прогнозирования тенденций на рынке такого жилья.
6. Рекомендуемые формы по разработке паспорта Региональной подпрограммы и перечня целевых показателей Региональной подпрограммы приведены в приложениях № 1, № 3 к Методическим рекомендациям.
7. Характеристика проблем, на решение которых направлена Региональная подпрограмма.
В данный раздел целесообразно включать анализ причин возникновения проблем. Указанный раздел также может содержать обоснование необходимости решения проблем программно-целевым методом на региональном уровне и анализ различных вариантов решений, а также описание основных рисков реализации Региональной подпрограммы.
8. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации, целевые показатели Региональной подпрограммы.
В данном разделе целесообразно указывать цели и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации, а также приводить обоснование значений целевых показателей Региональной подпрограммы по годам её реализации.
9. Мероприятия Региональной подпрограммы.
В данный раздел целесообразно включать характеристику мероприятий Региональной подпрограммы, в том числе:
- строительство объектов с указанием годовых объемов расходов на реализацию каждого мероприятия с разбивкой по источникам финансирования, а также сведения о мощности и сроках реализации инвестиционных проектов в отношении объектов капитального строительства жилья для целей коммерческого найма;
- других мероприятий Региональной подпрограммы, предусматривающих расходы регионального бюджета, в том числе на условиях софинансирования за счет местных бюджетов и внебюджетных источников;
- правовое обеспечение реализации Региональной подпрограммы;
- мероприятий организационного и информационного обеспечения Региональной подпрограммы.
10. Описание ресурсного обеспечения Региональной подпрограммы.
В данный раздел рекомендуется включать описание общих размеров средств, необходимых для реализации Региональной подпрограммы, по годам реализации.
В разделе рекомендуется также описывать возможности софинансирования Региональной подпрограммы за счет средств местных бюджетов, привлечения средств внебюджетных источников и описание механизмов привлечения этих средств.
11. Управление реализацией Региональной подпрограммы. В данный раздел рекомендуется включать:
- распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия участников реализации Региональной подпрограммы. Текущее управление реализацией Региональной подпрограммы осуществляется государственным заказчиком Региональной программы стимулирования развития жилищного строительства;
- порядок формирования организационно-финансового плана реализации Региональной подпрограммы;
- механизм мониторинга и оценки реализации подпрограммы, процедуры обеспечения публичности (открытости) результатов мониторинга и оценки реализации Региональной подпрограммы;
- механизмы корректировки Региональной подпрограммы, в том числе мероприятий Региональной подпрограммы и их ресурсного обеспечения;
- процедуры обеспечения публичности (открытости) условий участия исполнителей в мероприятиях Региональной подпрограммы, а также информации о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
12. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Региональной подпрограммы.
В данном разделе рекомендуется описывать социальные, экономические результаты и экологические последствия, которые могут возникнуть при реализации подпрограммы, общую оценку вклада Региональной подпрограммы в экономическое развитие субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также оценку эффективности расходования средств субъекта Российской Федерации на реализацию Региональной подпрограммы. Оценка эффективности осуществляется по годам в течение всего срока реализации подпрограммы, а при необходимости и после ее реализации.
В состав Региональной подпрограммы рекомендуется включать приложения, которые содержат:
- табличные или графические материалы по отдельным разделам Региональной подпрограммы;
- перечень целевых показателей Региональной подпрограммы с указанием методики расчета значений таких показателей;
- методику оценки эффективности Региональной подпрограммы.