Приказ МЧС РФ от 30 декабря 2011 г. № 807
"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению экспертизы опасного объекта, а также взаимодействию владельцев опасных объектов, страховщиков, специализированных организаций и специалистов, осуществляющих экспертизу опасных объектов"

В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"* приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению экспертизы опасного объекта, а также взаимодействию владельцев опасных объектов, страховщиков, специализированных организаций и специалистов, осуществляющих экспертизу опасных объектов.

___________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4194

 

Министр

С.К. Шойгу

 

Методические рекомендации по проведению экспертизы опасного объекта, а также взаимодействию владельцев опасных объектов, страховщиков, специализированных организаций и специалистов, осуществляющих экспертизу опасных объектов

(утв. МЧС РФ от 30 декабря 2011 г. № 807)

1. Методические рекомендации по проведению экспертизы опасного объекта, а также взаимодействию владельцев опасных объектов, страховщиков, специализированных организаций и специалистов, осуществляющих экспертизу опасных объектов (далее - Методические рекомендации) разработаны МЧС России совместно с Росводресурсами, Ростехнадзором, Минздравсоцразвития России и Национальным союзом страховщиков ответственности в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" и определяют рекомендуемый порядок проведения и оформления результатов экспертизы опасного объекта и взаимодействия владельцев опасных объектов, страховщиков, специализированных организаций и специалистов, осуществляющих экспертизу опасных объектов.

2. Методические рекомендации разработаны для оказания помощи владельцам опасных объектов и страховщикам, осуществляющим обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов, а также специализированным организациям и (или) специалистам, осуществляющим экспертизу опасных объектов.

3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:

"специализированная организация" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие разрешение на проведение экспертизы опасного объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения технической и пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и охраны труда;

"специалист" - физическое лицо, имеющее разрешение на проведение экспертизы опасного объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения технической и пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и охраны труда;

"техническая безопасность опасного объекта" - промышленная безопасность (для опасных производственных объектов, установленных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности), и безопасность гидротехнических сооружений (для гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений).

4. Правовую основу Методических рекомендаций составляют:

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4194);

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 226-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4195);

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52 (часть I), ст. 5498; 2009, № 1, ст. 17, ст. 21, № 52 (часть I), ст. 6450; 2010, № 30, ст. 4002, № 31, ст. 4195, ст. 4196; 2011, № 27, ст. 3880, № 30 (часть I), ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596);

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3589; 2001, № 1 (Часть I), ст. 2, № 53 (Часть I), ст. 5030; 2002, № 52 (часть I), ст. 5132; 2003, № 2, ст. 167, № 52 (часть I), ст. 5038; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52 (часть I), ст. 5498; 2008, № 29 (часть I), ст. 3418; 2009, № 1, ст. 17, № 52 (часть I), ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4195; 2011, № 30 (часть I), ст. 4590, ст. 4591);

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1 (Часть I), ст. 2, № 33 (Часть I), ст. 3413; 2002, № 1 (Часть I), ст. 2, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 19 (часть I), ст. 1839, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212, № 19, ст. 1752; 2006, № 6, ст. 636, № 44, ст. 4537, № 50, ст. 5279, № 52 (часть I), ст. 5498; 2007, № 18, ст. 2117, № 43, ст. 5084; 2008, № 30 (часть I), ст. 3593; 2009, № 11, ст. 1261, № 29, ст. 3635, № 45, ст. 5265, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4004, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 54, № 30 (часть I), ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596);

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30 (часть I), ст. 3579);

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284, № 52 (часть I), ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5418; 2009, № 1, ст. 17, № 19, ст. 2274, № 48 ст. 5717; 2010, № 21, ст. 2529, № 31, ст. 4192; 2011, № 1, ст. 24, ст. 54);

постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 916 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2011 г., регистрационный № 20963);

Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта, утверждённый решением президиума Национального союза страховщиков ответственности (протокол № 28 от 08.06.2011) (далее - Порядок определения вреда).

5. Целью экспертизы опасного объекта является оценка вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и/или уровня безопасности опасного объекта для использования полученных результатов при установлении базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов при обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

6. Участниками экспертизы опасного объекта являются:

владелец опасного объекта;

страховщик;

специализированная организация и (или) специалист, привлекаемые страховщиком для проведения экспертизы опасного объекта.

7. Основными принципами экспертизы опасного объекта являются:

доступность информации о порядке, правилах и условиях экспертизы опасных объектов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан;

независимость специализированных организаций и специалистов, осуществляющих экспертизу опасного объекта, от интересов владельца и персонала опасного объекта, третьих лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

профессионализм и компетентность специализированных организаций и специалистов в вопросах промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в вопросах экспертизы опасного объекта и обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта;

достоверность и полнота информации, на которой базируются выводы экспертизы опасного объекта;

исключение возможности участия в проведении экспертизы опасного объекта в качестве специализированных организаций и (или) специалистов - организаций и (или) физических лиц, осуществлявших деятельность по проектированию (включая изыскания), производству, строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, утилизации, а также выполнявших другие работы или оказывающих услуги на данном опасном объекте;

ответственность специализированных организаций и (или) специалистов за выводы о результатах экспертизы опасного объекта.

8. Экспертиза опасного объекта может проводиться комплексно по вопросам оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта с учётом требований технической и пожарной безопасности опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте, либо раздельно по указанным вопросам в соответствии с имеющейся необходимостью и условиями проведения экспертизы опасного объекта.

9. При необходимости проведения экспертизы опасного объекта комплексно по вопросам оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта рекомендуется привлекать специализированную организацию, имеющую в своем составе необходимых специалистов.

При проведении экспертизы опасного объекта специализированной организацией для выполнения работ могут назначаться один или несколько специалистов.

В случае назначения нескольких специалистов для проведения экспертизы опасного объекта рекомендуется назначать старшего группы, отвечающего за результаты работы в целом.

10. Проведение экспертизы опасного объекта рекомендуется осуществлять на основе договора между специализированной организацией или специалистом и страховщиком.

В договоре целесообразно указывать цели, задачи, условия, перечень и объём работ, выполняемых специалистами, срок проведения экспертизы опасного объекта, а также перечень основных документов, необходимых для проведения экспертизы опасного объекта. В состав договора рекомендуется включать календарный план выполнения работ.

Срок проведения экспертизы опасного объекта целесообразно определять с учётом сложности конкретного опасного объекта, но не более одного месяца с момента получения комплекта необходимых документов в полном объеме.

11. В перечень документов, необходимых для проведения экспертизы опасного объекта, рекомендуется включать:

документы, содержащие общие сведения об опасном объекте и владельце опасного объекта, в том числе учредительные документы и документы о государственной регистрации;

проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларации безопасности опасного объекта (при их наличии), разработанные в установленном порядке, техническую документацию по опасному объекту (в зависимости от вида опасного объекта), лицензии на осуществление деятельности при эксплуатации опасного объекта;

документы, содержащие сведения о технической и пожарной безопасности, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте;

результаты аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых обслуживанием опасного объекта;

иную документацию, предусмотренную Порядком определения вреда.

Предоставление и рассмотрение документов, необходимых для проведения экспертизы опасных объектов, следует осуществлять с учетом ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну и (или) носящих конфиденциальный характер.

12. Работы по проведению экспертизы опасного объекта целесообразно разделять на этапы:

предварительный этап, включающий составление и заключение договора на проведение экспертизы опасного объекта, уточнение места и условий работы специалистов, порядка предоставления необходимых для рассмотрения документов; на предварительном этапе страховщику и владельцу опасного объекта рекомендуется назначать своих представителей, с которыми специализированная организация или специалист будут осуществлять взаимодействие при проведении экспертизы опасного объекта;

этап выполнения работ, предусмотренных договором на проведение экспертизы опасного объекта, включающий выезд и осмотр опасного объекта специалистами, осуществляющими экспертизу опасного объекта, рассмотрение и анализ необходимых документов, подготовку обоснованных выводов по вопросам оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших в результате аварии на опасном объекте, уровня безопасности опасного объекта; на данном этапе выполнение работ может осуществляться (по условиям договора) путём проведения проверки достоверности данных по оценке вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, оценке максимально возможного количества потерпевших, оценке уровня безопасности опасного объекта, предоставленных владельцем опасного объекта;

этап подготовки и представления заключения экспертизы опасного объекта страховщику.

13. Подготовку заключения экспертизы опасного объекта следует осуществлять на основании полученных результатов на этапе выполнения работ, предусмотренных договором на проведение экспертизы опасного объекта.

Рекомендуется следующий состав заключения экспертизы опасного объекта:

наименование заключения экспертизы опасного объекта;

вводная часть, включающая основание для проведения экспертизы опасного объекта, сведения о специализированной организации и (или) специалистах, проводивших экспертизу опасного объекта, в том числе данные о наличии разрешительных документов на право проведения экспертизы опасного объекта;

данные о владельце опасного объекта;

цель и задачи экспертизы опасного объекта;

краткая характеристика и назначение опасного объекта;

сведения о рассмотренной документации и выполненных работах;

результаты проведенной экспертизы опасного объекта;

заключительная часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению, при необходимости, компенсирующих мероприятий;

приложения, содержащие перечень использованной нормативной технической и методической документации, акты испытаний (при проведении их силами специализированной организации и (или) специалистами);

копия распорядительного документа специализированной организации о назначении специалиста или группы специалистов.

Заключение экспертизы опасного объекта подготавливается и подписывается специалистами, выполнявшими работы по проведению экспертизы опасного объекта.

При проведении экспертизы опасного объекта специализированной организацией заключение экспертизы опасного объекта рекомендуется утверждать руководителем и заверять печатью данной специализированной организации.

Передачу заключения экспертизы опасного объекта страховщику целесообразно осуществлять в сброшюрованном виде с указанием количества страниц.

Заключение экспертизы опасного объекта может быть оспорено в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

14. Специализированным организациям и (или) специалистам рекомендуется формировать полученные в результате проведения экспертизы опасного объекта материалы (договор, заключение экспертизы опасного объекта, переписка, другие документы) в отдельное дело и обеспечивать его хранение в течение срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте, по которому было подготовлено данное заключение экспертизы опасного объекта.

15. Претензии к выполненным работам по проведению экспертизы опасного объекта могут предъявляться страховщиком к специализированной организации и (или) специалистам в порядке, предусмотренном в договоре на проведение экспертизы опасного объекта.

Замечания по качеству работы специализированной организации и (или) специалиста при совершении ими грубых нарушений при проведении экспертизы опасного объекта могут также направляться в государственные органы власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации определяют порядок выдачи разрешений на её проведение.

Грубыми нарушениями при проведении экспертизы опасного объекта могут являться:

искажение достоверности и полноты информации, на которой базируются выводы об оценке вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможном количестве потерпевших и (или) уровне безопасности опасного объекта;

несоответствие сведений, предоставленных специализированной организацией и (или) специалистом, об имеющемся разрешении на проведение экспертизы опасного объекта, официальным данным, полученным при проверке этих сведений;

уклонение специализированной организации и (или) специалиста от проверки качества работы, осуществляемой в установленном порядке, в том числе предусматриваемой в договоре на проведение экспертизы опасного объекта

16. В случае значительных изменений данных, влияющих на оценку вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта, рекомендуется повторно проводить экспертизу опасного объекта в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.