НБ ЖТ ЦВ-ЦТ 078-2003
НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ |
ИЗДЕЛИЯ РЕЗИНОВЫЕ УПЛОТНИИТЕЛЬНЫЕ ТОРМОЗНЫХ
ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Нормы безопасности
Москва
Предисловие
1. РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта МПС России» (ФГУП ВНИИЖТ МПС России)
ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом пути и сооружений МПС России
2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 25 июня 2003 г. № Р-634у
3. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Приложение Б. Резины, используемые для уплотнительных изделий тормозных пневматических систем подвижного состава. 12 |
НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
РЕЗИНОВЫЕ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ТОРМОЗНЫХ Нормы безопасности |
Дата введения 2003-06-27
Настоящие нормы безопасности распространяются на резиновые уплотнительные изделия тормозных пневматических систем подвижного состава и применяются при проведении сертификации в системе сертификации, созданной федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Нормы безопасности, предъявляемые к резиновым уплотнительным изделиям тормозных пневматических систем подвижного состава, приведены в таблице 1. Сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в таблице 1, приведены в таблице 2.
Таблица 1 - Нормы безопасности изделий резиновых уплотнительных тормозных пневматических систем
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное значение сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый способ подтверждения соответствия |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
1. Требования к резиновым уплотнительным изделиям |
|||||||||||
1.1. Размеры изделий |
Измерительный контроль |
||||||||||
1.1.1. Предельные отклонения размеров изделий (кроме манжет тормозных приборов), неуказанные в чертежах, мм |
Устанавливаются настоящими нормами |
||||||||||
Размеры изделий: |
|||||||||||
длина, ширина до 20,0 включ |
|||||||||||
диафрагм |
- |
± 0,3 |
Измерительный контроль |
||||||||
прокладок и уплотнителей (уплотнений) |
- |
± 0,3 |
|||||||||
манжет и воротников тормозных цилиндров |
- |
± 0,3 |
Измерительный контроль |
||||||||
диаметр св. 20,0 до 50,0 включ. |
|||||||||||
диафрагм |
- |
± 0,5 |
|||||||||
прокладок и уплотнителей (уплотнений) |
- |
± 0,5 |
|||||||||
манжет и воротников тормозных цилиндров |
- |
± 0,5 |
|||||||||
диаметр св. 50,0 до 100,0 включ. |
|||||||||||
диафрагм |
- |
± 0,8 |
|||||||||
прокладок и уплотнителей (уплотнений) |
- |
± 1,0 |
|||||||||
манжет и воротников тормозных цилиндров |
- |
± 0,5 |
|||||||||
диаметр св. 100,0 до 150,0 включ. |
|||||||||||
диафрагм |
- |
± 1,0 |
|||||||||
прокладок и уплотнителей (уплотнений) |
- |
± 1,5 |
|||||||||
манжет и воротников тормозных цилиндров |
- |
± 1,0 |
|||||||||
диаметр св. 150,0 до 240,0 включ. |
|||||||||||
диафрагм |
- |
± 1,5 |
|||||||||
прокладок и уплотнителей (уплотнений) |
- |
± 2,0 |
|||||||||
манжет и воротников тормозных цилиндров |
- |
± 1,5 |
|||||||||
диаметр св. 240,0 |
|||||||||||
диафрагм |
- |
± 1,5 |
|||||||||
прокладок и уплотнителей (уплотнений) |
- |
± 2,0 |
|||||||||
манжет и воротников тормозных цилиндров |
- |
± 2,0 |
|||||||||
толщина до 3,0 включ. |
|||||||||||
диафрагм |
- |
± 0,1 |
|||||||||
прокладок и уплотнителей (уплотнений) |
- |
± 0,3 |
|||||||||
манжет и воротников тормозных цилиндров |
- |
+0,6 |
|||||||||
-0,2 |
|||||||||||
толщина св. 3,0 до 5,0 включ. |
|||||||||||
диафрагм |
- |
± 0,2 |
|||||||||
прокладок и уплотнителей (уплотнений) |
- |
± 0,5 |
|||||||||
манжет и воротников тормозных цилиндров |
- |
+0,6 |
|||||||||
-0,3 |
|||||||||||
толщина св. 5,0 |
|||||||||||
диафрагм |
- |
± 0,3 |
|||||||||
прокладок и уплотнителей (уплотнений) |
- |
± 0,8 |
|||||||||
манжет и воротников тормозных цилиндров |
- |
± 0,5 |
|||||||||
высота до 4,0 включ. |
|||||||||||
манжет и воротников тормозных цилиндров |
- |
± 0,3 |
|||||||||
высота св. 4,0 до 6,5 включ. |
|||||||||||
манжет и воротников тормозных цилиндров |
- |
± 0,5 |
|||||||||
высота св. 6,5 до 10,0 включ. |
|||||||||||
манжет и воротников тормозных цилиндров |
+0,8 |
||||||||||
-0,4 |
|||||||||||
высота св. 10,0 |
|||||||||||
манжет и воротников тормозных цилиндров |
- |
+1,0 |
|||||||||
-0,5 |
|||||||||||
отверстия рабочих каналов прокладки до 50,0 включ. |
± 0,3 |
||||||||||
отверстия рабочих каналов прокладки св. 50,0 |
± 0,5 |
||||||||||
1.1.2 Предельные отклонения размеров изделий манжет тормозных приборов, неуказанные в чертежах, мм |
Устанавливаются настоящими нормами |
Измерительный контроль |
|||||||||
диаметр до 20,0 включ. |
± 0,3 |
||||||||||
диаметр св. 20,0 до 100,0 включ. |
± 0,5 |
||||||||||
диаметр св. 100,0 |
± 1,0 |
||||||||||
диаметр св. 200,0 |
± 1,5 |
||||||||||
высота до 5,0 включ. |
± 0,3 |
||||||||||
высота св. 5,0 |
± 0,5 |
||||||||||
1.2. Изменение массы изделий после воздействия стандартных сред |
ГОСТ 9.030, п. 2.6 |
Соответственно нормам стандартных образцов резин |
ГОСТ 9.030, метод А |
Испытания |
|||||||
1.3. Твердость изделий по Шору А, единицы Шора А |
Устанавливается настоящими нормами |
Испытания |
|||||||||
Твердость изделий должна быть равна твердости соответствующих групп резин с допускаемым отклонением ± 3 единицы Шора А интервал твердости на изделии должен быть равен интервалу твердости, соответствующему конкретной группе резин (Приложение Б) |
|||||||||||
1.4. Морозостойкость |
Устанавливается настоящими нормами |
||||||||||
Манжета (V-образного сечения) с наружным диаметром от 45 до 300 мм после сжатия в течение (3 ± 1) с до соприкосновения диаметрально противоположных сторон внутренней поверхности должна восстановиться не менее, чем на половину первоначального расстояния между ними и не иметь трещин в течение времени, мин. |
(3,0 ± 0,3) |
Измерительный контроль |
|||||||||
Воротники (L-образного сечения тарельчатые) с наружным диаметром до 300 мм, прокладки и диафрагмы после изгиба в течение (3 ± 1) с на угол (90 ± 5)° должны восстановиться не менее, чем на половину угла изгиба и не иметь на поверхности трещин в течение времени, мин. |
(3,0 ± 0,3)* |
Измерительный контроль |
|||||||||
Манжеты и воротники тормозных цилиндров диаметром свыше 300 мм после изгиба с помощью динамометра в течение (3 ± 1) с на угол (45 ± 3)° должны восстановиться не менее, чем на половину угла изгиба, и не иметь на поверхности трещин в течение времени, мин |
(3,0 ± 0,3)* |
Измерительный контроль |
|||||||||
Усилие изгиба по динамометру должно быть не более 166 Н (17 кгс) |
|||||||||||
Эластическое восстановление образцов из прокладок после их сжатия на (20 ± 2) % и выдержки в течение (5,0 ± 0,5) мин. при температуре минус 55 °C с предельным отклонением минус 2 °C в месте вдавливания индентера должно соответствовать нормам через (3,0 ± 0,5) мин. после освобождения образца, мм, не менее |
Измерительный контроль |
||||||||||
от 1,00 до 2,50 включительно |
0,10 |
||||||||||
св. 2,50 до 5,00 включительно |
0,20 |
||||||||||
св. 5,00 до 10,00 включительно |
0,25 |
||||||||||
1.5. Внешний вид изделий |
Устанавливается настоящими нормами |
В соответствии с Приложением А |
Аттестованная методика аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории) |
Визуальный и инструментальный контроль |
|||||||
2. Требования к резинам изделий |
|||||||||||
По группам резин в соответствии с приложением А |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
3а |
4 |
5 |
6 |
6а |
||||
2.1. Условная прочность при растяжении, Мпа, не менее |
Устанавливается настоящими нормами |
8,8 |
7,8 |
7,8 |
7,8 |
8,8 |
7,8 |
5,9 |
9,8 |
Испытания |
|
2.2. Относительное удлинение при разрыве, %, не менее |
Устанавливается настоящими нормами |
160 |
160 |
140 |
140 |
160 |
90 |
100 |
100 |
Испытания |
|
2.3. Твердость по Шору А, единицы Шора A |
Устанавливается настоящими нормами |
70 ± 5 |
75 ± 5 |
75 ± 5 |
|
75 ± 5 |
|
90 ± 5 |
|
Испытания |
|
2.4. Коэффициент морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия на 20 %, не менее: |
Устанавливается настоящими нормами |
Испытание |
|||||||||
при температуре минус 50 °C |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,15 |
|||
при температуре минус 55 °C |
0,15 |
0,15 |
- |
- |
- |
0,15 |
- |
- |
|||
при температуре минус 60 °C |
- |
- |
0,15 |
0,15 |
- |
- |
- |
- |
|||
при температуре минус 65 °C |
- |
- |
- |
- |
0,15 |
- |
- |
- |
|||
2.5. Относительная остаточная деформация после старения в воздухе три сжатии на 20 % в течение (24-2) ч, %, не более: |
Устанавливается настоящими нормами |
Испытание |
|||||||||
при температуре (70 ± 1) °C |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
- |
|||
при температуре (100 ± 1) °C |
55 |
55 |
60 |
60 |
50 |
60 |
- |
60 |
|||
2.6. Изменение массы после воздействия сред в течение (24-2) ч, при (70 ± 2) °C, %, в пределах |
Устанавливается настоящими нормами |
Испытание |
|||||||||
Стандартная жидкость СЖР-3 (ТУ 38.10195-86) |
От -1,0 до +11 |
От -5,0 до +3,0 |
От -3,0 до +8,0 |
От -3,0 до +8,0 |
- |
От -2,0 до +10 |
- |
- |
|||
Стандартная жидкость СЖР-2 (ТУ 38.10195-86) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
От -3,0 до +5,0 |
От -4,0 до +3,0 |
|||
Консистентная смазка ЦИАТИМ 221 (ГОСТ 9433-80) |
От -3,0 до +6,0 |
(Измененная редакция, Изм.)
Перечень нормативной документации
Таблица 2
Наименование НД |
Кем утвержден Год издания |
|
ЕСЗКС. Резины. Методы испытаний на стойкость к термическому старению |
1974 |
|
ЕСЗКС Резины. Методы испытаний на стойкость к старению при статической деформации сжатия |
1974 |
|
ЕСЗКС. Резины. Метод испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред |
1974 |
|
Штангенциркули. Технические условия |
1989 |
|
Резина. Метод определения твердости по Шору А |
1975 |
|
Резина. Метод определения упруго-прочностных свойств при растяжении |
1975 |
|
Линейки измерительные металлические. Технические условия |
1975 |
|
Толщиномеры и стенкомеры индикаторные с ценой деления 0,01 и 0,1 мм. Технические условия |
1989 |
|
Транспортиры геодезические. Технические условия |
1980 |
|
Резина. Метод определения морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия |
1979 |
|
Динамометры общего назначения. Технические условия |
(Новая редакция, Изм.)
Таблица А.1 - Допускаемые отклонения внешнего вида изделий
Наименование изделия |
||||||||
Диафрагма |
Манжета и воротник |
Прокладка |
Уплотнитель (уплотнение) |
|||||
Рабочая поверхность |
Нерабочая поверхность |
Рабочая поверхность |
Нерабочая поверхность |
Рабочая поверхность |
Нерабочая поверхность |
Рабочая поверхность |
Нерабочая поверхность |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Возвышение, отпечаток на поверхности |
Допускается высотой не более 0,3 мм, длиной не более 3,0 мм |
Допускается высотой не более 0,5 мм, длиной не более 4,0 мм |
Не допускается |
Допускается высотой не более 0,5 мм, диной не более 4,0 мм (для манжет и воротников тормозных цилиндров - высотой не более 1,0 мм без ограничения длины) |
Допускается высотой не более 0,3 мм, длиной не более 4,0 мм |
Допускается высотой не более 0,5 мм без ограничения длины |
Не допускается |
Допускается высотой не более 0,5 мм без ограничения длины |
2. Углубление |
Не допускается |
Допускается высотой не более 0,5 мм, длиной не более 4,0 мм |
Не допускается |
Допускается высотой не более 0,3 мм, диной не более 4,0 мм (для манжет и воротников тормозных цилиндров - глубиной, шириной не более 0,5 мм, длиной не более 8,0 мм) |
Допускается диаметром не более 0,3 мм, в количестве не более 3 шт. |
Допускается глубиной, шириной не более 0,3 мм без ограничения длины |
Не допускается |
Допускается глубиной, шириной не более 0,3 мм, длиной не более 4,0 мм |
3. Включение |
Допускается диаметром не более 0,15 мм |
Допускается диаметром не более 0,5 мм |
Допускается диаметром не более 0,15 мм |
Допускается диаметром не более 0,3 мм (для манжет и воротников тормозных цилиндров - диаметром не более 2,0 мм) |
Допускается диаметром не более 0,3 мм, в количестве не более 3 шт. |
Допускается диаметром не более 2,0 мм, в количестве не более 5 шт. |
Допускается диаметром не более 0,15 мм |
Допускается диаметром не более 1,0 мм |
4. Выпрессовка |
Не допускается |
Допускается высотой не более 1,0 мм |
Не допускается |
Допускается высотой не более 0,5 мм (для манжет и воротников тормозных цилиндров - высотой не более 1,5 мм) |
Не допускается |
Допускается высотой не более 1,5 мм |
Не допускается |
Допускается высотой не более 1,0 мм |
5. Срез, вырыв |
Не допускается |
Допускается глубиной не более 0,5 мм |
Не допускается |
Не допускается (для манжет и воротников тормозных цилиндров допускается глубиной не более 2,0 мм, длиной не более 5,0 мм) |
Не допускается |
Допускается глубиной не более 0,5 мм |
Не допускается |
Допускается глубиной не более 0,5 мм |
6. След обработки |
Допускается |
Допускается |
Допускается (для манжет тормозных приборов не допускается) |
Допускается |
Допускается |
Допускается |
Допускается |
Допускается |
7. Пузырь |
Не допускается |
Не допускается |
Не допускается |
Не допускается |
Не допускается |
Допускается диаметром не более 0,5 мм |
Не допускается |
Допускается диаметром не более 0,5 мм |
8. Скол |
Не допускается |
Допускается глубиной не более 0,5 мм, длиной не более 4,0 мм |
Не допускается |
Допускается глубиной не более 0,5 мм, длиной не более 4,0 мм (для манжет и воротников тормозных цилиндров допускается глубиной не более 1,0 мм без ограничения длины) |
Не допускается |
Допускается глубиной не более 0,5 мм, длиной не более 4,0 мм |
Не допускается |
Допускается глубиной не более 0,5 мм, длиной не более 4,0 мм |
9. Трещина |
Не допускается |
Не допускается |
Не допускается |
Не допускается |
Не допускается |
Не допускается |
Не допускается |
Не допускается |
10. Механическое повреждение |
Не допускается |
Не допускается |
Не допускается |
Не допускается (для манжет и воротников тормозных цилиндров допускается глубиной не более 0,2 мм, длиной не более 4,0 мм) |
Не допускается |
Не допускается |
Не допускается |
Не допускается |
11. Разнотон, след течения |
Допускается |
Допускается |
Допускается |
Допускается |
Допускается |
Допускается |
Допускается |
Допускается |
12. Оголение арматуры |
Не допускается |
Допускается |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
13. Недопрессовка, раковина |
Не допускается |
Допускается глубиной не более 0,5 мм |
Не допускается |
Допускается глубиной не. более 0,3 мм (для манжет и воротников тормозных цилиндров - глубиной не более 2,0 мм, длиной не более 5,0 мм), длиной не более 3,0 мм |
Не допускается |
Допускается глубиной не более 0,5 мм, длиной не более 3,0 мм |
Не допускается |
Допускается глубиной не более 0,5 мм, длиной не более 3,0 мм |
(Измененная редакция, Изм.)
Приложение Б
Резины, используемые для уплотнительных изделий тормозных пневматических систем подвижного состава
Таблица Б.1
Группа резины |
Наименование изделия |
Условия эксплуатации |
|
|
Температурный интервал работоспособности, °C |
Тип смазки |
|
||
1 |
Диафрагмы |
от минус 55 |
Смазка пластическая ЖТ-79Л (ТУ 0254-002-01055954-01) |
|
до плюс 55 |
|
|||
2 |
Манжеты, воротники, уплотнители (уплотнения) |
от минус 55 |
Смазка пластическая ЖТ-79Л (ТУ 0254-002-01055954-01) |
|
до плюс 55 |
|
|||
3 |
Манжеты, воротники, L-образного сечения, уплотнители (уплотнения) |
от минус 60 |
Смазка пластическая ЖТ-79Л (ТУ 0254-002-01055954-01) |
|
до плюс 60 |
||||
3а |
Диафрагмы |
от минус 60 |
Смазка пластическая ЖТ-79Л (ТУ 0254-002-01055954-01) |
|
до плюс 60 |
|
|||
4 |
Диафрагмы, манжеты |
от минус 65 |
Смазка консистентная ЦИАТИМ-221 |
|
до плюс 60 |
|
|||
5 |
Прокладки (кроме прокладок крана машиниста), втулки подвески тормозного башмака |
от минус 55 |
Смазка пластическая ЖТ-79Л (ТУ 0254-002-01055954-01) |
|
до плюс 55 |
|
|||
6 |
Прокладки крана машиниста |
от минус 50 до плюс 70 |
Смазка пластическая ЖТ-79Л (ТУ 0254-002-01055954-01) |
|
6а |
|
(Новая редакция, Изм.)
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изменение |
Номера листов (страниц) |
Номер документа |
Подпись |
Дата |
Срок введения изменения |
|||
Измененных |
Замененных |
Новых |
Аннулированных |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |