СТ ССЖФТ ЦП 064-99
Стандарт Системы
сертификации
на федеральном железнодорожном транспорте
Специальный подвижной состав
Машины рельсосварочные
Типовая методика испытаний по определению
показателей функциональных и безопасности
труда в зоне действия рабочих органов
Москва
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)
Исполнители
от ВНИТИ: Ю.Д. Расходчиков; Ю.И. Цыкунов, к.т.н.; В.А. Зайцев; А.А. Рыбалов, к.т.н.; Л.В. Пирогова; И.Н. Сидун
от ВНИИЖТ: С.А. Самохин, к.т.н.; Ю.В. Гапеенко, к.т.н.
2. ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом пути и сооружений МПС России
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 04.04.2000 г. № M-830у
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
5. Проверяемые (определяемые) сертификационные показатели. 3 7. Условия проведения испытаний. 3 9. Порядок проведения испытаний. 4 10. Порядок обработки данных и оформления результатов испытаний. 4 |
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью применения единого методического подхода к испытаниям рельсосварочных машин по определению показателей: функциональных (показателей назначения); безопасности труда в зоне действия рабочих органов в аккредитованных в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) испытательных центрах (лабораториях).
Стандарт разработан в соответствии с требованиями СТ ССФЖТ 1.2 и с учетом требований ИСО/МЭК 2, ИСО/МЭК 25, ИСО МЭК 45, ОСТ 32.55.
Стандарт Системы сертификации на
федеральном
железнодорожном транспорте
Специальный подвижной состав Машины рельсосварочные Типовая методика испытаний по определению |
Дата введения 2000-04-10
1.1. Настоящая типовая методика испытаний (далее - ТМ) устанавливает общий методический подход к проведению испытаний по определению показателей функциональных и безопасности труда в зоне действия рабочих органов рельсосварочных машин.
1.2. Настоящая ТМ в обязательном порядке используется при проведении сертификационных испытаний указанных машин.
Данная ТМ по приведенным показателям может применяться при приемочных и других испытаниях.
1.3. Настоящий стандарт распространяется на испытательные центры (лаборатории), аккредитованные в ССФЖТ.
1.4. На основе ТМ испытательные центры (лаборатории) при необходимости разрабатывают рабочие методики испытаний, учитывающие требования программы испытаний конкретного типа машины.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 12.2.040-79 Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности и конструкции
ГОСТ 12.2.101-84 ССБТ. Пневмоприводы. Общие требования безопасности
ГОСТ 7502-89 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ОСТ 32.55-96 Система испытаний подвижного состава. Требования к составу, содержанию, оформлению и порядку разработки программ и методик испытаний и аттестации методик испытаний
СТ ССФЖТ 1.2-97 Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению нормативных документов по сертификации
ИСО/МЭК 2 Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности
ИСО/МЭК 25 Общие требования к оценке технической компетенции испытательных лабораторий
ИСО/МЭК 45 Руководящие положения по представлению результатов испытаний
ФТС ЖТ ЦП 046-99 Специальный подвижной состав. Машины рельсосварочные. Требования по сертификации
Используемые в настоящем стандарте термины и определения соответствуют ГОСТ 16504 и ИСО/МЭК 2.
Объектом испытаний является рельсосварочная машина, изготовленная в соответствии с утвержденным проектом и укомплектованная в установленном порядке, принятая ОТК завода-изготовителя и представителем инспекции заказчика при ее наличии на предприятии.
При передаче объекта на испытания изготовитель представляет комплект учтенной документации, состав которой определяют в согласованном порядке.
______________
*) Номенклатура и нормативные значения показателей по разделу 5 - в соответствии с ФТС ЖТ ЦП 046.
5.1. Показатели назначения, связанные с обеспечением бесперебойного движения поездов
5.1.1. Выход отдельных частей машины за пределы габарита в сторону междупутья
5.2. Показатели безопасности труда в зоне действия рабочих органов
5.2.1. Оснащенность экранами, не допускающими разлета раскаленных частиц
5.2.2. Оснащенность и работоспособность:
- устройств экстренного выключения привода манипулятора из кабины управления и с выносного пульта;
- связи машиниста с оператором, управляющим процессом сварки;
- устройств приведения рабочих органов в транспортное положение при аварийных ситуациях;
- манометров в гидро- и пневмосистемах.
6.1. Показатели назначения, связанные с обеспечением бесперебойного движения поездов
Выход отдельных частей машины за пределы габарита в сторону междупутья определяют расчетно-инструментальным методом. Измерения производят не менее трех раз и в зачет принимают среднеарифметическое значение.
6.2. Показатели безопасности труда в зоне действия рабочих органов
При проверке требований по обеспечению безопасности труда в зоне действия рабочих органов используют метод визуального контроля.
Проверку показателей функциональных и безопасности труда в зоне действия рабочих органов проводят в рабочих режимах в условиях, соответствующих требованиям ТУ и эксплуатационной документации на машину.
При проведении испытаний применяют следующие средства измерений:
Рулетка Р20 УЗК, ГОСТ 7502, от 0 до 20 м, цена деления 1 мм.
При проведении испытаний могут применяться и другие средства измерений, погрешности измерений которых не должны быть выше перечисленных в настоящем разделе.
Применяемые средства измерений должны быть поверены в установленном порядке.
9.1. Отбор и передачу объекта на испытания производят в соответствии с установленным в ССФЖТ порядком и организационно-распорядительной документацией аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории).
9.2. Перед началом испытаний объект должен быть подвергнут внешнему осмотру и проверке комплектности технической документации.
В случае необходимости замеченные недостатки оформляют актом и устраняют.
9.3. При проведении испытаний предприятие-изготовитель обеспечивает исправную работу и обслуживание машины в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
10.1. При проведении испытаний записывают в журнал произвольной формы следующие данные:
- тип и номер машины;
- дата проведения испытаний;
- место проведения испытаний;
- результаты линейных измерений;
- результаты визуального контроля.
10.2. По результатам испытаний по определению показателей указанных в разделе 5, составляют протоколы в порядке и по формам, установленным в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах (лабораториях), проводивших испытания.
11.1. Специалисты, принимающие участие в испытаниях машин, проходят инструктаж по Правилам ЦП/4621 [1] и требований ГОСТ 12.0.004.
Применяемые при подготовке и проведении испытаний оборудование, вспомогательные средства и инструмент должны обеспечивать безопасность использования и обслуживания, иметь соответствующие свидетельства о поверках, удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изменение |
Номера листов (страниц) |
Номер документа |
Подпись |
Дата |
Срок введения изменения |
|||
измененных |
замененных |
новых |
аннулированных |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |