СТ ССФЖТ ЦВ 09.11-2000
СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ 
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
МЕТОДИКА
ИСПЫТАНИЙ АВТОСЦЕПОК 
НА РЕСУРС ПРИ СОУДАРЕНИИ
МПС
РОССИИ 
Москва
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ МПС России)
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Д.А. Ступин; И.Б. Феоктистов, канд. тех. наук; А.В. Иванов, канд. тех. наук; В.И. Беляев, канд. тех. наук; В.В. Стрельникова.
ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом вагонного хозяйства МПС России
2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 06.09.2000 г. № М-2327у
3. ВЗАМЕН ТМ 14-001-91
СОДЕРЖАНИЕ
СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
| 
   МЕТОДИКА
  ИСПЫТАНИЙ АВТОСЦЕПОК   | 
 
Дата введения
2000-09-20
Типовая методика испытаний устанавливает общий методический порядок проведения испытаний автосцепок подвижного состава колеи 1520 мм. По данной типовой методике проводят все категории испытаний: сертификационные, приемочные, исследовательские.
В настоящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:
«Технические требования на разработку автосцепного устройства грузовых вагонов нового поколения» № ЦВА-10/31-99. [1]
«Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)», ГосНИИВ-ВНИИЖТ, Москва, 1996 г. [2]
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
Эксплуатационный спектр нагрузок - условная величина и количество продольных сил, действующих на автосцепку в год согласно Приложения 1 [2].
Функциональная работоспособность автосцепки - выполнение автосцепкой процессов автоматического сцепления, автоматической готовности к новому сцеплению после разведения вагонов, расцепления, установки автосцепки на «буфер» и восстановление сцепления ошибочно расцепленной автосцепки.
Объектом испытаний является автосцепка в сборе, установленная на вагоне или на специальном ударном стенде. Испытаниям подвергается не менее 2-х автосцепок.
Определение функциональной работоспособности автосцепок после испытаний на ресурс при соударении.
Метод испытаний экспериментальный. Производят проверку работоспособности автосцепки под действием многократной ударной нагрузки.
Испытания проводят в естественных условиях при температуре окружающей среды от -20 °C до +30 °C.
Испытания проводят на стенде-горке, имеющем следующие характеристики:
| 
   Сила удара в автосцепку, МН  | 
  
   от 0,1 до 3,5  | 
 
| 
   Диапазон скоростей соударения, м/с  | 
  
   от 0,5 до 3,5  | 
 
| 
   Число соударений за смену (8 ч.), не менее  | 
  
   100  | 
 
| 
   Возможность одновременного измерения и регистрации:  | 
  |
| 
   - напряжений, не менее  | 
  
   5 точек;  | 
 
| 
   - ускорений, не менее  | 
  
   2 точек;  | 
 
| 
   - перемещений, не менее  | 
  
   2 точек.  | 
 
В общем случае испытания на соударения проводят в заторможенном и «подпертом» состоянии вагона с проверяемой автосцепкой. Для создания подпора допускается создать сцеп из трех - четырех заторможенных грузовых вагонов общей массой не менее 300 т, перемещения которых должны быть дополнительно ограничены специальными упорами. На стенде-горке подпор вагона с опытной автосцепкой обеспечивают штатным железобетонным блоком-упором с встроенным комплектом автосцепного устройства.
Соударение вагонов осуществляют путем накатывания на вагон с опытной автосцепкой вагона-бойка. Масса-брутто вагона-бойка должна быть не менее 100 т. Разность продольных осей автосцепок соударяющихся вагонов по высоте не должна превышать 50 мм. Вагон-боек должен быть оборудован автосцепкой-динамометром, откалиброванной перед испытанием на прессе, обеспечивающем регистрацию сил в диапазоне до 3,5 МН.
В процессе испытаний на соударение измеряют и регистрируют (см. п. 8) скорость набегания вагона-бойка перед ударами, силу ударов, а при необходимости в зависимости от особенностей испытуемого объекта напряжения, ускорения и перемещения деталей механизма автосцепки. Соударения начинают со скоростью 2 - 3 км/ч и увеличивают скорость соударения с интервалом 1 - 2 км/ч до достижения силы на автосцепке 3 ... 3,5 МН и производят не менее 10 соударений с этой силой.
В качестве базового числа соударений принимают 800 (200*) ударов при приведенной эквивалентной по повреждающему действию силе 2,2 МН.
_____________
* - Для автосцепок, предназначенных к эксплуатации на вагонах сообщения Восток-Запад.
После проведения каждого цикла из 100 ударов производят осмотр испытываемой автосцепки, фиксируют замеченные особенности состояния узлов и деталей, проверяют функциональную работоспособность. По окончании испытаний оформляют протокол, в котором приводят статистическую диаграмму распределения сил и скоростей соударения и дают заключение о сохранении функциональной работоспособности автосцепки.
| 
   Относительная погрешность измерения скорости, не более, %  | 
  
   2  | 
 
| 
   Относительная погрешность измерения силы, не более, %  | 
  
   5  | 
 
| 
   Относительная погрешность измерения напряжений, не более %  | 
  
   5  | 
 
| 
   Относительная погрешность измерения ускорений, не более %  | 
  
   10  | 
 
| 
   Абсолютная погрешность измерения перемещений, не более мм  | 
  
   2  | 
 
При выполнении работ необходимо соблюдать требования, изложенные в Инструкции по эксплуатации стенда.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
| 
    Изменение  | 
   
    Номера листов (страниц)  | 
   
    Номер документа  | 
   
    Подпись  | 
   
    Дата  | 
   
    Срок введения изменения  | 
  |||
| 
    измененных  | 
   
    замененных  | 
   
    новых  | 
   
    аннулированных  | 
  |||||
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
  
   6  | 
  
   7  | 
  
   8  | 
  
   9  |