ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
Системы экологического менеджмента
ОБЩИЕ РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ
ПО СОЗДАНИЮ, ВНЕДРЕНИЮ
И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НА ОБЪЕКТАХ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ
ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
|
Москва Стандартинформ 2011 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный научно-технический центр метрологии систем экологического контроля «Инверсия»» и Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического оружия
2 ВНЕСЕН Управлением метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. № 721-ст
4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 52724-2007
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
4 Общие руководящие указания. 6 4.3 Создание системы экологического менеджмента (планирование) 7 4.4 Внедрение и обеспечение функционирования системы экологического менеджмента. 10 |
Введение
Стандарты систем экологического менеджмента предназначены для обеспечения организаций элементами результативной системы экологического менеджмента, которые в сочетании с другими элементами административного управления могут содействовать организациям в достижении экологических и экономических целей.
Настоящий стандарт разработан с учетом положений ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».
Модель системы показана на рисунке 1. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях, особенно высшим руководством и всеми подразделениями объекта, включая организации и лица, работающие для объекта или по его поручению. Система позволяет сформулировать экологическую политику, установить цели и процессы для ее реализации, предпринимать действия, необходимые для повышения экологической результативности. Общей целью настоящего стандарта является обеспечение мер по охране окружающей среды и экологической безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия в соответствии с социально-экономическими потребностями.
Рисунок 1 - Модель системы экологического менеджмента
Для достижения поставленных экологических целей система экологического менеджмента может побудить руководство головной организации объектов к применению наилучших из существующих технологий уничтожения химического оружия и научных знаний там, где это целесообразно и экономически оправдано, с учетом показателя «затраты - результативность». При этом приоритетом является обеспечение экологической безопасности деятельности объектов.
Создание и внедрение систем экологического менеджмента на объектах по уничтожению химического оружия способствуют результативному выполнению руководством и персоналом объектов основных задач и требований по обеспечению безопасности граждан и окружающей среды при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия.
ГОСТ Р 52724-2010
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы экологического менеджмента
ОБЩИЕ РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ, ВНЕДРЕНИЮ И
ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА ОБЪЕКТАХ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Environmental management systems.
General guidelines on creation, introduction and supporting
techniques at the chemical weapons destruction facilities
Дата введения - 2012-01-01
Настоящий стандарт содержит общие требования по созданию, внедрению и обеспечению функционирования на объектах по уничтожению химического оружия (далее - объекты) систем экологического менеджмента (далее - СЭМ).
Настоящий стандарт применим к тем экологическим аспектам, которые объект может контролировать и на которые он может оказывать влияние.
Применение настоящего стандарта на объектах позволит:
а) внедрить, поддерживать и улучшать СЭМ;
б) удостовериться в собственном соответствии сформулированной экологической политике;
в) демонстрировать это соответствие другим;
г) сертифицировать свою СЭМ;
д) самостоятельно определить соответствие такой системы настоящему стандарту и заявить об этом соответствии.
Степень применения настоящего стандарта зависит от таких факторов, как экологическая политика объекта, характер его деятельности и условия, в которых этот объект функционирует.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
постоянное улучшение: Повторяющийся процесс совершенствования системы экологического менеджмента с целью улучшения общей экологической результативности в соответствии с экологической политикой организации.
Примечание - Этот процесс необязательно происходит одновременно во всех сферах деятельности.
[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.2]
3.2
окружающая среда: Окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимодействие.
Примечание - Понятие «окружение» в данном контексте распространяется на среду в пределах от организации до глобальной системы.
[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.5]
3.3
экологический аспект: Элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. Примечание - Значимый экологический аспект оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду. [ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.6] |
3.4
воздействие на окружающую среду: Любое изменение в окружающей среде отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов организации.
[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.7]
3.5
система экологического менеджмента: Часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления ее экологическими аспектами.
Примечания
1 Система менеджмента представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления политики и целей и достижения этих целей.
2 Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры, процессы и ресурсы.
[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.8]
3.6
внутренний аудит: Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной оценки для определения степени, в которой выполнимы критерии аудита системы экологического менеджмента, установленные организацией.
Примечание - Во многих случаях, в частности в малых организациях, независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за проверяемую деятельность.
[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.14]
3.7
экологическая политика: Официальное заявление высшего руководства организации об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении экологической результативности.
Примечание - Экологическая политика определяет рамки для действий и служит основой для постановки экологических целей, экологических задач.
[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.11]
3.8
экологическая цель: Общая экологическая установка к действию, согласующаяся с экологической политикой, которую организация решила достигнуть.
[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.9]
3.9
экологическая задача: Детализированное требование к результативности, применимое к организации или ее частям, вытекающее из экологических целей, которое следует установить и выполнить для достижения этих целей.
[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.12]
3.10
экологическая результативность: Измеряемые организацией результаты управления своими экологическими аспектами.
[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.10]
3.11
заинтересованная сторона: Лицо или группа лиц, заинтересованных в экологической результативности, или на которых может влиять экологическая результативность организации.
[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.13]
3.12 объект по хранению химического оружия: Совокупность специально выделенной и охраняемой территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений по его хранению.
3.13 объект по уничтожению химического оружия: Совокупность специально выделенной и охраняемой территории и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений, предназначенных для уничтожения химического оружия, в том числе для утилизации и/или захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия.
3.14 уничтожение химического оружия: Процесс необратимого преобразования токсичных химикатов, боеприпасов и устройств, оборудования в целях приведения в состояние, непригодное для использования в качестве химического оружия.
3.15 химическое оружие; ХО: В совокупности или в отдельности токсичные химикаты, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудование, специально предназначенное для использования в связи с применением указанных боеприпасов и устройств.
3.16 токсичный химикат; ТХ: Любой химикат, который за счет своего химического воздействия на жизненные процессы может вызвать летальный исход, временный инкапаситирующий (обездвиживающий) эффект или причинить постоянный вред живому организму.
Примечание - Сюда относят все такие химикаты, которые независимо от их происхождения или способа их производства и независимо от того, произведены ли они на объектах, находятся в боеприпасах или где-либо еще.
3.17
предотвращение загрязнения: Использование процессов, практических методов, технических решений, материалов, продукции, услуг или энергии для того чтобы избежать, уменьшить или контролировать (по отдельности или в комбинации) образование, выброс или сброс любого типа загрязняющего вещества или отходов в целях уменьшения негативных воздействий на окружающую среду.
Примечание - Предотвращение загрязнения может включать в себя устранение или сокращение источника (загрязнения), изменения процесса, продукции или услуг, эффективное использование ресурсов, замену используемых материалов и видов энергии, повторное использование, восстановление, вторичную переработку, утилизацию и очистку.
[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт 3.18]
4.1.1 При создании и внедрении СЭМ должна быть определена и нормирована область ее применения. Для обеспечения функционирования СЭМ руководство объекта должно соблюдать следующие принципы:
- принцип обязательства и политики.
Руководство объекта определяет экологическую политику и принимает на себя обязательства в отношении СЭМ;
- принцип планирования.
Руководство объекта разрабатывает, внедряет и поддерживает программу достижения своих экологических целей и задач;
- принцип реализации.
Руководство объекта находит возможность и создает механизмы поддержки, необходимые для реализации своей экологической политики и выполнения экологических целей и задач;
- принцип определения и оценивания.
Руководство объекта определяет, контролирует и оценивает экологическую результативность деятельности объекта;
- принцип анализа и улучшения.
Руководство объекта анализирует и постоянно улучшает СЭМ для повышения экологической результативности деятельности объекта.
4.1.2 СЭМ является частью общей системы административного управления объекта, которая должна быть постоянно контролируемой и периодически анализируемой, для того чтобы обеспечить результативное управление природоохранной деятельностью объекта с учетом изменения внутренних и внешних факторов.
Каждый служащий объекта должен нести ответственность за улучшение в области экологического менеджмента.
Внедрение СЭМ должно привести к повышению экологической результативности деятельности и экологической безопасности объекта.
4.1.3 СЭМ является средством, позволяющим руководству объекта достичь такого уровня экологической результативности деятельности, который оно само установит, и систематически контролировать его.
Создавать и внедрять СЭМ допустимо как для всего объекта, так и для его отдельной функциональной единицы.
4.1.4 СЭМ позволяет руководству объекта:
- определять экологическую политику, соответствующую деятельности объекта;
- идентифицировать экологические аспекты, вытекающие из прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности объекта, для того чтобы определить значительные воздействия на окружающую среду;
- идентифицировать применимые законодательные и нормативные требования, которые объект обязался выполнять и которые имеют отношение к его экологическим аспектам;
- выявлять значимые экологические аспекты, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на окружающую среду;
- выявлять приоритеты и установить экологические цели и задачи;
- разрабатывать организационную схему и программу достижения экологических целей и задач;
- планировать, контролировать, осуществлять мониторинг, корректирующие действия, аудит и анализ в целях обеспечения соответствия СЭМ экологической политике и поддержать ее на надлежащем уровне;
- адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
4.2.1 Руководство объекта определяет экологическую политику объекта и обеспечивает в рамках установленной области применения СЭМ:
- основу для установления экологических целей и задач и их анализа;
- соответствие уникальному характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности объекта;
- выполнение обязательств в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
- выполнение обязательств в отношении соответствия применимым требованиям экологического (природоохранного) законодательства и другим требованиям, связанным с его экологическими аспектами, которые руководство объекта обязалось выполнять;
- документальное оформление, внедрение, а также доведение СЭМ до сведения всего персонала объекта и лиц других организаций, работающих на объекте;
- доступность для заинтересованных сторон.
4.2.2 Экологическая политика является основой функционирования и улучшения СЭМ, обеспечивающей поддержание и повышение экологической результативности деятельности объекта.
4.2.3 Экологическая политика должна быть ясной для понимания ее персоналом и внешними заинтересованными сторонами. Следует периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать экологическую политику для своевременного отражения изменяющейся информации.
Область применения экологической политики должна соответствовать области применения СЭМ.
4.3.1 При создании СЭМ на объекте следует осуществлять планирование деятельности в этой системе.
Элементы СЭМ, связанные с планированием, включают в себя:
- идентификацию экологических аспектов и показателей их воздействий на окружающую среду;
- идентификацию применимых требований природоохранного законодательства и других требований, связанных с экологическими аспектами объекта, которые руководство объекта обязалось выполнять;
- выявление значимых экологических аспектов;
- экологическую политику;
- собственные критерии экологической результативности;
- экологические цели и задачи;
- программу достижения своих экологических целей и задач;
- планы мероприятий по охране окружающей среды.
4.3.2 Необходимо установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации экологических аспектов деятельности объекта, которые он может контролировать и на которые он может влиять, в целях выявления в дальнейшем значимых экологических аспектов.
Экологические аспекты и показатели их воздействий на окружающую среду следует определять с учетом входной и выходной информации, связанной с настоящими и соответствующими предшествующими видами деятельности объекта.
Идентификация экологических аспектов является постоянным процессом, который определяет прошлое, настоящее и потенциально возможное (положительное или отрицательное) воздействие объекта на окружающую среду.
Необходима гарантия того, что значимые экологические аспекты приняты во внимание при определении экологических целей объекта.
Эту информацию следует постоянно актуализировать.
4.3.3 В целях рассмотрения всех экологических аспектов деятельности объекта в качестве основы для создания СЭМ первоначально определяют истинную позицию объекта относительно окружающей среды.
Анализируют четыре ключевые области:
- идентификация применяемых требований природоохранного законодательства и других требований, связанных с экологическими аспектами объекта, которые руководство объекта обязалось выполнять;
- выявление значимых экологических аспектов;
- изучение всех существующих методов и процедур природоохранной деятельности объекта;
- оценка информации, поступившей по обратной связи от заинтересованных сторон, а также в результате исследования предшествующих событий.
Во всех случаях особое внимание уделяют штатным и нештатным рабочим условиям на объекте, а также потенциальным авариям.
Проведение анализа может включать в себя составление контрольных перечней вопросов, интервью, изучение документации, непосредственные проверки и измерения, обсуждение результатов предшествующих аудитов или других анализов в зависимости от характера деятельности объекта.
4.3.4 В процессе идентификации экологических аспектов, связанных с деятельностью функциональных элементов объекта, рассматривают следующие аспекты:
- выбросы в атмосферный воздух;
- сбросы в водные объекты и на рельеф местности;
- удаление и очистку сточных вод;
- образование и утилизацию отходов;
- возможное воздействие на флору и фауну;
- мнения заинтересованных сторон;
- использование сырья и природных ресурсов;
- использование и потери энергии;
- другие локальные экологические и связанные с ними общественные проблемы.
При идентификации рассматривают условия штатного режима работы, условия остановки и запуска оборудования, а также потенциально возможные значительные воздействия, связанные с обоснованно прогнозируемыми аварийными ситуациями.
4.3.5 Следующим этапом планирования СЭМ является установление на объекте и поддержание в рабочем состоянии процедуры идентификации применяемых требований природоохранного законодательства и других требований, связанных с экологическими аспектами объекта. Эти процедуры направлены на обеспечение доступа к таким требованиям и их понимание.
Примерами других требований являются:
- своды правил, применяемые в промышленности;
- приказы министра обороны Российской Федерации, директивы и распоряжения Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия;
- соглашения с федеральными и региональными органами исполнительной власти;
- нерегламентные руководящие указания.
4.3.6 Рассмотрению подлежат, в соответствии с применяемыми требованиями природоохранного законодательства и другими требованиями, связанными с экологическими аспектами объекта, следующие вопросы:
- о получении доступа к требованиям и их идентификации;
- о способе отслеживания требований;
- о способе отслеживания изменений требований;
- о доведении до сведения персонала нужных сведений о требованиях.
4.3.7 В целях содействия отслеживанию применяемых требований природоохранного законодательства и других требований, связанных с экологическими аспектами объекта, разрабатывают и своевременно актуализируют перечень всех законодательных актов и технических регламентов, относящихся к его деятельности.
4.3.8 Для реализации своей экологической политики на объекте устанавливают и своевременно актуализируют экологические цели и задачи.
При этом учитывают применимые требования природоохранного законодательства и другие требования, связанные с экологическими аспектами объекта, значимые экологические аспекты, технологические процессы, финансовые и эксплуатационные потребности, а также мнения заинтересованных сторон.
Экологические цели и задачи должны соответствовать экологической политике.
4.3.9 Экологические задачи устанавливают для достижения экологических целей в конкретные и определяемые сроки.
При установлении экологических целей и задач рассматривают возможность определения характеристик экологической результативности. Эти характеристики используют для оценки экологической результативности и обеспечении получения информации о СЭМ.
4.3.10 Рассмотрению подлежат в связи с установлением экологических целей и задач следующие вопросы:
- в какой мере экологические цели и задачи отражают экологическую политику и значительные воздействия на окружающую среду, связанные с деятельностью объекта, его продукцией и/или отходами;
- о вкладе персонала, ответственного за достижение экологических целей и задач, внесенном в их разработку;
- насколько учтены мнения заинтересованных сторон;
- о конкретных определяемых показателях, устанавливаемых для формирования экологических целей и задач;
- насколько регулярно анализируют и пересматривают экологические цели и задачи, чтобы установить повышение экологической результативности.
4.3.11 В процессе общего планирования деятельности на объекте разрабатывают программу достижения установленных экологических целей и задач.
Для повышения результативности СЭМ планирование мероприятий по достижению экологических целей и задач включают в стратегический план деятельности объекта.
4.3.12 Программа достижения экологических целей и задач отражает:
- распределение ответственности за достижение экологических целей и задач для каждого функционального элемента объекта (подразделения, службы и уровня);
- ресурсы, необходимые для достижения указанных в программе целей и задач;
- конкретные сроки достижения целей и выполнения задач.
4.3.13 В рамках структуры СЭМ объекта, предусмотренной при планировании мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, разрабатываемая программа устанавливает конкретные действия в порядке их приоритета для объекта.
Разработка и применение указанной программы являются ключевыми элементами для успешной реализации экологической политики.
4.3.14 В программу достижения экологических целей и задач допускается включать рассмотрение стадий планирования, проектирования, производства и утилизации. Применительно к оборудованию или существующим модификациям процессов при разработке программы рассматривают планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и в установленный для объекта срок вывод из эксплуатации.
4.4.1 К элементам СЭМ, связанным с реализацией объектом своей экологической политики и достижением экологических целей и задач, относят:
- ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия;
- компетентность, подготовку и осведомленность;
- обмен информацией;
- документацию СЭМ;
- управление документацией;
- управление операциями;
- готовность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действия.
4.4.2 Обязательство по охране окружающей среды принимает руководство объекта. Руководство объекта определяет экологическую политику объекта и обеспечивает внедрение и функционирование СЭМ.
Руководство объекта гарантирует обеспечение СЭМ надлежащими ресурсами (кадровыми, физическими, технологическими, финансовыми и др.) в целях внедрения и поддержания ее в рабочем состоянии. Функциональные обязанности, ответственность и полномочия по обеспечению функционирования СЭМ должны быть четко определены.
Функциональные обязанности, ответственность и полномочия оформляют документально и доводят до сведения задействованных в СЭМ лиц, с целью содействовать улучшению результативности экологического менеджмента.
4.4.3 Руководство объекта назначает своего специального представителя, который независимо от других обязанностей имеет определенную ответственность и полномочия, позволяющие:
- обеспечивать разработку и внедрение СЭМ, ее функционирование в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001;
- представлять руководству объекта отчеты о результативности СЭМ, включая рекомендации по улучшению.
4.4.4 Служащие всех уровней в рамках своих функциональных обязанностей несут ответственность за экологическую результативность деятельности объекта и поддержку СЭМ.
4.4.5 При распределении ресурсов предусматривают процедуры отслеживания выгод и затрат, связанных с экологической и смежной деятельностью. В объеме ресурсов учитывают затраты на контроль загрязнения окружающей среды, размещение и утилизацию отходов.
4.4.6 Компетентность лиц, работа которых может оказывать значительное воздействие на состояние окружающей среды, учитывают при подборе кадров, приеме их на работу. Компетентность удостоверяют соответствующей записью. Руководство объекта ответственно за проведение систематического обучения и повышение профессиональной подготовки персонала.
4.4.7 Руководство объекта выявляет объем дополнительных знаний и навыков практической деятельности, которые необходимы персоналу для обеспечения достижения экологических целей и задач, и определяет потребность в подготовке персонала.
4.4.8 Руководство объекта устанавливает и актуализирует процедуры, позволяющие его персоналу понимать:
- важность соответствия деятельности объекта экологической политике, процедурам и требованиям СЭМ;
- значительные реальные или возможные воздействия его деятельности на окружающую среду и пользу от повышения персональной ответственности и эффективности работы для улучшения состояния окружающей среды;
- свои функциональные обязанности и ответственность в достижении соответствия экологической политике и процедурам, а также требованиям СЭМ;
- возможные последствия отступлений от установленных процедур.
4.4.9 Применительно к собственным экологическим аспектам и СЭМ на объекте устанавливают и актуализируют процедуры для:
- внутреннего обмена информацией между различными функциональными элементами объекта (подразделениями, службами и уровнями);
- получения, документирования и подготовки ответов на запросы внешних заинтересованных сторон.
4.4.10 Определяют необходимость представления и распространения информации о собственных значимых экологических аспектах за рамки объекта и оформляют документально принятое решение. При положительном решении разрабатывают и внедряют процедуру внешнего обмена информацией.
4.4.11 Результаты мониторинга и внутренних аудитов СЭМ, а также результаты анализа со стороны руководства доводят до тех должностных лиц объекта, которые несут ответственность за экологическую безопасность и результативность.
Предоставление надлежащей информации персоналу объекта и другим заинтересованным сторонам является побудительным мотивом для персонала в содействии повышению экологической результативности деятельности объекта.
4.4.12 Внедряют процедуру получения и оформления документа о необходимой информации и запросов от заинтересованных сторон, а также подготовки ответов на них. Эта процедура может включать в себя диалог с заинтересованными сторонами и рассмотрение поднятых ими вопросов.
4.4.13 Определяют виды документов, которые устанавливают и описывают процедуры, касающиеся операций, связанных с выявленными значимыми экологическими аспектами, соответствующими экологической политике, целям и задачам объекта, и меры эффективного управления этими операциями.
Наличие документации СЭМ способствует осведомленности персонала о требованиях, необходимых для достижения экологических целей и задач объекта, обеспечивает оценку СЭМ и определяет экологическую результативность объекта.
4.4.14 Степень детализации документации должна быть достаточной для описания основных элементов СЭМ и их взаимодействия, а также для возможности получения более подробной информации о функционировании составных частей СЭМ.
4.4.15 К документации объекта, смежной с документацией СЭМ, можно отнести:
- информацию о процессах;
- информацию о результатах измерений в ходе производственного экологического мониторинга и контроля безопасности процессов;
- организационные схемы;
- внутренние регламенты, стандарты и рабочие процедуры;
- планы действий при аварии на месте.
4.4.16 Устанавливают и поддерживают в рабочем состоянии процедуры управления документацией.
4.4.17 Документы подготавливают на любом носителе, они должны быть информативными, однозначными для понимания и легкочитаемыми.
4.4.18 На всех документах указывают даты утверждения (с указанием дат пересмотров) и идентифицируют их. Документы хранят в определенном порядке и в течение установленного времени. Документы подлежат:
- идентификации по соответствующим реквизитам: объект, функциональный элемент объекта (служба, подразделение, уровень), вид деятельности и/или конкретное лицо;
- утверждению должностными лицами до их выпуска, периодическому анализу, пересмотру, при необходимости.
Текущие издания документов должны быть в наличии на местах, где проводят операции, важные для результативного функционирования СЭМ, и изыматься при устаревании.
4.4.19 Для обеспечения реализации экологической политики объекта и достижения установленных экологических целей и задач устанавливают и поддерживают в рабочем состоянии процедуры, касающиеся операций, связанных с выявленными значимыми экологическими аспектами, и меры по управлению этими операциями.
4.4.20 При разработке или модификации мер по управлению операциями и процедур, касающихся операций, учитывают виды деятельности, оказывающие значимое воздействие на окружающую среду.
К таким видам деятельности относят:
- деятельность по предотвращению загрязнения окружающей среды и сохранению природных ресурсов при реализации новых проектов капиталовложений, при изменениях процессов и управлении ресурсами;
- повседневную административную деятельность по оценке и подтверждению соответствия внутренним и внешним требованиям, предъявляемым к функционированию объекта, а также требованиям к обеспечению его результативности;
- стратегическую административную деятельность по прогнозированию изменяющихся экологических требований и условий и реагированию на них.
4.4.21 Идентифицируют и планируют операции, связанные с выявленными значимыми экологическими аспектами, включая техническое обслуживание и ремонт оборудования, чтобы гарантировать их выполнение в заданных условиях путем:
- установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, рассчитанных на ситуации, когда отсутствие процедур может привести к отступлениям от экологической политики, экологических целей и задач;
- установления в процедурах рабочих критериев хода операций и их выполнения;
- установления, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процедур, связанных с идентифицированными значимыми экологическими аспектами, услуг, используемых объектом, и доведения информации о предъявляемых требованиях СЭМ до сведения персонала, привлекаемого к работам на объекте организаций.
4.4.22 Для результативного функционирования СЭМ объект должен быть готов к нештатным ситуациям и авариям. Ответные действия при возникновении нештатных ситуаций и аварий должны быть предусмотрены планами локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) и процедурами, позволяющими обеспечить надлежащее реагирование на нештатные ситуации и/или аварии.
Процедуры предотвращения возникновения потенциально возможных нештатных ситуаций и аварий природного и техногенного характера с экологическими последствиями поддерживают в рабочем состоянии.
4.4.23 В процедурах, касающихся операций, и мерах по управлению операциями по возможности учитывают:
- аварийные выбросы в атмосферу;
- аварийные сбросы в водные объекты и на рельеф местности;
- возможные последствия аварийных выбросов для окружающей среды;
- происшествия, возникающие или потенциально возможные как следствие нештатных ситуаций или аварий.
4.4.24 Планы действий при возникновении нештатных ситуаций и аварий включают в себя:
- организационные меры на случай нештатной ситуации, аварии и ответственность за их принятие;
- перечень ответственных лиц;
- подробные данные об аварийных службах (противопожарной, службе по борьбе с аварийными выбросами токсичных химикатов, службах, относящихся к гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, штабе местной обороны и т.д.);
- планы передачи внутренних и внешних сообщений;
- действия, предпринимаемые в случае возникновения нештатных ситуаций и аварий различных видов;
- информацию об опасных материалах и веществах (токсичных химикатах, контролируемых продуктах их деструкции и других вредных и загрязняющих веществах), включая потенциальное воздействие каждого материала и вещества на окружающую среду, и меры, которые следует принять в случае их аварийного выброса (сброса);
- планы подготовки и проверку результативности действий персонала в нештатных и аварийных ситуациях.
4.4.25 Процедуры, касающиеся готовности объекта к нештатным ситуациям и авариям, и процедуры ответных действий на аварию или нештатную ситуацию периодически анализируют и, при необходимости, пересматривают. На объекте обязательно наличие процедур, устанавливающих проведение теоретических занятий, а также практических учений с персоналом объекта.
4.5.1 Мониторинг, измерения и оценка являются ключевыми видами деятельности в СЭМ, которые гарантируют, что объект действует согласно установленной программе достижения экологических целей и задач.
4.5.2 Устанавливают и поддерживают в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга (прежде всего производственного экологического) и измерений значений ключевых характеристик осуществляемых операций, которые могут оказывать значимое воздействие на окружающую среду. Обеспечивают регистрацию информации в целях отслеживания исполнения, принятия мер по оперативному контролю и соответствия экологическим целям и задачам объекта.
4.5.3 Объект обеспечивает использование для мониторинга и измерений поверенных средств измерений, проведение их технического обслуживания и ведение соответствующих записей.
4.5.4 Устанавливают и своевременно актуализируют документированную процедуру периодической оценки соответствия применимым требованиям природоохранного законодательства и другим требованиям, связанным с экологическими аспектами объекта. Записи о результатах периодических оценок сохраняют в течение установленного срока. Оценка соответствия может быть интегрирована с другой деятельностью по оценке, например, внутренний аудит СЭМ, оценка значимости экологических аспектов и другие.
4.5.5 Выводы, заключения и рекомендации, полученные в результате мониторинга, контрольных измерений, внутренних аудитов и других видов анализа СЭМ, оформляют документально. В СЭМ объекта систематически проводят идентификацию фактических и потенциальных несоответствий, необходимость принятия корректирующих и предупреждающих действий.
4.5.6 Руководство объекта обеспечивает выполнение корректирующих и предупреждающих действий и систематический контроль сроков их исполнения в целях гарантии результативности этих действий.
4.5.7 Любое корректирующее и/или предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть соразмерно важности задач и выявленному воздействию на окружающую среду.
4.5.8 При разработке и поддержании в рабочем состоянии процедур изучения и корректировки несоответствий на объекте учитывают следующее:
- выявление причин несоответствий;
- идентификацию и выполнение необходимых корректирующих и предупреждающих действий по устранению причин выявленных несоответствий;
- выполнение или совершенствование мер контроля, позволяющих избежать повторения несоответствий;
- записи результатов предпринятых корректирующих и предупреждающих действий;
- анализ результативности предпринятых корректирующих и предупреждающих действий;
- регистрацию любых изменений в документированных процедурах в результате корректирующих действий.
4.5.9 Свидетельство постоянного функционирования и результативности СЭМ оформляют записями, которые содержат:
- информацию о соблюдении законодательных и других требований, которые руководство объекта обязалось выполнять;
- детальное описание несоответствий, корректирующих и предупреждающих действий;
- результаты аудитов СЭМ и анализа со стороны руководства;
- информацию об экологических характеристиках отравляющих веществ (например, химический состав, свойства);
- свидетельства достижения целей/выполнения задач;
- информацию о лицах, прошедших обучение;
- разрешения, лицензии или другие формы юридических документов;
- результаты деятельности по проверке и калибровке;
- результаты управления операциями (техническое обслуживание, проектирование, изготовление).
4.5.10 Записи о деятельности в СЭМ объекта должны быть легкочитаемыми, идентифицируемыми и прослеживаемыми по охваченным видам деятельности. Устанавливают и фиксируют срок хранения записей. Записи хранят в легкодоступном месте. Они должны быть защищены от повреждений и порчи, потеря записей недопустима.
4.5.11 Процедуры идентификации, хранения и размещения записей прежде всего применяют к тем данным, которые необходимы для внедрения и функционирования СЭМ и для фиксирования этапа, на котором запланированные экологические цели и задачи выполнены.
4.5.12 Особое внимание следует обратить на конфиденциальную информацию.
4.5.13 Внутренние аудиты СЭМ проводят с запланированной периодичностью с определением и сбором информации для управляющего персонала (менеджмента) о соответствии системы запланированным мероприятиям, внедрении ее должным образом и поддерживании функционирования. Аудиты также проводят в целях идентификации возможностей улучшения СЭМ объекта. Информацию о результатах внутренних аудитов СЭМ представляют руководству.
4.5.14 Устанавливают и поддерживают в рабочем состоянии программу и процедуры внутреннего аудита СЭМ.
Программа внутреннего аудита для объекта, включая график его проведения, основана на значимости, с экологической точки зрения, проверяемой деятельности и на результатах предыдущих аудитов.
4.5.15 Процедуры внутреннего аудита устанавливают область распространения аудита, частоту и методологию их проведения, а также ответственность и требования к проведению аудитов и регистрированию результатов.
4.5.16 Программа и процедуры внутренних аудитов охватывают:
а) виды деятельности и функциональные элементы объекта, подлежащие внутреннему аудиту;
б) периодичность проведения внутренних аудитов;
в) критерии аудита.
4.5.17 Для проведения внутренних аудитов СЭМ на объекте назначают группу внутренних аудиторов из числа компетентных (подготовленных) специалистов объекта. К проведению внутренних аудитов могут быть привлечены по решению руководства объекта специалисты других организаций.
4.6.1 Для повышения экологической результативности деятельности объекта постоянно улучшают СЭМ.
4.6.2 Руководство объекта анализирует результаты функционирования СЭМ через запланированные им интервалы времени (но не реже одного раза в год) в целях обеспечения постоянной пригодности, адекватности и результативности этой системы.
Результаты анализа, включая наблюдения, выводы и рекомендации, оформляют документально. Отчет о проведении анализа результатов функционирования СЭМ высшему руководству объекта, включая рекомендации по улучшению, представляет специальный представитель руководства по экологическому менеджменту.
Анализ содержит оценку возможностей улучшения и необходимости изменений в СЭМ, включая экологическую политику, цели и задачи.
4.6.3 Анализ включает в себя:
- изучение результатов внутренних аудитов и оценки соответствия требованиям законодательных актов, требованиям технических регламентов и другим требованиям;
- оценку результативности СЭМ, достижения экологических целей и задач;
- оценку пригодности СЭМ с учетом изменяющихся условий и информации;
- оценку мнений заинтересованных сторон;
- рекомендации по улучшению.
Ключевые слова: экологический менеджмент, система экологического менеджмента, объект по уничтожению химического оружия, экологическая политика, ответственность руководства, требования к системе экологического менеджмента, экологическая результативность