НБ ЖТ ЦЛ 069-2003
НОРМЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ТЕЛЕЖКИ ПАССАЖИРСКИХ
ВАГОНОВ
Нормы безопасности
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта МПС России (ГУП ВНИИЖТ МПС России)
ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом пассажирских перевозок МПС России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от «25» июня 2003 г. № Р-634у
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ТЕЛЕЖКИ
ПАССАЖИРСКИХ
ВАГОНОВ
Нормы безопасности
Дата введения 2003-06-27
Настоящие нормы безопасности распространяются на тележки пассажирских вагонов колеи 1520 мм и тележки прицепных вагонов электропоездов и дизель-поездов колеи 1520 мм и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Нормы безопасности, предъявляемые к тележкам пассажирских вагонов колеи 1520 мм и тележкам прицепных вагонов электропоездов и дизель-поездов колеи 1520 мм, приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.
Таблица 1 Нормы безопасности тележек пассажирских вагонов колеи 1520 мм и тележек немоторных вагонов электропоездов и дизель-поездов колеи 1520 мм
Наименование сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативные значения сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый способ подтверждения соответствия |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Тележки пассажирских вагонов колеи 1520 мм |
|||||
1.1 |
Соответствие строительного и проектного очертания габарита |
пп. 3.2, 3.4 |
ЦВ/4422 |
Расчеты, пропуск через габаритную рамку |
|
1.2 |
Разность диаметров колес по кругу катания соседних колесных пар в тележке, мм, не более для скоростей: |
ЦВ-944 ЦРБ-393 |
ЦВ/4422 |
Измерение шаблоном |
|
до 140 км/ч |
10 |
||||
свыше 140 км/ч |
7 |
||||
1.3 |
Максимальная расчетная статическая нагрузка от колесной пары на путь |
Табл. 1 |
Экспертиза технической документации |
||
1.3а |
Максимальная расчетная статическая нагрузка от колесной пары двухэтажного вагона на путь, кН (тс), не более |
не более 186,4 кН (19 тс) |
- |
Экспертиза технической документации |
|
1.4 |
Максимальная нагрузка на тележку, кН (тс) |
- |
Определяется из расчета 352,8 кН (36 тс) минус масса тележки* |
Экспертиза технической документации |
|
1.4а |
Максимальная нагрузка на тележку двухэтажного вагона, кН (тс) |
- |
301,8 кН (30,76 тс) |
- |
Экспертиза технической документации |
1.5 |
Разность в нагрузке на ось у одной тележки (от минимальной и максимальной нагрузки), %, не более |
- |
5* |
Аттестованная методика аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории) |
Поколесное взвешивание |
1.6 |
Разность в нагрузке колес одной колесной пары, %, не более |
- |
5* |
Аттестованная методика аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории) |
Поколесное взвешивание |
1.6а |
Разность в нагрузке колес одной колесной пары двухэтажного вагона, %, не более |
- |
не более 7 % |
Аттестованная методика аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории) |
Поколесное взвешивание |
1.7 |
Обеспечение необходимых относительных перемещений элементов тележки |
[1] ЦВ-ЦЛ-408 |
п. 7.13 п. 3.4 |
[1] |
Экспертиза технической документации. Расчеты. |
1.8 |
Коэффициент сопротивления демпферов рессорного подвешивания |
[1] |
п. 7.24 |
РД 24.050.37-95 |
Экспертиза технической документации, расчеты, испытания |
1.9 |
Коэффициент запаса сопротивления усталости элементов тележки, работающих при интенсивных вибрационных нагружениях |
[1] |
п. 3.2.5 |
РД 24.050.37-95 |
Испытания, расчет |
1.10 |
Обеспечение прочности элементов тележки от нормируемых нагрузок |
[1] |
п. 10.1 |
РД 24.050.37-95 |
Экспертиза технической документации, расчеты, испытания |
1.11 |
Регулировка тормозной рычажной передачи тележки |
п. 23.2 |
Испытания |
||
1.12 |
Тормозной путь |
Табл. 3.1 |
Аттестованная методика аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории) |
Испытания и пересчёт на поезд |
|
1.13 |
Действительная сила нажатия тормозных колодок |
[1] |
В соответствии с расчетом из ограничений по эффективности и по сцеплению (р. 9) |
Аттестованная методика аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
1.14 |
Плотность тормозной системы тележки |
Не более 10 кПа за 5 мин |
Испытания |
||
1.15 |
Коэффициенты вертикальной динамики и рамные силы, действующие на раму тележки |
[1] |
Табл. в приложении 7 |
РД 24.050.37-95 |
Расчеты, стендовые и ходовые динамико-прочностные испытания |
1.16 |
Коэффициент запаса устойчивости против схода с рельсов |
[1] |
Табл. в приложении 7 |
РД 24.050.37-95 |
Ходовые динамические испытания |
1.17 |
Показатели плавности хода в вертикальной и горизонтальной плоскости |
[1] |
Табл. в приложении 7 |
РД 24.050.37-95 |
Ходовые динамические испытания |
1.18 |
Обеспечение страховки от падения на путь: |
п. 23.10 |
Экспертиза технической документации, визуальный контроль |
||
- деталей центрального рессорного подвешивания и элементов привода генератора |
|||||
- деталей тормозного оборудования |
|||||
1.19 |
Подтверждение климатического исполнения элементов тележки согласно ТУ |
п. 2.12 |
Экспертиза технической документации |
||
2. Тележки немоторных вагонов электропоездов и дизель-поездов колеи 1520 мм |
|||||
2.1 |
Соответствие строительного и проектного очертания габарита |
п.п. 3.2, 3.4 |
ЦВ/4422 |
Расчеты, пропуск через габаритную рамку |
|
2.2 |
Разность нагрузок по колесам колесной пары, %, не более |
[2], табл. 2.3 |
4 |
Поколесное взвешивание под вагоном соответствующей серии |
|
2.3 |
Разность нагрузок по осям в одной тележке, %, не более |
[2], табл. 2.3 |
3 |
Поколесное взвешивание под вагоном соответствующей серии |
|
2.4 |
Запас на относительные перемещения элементов экипажа |
[2], табл. 2.1 |
Отсутствие касания |
Визуальный контроль |
|
2.5 |
Коэффициент запаса сопротивления усталости несущих элементов тележки, за исключением колесных пар и пружин рессорного подвешивания, не менее |
[2], табл. 2.2 |
2,0 |
Динамико-прочностные испытания под вагоном соответствующей серии |
|
2.6 |
Базовое число циклов нагружения несущих элементов подвижного состава |
[2], табл. 2.1 |
107 |
[2], п. 6.4 |
Стендовые вибрационные испытания |
2.7 |
Коэффициент конструктивного запаса, не менее: |
[2], табл. 2.1 |
Экспертиза расчета |
||
Для 1-ой ступени подвешивания |
1,6 |
||||
Для 2-ой ступени подвешивания |
1,4 |
||||
2.8 |
Долговечность подшипников буксовых узлов |
[2], табл. 2.2 |
не менее 3∙106 км пробега |
[2], п.п. 4.5.2, 4.5.3 |
Экспертиза расчета |
2.9 |
Коэффициент запаса устойчивости против схода с рельсов, не менее |
[2], табл. 2.1 |
1,4 |
Динамико-прочностные испытания под вагоном соответствующей серии |
|
2.10 |
Показатели плавности хода в вертикальной и горизонтальной плоскости, не более |
[2], табл. 2.1 |
3,25 |
Динамико-прочностные испытания под вагоном соответствующей серии |
|
2.11 |
Рамные силы в прямых, кривых участках пути и стрелочных переводах, не более |
[2], табл. 2.1 |
0,3 Рст |
Динамико-прочностные испытания под вагоном соответствующей серии |
|
2.12 |
Коэффициент вертикальной динамики, не более: |
[2], табл. 2.1 |
Динамико-прочностные испытания под вагоном соответствующей серии |
||
Для 1-ой ступени подвешивания |
0,3 |
||||
Для 2-ой ступени подвешивания |
0,2 |
||||
2.13 |
Регулировка тормозной рычажной передачи тележки |
п. 23.2 |
Испытания |
||
2.14 |
Тормозной путь |
ЦВ-ЦЛ-292 |
Табл. 3.1 |
Аттестованная методика аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории) |
Испытания и пересчёт на поезд |
2.15 |
Действительная сила нажатия тормозных колодок |
[1] |
В соответствии с расчетом из ограничений по эффективности и по сцеплению (р. 9) |
Аттестованная методика аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
2.16 |
Плотность тормозной системы тележки |
ЦТ-533 |
Не более 20 кПа (0,2 кгс/см2) за 1 мин |
ЦТ-533 |
Испытания |
2.17 |
Обеспечение страховки от падения на путь: |
п. 2.2.10 |
Экспертиза технической документации, визуальный контроль |
||
|
- деталей механической части тележки |
||||
|
- деталей тормозного оборудования |
||||
2.18 |
Подтверждение климатического исполнения элементов тележки согласно ТУ |
п. 2.1.2 |
Экспертиза технической документации |
(Измененная редакция. Изм. от 14.10.2015 г.)
Таблица 2 - Перечень нормативной документации
Наименование НД |
Кем утвержден |
Срок действия |
Номер изменения, номер и год издания ИУС, в котором оно опубликовано |
|
Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм |
Госстандарт России 1983 |
б/о |
нет |
|
Тележки двухосные пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия |
Госстандарт России 1984 |
б/о |
1-II-88 2-V-90 |
|
Оси для вагонов железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Типы, параметры и размеры |
Госстандарт России 1993 |
б/о |
нет |
|
Нормы для расчета и проектирования механической части новых и модернизируемых вагонов железных дорог МГТС колеи 1520 мм (несамоходных), ВНИИЖТ |
МПС России 1983 |
б/о |
нет |
|
Нормы для расчета и оценки прочности несущих элементов и динамических качеств экипажной части моторвагонного подвижного состава железных дорог МПС РФ колеи 1520 мм, ВНИИЖТ |
МПС России 1997 |
б/о |
нет |
|
ЦВ/4422 |
Инструкция по применению габаритов приближения строений подвижного состава |
МПС России 1986 |
б/о |
нет |
ЦРБ-393 |
Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения участках обращения скоростных пассажирских поездов |
МПС России 2001 |
б/о |
Распоряжение МПС России № 426р от 30 апреля 2003 г. |
ЦТ-533 |
Инструкция по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава. |
МПС России 1997 |
б/о |
Изменение от 04.03.2000 |
ЦВ-ЦЛ-292 |
Инструкция по ремонту тормозного оборудования вагонов |
МПС России 1994 |
Указанием № К-734у от 19.06.97г. |
|
ЦВ-ЦЛ-408 |
МПС России 1996 |
б/о |
нет |
|
Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации |
МПС России 2000 |
б/о |
нет |
|
Инструкция по ремонту тормозного оборудования вагонов |
МПС России 2003 |
б/о |
нет |
|
ЦВ-944 |
Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар |
МПС России 1998 |
б/о |
нет |
РД 24.050.37-95 |
Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний вагонов на прочность и ходовые качества |
МПС России 1995 |
До 2005 |
|
Тяговый подвижной состав. Типовая методика динамико-прочностных испытаний электропоездов и дизель-поездов |
МПС России 1999 |
б/о |
нет |
|
Тележки пассажирских вагонов локомотивной тяги. Технические условия |
Госстандарт России 2013 |
б/о |
нет |
(Измененная редакция. Изм. от 14.10.2015 г.)