Постановление Правительства Москвы
от 7 мая 2002 г. № 337-ПП
"О Программе развития Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта и схеме развития городского пассажирского транспорта до 2015 года"
Москва - один из крупнейших мегаполисов мира с территорией 1091 кв.км, численностью дневного населения 11,0 млн. человек и объемом перевозок всеми видами городского пассажирского транспорта 10,4 млрд. пассажиров в год.
Основным видом городского пассажирского транспорта является Московский метрополитен, который выполняет около 47 % работы транспортной системы и занимает важнейшее место в решении социально-экономических задач развития города и региона.
Протяженность сети метрополитена составляет 265,4 км, что не соответствует потребностям транспортного обслуживания города. Численность населения, проживающего в периферийных районах и не обслуживаемого метрополитеном, достигает 1,9 млн. человек, дефицит линий метрополитена составляет в настоящее время около 100 км.
Условия перевозок пассажиров на метрополитене в наиболее напряженный период утреннего часа "пик" превышают нормативные условия в 1,3 - 1,7 раза.
На наземных видах транспорта заполнение транспортных средств, осуществляющих перевозку из дальних районов города, не имеющих метрополитена, превышает норматив в 1,5 - 1,7 раза и не снижается в межпиковые периоды суток. Ряд транспортных узлов у периферийных станций метрополитена практически полностью исчерпали свою пропускную способность. Сложившаяся ситуация требует совершенствования схемы развития городского пассажирского транспорта и разработки программы его развития.
В последние годы объемы инвестиций в метростроение позволяли вводить ежегодно 2,0 - 2,5 км линий, что ниже требуемого в 3 - 4 раза. Бюджетом Российской Федерации финансируется 15 - 20 % от установленных Госстроем Российской Федерации технологически обоснованных потребностей в капитальных вложениях на строительство метрополитена в Москве.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года № 1433-р и распоряжением Мэра Москвы от 6 апреля 2001 года № 320-РМ "О разработке программ развития Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта и схемы развития городского пассажирского транспорта", в целях ликвидации сложившегося отставания в развитии сети метрополитена от потребностей города, улучшения транспортного обслуживания населения, сокращения затрат времени на поездку, разгрузки действующих линий, повышения надежности работы метрополитена необходимо за период 2002 - 2015 гг. построить не менее 80 км линий и довести протяженность сети до 340 км.
В целях улучшения условий функционирования и развития города Москвы, повышения уровня транспортного обслуживания населения Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Программу развития Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года, обеспечивающую сооружение линий и объектов метрополитена (приложение 1) и включающую:
- формирование новых линий - Люблинско-Дмитровской, Митинско-Строгинской и Солнцевской;
- продление действующих линий - Серпуховско-Тимирязевской, Калининской, Таганско-Краснопресненской и Замоскворецкой;
- строительство линий легкого метрополитена в районе Южное Бутово и мини-метро в ММДЦ "Москва-Сити";
- сооружение дополнительных входов на действующих станциях Маяковская, Бауманская, Арбатская, Комсомольская и строительство новой станции Суворовская на перегоне Новослободская - Проспект Мира Кольцевой линии;
- реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение подвижного состава.
Поэтапный ввод линий и объектов метрополитена уточняется в годовых инвестиционных программах.
2. Представить в мае 2002 года Программу развития Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года в Московскую городскую Думу в установленном порядке.
После утверждения Программы развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года направить ее в Минтранс России для включения в состав федеральной целевой программы "Развитие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 года".
3. Одобрить основные показатели развития системы городского пассажирского транспорта до 2015 года, обеспечивающие улучшение транспортного обслуживания населения города и совершенствование работы транспорта (приложение 2).
4. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы, ГУП "Мосгортранс" совместно с Москомархитектурой разработать программу и доработать схему развития наземного общественного транспорта и его материально-технической базы до 2015 года и представить во II квартале 2003 года в Правительство Москвы.
5. ГУП "Московский метрополитен":
5.1. Организовать реализацию Программы развития Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года.
5.2. Обеспечить объекты метрополитена, подлежащие строительству, утвержденной проектно-сметной документацией.
5.3. Завершить в 2002 году инвентаризацию отведенных и не используемых в Центральном административном округе стройплощадок под строительство линий метрополитена с целью определения их дальнейшего использования под другие виды городского строительства.
6. ОАО "Метрогипротранс" по заказу ГУП "Московский метрополитен" разработать и при необходимости откорректировать проектно-сметную документацию на объекты метрополитена, подлежащие строительству до 2015 года, в сроки, согласованные с заказчиком.
7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по заявке инвестора Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли Правительства Москвы предусмотреть в 2003 году выделение средств на разработку Программы развития наземного общественного транспорта до 2015 года в пределах лимитов капитальных вложений по отрасли "Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика".
8. Москомархитектуре совместно с Управлением транспорта и связи Правительства Москвы, ГУП "Мосгортранс" и ГУП "Московский метрополитен" в 2003 году определить перечень первоочередных перегруженных транспортных узлов у станций метрополитена и разработать проектные предложения с определением этапов их реконструкции. Считать первоочередными узлами - Выхино, Юго-Западная.
9. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы совместно с Московской железной дорогой и Москомархитектурой в 2002 году подготовить предложения по максимальному использованию железной дороги для пассажирских перевозок в г.Москве, включая Малое кольцо Московской железной дороги и представить на утверждение в Московскую железную дорогу.
10. Просить Правительство Российской Федерации:
10.1. Включить в состав федеральной целевой программы "Развитие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 года" Программу развития Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года.
10.2. Включать в перечень объектов, финансируемых из государственного бюджета по строке "метрополитен", объекты скоростного внеуличного транспорта: легкое метро, монорельс и другие.
10.3. Учитывая высокую социальную значимость метрополитена для города Москвы - столицы Российской Федерации и его значительное отставание в развитии от реальных потребностей москвичей, жителей Подмосковья и гостей столицы в поездках по городу, обеспечить увеличение размера государственной поддержки на метростроение в городе Москве до 50 % от технологически обоснованных объемов.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2002 года.
Мэр Москвы |
Ю.М. Лужков |
к постановлению Правительства Москвы
от 7 мая 2002 г. № 337-ПП
Сооружение линий и объектов метрополитена по программе развития Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года
№ п/п |
Наименование линий, объекта |
Единицы измерения |
Объем строительства, годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
2002 - 2005 гг. |
|||
1. |
Серпуховско-Тимирязевская линия |
|
|
1.1. |
Улица
Ак. Янгеля - Бульвар Дм. Донского |
км |
3,24 (2002) |
2. |
Бутовская линия (легкий метрополитен) |
|
|
2.1. |
Бульвар Дм. Донского - Чечерский пр. |
км |
7,3 (2003)* |
2.2. |
Чечерский проезд - Новокурьяново с соединительной веткой и электродепо |
км |
2,4 (2004)* |
3. |
Арбатско-Покровская линия |
|
|
3.1. |
Киевская - Парк Победы |
км |
4,2 (2003)* |
4. |
Мини-метрополитен |
|
|
4.1. |
Киевская - Москва-Сити |
км |
2,72 (2004)* |
5. |
Вторые входы на станции |
|
|
5.1. |
Маяковская |
объект |
1 (2004)* |
|
Итого ввод: |
|
|
|
линий |
км |
19,86 |
|
входов |
объект |
1 |
|
Необходимый лимит средств, всего, в ценах 2001 г., |
млн. р. |
36072,4 |
|
в том числе: |
|
|
|
- на строительство |
млн. р. |
28130,4 |
|
- на реконструкцию, техническое перевооружение, включая приобретение подвижного состава для замены |
млн. р. |
5866,0 |
|
- на приобретение подвижного состава для увеличения парка |
млн. р. |
2076,0 |
2006 - 2010 гг. |
|||
1. |
Люблинско-Дмитровская линия (2007 г.) |
|
|
1.1. |
Чкаловская - Трубная |
км |
3,2 |
1.2. |
Трубная - Марьина Роща |
км |
3,5 |
1.3. |
Марьино - Зябликово |
км |
4,33 |
2. |
Митинско-Строгинская линия |
|
|
2.1. |
Парк Победы - Кунцевская |
км |
5,4 |
2.2. |
Крылатское - Строгино |
км |
6,09 |
2.3. |
Митино - Строгино с электродепо |
км |
8,51 |
3. |
Калининская линия |
|
|
3.1. |
Новогиреево - Новокосино |
км |
3,23 |
4. |
Таганско-Краснопресненская |
|
|
4.1. |
Выхино - Жулебино |
км |
3,38 |
5. |
Замоскворецкая линия |
|
|
5.1. |
Красногвардейская - Братеево с электродепо |
км |
2,9 |
6. |
Вторые входы на станции |
|
|
6.1. |
Бауманская |
объект |
1 |
6.2. |
Арбатская |
объект |
1 |
7. |
Новые станции на действующих линиях |
|
|
7.1. |
Суворовская (К) |
объект |
1 |
|
Итого ввод: |
|
|
|
линий |
км |
40,54 |
|
вторых входов |
объект |
2 |
|
новых станций |
объект |
1 |
|
Необходимый лимит средств, всего, в ценах 2001 г., |
млн.р. |
58890,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
- на строительство |
млн. р. |
45105,0 |
|
- на реконструкцию, техническое перевооружение, включая приобретение подвижного состава для замены |
млн. р. |
6500,0 |
|
- на приобретение подвижного состава для парка |
млн. р. |
7285,0 |
8. |
Скоростная транспортная система (СТС) Шереметьево- Москва "Сити" - Внуково |
|
за счет средств инвестора |
2011 - 2015 гг. |
|||
1. |
Люблинско-Дмитровская линия |
|
|
1.1. |
Марьина Роща - Лихоборы с электродепо |
км |
8,04 |
2. |
Солнцевская линия |
|
|
2.1. |
Парк Победы - Олимпийская деревня с электродепо |
км |
10,86 |
3. |
Замоскворецкая линия |
|
|
3.1. |
Речной вокзал - Улица Дыбенко |
км |
2,42 |
4. |
Вторые входы на станции |
|
|
4.1. |
Комсомольская |
объект |
1 |
|
Итого ввод: |
|
|
|
линий |
км |
21,32 |
|
вторых входов |
объект |
1 |
|
новых станций |
объект |
- |
|
Необходимый лимит средств, всего, в ценах 2001 г., |
млн. р. |
42885,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
- на строительство |
млн. р. |
32785,0 |
|
- на реконструкцию, техническое перевооружение, включая приобретение подвижного состава для замены |
млн. р. |
6500,0 |
|
- на приобретение подвижного состава для увеличения парка |
млн. р. |
3600,0 |
|
Всего ввод за период 2001 - 2015 гг. |
|
|
|
линий |
км |
81,72 |
|
вторых входов |
объект |
4 |
|
новых станций |
объект |
1 |
|
Необходимый лимит средств, всего, в ценах 2001 г., |
млн. р. |
137847,4 |
|
в том числе: |
|
|
|
- на строительство |
млн. р. |
106020,4 |
|
- на реконструкцию, техническое перевооружение, включая приобретение подвижного состава для замены |
млн. р. |
18866,0 |
|
- на приобретение подвижного состава для увеличения парка |
млн. р. |
12961,0 |
_____________
* сроки сооружения и объемы финансирования объектов в период 2002-2015 гг. будут уточняться годовыми инвестиционными программами.
к постановлению Правительства Москвы
от 7 мая 2002 г. № 337-ПП
Основные показатели развития системы городского пассажирского транспорта до 2015 года
№ п/п |
Показатели |
2001 г. |
2005 г. |
2015 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Объем
пассажирских перевозок |
10424 |
10500 |
10900 |
100 % |
100 % |
100 % |
||
легковой автомобильный транспорт |
1650 |
1700 |
2000 |
|
15,8 % |
16,2 % |
18,3 % |
||
общественные виды транспорта |
8774 |
8800 |
8900 |
|
84,2 % |
83,8 % |
81,7 % |
||
в том числе: |
|
|
|
|
метрополитен |
3203 |
3250 |
3350 |
|
30,7 % |
31,0 % |
30,7 % |
||
железная дорога |
635 |
650 |
750 |
|
6,1 % |
6,2 % |
6,9 % |
||
наземный общественный транспорт |
4936 |
4900 |
4800 |
|
47,3 % |
46,8 % |
44,1 % |
||
в том числе коммерческие перевозки |
650 |
650 |
700 |
|
2. |
Протяженность сети, км |
|
|
|
скоростной внеуличный транспорт |
455,4 |
565,0 |
635,0 |
|
Метрополитен, всего |
265,4 |
283,0 |
339,0 |
|
в т.ч. действующая система |
265,4 |
270,7 |
326,4 |
|
мини-метрополитен/в том числе совместной эксплуатации с метрополитеном |
- |
6,0/3,5 |
6,0/3,5 |
|
наземный (легкий) метрополитен |
- |
9,7 |
9,7 |
|
Железная дорога, всего |
190,0 |
273,0 |
287,5 |
|
в т.ч. пригородно-городская железная |
|
|
|
|
дорога |
190,0 |
190,0 |
190,0 |
|
пассажирская система по трассе МКМЖД |
- |
54,0 |
54,0 |
|
скоростная транспортная система (аэропорт-центр города) |
- |
29,0 |
43,5 |
|
Монорельсовая транспортная система |
- |
8,6 |
8,6 |
|
Наземный общественный транспорт (с учетом совмещения маршрутной сети) |
1760 |
1800 |
2100 |
|
Магистральные улицы в пределах городской застройки, км |
1271 |
1378 |
1730 |
|
3. |
Количество подвижного состава (ед.) |
|
|
|
Метрополитен |
4150 |
4306 |
5128 |
|
Наземный общественный транспорт |
7676 |
8700 |
8500 |
|
4. |
Удельное наполнение салона в часы "пик", чел.на м. кв свободной площади пола |
|
|
|
Метрополитен |
4,7 |
4,7 |
3,7 |
|
Наземный общественный транспорт |
5,7 |
5,7 |
5,0 |
|
5. |
Максимальные интервалы движения в часы "пик" (минуты) |
|
|
|
метрополитен |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
наземный общественный транспорт |
до 50 |
20 |
10 |
|
6. |
Годовой объем перевозок млн.пасс. в год на 1 км линий скоростного внеуличного транспорта, |
8,5 |
6,9 |
6,4 |
в том числе метрополитена |
12,1 |
11,5 |
9,9 |
|
7. |
Средние затраты времени на поездку жителя по городу (минуты) |
65 |
65 |
60 |