СТ ССФЖТ ЦТ-ЦРБ 092-2000
СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Краны стреловые на железнодорожном ходу
Типовая методика динамических (ходовых)
испытаний тягового привода
Москва
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)
ИСПОЛНИТЕЛИ:
В.А. Пузанов к.т.н.; Ю.Н. Соколов к.т.н.; П.М. Суровцев; А.П. Чепурных; И.Н. Сидун
2. ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом локомотивного хозяйства МПС России, Департаментом безопасности движения и экологии МПС России
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 17 апреля 2003 г. № Р-380у
4. ВВЕДЕН впервые
СОДЕРЖАНИЕ
5. Проверяемые (определяемые) показатели. 3 7. Порядок проведения испытаний. 5 8. Условия проведения испытаний. 6 10. Порядок обработки данных и оформление результатов испытании. 7 |
СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Краны стреловые на железнодорожном ходу Типовая методика динамических (ходовых) |
Дата введения 2003-04-25
1.1. Настоящий стандарт устанавливает обязательную для применения типовую методику (ТМ) динамических (ходовых) испытаний тягового привода кранов стреловых на железнодорожном ходу (кроме грузоподъемных механизмов) (далее - КС).
Испытания тягового привода КС проводят в составе испытаний КС в сборе.
1.2. Настоящая ТМ является обязательной при проведении сертификационных испытаний КС.
Данная ТМ по приведенным показателям может применяться при приемочных и других испытаниях.
1.3. Настоящий стандарт распространяется на испытательные центры (лаборатории), аккредитованные и ССФЖТ.
1.4. На основе ТМ испытательные центры (лаборатории) при необходимости разрабатывают рабочие методики (далее - РМ) испытаний, учитывающие требования программы испытаний конкретного типа КС.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.003-86 ССБТ. Работы электросварочные. Требования безопасности
ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам
ГОСТ 16504 и Руководство 2 ИСО/МЭК:1996. Стандартизация и смежные виды деятельности - Общий словарь
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ОСТ 32.62-96 Нормы прочности металлоконструкций путевых машин
РД 32.65-96 Машины путевые. Нормы и требования безопасности, эргономики, санитарно-гигиенические и природоохранительные. Основные положения
РД 32.141-99 Валы карданные путевых машин. Методические указания по выбору и применению в тяговых трансмиссиях
ЦРБ-756 Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
Используемые в настоящем стандарте термины и определения соответствуют ГОСТ 16504 и Руководству 2 ИСО/МЭК:1996.
4.1. Объектом испытаний является тяговый привод КС, который состоит из тягового электродвигателя (далее - ТЭД) или гидромотора, двух - трехступенчатого редуктора с механическим переключением рабочей и транспортной скоростей, карданного вала, осевого редуктора и предназначен для передачи вращающего момента от ТЭД или гидромотора к колесным парам в транспортном и рабочем режимах.
4.2. Предназначенные для испытаний тяговые приводы должны быть изготовлены в точном соответствии с утвержденными в установленном порядке рабочими чертежами и технологическим процессом, приняты ОТК завода-изготовителя и техническим инспектором заказчика (при его наличии на предприятии).
При передаче КС на испытания изготовитель представляет комплект учтенной документации, состав которой определяют в согласованном порядке.
4.3. Целью испытаний является определение и оценка динамической нагруженности элементов тягового привода КС при всех возможных режимах эксплуатации КС.
5.1. Основные показатели (характеристики), регистрируемые и определяемые в процессе испытаний, их обозначение, единицы измерений и величины погрешностей при их измерении должны соответствовать указанным в таблице.
6.1. При динамических испытаниях тягового привода КС для определения крутящих моментов на валах и усилий в реактивных тягах применяют метод тензометрирования сечений валов привода и реактивных тяг, позволяющий определить напряжения с помощью тензорезисторов и комплекта средств измерений.
При определении величин крутящих моментов (квазистатической и динамической составляющих) два тензорезистора наклеивают по направлениям действия главных нормальных напряжений при кручении вала (под углом 45° к оси вала) и собирают в полумост.
В случае совместного действия, крутящих и изгибающих моментов полумост собирается из 4-х тензорезисторов по схеме, исключающей регистрацию деформаций от изгиба вала.
При определении усилий растяжения-сжатия в реактивных тягах тензорезисторы наклеивают по схеме регистрации нормальных напряжений сжатия-растяжения с исключением изгиба.
Переход от главных нормальных напряжений к касательным осуществляют по формуле:
где µ - коэффициент Пуассона, для сталей µ от 0,25 до 0,30.
Крутящие моменты, нагружающие вал привода, в общем случае определяют по формулам:
Мср = tср · Wρ;
Mа = tа · Wρ.
Таблица - Показатели (характеристики), регистрируемые и определяемые в процессе испытаний тягового привода КС
№№ п/п |
Наименование показателя (характеристики) |
Обозначение |
Единица измерения |
Значение и допуск параметра по НД, на соответствие которому проводят испытания |
Максимально допустимая погрешность измерения (определения) показателя (характеристики) |
Метод, способ определения показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Квазистатический крутящий момент на входном валу тягового редактора |
Мср |
Н · м |
0,75 · Мт, где Мт - крутящий момент по пределу текучести вала |
6 % |
Испытания |
Расчет |
||||||
2 |
Амплитуда динамического крутящего момента на входном валу тягового редуктора |
Ма |
Н · м |
не нормируется |
6 % |
То же |
3 |
Квазистатическое усилие растяжения-сжатия в реактивной тяге осевого редуктора |
РТ |
Н |
0,75 · Рт, где Рт - усилие растяжения-сжатия по пределу текучести реактивной тяга |
6 % |
Испытания |
4 |
Амплитуда динамического усилия растяжения-сжатия в реактивной тяге осевого редуктора |
РТа |
Н |
не нормируется |
6 % |
То же |
5 |
Амплитуда ускорения ТЭД в местах его крепления: |
10 м/с2 для группы М25 |
4 % |
Испытания |
||
30 м/с2 для группы М26 |
||||||
150 м/с2 для группы М27 |
||||||
ГОСТ 17516.1, таблица 1 |
||||||
в вертикальном направлении |
аz (ВУД) |
м/с2 |
||||
в горизонтально-поперечном направлении |
ау (ГУД) |
м/с2 |
||||
в продольном направлении |
аx (ПУД) |
м/с2 |
||||
6 |
Амплитуда вертикального ускорения корпуса буксы |
аБ (ВУБ) |
м/с2 |
не нормируется |
4 % |
То же |
7 |
Коэффициент запаса сопротивления усталости валов тягового привода и реактивной тяги тягового редуктора |
n |
б/р |
1,5 |
6 % |
Расчет |
ОСТ 32.62, |
||||||
таблица 2 |
||||||
[2], раздел 2.2, |
||||||
таблица 2.2 |
||||||
8 |
Критическая частота вращения карданного вала |
nкр max |
мин-1 |
nкв max £ 0,7nкр, где nкв max - максимальная частота вращения карданного вала |
10 % |
Расчет |
РД 32.141, п. 3.4.2 |
||||||
9 |
Пространственный строительный угол излома осей в шарнирах карданного вала |
g |
град |
1° £ g £ 8° |
10 % |
Измерения |
РД 32.141, п. 3.3.1 |
Расчет |
Крутящие моменты, нагружающие вал привода, в общем случае определяют по формулам:
Мср = tср · Wp
Ма = tа · WP,
где - полярный момент сопротивления вала сплошного сечения,
- полярный момент сопротивления полого вала,
D и d - соответственно наружный и внутренний диаметры вала.
При прямой тарировке тензоточек на валах (установка на специальный стенд, использование приспособлений) используют полученную зависимость Мкр = f(s).
6.2. Измерение ускорений производят прямым методом с использованием вибропреобразователей.
7.1. Испытания тягового привода КС проводят в следующей последовательности:
7.1.1. обследуют тяговый привод на предмет его соответствия конструкторской документации;
7.1.2. оборудуют тяговый привод датчиками и приборами;
7.1.3. проводят ходовые испытания;
7.1.4. обрабатывают данные испытаний и составляют протокол испытаний.
7.2. Расположение (установку) средств измерений определяют в зависимости от измеряемых параметров.
7.2.1. Вибропреобразователи устанавливают на корпусе букс колесной пары и корпусе ТЭД с ориентацией в заданном направлении измерений ускорений.
Расположение точек измерений ускорений составных частей тягового привода определяют РМ для конкретного типа тягового привода КС.
7.2.2. Для измерений напряжений в валах и реактивных тягах осевых редукторов их оборудуют тензорезисторами.
7.3. Регистрацию определяемых показателей осуществляют на магнитные носители магнитографа или ПЭВМ.
7.4. Продолжительность замера и частоту дискретизации выбирают в зависимости от режимов работы КС.
При записи на магнитные носители объем выборки определяют из условия получения (5 - 10)·103 амплитудных значений каждого из регистрируемых параметров. Частота дискретизации при записи на ПЭВМ должна превышать максимальную частоту динамического процесса регистрируемых параметров не менее чем в 5 раз.
7.5. В начале и конце каждой серии испытании производят калибровку измерительных каналов.
7.6. Перед началом испытаний тяговый привод КС подвергают внешнему осмотру, линейным измерениям для определения углов установки карданных валов, а также проверяют комплектность технической документации.
7.7. Демонтируют входной вал редуктора, карданный вал привода и реактивные тяги осевых редукторов, которые после выполнения подготовительных операций оборудуют тензорезисторами. Валы калибруют на предназначенном для этих целей стенде, а реактивные тяги - на универсальной испытательной машине растяжения-сжатия, после чего их вновь монтируют в тяговый привод.
7.8. В процессе испытаний реализуют транспортный режим и режим движения КС при выполнении им рабочих операций (рабочий режим):
7.8.1. трогание с места с нагрузкой, соответствующей прицепным вагонам восстановительного поезда (далее - прицепная нагрузка), максимально допустимой для испытываемого КС, и разгон до скорости рабочего режима передним и задним ходом;
7.8.2. трогание с места с реализацией максимальной тяги при соответствующей ей прицепной нагрузке и разгон до скорости движения рабочего режима передним и задним ходом;
7.8.3. движение на выбеге (без тяги) при включенных редукторах со скоростью рабочего режима;
7.8.4. движение в транспортном режиме с отключенными редукторами со скоростями в диапазоне до конструкционной скорости передним и задним ходом;
7.8.5. испытания проводят в прямых участках пути, кривых радиусом 50 - 100 м, 300 м, 600 м, по стрелочным переводам при следовании на боковой путь с установленными для данных участков скоростями движения;
7.8.6. на каждом из перечисленных режимов движения выполняют не менее трех реализаций.
7.9. При проведении испытаний предприятие-изготовитель обеспечивает обслуживание КС в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
8.1. Динамические ходовые испытания тягового привода проводят при движении КС в транспортном и рабочем режимах.
8.2. Динамические ходовые испытания проводят в светлое время суток. Условия воздействия климатических факторов определяют для конкретного типа КС и отмечают в РМ.
8.3. Для испытаний формируют испытательный поезд, состоящий из КС, локомотива и одного или нескольких вагонов-лабораторий. Испытательный поезд должен быть оборудован местной телефонной или радиосвязью.
8.4. Конструкция железнодорожного пути должна удовлетворять следующим требованиям:
балласт - щебеночный или асбестовый;
шпалы - железобетонные или деревянные;
путь стыковой или бесстыковой со стыковыми вставками;
рельсы типа Р50 или Р65;
стрелочные переводы марок 1/9 или 1/11.
8.5. Состояние, пути, на котором проводят испытания, должно соответствовать требованиям по [1].
9.1. Тензорезисторы базой 5, 10 и 20 мм. Измеряемая относительная деформация до ± 3000 мкм/м (0,003 отн. ед. деформации). Погрешность измерений составляет не более 4 %.
9.2. Вибропреобразователи с погрешностью измерений ускорения не выше 4 % в рабочем диапазоне частот.
9.3. Магнитограф с относительной погрешностью измерений не выше 3 % в рабочем диапазоне частот.
9.4. ПЭВМ со стандартным или аттестованным программным обеспечением с точностью измерений и обработки не ниже 3 % в рабочем диапазоне частот.
9.5. Динамометр образцовый переносной с погрешностью 1 %.
9.6. Балка градуировочная с погрешностью измерений не более 1 %.
9.7. Штангенциркуль ШЦ-11-250-005 ГОСТ 166, погрешность измерений 0,05 мм.
9.8. Линейка 1000 ГОСТ 427, погрешность измерений ± 0,10 мм.
9.9. Тензометрический датчик перемещений (прогибомер), погрешность измерений 1,5 %.
9.10. Индукционный отметчик оборотов или отметчик оборотов иного типа.
9.11. Токосъемник торцевой ртутный или иного типа со скоростью вращения в длительном режиме не менее 1000 - 4000 мин-1. Могут быть применены бесконтактные устройства съема данных.
9.12. Универсальная испытательная машина с силоизмерительным устройством погрешностью не более 2 %.
9.13. При проведении испытаний допускается применять и другие средства испытаний того же назначения, погрешности измерений которых не превышают перечисленных в настоящем разделе.
9.14. Средства измерений должны быть поверены, а испытательное оборудование аттестовано.
10.1. Обработку полученных данных производят программными средствами ПЭВМ с определением максимальных значений регистрируемого показателя при переходных режимах и его максимальных амплитудных значений при установившихся режимах. Частоту вращения вала привода и частоту колебаний динамического процесса определяют на каждой рассматриваемой реализации режима работы тягового привода.
10.2. Результаты испытаний представляют в виде графических зависимостей максимальных амплитуд динамического крутящего момента на входном валу тягового редуктора (карданном валу привода), максимальных амплитуд динамических усилий в реактивных тягах осевых редукторов, амплитуд ускорений ТЭД и букс от скорости движения, типа и конструкции пути, режима движения КС.
10.3. По результатам испытаний составляют протокол испытаний в порядке и по формам, установленным в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах (лабораториях); проводивших испытания.
11.1. Все работы по подготовке и проведению испытаний проводят под непосредственным руководством и контролем руководителя испытаний или другого уполномоченного лица с соблюдением общих требований производственной санитарии, правил и инструкций по охране труда и технике безопасности, предусмотренных в промышленности и на железнодорожном транспорте. Специалисты, принимающие участие в испытаниях, проходят инструктаж в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004.
11.2. Применяемые при подготовке и проведении испытаний оборудование, вспомогательные средства и инструмент должны обеспечивать безопасность использования и обслуживания, удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003.
11.3. Электросварочные работы на КС следует проводить согласно ГОСТ 12.3.003.
11.4. При испытаниях безопасность обеспечивают выполнением требований ЦРБ-756 и других нормативных документов МПС России, определяющих порядок работы и безопасность на железнодорожном транспорте.
11.5. Доступ посторонних лиц в зону испытаний должен быть исключен.
11.6. Запрещается выливать на верхнее строение пути и земляное полотно горюче-смазочные материалы и другие жидкости, способные неблагоприятно воздействовать на окружающую среду. Не допускается выбрасывать мусор в не установленных местах.
11.7. Дополнительные требования с учетом особенностей испытываемых объектов испытаний должны быть изложены в РМ испытаний.
[1] ЦП/492 Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути. Москва, «Транспорт», 1997 г.
Изменение |
Номера листов (страниц) |
Номер документа |
Подпись |
Дата |
Срок введения изменений |
|||
измененных |
замененных |
новых |
аннулированных |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |