СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 099-2003
СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ЛОКОМОТИВЫ, МОТОРВАГОННЫЙ И
СПЕЦИАЛЬНЫЙ САМОХОДНЫЙ ПОДВИЖНОЙ
СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
КРЕСЛО МАШИНИСТА
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
по проверке показателя «Коэффициенты вибропередачи кресла
машиниста»
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Департамента здравоохранения МПС России (ФГУП ВНИИЖГ МПС России), ОАО Научно-производственное предприятие «Звезда» и ГУП Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)
ИСПОЛНИТЕЛИ:
от ВНИИЖГ: Т.Г. Береснева; А.Г. Лексин; Н.Г. Лосавио, к.т.н.; Н.И. Минеева; Б.И. Школьников, к.м.н.
от ОАО НПП «Звезда»: А.С. Барер, д.м.н.; В.К. Костин; В.А. Наумов, к.т.н.; А.А. Шейкин, к.м.н.
от ВНИТИ: Ефименко О.Э.; Пузанов В.А., к.т.н.; Рогозин В.Н.; Рыбалов А.А., к.т.н.; Сидун И.Н.; Соколов Ю.Н., к.т.н.
ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС России от «25» июня 2003 г. № P-634у
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ЛОКОМОТИВЫ,
МОТОРВАГОННЫЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ
САМОХОДНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
КРЕСЛО МАШИНИСТА
МЕТОДИКА
ИСПЫТАНИЙ
по проверке показателя «Коэффициенты вибропередачи
кресла
машиниста»
Дата введения 2003-06-27
Методика испытаний по проверке показателя «Коэффициенты вибропередачи кресла машиниста» распространяется на испытания кресла машинистов локомотивов (ТПС), моторвагонного подвижного состава (МВПС), а также кресла машинистов управления движением (транспортный режим) специального самоходного подвижного состава железнодорожного транспорта (ССПС).
Настоящая методика используется при сертификационных испытаниях.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.4.012-83 ССБТ. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах. Технические требования
ГОСТ 24347-80 Обозначения и единицы величин
3.1 Объектом испытаний является унифицированное (модифицированное) кресло машиниста ТПС, МВПС и ССПС.
3.2 Испытаниям подвергается объект, на который должен быть представлен акт о его готовности к испытаниям.
3.3 Испытуемый объект должен быть изготовлен в полном соответствии с ТУ, утвержденными рабочими чертежами и технологией, принят ОТК предприятия-изготовителя и инспекцией МПС России (при ее наличии на предприятии).
3.4 Отбор объекта на испытания производят в соответствии с установленным в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) порядком и организационно-распорядительной документацией аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории).
3.5 Предприятие-изготовитель должно представлять на испытания технические характеристики для подрессоренных кресел, включающие:
характеристики вертикальной упругости подвески кресла;
рабочие диаграммы гидравлических демпферов подвески кресла.
Коэффициенты вибропередачи кресла машиниста, Ki.
5.1 Средние квадратические значения виброускорений задают на основании кресла в соответствии с параметрами, приведенными в таблице 1, [1].
5.2 Помещение, в котором проводят испытания, должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, в том числе иметь освещенность не менее 200 лк и температуру окружающего воздуха (22 ± 2) °С.
5.3 Испытания кресел машиниста проводят на стенде, воспроизводящем виброускорения по вертикальной и горизонтальной осям ортогональной системы координат в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами в диапазоне от 1 до 80 Гц.
5.4 Испытания проводят методом плавно изменяющейся частоты со скоростью изменения частоты 0,5 октавы в минуту.
5.5 В промежутках между заданными частотами виброускорение изменяется линейно при логарифмическом масштабе по частоте и ускорению.
Таблица 1 - Средние квадратические значения виброускорений на полу кабин
Средние квадратические значения виброускорений, м/с2 |
||
вертикальное направление |
горизонтальное направление1 |
|
1 |
0,24 |
0,31 |
1,25 |
0,40 |
0,28 |
1,6 |
0,50 |
0,25 |
2,0 |
0,55 |
0,20 |
2,5 |
0,50 |
0,20 |
3,15 |
0,50 |
0,20 |
4,0 |
0,42 |
0,20 |
5,0 |
0,44 |
0,20 |
6,3 |
0,38 |
0,20 |
8,0 |
0,50 |
0,20 |
10,0 |
0,40 |
0,22 |
12,5 |
0,50 |
0,26 |
16 |
0,50 |
0,30 |
20 |
0,50 |
0,35 |
25 |
0,60 |
0,40 |
31,5 |
0,54 |
0,34 |
40 |
0,60 |
0,26 |
50 |
0,60 |
0,22 |
63 |
0,60 |
0,16 |
80 |
0,40 |
0,10 |
______________
1 Испытания проводят после внедрения двухкомпонентного вибростенда.
6.1 Для проведения измерений применяют измерительную аппаратуру, включающая комплект датчиков-акселерометров, а также комплекс усилителей и преобразователей.
6.2 Допускается использование промежуточной записи сигналов виброускорений (в аналоговой или цифровой форме) с последующей обработкой.
6.3 Применяемая виброизмерительная аппаратура должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.012. Суммарная расчетная погрешность измерительного тракта не должна превышать ±5 %.
6.4 Промежуточный диск для крепления датчиков на сиденье кресла должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.012.
6.5 Основные характеристики стенда
Ход вибростенда - ±12,5 мм.
Максимальное усилие на столе - 20 кН.
Потребляемая мощность - 104 кВт.
Частотный диапазон - 1 ÷ 2000 Гц.
Погрешность воспроизведения заданного сигнала - не более 5 %.
Средние квадратические значения виброускорений (а), мс-2 по вертикальной и горизонтальной осям ортогональной системы координат в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами: 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20; 25; 31,5; 40; 50; 63 и 80 Гц.
8.1 Кресло устанавливают и жестко крепят на установочной площадке стенда.
8.2 Датчики, предназначенные для измерения виброускорений, жестко крепят (магнит, шпилька, мастика) на площадке стенда с установочным резонансом не ниже 200 Гц и к промежуточному диску по ГОСТ 12.1.012. Датчики должны быть ориентированы по направлениям действия вибрации с допустимыми отклонениями ±5°.
8.3 Промежуточный диск с прикрепленным датчиком устанавливают на сиденье кресла. Диск к креслу прижимается оператором с массой тела 70 - 80 кг.
Поза сидящего оператора должна быть свободной без опирания на подлокотники и спинку кресла машиниста
8.4 На установочной площадке стенда задают средние квадратические значения виброускорений в соответствии с 5.1.
8.5 Измерение виброускорений осуществляют одновременно на сиденье кресла и на установочной площадке стенда.
Коэффициенты вибропередачи определяют как отношение средних квадратических значений виброускорений на сидении кресла к средним квадратическим значениям виброускорений на установочной площадке стенда в диапазонах частот от 1 до 4 Гц, от 4 до 8 Гц, от 8 до 80 Гц.
10.1 Коэффициенты вибропередачи кресла оценивают, как неудовлетворительные, если один из них превышает допустимое значение.
10.2 Объект по сертификационному показателю оценивают неудовлетворительно, если коэффициенты вибропередачи кресла оценены неудовлетворительно.
Результаты испытаний оформляют в виде протокола с таблицами, графиками или спектрограммами (Приложение А).
12.1 За безопасность участников испытаний несет ответственность руководитель испытаний.
12.2 Участники испытаний до их начала проходят инструктаж по технике безопасности. Порядок и виды обучения, организацию инструктажа участвующих в работах по подготовке и проведению испытаний проводит в соответствии с ГОСТ 12.0.004.
К проведению измерений допускается оператор со средним и высшим техническим образованием и стажем работы в данной области не менее одного года.
(обязательное)
Образец
Всего листов Лист № 1 ПРОТОКОЛ № _____ Объект испытания __________________________________________________________ Заказчик __________________________________________________________________ наименование, адрес Основание для проведения испытаний _________________________________________ № заявки, договора Условное обозначение объекта испытаний _____________________________________ ___________________________________________________________________________ условный номер, номер ТУ, чертежа Дата поступления объекта на испытания _______________________________________ Идентификационный № образца ______________________________________________ ___________________________________________________________________________ Период проведения испытаний _______________________________________________ Отбор образца проведен _____________________________________________________ место отбора и дата отбора ___________________________________________________________________________ Результаты отбора образца приведены в акте № ________ от «__» ________________ г. До проведения испытаний отобранный образец хранился _________________________ ___________________________________________________________________________ (условия, место хранения и подготовки к испытаниям) Испытания проведены по ____________________________________________________ (название программы и методики испытаний) Сведения об использованном испытательном оборудовании и средствах измерений представлены в таблице ______ |
Всего листов Лист № 2 Обработка результатов испытаний проводилась с использованием ___________________________________________________________________________ (средства ЭВТ и другие) Результаты испытаний _______________________________________________________ (наименование объекта испытаний) приведены в таблице _____ Протокол испытаний № ________ касается только объекта, отобранного по акту № _____ от «__» ___________ г. и подвергнутого сертификационным испытаниям. Внесение исправлений и дополнений в протокол не допускается. Изменения и дополнения оформляют отдельно в установленном порядке. Приложения к протоколу: таблицы _____
|
[1] Временные требования по вибросостоянию пола кабин локомотивов и МВПС, ВНИТИ, Коломна, 1999 г.