Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 26 января 2012 г. № 59
"Об утверждении Инструкции по проведению проверки состояния учёта,
контроля и физической защиты ядерных материалов в связи с выявлением аномалии
или несанкционированных действий"
В целях совершенствования выполнения государственных функций по надзору за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проведению проверки состояния учёта, контроля и физической защиты ядерных материалов в связи с выявлением аномалии или несанкционированных действий.
2. Считать не подлежащим применению приказ Госатомнадзора России от 17 ноября 2003 г. № 113 "Об утверждении Инструкции по проведению целевой инспекции состояния учета, контроля, физической защиты ядерных материалов в связи с их утратой, хищением, несанкционированным использованием, недостачей и излишком (РД-08-11-2003)".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя B.C. Беззубцева.
Руководитель |
Н.Г. Кутьин |
Инструкция по проведению проверки состояния учёта, контроля и физической защиты ядерных материалов в связи с выявлением аномалии или несанкционированных действий
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 января 2012 г. № 59)
1. Инструкция по проведению проверки состояния учёта, контроля и физической защиты ядерных материалов в связи с выявлением аномалии или несанкционированных действий (далее - Инструкция) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401;
Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 456 (далее - Правила ФЗЯМ);
Положением о системе государственного учёта и контроля ядерных материалов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352;
Основными правилами учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05), утвержденными постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2005 г. № 19 (далее - Правила УКЯМ);
Требованиями к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (НП-083-07), утвержденными постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 декабря 2007 г. № 7;
Положением о порядке организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 429.
2. Инструкция устанавливает требования к проведению внеплановой проверки (инспекции) порядка ведения учёта и контроля ядерных материалов, фактического наличия ядерных материалов (далее - УК ЯМ) и состояния физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - ФЗ ЯМ) в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих об аномалии в учете и контроле ядерных материалов (далее - аномалия) или несанкционированных действиях (далее - НСД).
3. Инструкция обязательна для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - МТУ ЯРБ), проводящих проверки в связи с аномалией или НСД.
4. Проверка проводится в целях:
установления обстоятельств аномалии или НСД, причин и условий, способствовавших их возникновению;
установления фактического наличия ядерных материалов (далее - ЯМ);
проверки выполнения установленных требований к УК ЯМ и к ФЗ ЯМ.
5. Основанием для проведения проверки, указанной в пункте 2 настоящей Инструкции, является поступление в Ростехнадзор информации об аномалии или НСД.
Основным источником информации об аномалии или НСД являются:
специальный отчёт организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами (далее - организация), подлежащий обязательному представлению в Ростехнадзор в соответствии с Правилами УК ЯМ;
уведомление о случаях НСД, подлежащее обязательному представлению в Ростехнадзор в соответствии с Правилами ФЗ ЯМ.
Источниками информации об аномалии или НСД также могут быть:
поступившие в Ростехнадзор сообщения федеральных органов исполнительной власти;
представляемые в Ростехнадзор документы по результатам проверок, в процессе которых выявлены аномалии или НСД.
Источниками информации могут являться публикации в средствах массовой информации, а также сообщения иных источников информации (включая физических лиц) об аномалии или НСД.
В связи с тем, что информация о наличии аномалии или НСД указывает на обнаружение нарушений обязательных требований, и в связи с необходимостью принятия неотложных мер проверка проводится в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", без согласования с органом прокуратуры.
6. В документе используются термины и определения, установленные в:
Правилах ФЗ ЯМ;
Положении о системе государственного учёта и контроля ядерных материалов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352;
Правилах УК ЯМ.
7. При обнаружении аномалии или НСД проверка проводится как в организации, выявившей аномалию или НСД (если факт аномалии или НСД был выявлен в поднадзорной организации), так и в организации-источнике аномалии или НСД, если местом возникновения аномалии или совершения НСД является другая поднадзорная организация.
Например, при обнаружении ЯМ в пустой таре организацией, выявившей аномалию, является та организация, которая ее обнаружила. Организацией-источником аномалии в таком случае является та организация, которая отправила указанную тару как пустую.
8. Проверка проводится комиссией центрального аппарата Ростехнадзора, назначаемой приказом руководителя Ростехнадзора, или комиссией МТУ ЯРБ, назначаемой приказом руководителя соответствующего управления.
В комиссию рекомендуется включать представителей:
отдела по надзору за учетом, контролем и физической защитой соответствующего МТУ ЯРБ;
отдела инспекций, под надзором которого находится проверяемая организация.
При обнаружении аномалии в зоне баланса материалов (ЗБМ) первой или второй категории или с ЯМ первой или второй категории в комиссию рекомендуется включать представителей центрального аппарата Ростехнадзора (категории ЯМ в ЗБМ - в соответствии с Правилами УК ЯМ).
Комиссия назначается в срок не более трех суток с момента получения информации об аномалии или НСД. Время прибытия комиссии в проверяемую (проверяемые) организацию (организации) не превышает пяти суток с момента получения информации об аномалии или НСД.
9. Проверка проводится по рабочей программе, разработанной в соответствии с разделом III настоящей Инструкции.
10. Рабочая программа проверки не направляется заблаговременно в проверяемую организацию и доводится до её руководящего состава непосредственно перед началом проверки.
11. Проверка проводится в присутствии уполномоченных представителей проверяемой организации.
12. В процессе проверки членам комиссии необходимо соблюдать требования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, режима секретности.
13. Основными направлениями проверки являются:
а) установление обстоятельств аномалии или НСД;
б) установление причин и условий, способствовавших возникновению аномалии или НСД;
в) проверка фактического наличия ЯМ;
г) проверка организационных мер по физической защите, инженерно-технических средств физической защиты и подразделений охраны;
д) проверка результатов физических инвентаризаций ЯМ и итогов подведения материального баланса, определение инвентаризационной разницы, наличия и достаточности проведения подтверждающих измерений при физических инвентаризациях;
е) проверка состояния средств контроля доступа и порядка их применения;
ж) проверка наличия и достаточности мер административного контроля организации;
з) проверка соблюдения процедур снятия с государственного учёта ЯМ, переводимых в категорию радиоактивных веществ или радиоактивных отходов;
и) проверка документации об изменениях в технологических процессах или конструкционных изменениях, влияющих на организацию и ведение учёта, контроля и физической защиты ЯМ, произошедших с момента получения лицензии на деятельность, связанную с обращением с ЯМ;
к) проверка процедур приемки и передачи ЯМ и пустых контейнеров.
14. Перечень вопросов, подлежащих проверке, определяется в зависимости от конкретной аномалии или НСД и связанных с ними последствий.
В ходе проверки также выясняется, какие нарушения в УК ЯМ и ФЗ ЯМ были выявлены в процессе предыдущих проверок, причины и условия их возникновения, их устранение на момент обнаружения/возникновения аномалии или НСД. Анализируется влияние ранее выявленных нарушений на причины и условия, способствовавшие возникновению аномалии или НСД, а также достаточность мер, предпринятых организацией по устранению нарушений и их причин.
15. При обнаружении аномалии или НСД при транспортировке ЯМ проверке подлежат подпункты "а", "б", "в", "г", "е" и "к" пункта 13 настоящей Инструкции.
16. При обнаружении аномалии или НСД при проведении физической инвентаризации проверке подлежат подпункты "а", "б", "в", "г", "д", "е", "з" и "и" пункта 13 настоящей Инструкции.
17. В остальных случаях объем проверки определяется исходя из вида аномалий или НСД и места их возникновения, как правило, проверке подлежат подпункты "а", "б", "в", "г", "е" и "ж" пункта 13 настоящей Инструкции.
18. При обнаружении аномалии проверка проводится, как правило, в ЗБМ, где была выявлена аномалия, и в ЗБМ, в которой возникла аномалия (если возможно установить ЗБМ, где аномалия была выявлена и/или возникла).
19. Для определения фактического наличия ЯМ могут проводиться инспекционные измерения. Комиссия может запросить проведение арбитражных измерений для установления фактического наличия ЯМ.
20. Для обеспечения невмешательства в ход проведения проверки к ЯМ, в отношении которых была выявлена аномалия или НСД, могут применяться пломбировочные устройства инспектора в соответствии с установленным порядком.
21. По результатам проведённой проверки в установленном порядке составляется акт проверки, а также при необходимости выдается предписание об устранении выявленных нарушений и оформляются протоколы измерений ЯМ и другие документы.
22. В документах по результатам проверки указывается описание аномалии или НСД, обстоятельства, причины и условия возникновения, виновные лица (если они могут быть установлены), результаты проведенной проверки, выводы по достаточности принятых организацией мер.
23. При необходимости в установленном порядке применяются административные санкции (протокол об административном правонарушении и, при наличии полномочий, постановление о наложении административного штрафа), также могут быть направлены документы по результатам проверки для рассмотрения возможности приостановления/аннулирования выданной Ростехнадзором лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии или выданного Ростехнадзором разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии. Документы по приостановлению/аннулированию лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии или разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии направляются в подразделение Ростехнадзора, выдавшее соответствующую лицензию или разрешение.