ФТС ЖТ ЦТ 063-2000

ТРЕБОВАНИЯ ПО СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Технический регламент

Локомотивы, вагоны и моторвагонный
подвижной состав

Колесные пары

Требования по сертификации

Москва

(Измененная редакция, Изм.)

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Э.С. Оганьян, к.т.н.; В.И. Грек, к.т.н.; Э.Н. Никольская, к.т.н.; В.А. Пузанов, к.т.н.; Ю.Н. Соколов, к.т.н.; СП. Авдеев; А.А. Рыбалов, к.т.н.; В.Л. Кидалинский, к.т.н.

ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом локомотивного хозяйства МПС России.

2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от«18» 06 2001 г. № М-1106у

3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

Настоящие Требования не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения МПС России

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 2

2 Основные положения. 2

3 Нормы безопасности. 2

Приложение А Конечные усилия запрессовки при формировании колесной пары прессовым методом.. 10

Приложение В (рекомендуемое) Оценка формы диаграммы запрессовки. 10

Приложение Г (обязательное) Проверка на сдвиг контрольной осевой нагрузки. 11

ТРЕБОВАНИЯ ПО СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Локомотивы, вагоны и моторвагонный подвижной состав

Колесные пары

Требования по сертификации

Дата введения 2001-06-25

1 Область применения

Настоящие Нормы распространяются на колесные пары локомотивов, вагонов и моторвагонного подвижного состава (МВПС) и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

(Новая редакция, Изм.)

2 Основные положения

Нормы безопасности колесных пар локомотивов и моторных колесных пар МВПС, эксплуатирующихся со скоростями до 200 км/ч, приведены в таблице 1.

Нормы безопасности колесных пар вагонов и немоторных колесных пар МВПС, эксплуатирующихся со скоростями до 200 км/ч, приведены в таблице 2.

Нормы безопасности колесных пар локомотивов, вагонов и моторвагонного подвижного состава, эксплуатирующихся со скоростями свыше 200 км/ч, приведены в таблице 3.

Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблицах 1 - 3, приведены в таблице 4.

(Новая редакция, Изм.)

3 Нормы безопасности

Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблицах 1, 2 и 3 приведены в таблице 4.

(Новая редакция, Изм.)

Нормы безопасности локомотивных колесных пар в сборе и моторных колесных пар в сборе для МВПС, эксплуатирующихся со скоростями не более 200 км/ч

Таблица 1

Наименование сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю

Нормативное значение сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя

Регламентирующий

способ подтверждения соответствия

1

2

3

4

5

1. Прессовый способ формирования элементов колесной пары

1.1. Конечные усилия запрессовки на каждые 100 мм диаметра посадочной поверхности, кН (тс)

ГОСТ 11018

Приложение А

ГОСТ 11018 (п. 7.3.10)

Экспертиза технической документации

1.2. Форма диаграммы запрессовки.

ГОСТ 11018

Приложение Б

ГОСТ 11018 (п. 7.3.10)

Экспертиза технической документации

2. Контрольная осевая нагрузка при проверке на сдвиг при тепловом способе формирования элементов колесной пары

ГОСТ 11018

Приложение В

ГОСТ 11018 (п. 7.6.4)

Экспертиза технической документации

3. Номинальные базовые размеры и допуски

3.1. Допуск на расстояние между внутренними гранями бандажей (ободьев цельных колес) для конструкционной скорости Vк, км/ч, мм1):

Vк £ 120

ГОСТ 11018

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

120 < Vк £ 200

Устанавливается настоящими Нормами

± 1

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

3 2. Ширина бандажа (обода), мм:

для колесных пар локомотивов

ГОСТ 11018 (п. 4.4.2)

ГОСТ 11018 (п. 7 3.2)

Измерение

для моторных колесных пар МВПС

ГОСТ 11018 (п. 4.4.2)

ГОСТ 11018 (п 7.3.2)

Измерение

3.3. Допуск радиального биения круга катания относительно центров оси для конструкционной скорости Vк, км/ч, мм:

Vк £ 120

ГОСТ 11018 (п. 4.4.4)

0,5

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

120 < Vк £ 200

ГОСТ 11018 (п. 4.4.4)

0,3

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

3.4 Допуск торцевого биения внутренних торцев бандажей (ободьев) колес относительно центров оси для конструкционной скорости Vк, км/ч, мм:

Vк £ 120

ГОСТ 11018 (п. 4.4.6)

1,0

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

120 < Vк £ 160

ГOCT 11018 (п. 4.4.6)

0,8

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

160 < Vк £ 200

ГОСТ 11018 (п. 4.4.6)

0,5

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

3.5. Разность расстояний от внутренних торцев бандажей (ободьев) колес до торцев предподступичных частей оси, мм, не более

ГОСТ 11018 (п. 4.4.9)

2,0

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

3.6 Разность диаметров по кругу катания полностью обработанных колес, мм, не более

ГОСТ 11018 (п. 4.4.3)

0,5

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

4. Качество поверхности

параметр шероховатости поверхностей катания и гребней колес, Ra, мкм, не более

ГОСТ 11018 (п. 4 4.7)

10

ГОСТ 11018 (п. 7.3.1)

Измерение

параметр шероховатости внутренних торцев бандажей (ободьев) колес, Rа, мкм, не более

ГОСТ 11018 (п. 4.4.7)

20

ГОСТ 11018 (п. 7.3.1)

Измерение

рассредоточенные черновики на внутренних торцах бандажей (ободьев) колес, не выходящие на радиус сопряжения с гребнем колеса:

глубиной, мм, не более

ГОСТ 11018

1,0

ГОСТ 11018 (п. 7.3.1)

Измерение

суммарная площадь черновин, см2, не более

ГОСТ 11018

50

ГОСТ 11018 (п. 7.3.1)

Измерение

5. Значение остаточного статического дисбаланса для КП с неподвижно закрепленным зубчатым колесом (зубчатыми колесами) с конструкционной скоростью Vк, км/ч, кг×см, не более:

для локомотивов (100 < Vк £ 120)

ГОСТ 11018

25

ГОСТ 11018 (п. 7.3.8)

Измерение

для МВПС (Vк до 130)

ГОСТ 11018

25

ГОСТ 11018 (п. 7.3.8)

Измерение

6. Значение остаточного динамического дисбаланса для КП с неподвижно закрепленным зубчатым колесом в плоскости каждого колеса с конструкционной скоростью Vк, км/ч, кг×см, не более:

для локомотивов:

120 < Vк £ 160

ГОСТ 11018

12,5

ГОСТ 11018 (п. 7.3.8)

Измерение

160 < Vк £ 200

ГОСТ 11018

7,5

ГОСТ 11018 (п. 7.3.8)

Измерение

для МВПС:

130 < Vк £ 160

ГОСТ 11018

25

ГОСТ 11018 (п. 7.3.8)

Измерение

160 <Vк £ 200

ГОСТ 11018

7,5

ГОСТ 11018 (п. 7.3.8)

Измерение

7. Коэффициент запаса сопротивления усталости оси, не менее:2)

для буксовой шейки и предподступичной части

ОСТ 32.93

2,0

ОСТ 32.168

Экспертиза технической документации

для подступичной части

ОСТ 32.93

1,3

ОСТ 32.168

Экспертиза технической документации

для заподступичной и средней части

ОСТ 32.93

1,2

ОСТ 32.168

Экспертиза технической документации

8. Коэффициент запаса сопротивления усталости колеса (цельного или составного), не менее2)

ОСТ 32.168

1,3

ОСТ 32.168

Экспертиза технической документации

Примечания:

1) Номинальные размеры: для колеи 1520 мм - 1440 мм;

для колея 1435 мм - 1355 мм.

2) Для колесных пар, техническое задание на которые утверждено после введения в действие настоящих изменений

(Измененная редакция. Изм. № 1)

(Новая редакция, Изм.)

Нормы безопасности вагонных колесных пар в сборе и немоторных колесных пар в сборе для МВПС, эксплуатирующихся со скоростями не более 200 км/ч

Таблица 2

Наименование сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю

Нормативное значение сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя

Регламентирующий способ подтверждения соответствия

1

2

3

4

5

1. Прессовый способ формирования элементов колесной пары

1.1. Конечные усилия запрессовки на каждые 100 мм диаметра посадочной поверхности, кН (тс)

ГОСТ 4835 (п. 4.9)

Приложение А

ГОСТ 4835 (п. 8.9)

Экспертиза технической документации

1.2. Форма диаграммы запрессовки.

Устанавливается настоящими Нормами

Приложение Б

Экспертиза технической документации.

2. Контрольная осевая нагрузка при проверке на сдвиг при тепловом способе формирования элементов колесной пары

Устанавливается настоящими Нормами

Приложение 3

Экспертиза технической документации

3. Номинальные базовые размеры и допуски

3.1. Допуск на расстояние между внутренними гранями ободьев колес для конструкционной скорости Vк, км/ч, мм1):

Vк £ 160

ГОСТ 4835

+2

-1

ГОСТ 4835 (п. 8.1)

Измерение

160 < Vк £ 200

Устанавливается настоящими Нормами

± 1

ГОСТ 4835 (п. 8.1)

Измерение

3.2. Допуск радиального биения круга катания относительно центров оси для конструкционной скорости Vк, км/ч, мм:

Vк £ 160

ГОСТ 4835

1

ГOCT 4835 (п. 8.4)

Измерение

160 < Vк £ 200

Устанавливается настоящими Нормами

0,3

ГОСТ 4835 (п. 8.4)

Измерение

3.3. Допуск торцевого биения внутренних торцев ободьев колес относительно центров оси для конструкционной скорости Vк, км/ч, мм:

160 < Vк £ 200

Устанавливается настоящими Нормами

0,5

Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории)

Измерение

3.4. Разность расстояний от внутренних торцев ободьев колес до торцев предподступичных частей оси для конструкционной скорости Vк, км/ч, мм, не более:

Vк £ 160

ГОСТ 4835

3,0

ГОСТ 4835 (п. 8.3)

Измерение

160 < Vк £ 200

Устанавливается настоящими Нормами

2,0

ГОСТ 4835 (п. 8.3)

Измерение

3.5. Разность диаметров по кругу катания полностью обработанных колес для конструкционной скорости Vк в км/ч, мм, не более:

Vк £ 160

ГОСТ 4835

1,0

ГОСТ 4835 (п. 8.3)

Измерение

160 < Vк £ 200

Устанавливается настоящими Нормами

0,5

ГОСТ 4835 (п. 8.3)

Измерение

4. Динамическая балансировка. Значение остаточного динамического дисбаланса КП с конструкционной скоростью Vк, км/ч, кг×см, не более:

140 < Vк £ 160

Устанавливается настоящими Нормами

60

ГОСТ 4835 (п. 8.12)

Измерение

160 < Vк £ 200

Устанавливается настоящими Нормами

12,5

ГОСТ 4835 (п. 8.12)

Измерение

5. Коэффициент запаса сопротивления усталости оси, не менее:2), 3)

для буксовой шейки и предподступичной части

Устанавливается настоящими Нормами

2,0

Экспертиза технической документации

для подступичной части

Устанавливается настоящими Нормами

1,3

Экспертиза технической документации

для заподступичной и средней части

Устанавливается настоящими Нормами

1,2

Экспертиза технической документации

6 Коэффициент запаса сопротивления усталости колеса, не менее2), 3)

Устанавливается настоящими Нормами

1,3

Экспертиза технической документации

Примечания:

1) Номинальный размер: для колеи 1520 мм - 1440 мм;

для колеи 1435 мм - 1355 мм.

2) Кроме осей и колес, приведенных в таблице 1 ГОСТ 4835

3) Для колесных пар, техническое задание на которые утверждено после введения в действие настоящих изменений

(Новая редакция, Изм.)

Нормы безопасности колесных пар в сборе, эксплуатирующихся со скоростями свыше 200 км/ч

Таблица 3

Наименование сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю

Нормативное значение сертификационного показателя

Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя

Регламентирующий способ подтверждения соответствия

1

2

3

4

5

1. Прессовый способ формирования элементов колесной пары

1.1. Конечные усилия запрессовки на диаметре d (мм), кН

Устанавливается настоящими Нормами

3,4×d - 5,8×d1)

ГОСТ 11018 (п. 7.3.10)

Экспертиза технической документации

1.2. Форма диаграммы запрессовки

Устанавливается настоящими Нормами

Приложение Б

ГОСТ 11018 (п. 7.3.10)

Экспертиза технической документации.

2. Контрольная осевая нагрузка при проверке на сдвиг при тепловом способе формирования элементов колесной пары для номинального диаметра d (мм), кН

Устанавливается настоящими Нормами

4×d - 5,8×d

ГОСТ 11018 (п. 7.6.4)

Экспертиза технической документации

3. Номинальные базовые размеры и допуски

3.1. Допуск на расстояние между внутренними гранями ободьев колес, мм2)

Устанавливается настоящими Нормами

± 1

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

3.2. Допуск на ширину обода, мм

Устанавливается настоящими Нормами

+1

-1

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

3.3. Допуск радиального биения круга катания относительно центров оси, мм

Устанавливается настоящими Нормами

0,3

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

3.4. Допуск торцевого биения внутренних торцев ободьев колес относительно центров оси, мм

Устанавливается настоящими Нормами

0,3

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

3.5. Разность расстояний от внутренних торцев ободьев колес до торцев предподступичных частей оси, мм, не более

Устанавливается настоящими Нормами

1,0

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

3.6. Разность диаметров по кругу катания полностью обработанных колес, мм, не более

Устанавливается настоящими Нормами

0,3

ГОСТ 11018 (п. 7.3.2)

Измерение

4. Шероховатость поверхностей катания, гребней и внутренних торцев ободьев колес, Ra, мкм, не более

Устанавливается настоящими Нормами

6,3

ГОСТ 11018 (п. 7.3.1)

Измерение

5. Значение остаточного динамического дисбаланса КП, кг×см, не более

Устанавливается настоящими Нормами

5,0

ГОСТ 11018 (п. 7.3.8)

Измерение

б. Коэффициент запаса сопротивления усталости оси, не менее3):

для буксовой шейки и предподступичной части

Устанавливается настоящими Нормами

2,0

Экспертиза технической документации

для подступичной части

Устанавливается настоящими Нормами

1,3

Экспертиза технической документации

для заподступичной и средней части

Устанавливается настоящими Нормами

1,2

Экспертиза технической документации

7. Коэффициент запаса сопротивления усталости колеса, не менее3)

Устанавливается настоящими Нормами

1,3

Экспертиза технической документации

Примечания:

1) Диапазон значений уточняется при согласовании конструкторской документации, длина сопряжения от 0,8×d до 1,1×d;

2) Номинальный размер для колеи 1520 мм - 1440 мм; для колеи 1435 мм - 1355 мм;

3) Для колесных пар, техническое задание на которые утверждено после введения в действие настоящих изменений

(Введена дополнительно, Изм.)

Перечень нормативных документов

Таблица 4

Обозначение нормативного документа

Наименование нормативного документа

Кем утвержден и год издания

ОСТ 32.93-97

Тяговый подвижной состав. Оси колесных пар. Методика расчета на прочность

МПС России 1998

ОСТ 32.168-2000

Колеса с дисковыми центрами тягового подвижного состава. Расчеты и испытания на прочность. Методические указания

МПС России 2000

ГОСТ 11018-2000

Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия

МГССМС 2001

ГОСТ 4835-2006

Колесные пары для вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

МГССМС 2006

(Введена дополнительно, Изм.)

Приложение А

Конечные усилия запрессовки при формировании колесной пары прессовым методом

Составная часть колесной пары

Конечное усилие запрессовки на каждые 100 мм диаметра посадочной поверхности, кН (тс)

колесо (цельное или составное)

колесный центр

ось

1

2

3

4

Ось локомотива

441 - 636 (45 - 65)

392 - 588 (40 - 60)

-

Ось МВПС

392 - 568 (40 - 58)

343 - 491 (35 - 50)

-

Ось вагона

383 - 5691) (39 - 58)

-

-

421 - 5692) (43 - 58)

-

-

Зубчатое колесо

-

147 - 2453) (15 - 25)

196 - 432 (20 - 44)

Примечания:

1) При шероховатости поверхности отверстия ступицы колеса Rz £ 20 мкм

2) При шероховатости поверхности отверстия ступицы колеса Rz £ 30 мкм

3) При запрессовке на удлиненную ступицу колесного центра

(Новая редакция, Изм.)

Приложение Б (Исключено, Изм.)

Приложение В
(рекомендуемое)

Оценка формы диаграммы запрессовки

(Измененная редакция, Изм.)

Диаграмма запрессовки в соответствии с ЦТ/329 должна отвечать следующим требованиям:

- погрешность хода диаграммы - не более 2,5 %;

- толщина линии записи - не более 0,6 мм;

- ширина диаграммной ленты - не менее 100 мм;

- масштаб записи по длине - не менее 1:2;

- масштаб записи по высоте 1 мм должен соответствовать усилию - не более 25 (2,5) кН (тс).

Класс точности самопишущего прибора в соответствии с ЦТ/329 - не ниже 1,5 %.

Нормальная индикаторная диаграмма по всей длине с начала до конца запрессовки должна иметь форму плавной нарастающей, несколько выпуклой вверх, кривой. Длина диаграммы должна быть не менее 85 % ее теоретической длины L, мм:

L = (L1 + H)i,

где L1 - длина участка контакта ступицы колесного центра с осью, мм;

Н - дополнительное продвижение ступицы (если предусмотрено чертежом), мм;

i - масштаб диаграммы по длине.

Допускаются следующие отклонения от нормальной формы запрессовочной диаграммы:

1. В начальной точке диаграммы (зона перехода конической части в цилиндрическую) скачкообразное повышение усилия до 49 кН (5 тс) с последующим горизонтальным участком до 5 % теоретической длины диаграммы.

2. Наличие площадок или впадин на диаграмме в местах расположения выточек под масляные каналы на ступицах, количество которых должно соответствовать числу выточек.

3. Вогнутость диаграммы с непрерывным нарастанием усилия при условии, что вся кривая, кроме оговоренных в п. 2 площадок и впадин, помещается выше прямой, соединяющей начало кривой с точкой, указывающей на данной диаграмме минимально допустимое усилие для данного типа оси.

4. Горизонтальная прямая на диаграмме в конце запрессовки на длине, не превышающей 15 % теоретической длины диаграммы.

5. Падение усилия не более 5 % усилия запрессовки на длине, не превышающей 10 % теоретической длины диаграммы.

6. Скачкообразное повышение усилия в конце диаграммы, если конструкцией колесной пары или технологией формирования предусмотрена напрессовка до упора в какой-либо элемент.

7. Колебания усилия в конце запрессовки с амплитудой не более 3 % усилия запрессовки на длине, не превышающей 15 % теоретической длины диаграммы.

8. При определении предельного максимального усилия по диаграмме допускается отклонение от точности измерения до 20 кН (2 тс)

9. Если конечное усилие запрессовки на 10 % меньше или больше предельного значения диапазона, определенного в приложении Б, изготовитель в присутствии представителя заказчика должен произвести проверку прессовой посадки трехкратным приложением контрольной осевой нагрузки с выдержкой не менее 5 с. Для проверки уменьшенного конечного усилия запрессовки, но не более 10 % минимального значения, указанного в приложении Б, контрольная осевая нагрузка должна быть равной 1,2 фактического усилия запрессовки. Для проверки увеличенного конечного усилия не более 10 % максимального значения контрольная осевая нагрузка должна соответствовать наибольшему усилию запрессовки в соответствии с приложением Б. отклонение от точности измерения до 20 кН (2 тс).

10. В случае если при напрессовке колеса на ось будет получена неудовлетворительная по форме или длине сопряжения диаграмма, или конечное усилие запрессовки не будет соответствовать установленному в приложении А значению, прессовое соединение бракуется и подлежит распрессовке. Распрессованное колесо разрешается повторно насаживать на тот же или другой конец оси или на другую ось без дополнительной механической обработки оси при условии, что на посадочных поверхностях подступичной части оси и отверстии ступицы нет задиров.

11. Не разрешается более двух раз напрессовывать колесо на один и тот же конец оси без дополнительной обработки одной из сопрягаемых поверхностей.

12. При перепрессовках конечное усилие должно соответствовать указанному в приложении А с увеличением нижнего предела на 15 %.

п. 10 - п. 12 (Введены дополнительно, Изм.)

Приложение Г
(обязательное)

Проверка на сдвиг контрольной осевой нагрузки

1. После завершения тепловой посадки и остывания соединения до температуры окружающей среды прочность соединения должна быть проверена на сдвиг контрольной осевой нагрузкой:

(636 ± 20) кН (65 ± 2) тс на каждые 100 мм диаметра подступичной части оси электровозов и тепловозов под посадку колес (колесных центров);

(569 ± 20) кН (58 ± 2) тс на каждые 100 мм диаметра подступичной части моторкой и немоторной оси МВПС под посадку колес (колесных центров), оси вагонов под посадку колес;

(432 ± 20) кН (44 ± 2) тс на каждые 100 мм диаметра подступичной части оси под посадку зубчатого колеса (ступицы составного зубчатого колеса);

(245 ± 20) кН (25 ± 2) тс на каждые 100 мм диаметра удлиненной ступицы колесного центра под посадку зубчатого колеса.

2. Допускается проверка посадки зубчатого колеса на удлиненную ступицу колесного центра контрольным моментом (123 ± 10) кН×м (12,5 ± 1) тс×м на квадрат каждых 100 мм диаметра удлиненной ступицы колесного центра.

(Новая редакция, Изм.)

Лист регистрации изменений

Изменение

Номера листов (страниц)

Номера документов

Подпись

Дата

Срок введения изменения

измененных

замененных

новых

анулированных

1

2

3

4

5

6

7

8

9