НБ ЖТ ЦШ 075-2001
НОРМЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
АППАРАТУРА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ САУТ-ЦМ
Нормы безопасности
Москва
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАНЫ ГУП Уральским отделением Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта МПС России (ГУП УО ВНИИЖТ МПС России).
ИСПОЛНИТЕЛИ: В.И. Головин, В.А. Гасилов, Б.И. Ветлугин, С.А. Максимов, А.И. Галеев, А.Г. Разин.
2 ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России; Департаментом сигнализации, централизации и блокировки МПС России.
3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС России от 15.02.2002 № М-153у.
4 ИЗДАНИЕ (июль 2005 г.) с ИЗМЕНЕНИЯМИ, утвержденными указаниями МПС России от 25 июня 2003г. № Р-634у, распоряжением МПС России от 27 мая 2003 № 522р и
4 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
АППАРАТУРА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ САУТ-ЦМ
Нормы безопасности
Дата введения 2002-02-15
Настоящие Нормы распространяются на аппаратуру системы автоматического управления торможением поездов САУТ-ЦМ и её модификации и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Нормы безопасности распространяются на аппаратуру САУТ-ЦМ в составе следующих блоков или их модификаций: блока электроники и коммутации БЭК-САУТ-ЦМ, блока коммутации БК-САУТ-ЦМ, блоков связи БС-ДПС, БС-ЦКР, БС-КЛУБ или БС-АЛС, пульта машиниста ПМ-САУТ-ЦМ/485, пульта управления ПУ-САУТ-ЦМ/485, антенны АН-САУТ-УМ, датчиков ДПС-У, унифицированного путевого генератора ГПУ-САУТ-ЦМ и станционных устройств САУТ-ЦМ/НСП в составе следующих блоков и их модификаций: блока контроля и питания БКП, устройства ввода сигналов УВС, блока поездных маршрутов БПМ и унифицированного путевого генератора ГПУ-САУТ-ЦМ-НМ (ШМ)».
(Новая редакция, Изм. № 1).
В настоящих Нормах использованы следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.2.007.0-75 ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ Р 50656-2001 Технические средства железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.2-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.4-2007 Совместимость технических средств злектромагнитная. Устойчивость к наносекундным импульсным помехам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.5-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниями изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 513174.11-2007 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к динамическим изменениям напряжения питания. Требования и методы испытаний
ОСТ 32.18-92 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Выбор и общие правила нормирования показателей безопасности
ОСТ 32.41-95 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы доказательства безопасности систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики
ОСТ 32.146-2000 Аппаратура железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Общие технические условия
ЦРБ-756 от 26.05.2000 Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
ЦТ/902 от 17 мая 2002 г. Инструкция по техническому обслуживанию локомотивной аппаратуры системы автоматического управления торможением поездов
РД 32 ЦШ 1115842.01-93 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы испытаний на безопасность
(Новая редакция, Изм. № 1).
В настоящих Нормах применяют следующие термины:
3.1. Автоматическое торможение - автоматическое снижение скорости поезда до требуемой величины с использованием его тормозных средств.
3.2. Автоматическая остановка - автоматическое торможение до полной остановки поезда.
3.3. Точка прицельной остановки - расчетная точка пути, в которой должна производиться автоматическая остановка поезда
3.4. Локомотивные устройства САУТ-ЦМ - размещенный на локомотиве комплекс аппаратуры, предназначенный для управления автоматическим торможением в соответствии с заложенными в эту аппаратуру алгоритмами.
3.5. Программная скорость - допустимая скорость, вычисленная локомотивным устройством САУТ-ЦМ/485 для данной точки пути.
3.6. Путевой шлейф САУТ-ЦМ - размещенный на пути индуктивный передающий контур с размерами, определяемыми конкретным проектом оборудования.
3.7. Станционные устройства САУТ-ЦМ/НСП - комплекс аппаратуры с расширенными возможностями передачи номера маршрута следования поезда, состоящий из путевых устройств САУТ-ЦМ и постовых устройств САУТ-ЦМ/НСП.
3.8. Путевое устройство САУТ-ЦМ - путевой шлейф САУТ-ЦМ с подключенным к нему путевым генератором ГПУ-САУТ-ЦМ или ГПУ-САУТ-ЦМ-НМ (ШМ), предназначенный для передачи на локомотив информации о местоположении и маршруте следования поезда.
3.9. Постовое устройство САУТ-ЦМ/НСП - аппаратура, расположенная на посту электрической централизации, в составе следующих блоков и их модификаций: блока контроля и питания, устройства входных сигналов, блока поездных маршрутов.
(Новая редакция, Изм. № 1).
Перед предъявлением на сертификационные испытания измерительные каналы локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ должны иметь сертификаты об утверждении типа средств измерений: канал измерения давления, канал измерения пути и скорости, размещенные в блоках БЭК-САУТ-ЦМ, ПУ-САУТ-ЦМ и БС-ЦКР, а также первичный преобразователь угла поворота колесной пары - датчик ДПС-У.
Нормы безопасности аппаратуры автоматического управления торможением поездов САУТ-ЦМ
Таблица 1
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное значение сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Способ подтверждения соответствия |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Локомотивные устройства САУТ-ЦМ |
||||
1. Остановка поезда перед светофором с запрещающим показанием |
Настоящие Нормы |
Автоматическая остановка поезда |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
2. Контроль скорости движения в любой точке пути |
Настоящие Нормы |
Автоматическое торможение при превышении программной скорости на 2 км/ч |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
3. Точность автоматической остановки поезда относительно точки прицельной остановки, м |
Настоящие Нормы |
(+30) - (-100) |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
4.* Интенсивность опасных отказов локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ, l/ч, не более |
Настоящие Нормы |
5,4×10-8 |
Документ «Система автоматического управления торможением поездов. Доказательство безопасности» |
Экспертное заключение |
5. Электрическая прочность изоляции локомотивных устройств САУТ-ЦМ, В, не менее |
Настоящие Нормы |
500 |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
6. Электрическое сопротивление изоляции локомотивных устройств САУТ-ЦМ, МОм, не менее |
Настоящие Нормы |
100 |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
7. Устойчивость функционирования локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ при воздействии наносекундных импульсных помех |
Настоящие Нормы |
Нормальное функционирование в соответствии с установленными требованиями |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
7.1. Порт электропитания, защитного заземления - амплитудой 2 кВ |
||||
7.2. Порт ввода/вывода, данных, управления - амплитудой 1 кВ |
||||
8. Устойчивость функционирования локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ при воздействии микросекундных импульсных помех |
Настоящие Нормы |
Нормальное функционирование в соответствии с установленными требованиями |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
8.1. Линия электропитания по схеме «провод-провод» - амплитудой 1 кВ, по схеме «провод-земля» - амплитудой 2 кВ |
||||
8.2. Линия связи, передачи данных по схеме «провод-земля» - амплитудой 1 кВ |
||||
9. Устойчивость функционирования локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ при воздействии электростатических разрядов испытательным напряжением |
Настоящие Нормы |
Нормальное функционирование в соответствии с установленными требованиями |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
9.1. Контактный разряд испытательным напряжением 4 кВ |
||||
9.2. Воздушный разряд испытательным напряжением 1 кВ |
||||
Станционные устройства САУТ-ЦМ |
||||
10. Несущая частота выходного тока путевого генератора ГПУ-САУТ-ЦМ, Гц |
Настоящие Нормы |
19600 ± 40 |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
11. Автоматически поддерживаемый ток в шлейфе, А |
Настоящие Нормы |
0,5 ± 0,1 |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
12. Напряжение на контрольных выводах путевого генератора ГПУ-САУТ-ЦМ в режиме «исправно», В |
Настоящие Нормы |
12 ± 3 |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
13.* Интенсивность опасных отказов станционной аппаратуры САУТ-ЦМ/НСП, 1/ч, не более |
Настоящие Нормы |
2×10-11 |
Документ «Доказательство безопасности» |
Экспертное заключение |
14. Электрическое сопротивление изоляции генератора ГПУ-САУТ-ЦМ, МОм, не менее |
Настоящие Нормы |
200 |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
15. Электрическая прочность изоляции генератора ГПУ-САУТ-ЦМ, В, не менее |
Настоящие Нормы |
1880 |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
16. Устойчивость функционирования станционной аппаратуры САУТ-ЦМ/НСП при воздействии наносекундных импульсных помех 16.1. Входные и выходные порты электропитания, порты заземления - амплитудой 2 кВ 16.2. Порты ввода-вывода сигнала - амплитудой 1 кВ |
Настоящие Нормы |
Нормальное функционирование в соответствии с установленными требованиями |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
17. Устойчивость функционирования станционной аппаратуры САУТ-ЦМ/НСП при воздействии микросекундных импульсных помех 17.1. Входные и выходные порты электропитания при подаче помехи «провод-провод» амплитудой 1 кВ 17.2. Входные и выходные порты электропитания при подаче помехи «провод-земля» амплитудой 2 кВ 17.3 Порты ввода-вывода сигнала при подаче помехи амплитудой 1 кВ |
Настоящие Нормы |
Нормальное функционирование в соответствии с установленными требованиями |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
18. Устойчивость функционирования станционной аппаратуры САУТ-ЦМ/НСП при воздействии электростатических разрядов 18.1. Контактный разряд испытательным напряжением 6 кВ 18.2. Воздушный разряд испытательным напряжением 8 кВ |
Настоящие Нормы |
Нормальное функционирование в соответствии с установленными требованиями |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
19. Устойчивость функционирования станционной аппаратуры САУТ-ЦМ/НСП к динамическим изменениям напряжения сети электропитания 19.1. Провалы напряжения 70/50 (1000) 19.2. Прерывания напряжения 19.3. Выбросы напряжения 120/50 (1000); 19.4. Прерывания напряжения 0/65 (1300). Где: % Uн/Длительность изменения напряжения, периоды (мс) |
Настоящие Нормы |
Нормальное функционирование в соответствии с установленными требованиями (пп. 19.1 - 19.3) Временное снижение качества функционирования или работоспособности с самовосстановлением (п. 19.4) |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
20. Маркировка |
ОСТ 32.146-2000 |
Соответствие чертежам |
ОСТ 32.146-2000 |
Визуальный контроль |
* определяется только при первичной сертификации |