НБ ЖТ ЦТ-ЦП 053-2001
НОРМЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ЛОКОМОТИВЫ, МОТОРВАГОННЫЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ
САМОХОДНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
КРЕСЛО МАШИНИСТА
Нормы безопасности
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Департамента здравоохранения МПС Российской Федерации (ФГУП ВНИИЖГ МПС РФ), ОАО Научно-производственное объединение «Звезда» (ОАО HПП «Звезда») и ГУП Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)
ИСПОЛНИТЕЛИ:
от ФГУП ВНИИЖГ МПС РФ Т.Г. Берсенева, А.Г. Лексин, Н.Г. Лосавио, к.т.н., Н.И. Минеева, Б.И. Школьников, к.м.н.
от ОАО НПП «ЗВЕЗДА» А.С. Барер, д.м.н.. В.К. Костин, В.А. Наумов, к.т.н., А.А. Шейкин, к.м.н.
от ГУП ВНИТИ МПС России Ю.В. Мещерин, к.т.н., А.А. Рыбалов, к.т.н., В.А. Пузанов, к.т.н.
ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом пути и сооружений МПС России
2 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 17.05.2001 № М-852у
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
4 ИЗДАНИЕ (октябрь 2003 г.) с Изменением, утвержденным распоряжением МПС России от 27.05.2003 № 522р.
СОДЕРЖАНИЕ
НБ ЖТ ЦТ-ЦП 053-2001
НОРМЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ЛОКОМОТИВЫ, МОТОРВАГОННЫЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ
САМОХОДНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
КРЕСЛО МАШИНИСТА
Нормы безопасности
Дата введения 2001-05-17
Настоящие нормы безопасности распространяются на кресла машинистов локомотивов, моторвагонного подвижного состава и кресла машинистов, управляющих движением (транспортный режим) специального подвижного состава единой сети железных дорог Российской Федерации и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
(Измененная редакция, распоряжение МПС России 27.05.2003 № 522р).
Нормы безопасности, предъявляемые к креслу машиниста, приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.
(Измененная редакция, распоряжение МПС России 27.05.2003 № 522р).
«Нормы безопасности кресла машиниста»
Таблица 1
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное значение сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый способ подтверждения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Соответствие конструктивных параметров кресла антропометрическим размерам мужского контингента |
||||
1.1. Высота поверхности сиденья (без учета высоты устройства крепления кресла к полу), мм |
ГОСТ 21889 (п.п. 1.7, 3.3) |
400 - 420 мм |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
1.2. Регулировка сиденья по высоте, мм, не менее |
ГОСТ 21889 (п. 3.3) ГОСТ 12.2.056 (п. 3.4.2) |
80 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
1.3. Продольное смещение сиденья кресла от крайнего переднего до крайнего заднего положения, мм, не менее |
Устанавливается настоящими нормами |
200 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
1.4. Ширина сиденья, мм, не менее |
ГОСТ 21889 (п. 3.4) |
410 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
1.5. Глубина сиденья, мм, не менее |
ГОСТ 21889 (п. 3.5) |
400 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
1.6. Высота спинки с заголовником, мм (не распространяется на кресло машиниста маневрового локомотива, ССПС с кабинами по типу маневрового локомотива) |
ГОСТ 21889 (п.п. 1.6,3.11) ГОСТ В24951 (код h22) |
840 - 870 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
1.7. Высота опорной поверхности заголовника, мм |
ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.12) |
180 - 260 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
1.8. Ширина заголовника, мм, не менее |
ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.14) |
175 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
1.9. Ширина спинки, мм, не менее |
ГОСТ 21889 (п.п. 1.6,3.6.5) |
390 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
1.10. Высота подлокотника, мм |
ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.7) |
230 - 250 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
1.11. Длина подлокотника, мм |
ГОСТ 21889 (п.п. 1,6, 3.8) |
300 - 400 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
1.12. Ширина подлокотника, мм, не менее |
ГОСТ 21889 (п.п. 1.6,3.9) |
50 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
1.13. Расстояние между внутренними гранями подлокотников, мм, не менее |
ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.10) |
500 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
2. Эргономическое соответствие формируемой креслом позы |
||||
2.1. Вынос опорной поверхности заголовника вперед от линии спинки, мм, не более |
ГОСТ В24951 (п.п. 1.6, 3.19) |
25 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
2.2. Наклон подлокотников от горизонтали, град.: |
ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.20) |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
|
нерегулируемый |
0 - 5 |
|||
регулируемый |
0 - 20 |
|||
2.3. Наклон сиденья (опорной поверхности) к горизонтали, град. |
ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.17) |
0 - 7 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
2.4. Наклон спинки относительно сиденья (со ступенчатой регулировкой), град. |
ГОСТ 21889 (п.п. 1.6, 3.19) |
95 - 115 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Испытания |
2.5. Вершина поясничной опоры от плоскости сиденья регулируемая, мм |
ГОСТ 21889 (п. 3.18) |
140 - 250 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 097-2000 |
Испытания |
3. Эргономическое и конструктивное соответствие конфигурации и механических характеристик смягчающих прокладок |
||||
3.1. Напряжения сжатия прокладки для сиденья, DН, мм |
ГОСТ 21889 (п. 2.2) |
Приложение А |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 097-2000 |
Экспертиза |
3.2. Толщина прокладки для спинки под поясничным лордозом, мм, не более |
ГОСТ 21889 (п. 2.2) |
35 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 097-2000 |
Экспертиза |
3.3. Напряжения сжатия прокладки для спинки, DН, мм |
ГОСТ 21889 (п. 2.2) |
Приложение Б |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 097-2000 |
Экспертиза |
4. Преодолимость усилий сопротивления на органах управления механизмами регулировок кресла: |
||||
4.1. При перемещении вертикальной рукоятки, кГс, не более: |
ГОСТ 21753 (п. 2.2) |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000 |
Испытания |
|
- от себя |
для левой руки - 10 для правой руки - 15 |
|||
- к себе |
для левой руки - 11 для правой руки - 11 |
|||
- влево |
для левой руки - 5 для правой руки - 9 |
|||
- вниз, вверх |
для левой руки - 8 для правой руки - 9 |
|||
4.2. При перемещении горизонтальной рукоятки, кГс, не более: |
ГОСТ 21753 (п. 2.2) |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000 |
Испытания |
|
- от себя |
для левой руки - 15 для правой руки - 15 |
|||
- к себе |
для левой руки - 6 для правой руки - 9 |
|||
- влево |
для левой руки - 6 для правой руки - 8 |
|||
- вправо |
для левой руки - 7 для правой руки - 9 |
|||
- вниз |
для левой руки - 8 для правой руки - 10 |
|||
- вверх |
для левой руки - 7 для правой руки - 10 |
|||
4.3. При вращении кисти предплечьем, кГс, не более: |
ГОСТ 21753 (п. 2.2) |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000 |
Испытания |
|
- с пронацией |
для левой руки - 6 для правой руки - 14 |
|||
- с супинацией |
для левой руки - 6 для правой руки - 14 |
|||
4.4. При сжатии рукоятки двухрычажного типа кистью, кГс, не более |
ГОСТ 21753 (п. 2.2) |
для левой руки - 11 для правой руки - 12 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000 |
Испытания |
4.5. При захвате пальцами рычага с разнонаправленным движением, кГс, не более |
ГОСТ 21753 (п. 2.2) |
10 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000 |
Испытания |
4.6. При перемещение кончиками пальцев, кГс, не более |
ГОСТ 21753 (п. 2.2) |
9 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000 |
Испытания |
5. Экстренное покидание кресла |
||||
5.1. Время беспрепятственного покидания кресла с подготовительными операциями (откидывание подлокотников, продольное смещение кресла), с, не более |
Устанавливается настоящими нормами |
3 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102-2000 |
Испытания |
6. Прочность элементов кресла |
||||
6.1. Обеспечение прочности сиденья при вертикальной нагрузке 2400 Н |
ГОСТ 21889 (п. 1.13) |
отсутствие остаточных деформаций |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 100-2000 |
Испытания |
6.2. Обеспечение прочности спинки при горизонтальной нагрузке 1200 Н |
ГОСТ 21889 (п. 1.13) |
отсутствие остаточных деформаций |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 100-2000 |
Испытания |
6.3. Обеспечение прочности подлокотника при вертикальной нагрузке 1000 Н |
ГОСТ 21889 (п. 1.13) |
отсутствие остаточных деформаций |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 100-2000 |
Испытания |
7. Работоспособность механизмов кресла |
||||
7.1. Работоспособность механизма регулировки подвески под массу машиниста при 200 переключениях |
ГОСТ 21889 (п. 1.9) |
сохранение характеристик по усилию переключения и фиксации |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102-2000 |
Испытания |
7.2. Работоспособность механизма перемещения сиденья в продольном направлении при 500 перемещениях |
ГОСТ 21889 (п. 1.9) |
сохранение характеристик по усилию переключения и фиксации |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102-2000 |
Испытания |
7.3. Работоспособность механизма перемещения сиденья в вертикальном направлении при 300 перемещениях |
ГОСТ 21889 (п. 1.9) |
сохранение характеристик по усилию перестановки и фиксации |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102-2000 |
Испытания |
7.4. Работоспособность механизма регулировки положения спинки кресла при 400 отклонениях |
ГОСТ 21889 (п. 1.9) |
сохранение характеристик по усилию перестановки на органах управления и фиксации спинки |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102-2000 |
Испытания |
8. Коэффициент передачи вертикальной вибрации кресла машиниста (Ki) в диапазонах частот: |
Устанавливается настоящими нормами |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 099-2000 |
Испытания |
|
1 - 4 Гц, не более |
||||
5 - 8 Гц, не более |
1,2 |
|||
10 - 80 Гц, не более |
0,7 0,5 |
|||
9. Санитарно-химические показатели |
||||
9.1. Потенциальная биологическая опасность продуктов деструкции полимерных и синтетических конструкционных и отделочных материалов кресла в нормальных условиях |
ГОСТ 21889 (п. 1.12) |
ПДК №№ 1-610 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 103-2000 |
Испытания |
9.2. Соответствие примененных в конструкции и отделке неметаллических материалов требованиям санитарно-химической и токсикологической безопасности при горении и в нормальных условиях |
ГОСТ 21889 (п. 1.12) |
Наличие санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов пожарной безопасности на все примененные полимерные материалы |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 103-2000 |
Экспертиза санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов пожарной безопасности |
9.3. Сила запаха по 5-ти балльной шкале, балл, не более |
ГОСТ 21889 (п.п. 1.12, 1.13) |
2 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 103-2000 |
Испытания |
10. Напряженность электростатического поля на поверхностях кресла в зонах контакта с телом машиниста, кВ/м, не более |
ГОСТ 21889 (п. 1.12) МСанПиН 001 (п. 4.7.1) |
15 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 101-2000 |
Испытания |
(Новая редакция, Изм.)
Нормативные значения сертификационного показателя устанавливаются данными нормами безопасности.
Меньшие усилия относятся к левой руке («10 - 15» - «левая рука - правая рука»)
«Перечень нормативных документов»
Таблица 2
Наименование НД |
Кем утвержден Год издания |
|
1 |
2 |
3 |
Стандарт системы безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности |
1981 |
|
Система «человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования |
1977 |
|
Система «человек-машина». Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования |
1979 |
|
ГОСТ В24951-81 |
Антропометрия летного состава. Статические и динамические размеры |
1982 |
Гигиенические нормативы. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест |
2003 |
|
Межгосударственные санитарные правила и нормы. Санитарные нормы допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях |
1997 |
|
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 096-2000 |
Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по проверке показателей соответствия конструктивных параметров кресла машиниста антропометрическим размерам мужского населения и эргономического соответствия формируемой креслом позы |
2000 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 097-2000 |
Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по проверке показателей эргономического и конструктивного соответствия конфигурации и механических смягчающих прокладок |
2000 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000 |
Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по проверке показателей преодолимости усилий на органах управления механизмами регулировок кресла |
2000 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 099-2000 |
Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по проверке показателя «коэффициенты вибропередачи кресла машиниста» |
2000 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 100-2000 |
Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по проверке показателей прочности основных элементов кресла |
2000 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 101-2000 |
Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по проверке показателя напряженности электростатического поля на поверхностях кресла в зонах контакта с телом машиниста |
2000 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102-2000 |
Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по проверке показателей работоспособности механизмов кресла |
2000 |
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 103-2000 |
Стандарт системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Методика испытаний по санитарно-химическим показателям |
2000 |
(Новая редакция, Изм.)
(Новая редакция, Изм.)
(Новая редакция Изм.)
Приложение В исключено. Изм.
Нормативная диаграмма действительного напряжения сжатия покладки спинки
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изменение |
Номера листов (страниц) |
Номер документа |
Подпись |
Дата |
Срок введения изменения |
|||
измененных |
замененных |
новых |
аннулированных |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Изменение |
I, II, III, 1 |
1, 2, 15 |
Распоряжение от 27.05.2003 № 522р |
27.05.2003 |
||||
Изменение |
Приложение № 1 к приказу Минтранса России от 26.03.09 № 47 |
С момента публикации документа |