УТВЕРЖДЕН
Решением Комиссии
Таможенного союза
от 18 октября 2011 г. № 826
(с изменениями и дополнениями,
внесенными в текст, согласно Решениям
Совета Евразийской экономической
комиссии: от 23.06.2014 г. № 43,
от 28.04.2015 г. № 36, от 02.12.2015 г. № 84,
от 19.12.2019 г. № 108)

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

ТР ТС 013/2011

О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных двигателей и мазуту

 

Содержание

Предисловие

Статья 1. Область применения

Статья 2. Определения

Статья 3. Требования к обращению топлива на рынке

Статья 4. Требования безопасности

Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности

Статья 6. Подтверждение соответствия

Статья 7. Защитительная оговорка

Приложение 1. Обозначение марки автомобильного бензина и дизельного топлива

Приложение 2. Требования к характеристикам автомобильного бензина

Приложение 3. Требования к характеристикам дизельного топлива

Приложение 4. Требования к характеристикам мазута

Приложение 5. Требования к характеристикам топлива для реактивных двигателей

Приложение 6. Требования к характеристикам авиационного бензина

Приложение 7. Требования к характеристикам судового топлива

Приложение 8. Схемы декларирования соответствия топлива

 

Предисловие

1. Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее - Технический регламент ТС) - разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.

2. Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее - топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Статья 1. Область применения

1.1. Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.

1.2. Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.

1.3. Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах.

Статья 2. Определения

2.1. В Техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:

автомобильный и авиационный бензин - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;

выпуск в обращение - первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю;

дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;

изготовитель - юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;

импортер - резидент государства - члена ТС, который заключает с нерезидентом государства ТС внешнеторговый договор на передачу топлива, и осуществляет хранение и реализацию (оптовая и (или) розничная торговля) этого топлива и несет ответственность за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;

мазут - топливо, получаемое из продуктов переработки нефти, газоконденсатного сырья и предназначенное для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок;

марка топлива - словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;

обращение топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение;

октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;

опытно-промышленная партия - партия продукции, изготовленная по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению;

партия топлива - количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом);

потребитель - юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд;

присадка - вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств;

продавец - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС;

судовое топливо - жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;

топливо для реактивных двигателей - жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях;

уполномоченное изготовителем лицо - юридическое либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством - членом ТС, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении топлива на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие топлива требованиям Технического регламента ТС;

цетановое число - показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы;

экологический класс топлива - классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.

Статья 3. Требования к обращению топлива на рынке

3.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.

3.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:

наименовании и марке топлива;

соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.

При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.

По требованию потребителя, продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.

3.3. Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1.

Статья 4. Требования безопасности

4.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС.

4.2. Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо).

Применение ароматических аминов (монометиланилинов) на территории Республики Беларусь запрещено.

4.3. Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.

4.4. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту ТС.

4.5. До 1 января 2018 года в Кыргызской Республике и в Республике Казахстан, наряду с выпуском в обращение (обращение) дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС, допускается выпуск в обращение дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с цетановым числом не менее 45 и массовой долей серы не более 2000 мг/кг и без нормирования показателей "смазывающая способность" и "массовая доля полициклических ароматических углеводородов" при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС.

Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.

4.6. Не допускается применение в дизельном топливе металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок.

4.7. Мазут должен соответствовать требованиям, определенным приложением 4 Технического регламента ТС.

4.8. Топливо для реактивных двигателей должно соответствовать требованиям, определенным приложением 5 Технического регламента ТС.

4.9. Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.

4.10. Авиационный бензин должен соответствовать требованиям, определенным приложением 6 Технического регламента ТС.

4.11. Авиационный бензин с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 может содержать краситель голубого цвета.

4.12. Судовое топливо должно соответствовать требованиям, определенным приложением 7 Технического регламента ТС.

4.13. Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).

Паспорт должен содержать:

наименование и обозначение марки топлива;

наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);

обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);

нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;

дату выдачи и номер паспорта;

подпись лица, оформившего паспорт;

сведения о декларации соответствия;

сведения о наличии присадок в топливе.

4.14. Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняется на русском языке и на государственном языке государства - члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.

Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности

5.1. Безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим Техническим регламентом.

5.2. Правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза.

Статья 6. Подтверждение соответствия

6.1. Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.

Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.

При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.

Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в настоящей статье и описанным в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС.

Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза.

Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории.

Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.

6.2. Подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС осуществляется:

для серийно выпускаемых топлив - по схемам 3д или 6д;

для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями - по схеме 4д;

для опытно-промышленных партий - по схеме 2д для автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, по схеме 4д для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей.

6.2.1. Для серийно выпускаемого топлива заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:

- протокол (протоколы) испытаний топлива;

- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);

- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии и при декларировании по схеме 6д);

- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.

6.2.2. Для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:

- протокол (протоколы) испытаний топлива;

- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);

- документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт);

- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);

- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.

6.2.3. Для опытно-промышленных партий заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:

- протокол (протоколы) испытаний топлива;

- документы, идентифицирующие и подтверждающие качество опытно-промышленной партии топлива (паспорт);

- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);

- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.

6.3. Декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной базе данных Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме по уведомительному принципу. Срок действия декларации о соответствии начинается с даты её регистрации.

Декларации о соответствии топлива регистрируются на срок:

при подтверждении соответствия по схеме 3д - не более 3 лет;

при подтверждении соответствия по схемам 4д и 2д - с учетом срока хранения данного топлива, но не более 3 лет;

при подтверждении соответствия по схеме 6д - не более 5 лет.

Статья 7. Защитительная оговорка

7.1. Государство - член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства - члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.

О принятом решении уведомляются другие государства - члены ТС.

7.2. В течение 3 лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС допускается обращение топлива, выпущенного в обращение до дня вступления в силу Технического регламента ТС.

7.3. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.

Определение содержания марганца, железа, монометиланилина для Республики Казахстан начинает осуществляться не позднее 1 января 2014 года.

Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К3 допускается на территории:

Республики Армения - по 31 декабря 2016 года;

Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года;

Республики Казахстан - по 31 декабря 2017 года;

Кыргызской Республики - по 31 декабря 2017 года;

Российской Федерации - по 31 декабря 2014 года.

Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:

Республики Армения - по 31 декабря 2016 года;

Республики Беларусь - по 31 декабря 2015 года;

Российской Федерации - по 1 июля 2016 года.

Переход на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.

Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен.

7.4. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.

Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:

Республики Армения - со 2 января 2016 года;

Республики Казахстан - с 1 января 2018 года;

Кыргызской Республики - с 1 января 2018 года;

Российской Федерации - с 1 января 2015 года.

Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:

Республики Армения - по 31 декабря 2015 года;

Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года;

Российской Федерации - по 31 декабря 2015 года.

Переход на выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.

Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.

Приложение 1

к техническому регламенту Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

Обозначение марки автомобильного бензина и дизельного топлива

1. Обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.

1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.

1.2. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.

1.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.

2. Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.

2.1. Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо.

2.2. Вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.

2.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.

3. Обозначение марки может включать торговую марку (товарный знак) изготовителя.

Приложение 2

к техническому регламенту Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

Требования к характеристикам автомобильного бензина

Характеристики автомобильного бензина

Единица измерения

Нормы в отношении экологического класса

К2

К3

К4

К5

Массовая доля серы, не более

мг/кг

500

150

50

10

Объемная доля бензола, не более

%

5

1

1

1

Массовая доля кислорода, не более

%

не определяется

2,7

2,7

2,7

Объемная доля углеводородов, не более:

%

 

 

 

 

ароматических

 

не определяется

42

35

35

олефиновых

 

не определяется

18

18

18

Октановое число:

-

 

 

 

 

по исследовательскому методу, не менее

 

80

80

80

80

по моторному методу, не менее

 

76

76

76

76

Давление насыщенных паров:

кПа

 

 

 

 

в летний период

 

35 - 80

35 - 80

35 - 80

35 - 80

в зимний период

 

35 - 100

35 - 100

35 - 100

35 - 100

Концентрация железа, не более

мг/дм3

отсутствие

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Концентрация марганца, не более

мг/дм3

отсутствие

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Концентрация свинца*, не более

мг/дм3

5

5

5

5

Объемная доля монометиланилина, не более

%

1,3

1,0

1,0

отсутствие

Объемная доля оксигенатов, не более:

%

 

 

 

 

метанола**

 

не определяется

1

1

1

этанола

 

не определяется

5

5

5

изопропанола

 

не определяется

10

10

10

третбутанола

 

не определяется

7

7

7

изобутанола

 

не определяется

10

10

10

эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле

 

не определяется

15

15

15

других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 °С)

 

не определяется

10

10

10

_____________

* - для Российской Федерации для экологических классов К2, К3, К4 и К5 отсутствие;

** - для Российской Федерации для экологических классов К3, К4 и К5 отсутствие.

 

Приложение 3

к техническому регламенту Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

Требования к характеристикам дизельного топлива

Характеристики дизельного топлива*

Единица измерения

Нормы в отношении экологического класса

К2

К3

К4

К5

Массовая доля серы, не более

мг/кг

500

350

50

10

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже:

°С

 

 

 

 

для летнего и межсезонного дизельного топлива

 

40

40

55

55

для зимнего и арктического дизельного топлива

 

30

30

30

30

Фракционный состав - 95 процентов объемных перегоняется при температуре, не выше

°С

360

360

360

360

Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более

%

-

11

11

8

Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее

-

45

51

51

51

Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее

-

не определяется

47

47

47

Смазывающая способность, не более

мкм

не определяется

460

460

460

Предельная температура фильтруемости, не выше:

°С

 

 

 

 

летнее дизельное топливо

не определяется

не определяется

не определяется

не определяется

дизельного топлива зимнего**

минус 20

минус 20

минус 20

минус 20

дизельного топлива арктического

минус 38

минус 38

минус 38

минус 38

дизельного топлива межсезонного***

 

минус 15

минус 15

минус 15

минус 15

_____________

* допускается содержание в дизельном топливе не более 7 % (по объему) метиловых эфиров жирных кислот;

** для Республики Казахстан не более минус 15 °С для экологических классов К2, К3, К4 и К5;

*** для Республики Казахстан не более минус 5 °С для экологических классов К2, К3, К4 и К5.

 

Приложение 4

к техническому регламенту Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
(в редакции Решения Совета
Евразийской экономической комиссии
от 23 июня 2014 г. № 43)

Требования к характеристикам мазута

Характеристика мазута

Единица измерения

Норма для флотского мазута

Норма для топочного мазута

Массовая доля серы, не более

%

2,0

3,5

Температура вспышки в открытом тигле, не ниже

°С

-

90

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже

°С

80

-

Выход фракции, выкипающей до 350 °С, не более

% об.

17*

17*

Содержание сероводорода, не более

ppm

10**

10**

______________

* Норма устанавливается для Российской Федерации (для флотского мазута марки Ф-5 норма не более 22 % об.).

** Норма устанавливается для Российской Федерации с 1 января 2015 г., для Республики Казахстан с 1 января 2017 г., для Республики Беларусь с 1 января 2019 г., для Республики Армения с 1 января 2015 г.

 

Приложение 5

к техническому регламенту Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
(в редакции Решения Совета
Евразийской экономической комиссии
от 23 июня 2014 г. № 43)

Требования к характеристикам топлива
для реактивных двигателей

Характеристика топлива для реактивных двигателей

Единица измерения

Норма в отношении летательных аппаратов с дозвуковой скоростью полета

Джет А-1

ТС-1

РТ

Кинематическая вязкость при температуре минус 40 °С, не более

мм2

-

81

16

Кинематическая вязкость при температуре минус 20 °С, не более

мм2

8

82

82

Температура начала кристаллизации, не выше

°С

-

минус 603

минус 603

Температура замерзания, не выше

°С

минус 47

-

-

Содержание механических примесей и воды

-

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Фракционный состав:

 

 

 

 

10 % отгоняется при температуре не выше

°С

205

165

175

90 % отгоняется при температуре не выше

°С

-

230

270

98 % отгоняется при температуре не выше

°С

-

250

280

остаток от разгонки, не более

%

1,5

не нормируется

1,5

потери от разгонки, не более

%

1,5

не нормируется

1,5

Высота некоптящего пламени, не менее

мм

25

25

25

или

 

 

 

 

при объемной доле нафталиновых углеводородов не более 3 %, не менее

мм

19

-

-

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже

°С

38

28

28

Объемная (массовая) доля ароматических углеводородов, не более

%

25

20 (22)

20 (22)

Концентрация фактических смол, не более

мг/100 см3

7

5

4

Массовая доля общей серы, не более

%

0,25

0,20

0,10

Массовая доля меркаптановой серы, не более

%

0,003

0,003

0,003

Термоокислительная стабильность при контрольной температуре, не ниже

°С

260

260

260 (275)4

Перепад давления на фильтре, не более

мм рт. ст.

25

25

25

Цвет отложений на трубке (при отсутствии нехарактерных отложений), не более

баллы по цветовой шкале

3

3

3

Удельная электрическая проводимость5:

пСм/м

 

 

 

без антистатической присадки, не более

 

10

10

10

с антистатической присадкой

 

50 - 600

50 - 600

50 - 600

_____________

1 Норма устанавливается для Республики Казахстан.

2 Норма устанавливается для Республики Беларусь и Российской Федерации.

3 Допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С, за исключением применения топлива в холодных и арктических климатических районах.

4 По требованию потребителей допускается определять термоокислительную стабильность для топлив при температуре не ниже 275 °С.

5 Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.

 

Приложение 6

к техническому регламенту Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

Требования к характеристикам авиационного бензина

Характеристики авиационного бензина

Единица измерения

Нормы

Октановое число по моторному методу, не менее

-

91

Сортность* (богатая смесь), не менее

-

115

Температура начала кристаллизации, не выше

°C

минус 60

Содержание механических примесей и воды

-

отсутствие

Давление насыщенных паров

кПа

29,3 - 49

Фракционный состав:

 

 

10 процентов отгоняется при температуре не выше

°C

82

50 процентов отгоняется при температуре не выше

°C

105

90 процентов отгоняется при температуре не выше

°C

170

остаток от разгонки, не более

%

1,5

потери от разгонки, не более

%

1,5

Содержание фактических смол, не более

мг/100 см3

3

Массовая доля общей серы, не более

%

0,03

Цвет

-

зеленый

_____________

* - определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.

 

Приложение 7

к техническому регламенту Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

Требования к характеристикам судового топлива

Характеристики судового топлива

Единица измерения

Нормы

Массовая доля серы, не более

%

3,5 (по 31 декабря 2011 г.)

2 (по 31 декабря 2012 г.)

1,5 (с 1 января 2013 г.)

0,5 (с 1 января 2020 г.)

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже

°C

61

Примечание. До 31 декабря 2023 г. для судов, участвующих во внутренних водных перевозках, допускаются производство и выпуск в обращение судового топлива с массовой долей серы не более 1,5 %.

 

Приложение 8

к техническому регламенту Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

Схемы декларирования соответствия топлива*

Номер схемы

Элементы схемы

Применение

Документ подтверждающий соответствие

Испытания продукции, исследование типа

Оценка производства

Производственный контроль

Испытание партии продукции осуществляется в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре)

-

-

Для опытно-промышленной партии

Декларация о соответствии на партию продукции

Заявитель - изготовитель государства - члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза

Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)

-

Производственный контроль осуществляет изготовитель

Для топлива, выпускаемого серийно, Заявитель - изготовитель государства члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо

Декларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно

Испытание партии топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)

-

-

Для партии топлива, Заявитель - изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо или импортер

Декларация о соответствии на партию топлива

Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)

сертификат системы менеджмента качества и инспекционный контроль органом по сертификации систем менеджмента

Производственный контроль осуществляет изготовитель

Для топлива, выпускаемого серийно, Заявитель - изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо

Декларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно

_____________

* Согласно Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в техническом регламенте Таможенного союза, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года № 621.

 

Описание схем декларирования соответствия топлива

1. Схема декларирования 2д

1.1. Схема 2д включает следующие процедуры:

- формирование и анализ технической документации;

- проведение испытаний опытно-промышленной партии;

- принятие и регистрация декларации о соответствии.

1.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

1.3. Заявитель проводит испытания образцов продукции для обеспечения подтверждения заявленного соответствия продукции требованиям технического регламента. Испытания образцов продукции проводят по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

1.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.

2. Схема декларирования 3д

2.1. Схема 3д включает следующие процедуры:

- формирование и анализ технической документации;

- осуществление производственного контроля;

- проведение испытаний образцов топлива;

- принятие и регистрация декларации о соответствии.

2.2. Заявитель принимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемого топлива требованиям Технического регламента ТС, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

2.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.

2.4. С целью контроля соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС заявитель проводит испытания образцов топлива. Испытание образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

2.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.

3. Схема декларирования 4д

3.1. Схема 4д включает следующие процедуры:

- формирование и анализ технической документации;

- проведение испытаний партии топлива;

- принятие и регистрация декларации о соответствии.

3.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

3.3. Заявитель проводит испытание образцов топлива для обеспечения подтверждения заявленного соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

3.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.

4. Схема декларирования 6д

4.1. Схема декларирования 6д включает следующие процедуры:

- формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента;

- формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента;

- осуществление производственного контроля;

- проведение испытаний образцов топлива;

- принятие и регистрация декларации о соответствии;

- контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.

4.2. Изготовитель принимает все необходимые меры для того, чтобы процесс производства и стабильное функционирование системы менеджмента обеспечивали соответствие продукции требованиям технического регламента ТС.

4.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента.

4.4. Заявитель проводит испытание образцов топлива. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

4.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.

4.6. Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системой менеджмента.

При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:

- приостановить действие декларации о соответствии;

- отменить действие декларации о соответствии.

В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме заявителем вносится соответствующая запись.

5. Хранение технической документации

На единой таможенной территории Таможенного союза должен храниться комплект документов на:

- выпускаемые серийно автомобильный и авиационный бензин, дизельное, судовое топливо и топливо для реактивных двигателей, мазут - у изготовителя или уполномоченного изготовителем лица в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства указанных автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута;

- партию автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута - у импортера в течение не менее 10 лет от даты реализации данной партии.

Комплект документов должен предоставляться органам государственного надзора по их требованию.