ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")
16 февраля 2006 г. |
№ ВМ-1258 |
УТВЕРЖДАЮ
Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н. Морозов
ПОЛОЖЕНИЕ
об обеспечении безопасной эксплуатации технических
сооружений и устройств железных дорог при строительстве,
реконструкции и (или) ремонте объектов
инфраструктуры ОАО "РЖД"
1. Настоящее Положение определяет порядок обеспечения безопасности движения поездов, сохранности инженерных коммуникаций и электробезопасности работников при производстве строительных и строительно-монтажных работ (далее - работы) на железнодорожных станциях, перегонах, в полосе отвода железных дорог и в охранной зоне производственных объектов, сооружений и устройств ОАО "РЖД", получения заказчиками строительства и строительными организациями разрешающих документов на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог, а также порядок обеспечения контроля за их производством.
2. В настоящем Положении под понятиями "заказчик", "строительная организация", "генеральный подрядчик" и "подрядная организация" подразумеваются структурные подразделения ОАО "РЖД" и сторонние организации, отношения с которыми строятся на договорной основе.
В случае привлечения сторонних организаций требования настоящего Положения должны быть включены в соответствующие договоры с указанными организациями по согласованию с ними.
3. Разрешающими документами на производство работ являются разрешение на строительство, реконструкцию и (или) ремонт объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" (далее - разрешение), акт-допуск на строительство, реконструкцию и (или) ремонт объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" (далее - акт-допуск) и наряд-допуск на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог (далее - наряд-допуск).
4. Разрешение оформляется службой капитального строительства железной дороги, утверждается начальником железной дороги и выдается заказчику комплексных инвестиционных проектов ОАО "РЖД" стоимостью свыше 100 млн. рублей на весь объем и срок работ.
5. Для получения разрешения заказчик должен предоставить службе капитального строительства железной дороги следующую документацию:
согласованный с железной дорогой договор генерального подряда (наряд-заказ) на строительство, реконструкцию и (или) ремонт объекта инфраструктуры ОАО "РЖД", заключенный в установленном порядке;
проект в объеме СНиП, прошедший экспертизу, согласованный и утвержденный в установленном порядке;
квалификационные документы заказчика (в случае привлечения сторонней организации): копии лицензий, перечень проектов, реализованных за последние 3 года, сведения о квалификации руководителей и инженерно-технического персонала, назначенных для осуществления технического надзора на объекте;
квалификационные документы генерального подрядчика (в случае привлечения сторонней организации): копии лицензий, структурная схема организации, перечень объектов, построенных за последние 3 года, перечень собственного оборудования и техники, сведения о квалификации инженерно-технических работников и специалистов, осуществляющих технический надзор за строительством;
перечень субподрядных организаций, привлекаемых генеральным подрядчиком для производства работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог;
копия договора о ведении авторского надзора проектной организацией и копии документов о назначении лиц, ответственных за ведение авторского надзора на объекте;
копии полисов комплексного страхования рисков при производстве работ и гражданской ответственности перед третьими юридическими и физическими лицами.
6. Акт-допуск (в том числе на отдельные особо важные для железной дороги объекты) утверждает и выдает строительной организации главный инженер отделения железной дороги, в зоне действия технических сооружений и устройств которого ведется строительство, реконструкция и (или) ремонт объекта инфраструктуры ОАО "РЖД" (при отсутствии отделения в составе железной дороги - заместитель начальника или главный инженер железной дороги).
В рамках реализации комплексного инвестиционного проекта ОАО "РЖД" акт-допуск выдается генеральному подрядчику (если он своими силами ведет работы на объекте) или субподрядной организации.
7. Рассмотрение представленных генеральным подрядчиком или субподрядной организацией в технический отдел отделения железной дороги документов для получения акта-допуска и оформление акта-допуска осуществляются в течение пяти рабочих дней.
Главный инженер отделения железной дороги выдает акт-допуск или возвращает документы с замечаниями.
8. Акт-допуск выдается как на строительство объектов, входящих в состав комплексных инвестиционных проектов ОАО "РЖД", так и на строительство объектов, сооружаемых по отдельным проектам, на весь объем работ и на срок, предусмотренный проектом производства работ (ПНР) и договором подряда (нарядом-заказом).
9. До выдачи акта-допуска причастные подразделения отделения железной дороги согласовывают ППР по объекту, после чего его утверждает главный инженер отделения железной дороги.
10. В ППР, кроме материалов, соответствующих требованиям СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", должны входить:
перечень зон совмещенных работ (с учетом работы в местах прохождения подземных коммуникаций), при которых необходимо присутствие представителей причастных структурных подразделений отделения железной дороги;
график предоставления "окон" в движении поездов на весь период работ с указанием продолжительности "окон" и строительных организаций, привлеченных для работы в период предоставления "окон";
строительные генеральные планы на нелинейные объекты точечной застройки, находящиеся в зоне действия технических сооружений и устройств (депо, посты ЭЦ, вокзалы и другие) железных дорог.
11. До выдачи акта-допуска и начала работ подрядчик назначает ответственного производителя работ на объекте, заказчик - ответственного за осуществление технического надзора на объекте, главный инженер отделения железной дороги - ответственного за организацию надзора и контроля за производством работ.
12. Руководители причастных структурных подразделений отделения железной дороги (дистанций сигнализации и связи, электроснабжения, пути, гражданских сооружений) назначают ответственных за осуществление технического надзора и сохранность действующих устройств и подземных коммуникаций.
13. До начала производства работ по строительству, реконструкции и (или) ремонту объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" главный инженер отделения железной дороги организует проверку знаний ответственными производителями работ подрядных организаций документов, указанных в приказе МПС России от 17 ноября 2000 г. № 28Ц "О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации".
14. Для получения акта-допуска генеральный подрядчик (субподрядчик) должен предоставить следующие документы:
договор подряда (наряд-заказ) между заказчиком и генеральным подрядчиком на строительство объекта или между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, которому по договору передано строительство объекта;
проектно-сметная документация на строительство объекта, прошедшая экспертизу, согласованная и утвержденная в установленном порядке;
разрешение, выданное железной дорогой (в случае если объект входит в состав комплексного инвестиционного проекта ОАО "РЖД");
согласованный и утвержденный в установленном порядке ППР;
квалификационные документы строительной организации (в случае привлечения сторонней организации): копии лицензий, структурная схема организации, перечень объектов, построенных за последние 3 года, перечень собственного оборудования и техники, сведения о квалификации инженерно-технических работников и специалистов;
перечень субподрядных организаций, привлекаемых генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов работ, с приложением основных квалификационных документов;
копия договора о ведении авторского надзора проектной организацией и копии документов о назначении лиц, ответственных за ведение авторского надзора на объекте;
копии полисов комплексного страхования рисков при производстве строительно-монтажных работ и гражданской ответственности перед третьими юридическими и физическими лицами;
список аттестованных производителей работ подрядчика;
перечень специального подвижного состава (СПС), локомотивов, землеройной техники с указанием сроков заводского, деповского ремонта и других плановых видов работ, с приложением акта контрольно-технического осмотра;
список лиц, допущенных к управлению СПС, локомотивами и землеройной техникой, копии свидетельств на право управления СПС и локомотивами и другие документы, предусмотренные Инструкцией по движению и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. № ЦД-790;
копии документов о назначении подрядчиком ответственного производителя работ по объекту;
копии документов заказчика о назначении ответственного за осуществление технического надзора на объекте - инспектора технадзора по объекту.
15. В случае неоднократного нарушения правил производства работ лицо, выдавшее акт-допуск, имеет право отозвать его.
16. Основанием для выдачи наряда-допуска строительной организацией является акт-допуск и утвержденный в установленном порядке ППР.
17. Наряд-допуск выдается строительной организацией и согласовывается работниками эксплуатирующих подразделений отделения железной дороги, ответственными за обеспечение технического надзора и сохранность действующих устройств и подземных коммуникаций, согласно СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ.
18. Отделение железной дороги ведет реестр согласованных нарядов-допусков с указанием сроков начала и окончания работ, а также с отметкой о закрытии нарядов-допусков.
19. Лица, согласовавшие наряды-допуски, организуют контроль за выполнением предусмотренных в них мероприятий по обеспечению безопасности производства работ.
20. Наряд-допуск на период предоставления "окна" выдается в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления и использования "окон" для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 ноября 2001 г. № ЦД-862.
21. Начальник железной дороги устанавливает систему контроля за производством работ, предусматривающую закрепление за строительными объектами ответственных представителей причастных служб железной дороги, инспекторов по качеству и приемке работ, ответственных за технический надзор и контроль за качеством выполнения работ и работников эксплуатирующих подразделений (дистанций сигнализации и связи, электроснабжения, пути, гражданских сооружений и т.д.) отделений железной дороги.
22. При оформлении разрешения, выдаваемого на основании договора подряда (наряда-заказа), в службе капитального строительства железной дороги ведется реестр генподрядных и субподрядных организаций, участвующих в строительстве объектов.
23. В ППР необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие безопасность движения поездов, безопасность работ, охрану окружающей среды, сохранность сооружений и инженерных коммуникаций, ограждение места производства работ сигналистами и присутствие на месте работ представителей эксплуатирующих подразделений. В ППР должны быть включены действия руководителя работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (нарушение габарита приближения строений машинами и механизмами, сползание откосов насыпи и другие нарушения, угрожающие безопасности движения поездов или сохранности сооружений и устройств ОАО "РЖД").
24. Перед началом работ ответственные представители подрядной организации совместно с представителями эксплуатирующих подразделений проводят инструментальную проверку нахождения на месте работ инженерных коммуникаций.
25. Для обеспечения безопасности движения поездов и сохранности инженерных коммуникаций работы в устройствах электроснабжения (контактной сети, воздушных и кабельных линиях электроснабжения), а также в действующих энергетических установках производятся:
в соответствии с Правилами безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог, утвержденными МПС России 5 апреля 2000 г. № ЦЭ-750, и Инструкцией по технике безопасности при эксплуатации тяговых подстанций, пунктов электропитания и секционирования электрифицированных железных дорог, утвержденной МПС России 17 октября 1996 г. № ЦЭ-402;
под руководством ответственного производителя работ в должности не ниже прораба, имеющего среднее профессиональное или высшее образование, группу по электробезопасности и практический опыт работы в устройствах электроснабжения не менее одного года;
в устройствах электроснабжения по нарядам-допускам форм ЭУ-115 (на производство работ по контактной сети, ЛЭП, ВЛ и связанных с ними устройствах) и ЭУ-44 (для работ в электроустановках тяговых подстанций, постов секционирования и энергетики), оформляемым руководителями линейных подразделений дистанций электроснабжения.
26. Запрещается приступать к земляным работам в пределах железнодорожных станций и на перегонах без письменного разрешения ответственных представителей эксплуатирующих подразделений отделения железной дороги.
27. При наличии инженерных коммуникаций в охранной зоне места производства работ в пределах железнодорожных станций и в полосе отвода железной дороги эксплуатирующее подразделение устанавливает временные знаки, указывающие на наличие и направление прокладки трасс кабелей и других коммуникаций.
28. Земляные работы выполняются после проведения диагностики на отсутствие кабелей и других коммуникаций в границах производства работ, а также после принятия мер по защите или переносу трасс кабелей на безопасное расстояние.
29. Перед началом работ на железнодорожной станции или в полосе отвода железной дороги ответственный представитель эксплуатирующего подразделения делает запись в журнале формы ДУ-46 в установленном порядке. К работам на перегоне разрешается приступать только после получения согласования поездного диспетчера, а на железнодорожной станции - согласования дежурного по станции. Допуск к работам в устройствах электроснабжения осуществляется по приказу энергодиспетчера. Запрещается производство работ, если на месте работ отсутствует хотя бы один представитель эксплуатирующих подразделений. Присутствие представителей эксплуатирующих подразделений, которые согласовывают начало работ, проверяется по установленной связи с поездным диспетчером или дежурным по железнодорожной станции.
30. Для обеспечения безопасности движения поездов работы, связанные с нарушением нормальной работы устройств СЦБ и связи, выполняются под непосредственным руководством ответственного работника дистанции сигнализации и связи в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, утвержденной МПС России 31 декабря 1997 г. № ЦШ-530.
31. Ответственные представители причастных служб железной дороги, отделений железной дороги, эксплуатирующих подразделений железной дороги, инспектора заказчиков должны и имеют право:
требовать от подрядных организаций выполнения работ в полном соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, соблюдения СНиП, технических условий и требований других нормативных документов на производство и приемку работ на железнодорожном транспорте;
требовать прекращения работ, выполняемых с отступлениями от проекта, или при обнаружении брака, влекущего снижение эксплуатационных качеств объекта;
вносить в журнал производства работ требования и указания по вопросам качества работ, применяемых строительных материалов, изделий и конструкций;
выдавать предписания об устранении допущенных нарушений при производстве работ;
запрещать производство работ при возникновении ситуации, угрожающей безопасности движения поездов.
32. В случае возникновения при производстве работ опасных или вредных производственных факторов, не предусмотренных нарядами-допусками, руководитель работ подрядной организации должен прекратить работы, аннулировать наряды-допуски и возобновить работы только после выдачи новых нарядов-допусков.
33. Если при производстве работ допускаются случаи невыполнения мероприятий, предусмотренных нарядами-допусками, или нарушения технологии производства работ, угрожающие безопасности людей, движению поездов, загрязнению природной среды, сохранности инженерных сооружений и устройств, ответственные за организацию надзора и контроля за производством работ имеют право изымать наряды-допуски с выдачей предписания о запрещении дальнейшего производства работ, с последующим письменным уведомлением лиц, выдавших наряды-допуски.