Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 22 августа 2011 г. № 626
"Об утверждении и введении в действие Положения о функциональной подсистеме государственного экологического контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемое Положение о функциональной подсистеме государственного экологического контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Территориальным органам Росприроднадзора принять Положение о функциональной подсистеме государственного экологического контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к руководству и исполнению.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росприроднадзора Тоцкого К.В.

 

Руководитель

В.В. Кириллов

 

Положение о функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 22 августа 2011 г. № 626)

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и деятельности, состав сил и средств функциональной подсистемы государственного экологического контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема РСЧС).

2. Функциональная подсистема РСЧС объединяет силы и средства Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и подведомственных организаций в целях реализации задач, предусмотренных настоящим Положением.

3. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 12.01.2004, № 2, ст. 121; 06.06.2005, № 23, ст. 2269; 09.10.2006, № 41, ст. 4256; 24.11.2008, № 47, ст. 5481; 23.03.2009, № 12, ст. 1429; 20.07.2009, № 29, ст. 3688; 13.09.2010, № 37, ст. 4675; 20.09.2010, № 38, ст. 4825; 14.02.2011, № 7, ст. 979; 14.02.2011, № 7, ст. 981; 04.04.2011, № 14, ст. 1950), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3347; 2006, № 44, ст. 4596; 2006, № 52, ст. 5597; 2007, № 22, ст. 2647; 2008, № 16, ст. 1707; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 5, ст. 538; № 14, ст. 1656; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4247; № 38, ст. 4835; № 42, ст. 5390; № 47, ст. 6123; 2011, № 14, ст. 1935), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 12.04.1999, № 15, ст. 1824; 18.08.2003, № 33, ст. 3269; 27.12.2004, № 52 (часть II), ст. 5499).

4. Деятельность функциональной подсистемы РСЧС осуществляется в пределах полномочий, предусмотренных Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, положениями о территориальных органах Росприроднадзора, а также настоящим Положением.

5. Функциональная подсистема РСЧС действует на федеральном и региональном уровнях.

6. Основными задачами функциональной подсистемы РСЧС являются:

обеспечение готовности Росприроднадзора, его территориальных органов и подведомственных организаций к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (далее - объекты ФГЭК);

осуществление мероприятий государственного экологического контроля при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭК;

сбор, анализ и обмен информацией о функционировании объектов ФГЭК.

7. Деятельность функциональной подсистемы РСЧС организуется центральным аппаратом Росприроднадзора, его территориальными органами и подведомственными организациями.

8. Общее руководство деятельностью функциональной подсистемы РСЧС осуществляет руководитель Росприроднадзора.

9. В рамках функциональной подсистемы РСЧС действуют координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

10. Координационным органом функциональной подсистемы РСЧС является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Комиссия).

11. Образование, реорганизация и упразднение Комиссии, определение ее компетенции, утверждение председателя и членов Комиссии осуществляется руководителем Росприроднадзора.

Состав Комиссии и Положение о Комиссии утверждены приказом Росприроднадзора от 19.05.2011 № 300 "Об образовании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования".

12. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы РСЧС являются:

на федеральном уровне - центральный аппарат Росприроднадзора;

на региональном уровне - территориальные органы Росприроднадзора.

13. Органами повседневного управления функциональной подсистемы РСЧС являются:

на федеральном уровне - структурные подразделения центрального аппарата Росприроднадзора, наделенные контрольными полномочиями;

на региональном уровне - структурные подразделения территориальных органов Росприроднадзора, наделенные контрольными полномочиями.

14. К силам функциональной подсистемы РСЧС относятся должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов, осуществляющие федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспекторы в области охраны окружающей среды), должностные лица и сотрудники подведомственных организаций.

15. К средствам функциональной подсистемы РСЧС относятся:

системы связи, оповещения и информационного обеспечения, локальные вычислительные сети, средства передачи данных, средства телефонной связи, в том числе средства связи ответственных дежурных Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора, оборудование подведомственных организаций;

документированная информация на бумажных и электронных носителях, включая комплекс нормативных правовых и инструктивно-методических документов, а также электронные базы данных, реестры, кадастры, перечни и справочники.

16. Для обеспечения деятельности функциональной подсистемы РСЧС создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются руководством Росприроднадзора.

17. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭК органы управления и силы функциональной подсистемы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решением руководителя Росприроднадзора для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

18. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы РСЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

прогнозирование чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Росприроднадзора;

контроль обстановки на объектах ФГЭК и прилегающих к ним территориях;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

планирование, разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

планирование действий территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

участие в расследовании причин чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Росприроднадзора и их последствий;

усиление наблюдения и контроль обстановки на объектах ФГЭК, на которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации в сфере деятельности Росприроднадзора,

осуществление прогнозирования вероятного характера и масштабов экологического бедствия;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов, а также подведомственных организаций;

непрерывный сбор, обработка и при необходимости передача заинтересованным органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров экологического ущерба;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование и направление оперативных групп в район возможного бедствия для выявления причин ухудшения обстановки и выработки предложений по ее нормализации;

принятие мер по обеспечению устойчивого функционирования территориальных органов Росприроднадзора, подведомственных организаций в зоне возможной чрезвычайной обстановки;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

организация непрерывного контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

организация работы по обеспечению устойчивого функционирования объектов ФГЭК в зоне чрезвычайной ситуации.