ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р ИСО/МЭК |
Оценка соответствия
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ,
ПРОВОДЯЩИМ СЕРТИФИКАЦИЮ ПЕРСОНАЛА
ISO/IEC 17024:2003
Conformity assessment - General requirements for bodies
operating certification of persons
(IDT)
|
Москва Стандартинформ 2012 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе русской версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 933-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/МЭК 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала» (ISO/IEC 17024:2003 «Conformity assessment - General requirements for bodies operating certification of persons») и дополнен сносками, поясняющими особенности применения отдельных положений стандарта в отечественной практике.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
Настоящий стандарт разработан с целью достижения и распространения признанного во всем мире уровня и состава требований, применяемых организациями, проводящими сертификацию персонала. Такая сертификация является средством, обеспечивающим уверенность в том, что сертифицированные лица соответствуют установленным требованиям в соответствии с выбранной схемой сертификации1). Доверие к соответствующим схемам сертификации достигается с помощью широкого распространения процесса оценивания, последующего наблюдения и периодической проверки компетентности сертифицированных лиц.
1) В Российской Федерации такая сертификация проводится в рамках систем добровольной сертификации.
Однако необходимо различать ситуации, когда сертификация персонала обоснована, и ситуации, когда более приемлемыми являются другие формы определения квалификации. Разработка новых схем сертификации персонала в ответ на быстро растущее количество технических нововведений и специализаций персонала может компенсировать разницу в образовании и обучении и таким образом способствовать формированию международного рынка труда. Альтернатива сертификации может появиться в том случае, когда речь идет об общественных услугах и функциях, выполняемых государственными организациями.
По контрасту с другими типами органов по оценке соответствия, например органами по регистрации/сертификации системы менеджмента, одной из характерных функций органа по сертификации персонала является проведение экзамена с использованием объективных критериев компетентности и зачета баллов. Хотя признано, что такие экзамены при хорошем планировании и организации со стороны органа по сертификации могут сослужить хорошую службу в обеспечении беспристрастности операций и снижении риска конфликта интересов, в этот стандарт включены и альтернативные требования.
В любом случае этот стандарт следует сделать основой для признания органов по сертификации и принятых ими схем сертификации, чтобы содействовать признанию результатов сертификации на национальном и международном уровнях. Только гармонизация системы разработки и ведения схем сертификации персонала может создать условия для взаимного признания и формирования глобального рынка труда.
Этот стандарт устанавливает требования, которые обеспечивают последовательную, сопоставимую и надежную работу органов по сертификации, использующих схемы сертификации персонала. Требования стандарта должны рассматриваться как общие требования к органам по сертификации, использующим схемы сертификации лиц, которые можно дополнять в ответ на вновь возникающие потребности рынка (то есть профессиональное усовершенствование) или на специальные государственные требования, касающиеся защиты населения.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оценка соответствия
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ,
ПРОВОДЯЩИМ СЕРТИФИКАЦИЮ ПЕРСОНАЛА
Conformity assessment. General requirements for bodies operating certification of persons
Дата введения - 2012-07-01
Настоящий стандарт устанавливает требования к органу по сертификации персонала в соответствии со специальными требованиями, включающими в себя разработку и ведение схем сертификации персонала.
Примечание - В некоторых странах органы, которые проверяют соответствие компетентности лиц согласно специальным требованиям, называются «органы по сертификации», в других странах - «органы по регистрации», в третьих - «органы по оценке и регистрации» или «органы по сертификации/регистрации/лицензированию», а в некоторых - просто «регистраторы». В настоящем стандарте используется термин «орган по сертификации». Однако использование только этого термина не является обязательным1).
1) В Российской Федерации сертификация персонала осуществляется органами по сертификации персонала.
Следующие ниже ссылочные документы необходимы для применения этого документа. Для датированных ссылок применимо только приведенное издание. Для недатированных ссылок применимо самое последнее издание ссылочного документа (включая все изменения).
Руководство ИСО/МЭК 2:1996 Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь (ISO/IEC 2:1996 Standardization and related activities - General vocabulary)
ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Общие положения и словарь (ISO 9000:2000 Quality management systems. Fundamentals and vocabulary)
В настоящем стандарте используются термины и определения, приведенные в Руководстве ИСО/МЭК 2, ИСО 9000, и нижеследующие термины и определения:
3.1 апелляция (appeal): Требование заявителя, кандидата или сертифицированного лица о пересмотре любого неблагоприятного решения, вынесенного органом по сертификации, по поводу его желаемого статуса сертификации.
3.2 кандидат (candidate): Заявитель, который выполнил все установленные предварительные действия, позволяющие ему участвовать в процессе сертификации.
3.3 процесс сертификации (certification process): Всякая деятельность, при помощи которой орган по сертификации устанавливает, что данное лицо отвечает заданным требованиям к компетентности, включая заявку, оценивание, решение по сертификации, контроль и повторную сертификацию, использование сертификатов и логотипов/знаков.
3.4 схема сертификации (certification scheme): Специальные доказательства, применяемые в сертификации, связанные со специальными категориями лиц, к которым применимы одинаковые конкретные стандарты и правила и одинаковые процедуры.
3.5 система сертификации (certification system): Комплекс процедур и ресурсов для выполнения процесса сертификации по одной схеме, ведущий к выдаче сертификата компетентности, включая ведение системы.
3.6 компетентность (competence): Продемонстрированная способность применять знания и/или навыки, что уместно, личные качества, определенные в схеме сертификации.
3.7 жалоба (complaint): Просьба об оценке соответствия, кроме апелляции, от организации или отдельного лица органу по сертификации выполнить корректирующее действие, относящееся к деятельности этого органа или любого его клиента.
3.8 оценивание (evaluation): Процесс, с помощью которого оценивается выполнение лицом требований схемы и который ведет к решению по сертификации.
3.9 экзамен (examination): Механизм, являющийся частью оценивания, который измеряет компетентность кандидата одним или несколькими способами, например письменным, устным, практикой или наблюдением.
3.10 экзаменатор (examiner): Лицо, обладающее необходимой технической квалификацией и соответствующими личными качествами, компетентное проводить экзамен и/или засчитывать очки.
3.11 квалификация (qualification): Демонстрация личных качеств, образования, подготовки и/или опыта работы.
4.1.1 Политика и процедуры органа по сертификации должны быть привязаны к критериям сертификации, справедливы и одинаковы для всех кандидатов, а также соответствовать всем применяемым правилам и установленным требованиям. Орган по сертификации не должен использовать процедуры, задерживающие или запрещающие доступ заявителям и кандидатам, кроме случаев, оговоренных в этом стандарте.
4.1.2 Орган по сертификации должен определить политику и процедуры установления, ведения, возобновления, расширения и сокращения заявленной области сертификации, а также приостановки или отмены сертификации.
4.1.3 Орган по сертификации должен ограничить свои требования, оценивание и решения по сертификации теми вопросами, которые определены областью деятельности по сертификации.
4.2.1 Орган по сертификации должен быть таким образом организован, чтобы заинтересованные стороны были уверены в его компетентности, беспристрастности и объективности. В частности, орган по сертификации должен:
а) быть независимым и беспристрастным в отношении заявителей, кандидатов и сертифицированных лиц, включая свой персонал и его взаимоотношения с клиентами, а также предпринимать все необходимые меры по обеспечению этических норм в работе;
б) отвечать за свои решения, связанные с установлением, ведением, возобновлением, расширением и сокращением заявленной области желаемой сертификации, а также с приостановкой или отменой действия результатов сертификации;
в) идентифицировать руководство [группу(ы) или лицо(а)], которые должны нести общую ответственность за:
1) оценивание, сертификацию и контроль, установленные настоящим стандартом, применяемые профессиональные стандарты и другие документы;
2) изложение политики, относящейся к работе органа по сертификации, с учетом деятельности по сертификации персонала;
3) решения по сертификации;
4) реализацию политики и процедур;
5) финансы органа по сертификации;
6) делегирование полномочий выполнения некоторых видов деятельности от его имени другим организациям или отдельным лицам;
г) иметь документы, учреждающие его как юридическое лицо или часть юридического лица.
4.2.2 Орган по сертификации должен иметь документированную структуру, обеспечивающую объективность, включая положения по обеспечению беспристрастности органа по сертификации в своей деятельности. Эта структура должна способствовать участию всех заинтересованных сторон в разработке политики и принципов, касающихся содержания и функционирования системы сертификации, без доминирования чьего бы то ни было частного интереса.
4.2.3 Орган по сертификации должен назначить ответственного (подразделение или должностное лицо) за схемы сертификации, который будет отвечать за разработку и ведение схемы сертификации для каждого типа рассматриваемой сертификации. Ответственный за схемы должен справедливо и равно представлять интересы всех заинтересованных сторон без доминирования какого-либо частного интереса. Если схема разрабатывается организацией, не являющейся органом по сертификации, то разработчик схемы должен придерживаться тех же принципов.
4.2.4 Орган по сертификации должен:
- иметь финансовые ресурсы, необходимые для своего функционирования и покрытия связанных с этим обязательств;
- иметь политику и процедуры для отличия сертификации персонала от любой другой деятельности;
- гарантировать, что деятельность организаций, привлеченных для выполнения отдельных работ по сертификации, не нарушает конфиденциальности и беспристрастности проводимой сертификации.
4.2.6 Орган по сертификации должен определить политику и процедуры (то есть правила поведения) по разрешению апелляций и жалоб, полученных от заявителей, кандидатов, сертифицированных лиц и их работодателей, а также других сторон по поводу процесса и критериев сертификации, политики и процедур, касающихся сертифицированных лиц. Эти процедуры и политика должны гарантировать независимое и беспристрастное разрешение апелляций и жалоб.
4.2.7 Орган по сертификации должен нанять или привлечь к работе по контракту достаточное количество специалистов с необходимым образованием, обучением, техническими знаниями и опытом, чтобы выполнять сертификационные функции, связанные с типом, диапазоном и объемом проводимых работ под ответственным руководством.
4.3.1 Орган по сертификации должен определить методы и механизмы для использования при оценивании компетентности кандидатов и установить соответствующие политику и процедуры для первоначальной разработки и постоянного ведения этих методов и механизмов.
Примечание - В приложении А содержатся рекомендации по разработке и ведению схемы сертификации.
4.3.2 Орган по сертификации должен определить процесс разработки и ведения схем сертификации, который будет содержать анализ и оценку схемы ответственным за схемы.
4.3.3 Руководство органа по сертификации должно, если необходимо, известить ответственного за схемы о любых изменениях в правилах сертификации. Орган по сертификации должен принять во внимание мнение ответственного за схемы до того, как принять решение относительно точной формы и даты введения изменения в силу. После принятия решения и публикации измененных требований орган по сертификации должен, если уместно, информировать заинтересованные стороны и сертифицированных лиц. Орган по сертификации должен проверить, отвечает ли каждое сертифицированное лицо измененным требованиям в течение такого периода времени, которое будет сочтено целесообразным для органа по сертификации при консультации с ответственным за схемы.
4.3.4 Критерии, по которым оценивается компетентность персонала, должны быть установлены органом по сертификации согласно настоящему стандарту и другим соответствующим документам. Если потребуется объяснение по поводу применения этих документов в конкретной схеме сертификации, оно должно быть подготовлено специалистами, согласовано с ответственным за схемы и опубликовано органом по сертификации.
4.3.5 Сертификация не должна сужаться на основании недостаточного финансирования или других ограничивающих условий, например членства в какой-либо ассоциации или группе. Успешное окончание утвержденного курса обучения может быть требованием схемы сертификации, но признание или одобрение каких-либо конкретных курсов обучения органом по сертификации не должно компрометировать беспристрастность или снижать требования к оцениванию и сертификации.
4.3.6 Орган по сертификации должен оценить методы проведения экзаменов для кандидатов. Экзамены должны быть справедливыми, содержательными и надежными. Необходимо определить соответствующие методологию и процедуры (например, сбора и обработки статистических данных), чтобы подтверждать не менее одного раза в год справедливость, содержательность и надежность, и общую результативность каждого экзамена и исправлять все обнаруженные недостатки.
4.4.1 Орган по сертификации должен иметь документированную систему менеджмента, которая включает в себя все требования этого стандарта и обеспечивает эффективное применение этих требований.
Примечание - Методом, удовлетворяющим этому требованию, будет документированная система менеджмента качества, основанная на стандарте ISO 9001, где устанавливаются требования.
4.4.2 Орган по сертификации должен гарантировать, что:
- система менеджмента разрабатывается, внедряется и ведется согласно этому международному стандарту;
- его система менеджмента понята и реализуется на всех уровнях организации.
4.4.3 Орган по сертификации должен иметь установленную системой управления документацию, проводить внутренний аудит и анализ со стороны руководства, включая положения по постоянному улучшению, корректирующим и предупреждающим действиям.
4.5.1 Если орган по сертификации решит передать какую-либо работу, связанную с сертификацией (например, экзамены), в субподряд внешнему органу или лицу, надлежит составить должным образом документированный договор, охватывающий все вопросы, в том числе конфиденциальность и предотвращение конфликта интересов. Решение по сертификации субподряду не подлежит.
4.5.2 Орган по сертификации должен:
- взять на себя полную ответственность за субподрядную работу и нести ответственность за установление, ведение, возобновление, расширение и сокращение области сертификации и за ее приостановку или отмену действия результатов сертификации;
- гарантировать, что субподрядчик компетентен и соответствует применяемым положениям настоящего стандарта, и что он прямо или косвенно через работодателя не вовлечен в процесс обучения или проведение сертификации лиц таким способом, который может нарушить конфиденциальность и беспристрастность;
- вести перечень своих субподрядчиков, оценивать и контролировать их деятельность согласно документированным процедурам.
4.6.1 Орган по сертификации должен вести систему записей, соответствующую его конкретным обстоятельствам и отвечающую правилам, включая возможность подтверждения статуса сертифицированного лица. Записи должны демонстрировать, что процесс сертификации выполняется эффективно, особенно в отношении форм заявок, протоколов оценки, деятельности по контролю и других документов, касающихся установления, ведения, возобновления, расширения и сокращения области сертификации, а также приостановления или отмены действия результатов сертификации.
4.6.2 Записи должны идентифицироваться, контролироваться и располагаться таким образом, чтобы обеспечивалась целостность процесса и конфиденциальность информации. Записи должны храниться так долго, как это необходимо для демонстрации доверительности в отношении сертификации хотя бы в течение одного полного ее цикла или сколько того требуют договоренности о признании, контрактные, юридические или другие обязательства.
Орган по сертификации должен в соответствии с действующим законодательством сохранять конфиденциальность всей информации, получаемой в процессе его деятельности. Эти обязательства распространяются на всех отдельных лиц, сотрудничающих с органом по сертификации, включая членов комитета, и на внешних лиц и внешние органы, которые действуют от его имени. Такая информация не должна раскрываться не имеющим к ней доступа сторонам без письменного согласия организации или лица, от которого она получена, за исключением тех случаев, когда раскрытие информации требуется на основании действующего законодательства. В случае, если в соответствии с действующим законодательством требуется предоставление информации, эта организация или лицо должны быть уведомлены заранее о том, какую информацию необходимо предоставить.
Все экзамены и тому подобная деятельность должны вестись органом по сертификации или его субподрядчиками в условиях, необходимых для обеспечения конфиденциальности в течение всего срока их действия.
5.1.1 Процесс сертификации должен определить требования к компетентности служащих органа по сертификации или работникам по контракту, которые занимаются сертификацией.
5.1.2 Орган по сертификации должен потребовать от служащих или работников по контракту подписать документ, по которому они обязуются выполнять правила, установленные органом по сертификации, включая правила, связанные с конфиденциальностью и независимостью от коммерческих и других интересов, а также от прежней и/или настоящей связи с экзаменуемыми лицами, которая может привести к предвзятости.
5.1.3 Служащие и работники по контракту должны быть ознакомлены и иметь доступ к четким документированным инструкциям, описывающим их обязанности и ответственность. Такие инструкции должны постоянно актуализироваться. Весь персонал, занимающийся каким-либо аспектом сертификационной деятельности, должен иметь соответствующее образование, опыт и технические навыки, удовлетворяющие установленным критериям компетентности для определенных работ. Они должны быть подготовлены к своим обязанностям и проинформированы о значении проводимых работ по сертификации.
5.1.4 Орган по сертификации должен установить и вести текущую документацию по квалификации каждого отдельного лица. Информация должна быть доступна служащим или работникам по контракту, которых она касается, и должна включать в себя следующее:
- имя и адрес;
- наименование организации и занимаемую должность;
- образование и профессиональный статус;
- опыт и подготовку в данной области;
- конкретные обязанности и обязательства в органе по сертификации;
- оценки рабочих характеристик;
- дату самого последнего изменения записей.
5.2.1 Процесс выбора экзаменаторов должен гарантировать, что экзаменаторы, частично или полностью проводящие экзамены, должны, по меньшей мере:
- знать соответствующую схему сертификации;
- обладать глубокими знаниями соответствующих экзаменационных методов и документов;
- быть компетентными в проверяемой области деятельности;
- свободно владеть письменным и устным языком, на котором проводится экзамен;
- не зависеть от каких-либо интересов, чтобы принимать беспристрастные экзаменационные решения (оценки).
5.2.2 Если экзаменатор может стать потенциальным участником конфликта интересов на экзамене кандидата, орган по сертификации должен принять меры, обеспечивающие сохранение конфиденциальности и беспристрастности (см. 4.2.5). Эти меры должны быть документированы.
6.1.1 Орган по сертификации должен по требованию предоставить текущее подробное описание процесса сертификации, пригодного для каждой схемы (включая оплату), и документы, содержащие
требования к сертификации, права заявителя и обязанности сертифицированного лица, куда входят правила поведения, если это необходимо (см. 6.6.2).
6.1.2 Орган по сертификации должен потребовать заполнения заявки, подписанной заявителем на сертификацию, включающей в себя:
- описание области сертификации;
- заявление о том, что лицо согласно отвечать требованиям к сертификации и предоставить любую информацию, необходимую для оценивания;
- присвоенную квалификацию, подтверждаемую соответствующими доказательствами, и
- общую информацию о заявителе, например имя, адрес и другую информацию, требуемую для идентификации лица.
6.2.1 Орган по сертификации должен изучить заявку с целью подтверждения того, что он:
- имеет возможности для работы по требуемой схеме сертификации;
- информирован об особых потребностях заявителя, например в части языка и/или физических недостатков может в разумных пределах учесть их, и
- что заявитель имеет соответствующие образование, опыт и подготовку, указанные в данной схеме.
6.2.2 Орган по сертификации должен проверить компетентность на основе требований схемы письменно, устно, на практике, с помощью наблюдения или другим способом.
6.2.3 Экзамены должны планироваться и организовываться так, чтобы все установленные требования проверялись объективно и систематически при наличии документированных доказательств, необходимых для подтверждения компетентности кандидата.
6.2.4 Орган по сертификации должен принять процедуры по отчетности, обеспечивающие документирование проведения и результатов оценивания подходящим и всеобъемлющим способом, включая проведение и результаты экзаменов.
6.3.1 Решение по сертификации кандидата должно быть принято только органом по сертификации на основе информации, собранной в процессе сертификации. Те, кто принимает решение по сертификации, не должны участвовать в экзаменах или обучении кандидата.
6.3.2 Орган по сертификации должен выдать сертификат всем сертифицированным лицам. Единственным владельцем сертификатов является орган по сертификации.
Сертификат может иметь форму письма, карточки или может быть на любом другом носителе, подписанном руководителем (ответственным лицом) органа по сертификации.
6.3.3 Сертификаты должны содержать, как минимум, следующую информацию:
- имя сертифицированного лица и уникальный номер сертификата;
- название органа по сертификации;
- ссылку на соответствующий профессиональный стандарт или другие документы, на соответствие которым проведена сертификация;
- область сертификации, включая условия и ограничения срока действия;
- дату вступления сертификата в силу и дату истечения этого срока действия.
6.4.1 Орган по сертификации должен установить контроль за соответствием держателя сертификата требованиям, на соответствие которым он был сертифицирован.
6.4.2 Орган по сертификации должен установить процедуры и определить условия проведения сертификации согласно схеме сертификации. Эти условия, включающие в себя периодический контроль, должны быть утверждены ответственным за схемы. Условия должны быть адекватны, чтобы гарантировать беспристрастную оценку, подтверждающую постоянную компетентность сертифицированного лица.
6.5.1 Орган по сертификации должен установить требования к повторной сертификации согласно профессиональному стандарту или другим документам, чтобы гарантировать постоянное соответствие сертифицированного лица установленным требованиям.
6.5.2 Орган по сертификации должен установить процедуры и условия проведения сертификации согласно схеме сертификации. Эти условия, включающие в себя периодический контроль, должны быть утверждены ответственным за схему. Условия должны быть адекватны, чтобы гарантировать беспристрастную оценку, подтверждающую постоянную компетентность сертифицированного лица.
6.6.1 Орган по сертификации дает право на применение знака соответствия или логотипа на основании установленных правил их применения и использования.
- соответствовать положениям схемы сертификации;
- делать заявку на сертификацию только относительно той области, на которую выдается сертификат;
- не использовать сертификат таким образом, который может нанести вред репутации органа по сертификации, и не делать относящихся к сертификации заявлений, которые орган по сертификации может счесть вводящими в заблуждение или несанкционированными;
- прекратить использование сертификатов, содержащих ссылку на орган по сертификации или сертификацию после приостановки или отмены действия сертификата, и вернуть все сертификаты, выданные органом по сертификации, и
- не использовать сертификат вводящим в заблуждение способом.
6.6.3 Несоответствующие ссылки на сертификацию или вводящее в заблуждение использование сертификатов и знаков/логотипов в публикациях, каталогах и т. д. должны быть исправлены с помощью корректирующих мер, таких как приостановка или отмена сертификации, публикация нарушения и, если уместно, дополнительное законное действие.
Разработка и ведение схемы сертификации персонала
А.1 Схемы сертификации персонала следует разрабатывать только в ответ на специальные требования правительства, направленные на обеспечение защиты населения или выявленные потребности и запросы рынка (т. е. достоверность, конфиденциальность и улучшение профессионализма).
А.2 Орган по сертификации или организация, предлагающая схему сертификации, должны рекомендовать заинтересованным сторонам предоставить следующее:
- описание той области, в которой будет сертифицирован персонал;
- описание требований к квалификации/компетентности, требований к оценке и процедурам, включая требования к наблюдению и повторной сертификации;
- степень поддержки схемы заинтересованными сторонами и свидетельство о принятии содержания данной схемы;
- название организации/органа/лица, которые будут отвечать за разработку предложенной схемы.
А.3 Периодически следует проводить анализ работы/практической деятельности (по крайней мере, каждые 5 лет) с целью предоставления или подтверждения следующего:
- описания кандидатов на сертификацию в данной области и объявления цели или предполагаемого результата сертификации;
- перечня важных и критических заданий, выполняемых компетентными лицами, работающими в данной области;
- перечня требований к сертификации, включая обоснование и механизм(ы) оценки каждого требования;
- требований к проведению экзамена, где официальный устный или письменный экзамен составляет часть процесса оценки, включая основные положения содержания, тип(ы) задаваемых вопросов, познавательный уровень(ни) вопросов, число вопросов по каждому предмету, продолжительность экзамена, метод разработки приемочного уровня оценки и метод(ы) маркировки;
- комментарии по поводу того, как предложенная схема сможет достичь прозрачности на рынке.
А.4 Все механизмы должны быть разработаны лицами, которые хорошо знакомы с сертификацией и соответствующим вопросом и имеют навыки разработки таких механизмов.
А.5 Все экзамены должны соответствовать требованиям к экзаменам, гарантировать единое применение и быть объективными.
А.6 Орган по сертификации должен определить меры для ротации экзаменаторов или пересмотра экзамена с целью сохранения объективности и конфиденциальности.
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного |
Степень |
Обозначение и наименование соответствующего |
Руководство ИСО/МЭК 2:1996 |
- |
* |
ИСО 9000:2000 |
IDT |
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: IDT - идентичные стандарты. |
[1] ISO 9001:2000, Quality management systems. Requirements (ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования)*
[2] ISO 9004:2000, Quality management systems. Guidelines for performance improvements (ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности)*
[3] ISO 19011:2002, Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing (ИСО 19011:2002 Руководящие указания по качеству и/или аудитам систем экологического менеджмента)*
* Официальный перевод этого стандарта находится в Федеральном информационном фонде.
Ключевые слова: оценка соответствия, сертификация, орган по сертификации, персонал, знак соответствия