Письмо Министерства регионального развития РФ
от 25 июня 2009 г. № 19669-ИП/08
"О некоторых вопросах проектирования и экспертизы инженерных сетей и производственных объектов"

Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено обращение от 01.10.2008 № 083 и по поставленным вопросам сообщается следующее.

 

Вопрос: если государственная экспертиза в отношении проектной документации отдельных объектов капитального строительства не проводится, то и проектная документация па газопроводы, как сети инженерно-технического обеспечения данных объектов, государственной экспертизе не подлежит, а именно:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три состоящие из одной или нескольких блок - секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находится несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности.

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.

Согласно Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов", утвержденной постановлением Госкомстата России от 4 марта 2002 года № 20, в уличные газовые сети не включаются сети газоснабжения, проложенные от уличной разводящей газовой сети от места ответвления до отключающих устройств, установленных в помещениях объекта капитального строительства.

В протяжение уличной газовой сети не включается длина вводов, внутри дворовых и внутриквартальных сетей, к которым относятся газопроводы, проложенные от уличной разводящей газовой сети в месте ответвления до отключающих устройств, установленных в лестничных клетках (в цокольном этаже).

Проектная документация газораспределительных сетей, строящихся за пределами границ элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), в котором расположен земельный участок, отведенный для строительства объекта, подлежит государственной экспертизе как проектная документация линейных объектов.

По мнению Минрегиона России. газопровод, проектируемый в границах элемента планировочной структуры, и котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не является самостоятельным объектом. Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, предусмотрен подраздел "Система газоснабжения" раздела 5 в составе проектной документации объекта капитального строительства. При этом государственная экспертиза проектной доку метании системы газоснабжения проводится в составе проектной документации объекта капитального строительства.

С учетом изложенного, по мнению Минрегиона России, проектная документация газопровода от уличной разводящей газовой сети до отключающего устройства объекта капитального строительства (если в отношении проектной документации государственная экспертиза не проводится) государственной экспертизе не подлежит. Проектная документация газопроводов как линейных объектов подлежит государственной экспертизе.

 

Вопрос: подлежит государственной экспертизе проектная документация на котельную с количеством этажей не более чем два, общая площадь которой составляет не более чем 1500 квадратных метров, расположенной на территории предприятия, если санитарно-защитная зона котельной находится в пределах границ земельного участка предприятия?

В соответствии пунктам 1.1.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН) для котельных тепловой мощностью менее 200 Ккал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а так же на основании результатов натурных исследований и измерений.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации, определенных данной нормой отдельно стоящих объектов капитального строительства, для которых не требуется установление санитарно - защитных зон, или для которых требуется установление санитарно-защитных зон в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

По мнению Минрегиона России, размещение указанных котельных осуществляется в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, а также па основании результатов натурных исследований и измерений. Таким образом, необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации котельных, указанных в пункте 5 раздела 1 обращения, должна определяться с учетом требований СанПиН.

 

Вопрос: необходимо проводить государственную экспертизу в отношении проектной документации на инженерные коммуникации, прокладываемые к домам, расположенным на территории садоводческих и дачных хозяйств (независимо от этажности), в том числе и газопровод, а также, если для строительства не требуется получение разрешения на строительство, в том числе:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства дачного хозяйства.

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов, и других).

3) строительства на земляном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

По мнению Минрегиона России проектная документация газораспределительных сетей, указанных в вопросе объектов, строящихся за пределами границ элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), в котором расположен земельный участок, отведенный для строительства объекта, подлежит государственной экспертизе как проектная документация линейных объектов.

Проектная документация газопровода от уличной разводящей газовой сети до отключающего устройства объекта индивидуального жилищного строительства (если в отношении проектной документации государственная экспертиза не проводится) государственной экспертизе не подлежит.

В протяжение уличной газовой сечи не включается длина вводов, внутри дворовых и внутриквартальных сетей, к которым относятся газопроводы, проложенные от уличной разводящей газовой сети в месте ответвления до отключающих устройств, установленных в лестничных клетках (в цокольном этаже).

 

Вопрос: необходимо проводить государственную экспертизу в отношении проектной документации на новое здание "вспомогательного использования", расположенное на территории участка, например на здание, для размещения автономных источников теплоснабжения па существующем участке?

По мнению Минрегиона России, под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Кодекса в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешений на строительство не требуется.

С учетом изложенного, по мнению Минрегиона России, проектная документация зданий вспомогательного использования государственной экспертизе не подлежит.

 

Вопрос: следует ли полагать, что на перекладку старых газопроводов, вынос участков существующего газопровода из зоны перспективной застройки, замену или перенос газорегуляторных пунктов и других сооружений на газораспределительной сети, не требуется разрешение на строительство, так как при этом проектируемые изменения только повышают "конструктивные и другие характеристики их надежности"?

На основании части 6 статьи 52 Кодекса лицо, осуществляющее строительство обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией.

Согласно пункту 4 части 17 статьи 51 Кодекса в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, выдача разрешений па строительство не требуется.

По мнению Минрегиона России, решение о том, что внесенные в проектную документацию изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, принимает застройщик (заказчик) по согласованию с лицом, осуществляющим внесение изменений в проектную документацию, которые в соответствии со статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации несут ответственность по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков работ по подготовке проектной документации. При этом застройщик (заказчик) принимает решение о направлении (не направлении) в уполномоченные органы на выдачу разрешений на строительство заявление о выдаче разрешения на строительство.

 

Вопрос: просим уточнить определения понятий "расширение" и "техническое перевооружение" опасного производственного объекта.

На основании письма Госплана СССР № ИН-36-Д, Госстроя СССР № 23-Д, Стройбанка СССР № 144, ЦСУ СССР № 6-14 от 08.05.1984 г. "Об определении понятий нового строительства, расширение, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий" к расширению действующих предприятий относится строительство дополнительных производств на действующем предприятии (сооружении), а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающею назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадкам в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей.

К техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

Техническое перевооружение действующих предприятий осуществляется по проектам и сметам на отдельные объекты или виды работ, разрабатываемым на основе единого технико-экономического обоснования и в соответствии с планом повышения технико-экономического уровня отрасли (подотрасли), как правило, без расширения производственных площадей.

Вне зависимости от терминов и определений, применяемых лицом, осуществляющим строительство, в случае проведения работ по строительству, реконструкции, а также капитальному ремонту, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, проектная документация подлежит государственной экспертизе.

 

Вопрос: можно ли считать расширением существующей газораспределительной сети населенною пункта присоединение к ней газопроводов, проектируемых как сети инженерно-технического обеспечения для существующих объектов (жилые дома, общественные и административные здания, производственные объекты) и для вновь проектируемых объектов?

По мнению Минрегиона России, при осуществлении строительства указанной газораспределительной сети населенного пункта с присоединением к ней газопроводов, проектируемых как сети инженерно-технического обеспечения для существующих объектов (жилые дома, общественные и административные здания, производственные объекты) и для вновь проектируемых объектов, в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей, можно рассматривать как расширение действующих сооружений.

 

Вопрос: следует ли считать техническим перевооружением существующего объекта замену устаревшего оборудования, установку дополнительного технологического оборудования, замену системы автоматики безопасности газоиспользующих установок на более совершенную и т.п.?

По мнению Минрегиона России, выполнение комплекса мероприятий по повышению технико - экономического уровня отдельных производств на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным на действующем объекте может рассматриваться как техническое перевооружение существующего объекта.

 

Вопрос: каким документом определен сослав рабочей документации и содержание разделов?

Минрегионом России в соответствии с пунктом 6 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее - Положение), разрабатываются правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации. В настоящее время выполнение и оформление текстовых и графических материалов следует осуществлять в соответствии с требованиями стандартов Системы проектной документации для строительства (СПДС), стандартов единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и других технических документов с учетом требований Положения.

 

Вопрос: на сети газораспределения и газопотребления (до 1,2 МПа), достаточно разработки только рабочей документации?

По мнению Минрегиона России, объекты, расположенные на земельном участке, предоставленном для осуществления строительства, следует рассматривать как наружные сети инженерно - технического обеспечения строящегося объекта капитального строительства и подготовка проектной документации должна осуществляться в соответствии с требованиями раздела 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", определенного пунктом 15 Положения.

Проектная документация сетей инженерно-технического обеспечения строящихся за пределами границ элемента планировочной структуры, разрабатываемся как проектная документация линейных объектов в соответствии пунктом 33 Положения.

 

Директор Департамента регулирования градостроительной деятельности

И.В. Пономарёв