Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ
"О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
(в редакции, актуальной с 5 мая 2020
г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно Федеральным
законам:
от 02.07.2013 г. № 163-ФЗ, от 20.04.2014 г. № 75-ФЗ, от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ,
от 09.03.2016 г. № 68-ФЗ,
от 03.07.2016 г. № 227-ФЗ,
от 06.07.2016 г. № 374-ФЗ,
от 24.04.2020 г. № 139-ФЗ)
Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
2) антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта;
3) безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства;
3.1) зона безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - территория или акватория вокруг определяемого Правительством Российской Федерации отдельного объекта топливно-энергетического комплекса, в границах которой реализуются меры, направленные на обеспечение особого режима защиты такого объекта от актов незаконного вмешательства;
4) инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса или выявления несанкционированных действий в отношении объекта топливно-энергетического комплекса;
5) критически важные объекты топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения;
6) критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса - потенциально опасные элементы (участки) объекта топливно-энергетического комплекса, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта топливно-энергетического комплекса, его повреждению или к аварии на объекте топливно-энергетического комплекса;
7) линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов;
8) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
9) объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;
10) охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса - здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта;
12) потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;
13) субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса;
14) требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
1. Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
2. Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;
2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз;
3) категорирование объектов топливно-энергетического комплекса;
4) разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
5) разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса;
6) подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
7) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
8) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:
1) законность;
2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
3) взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
4) непрерывность;
5) интеграция в международные системы безопасности;
6) взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
7) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
1. Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования учитываются:
1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;
2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;
3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;
4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;
5) наличие на объекте уязвимых мест.
2. С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса:
1) объекты высокой категории опасности;
2) объекты средней категории опасности;
3) объекты низкой категории опасности.
3. Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
5. По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.
1. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2. В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.
3. Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти).
1. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
2. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, не могут передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их части, входящие в состав объектов топливно-энергетического комплекса, а также земельные участки, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.
1. Субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.
2. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
3. В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
4. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.
5. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.
6. Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
7. Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
1. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
2. Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:
1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса;
2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.
3. Обеспечение физической защиты строящегося объекта топливно-энергетического комплекса, который после ввода в эксплуатацию будет отнесен к объектам высокой категории опасности, должно осуществляться на стадии строительства.
4. Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
5. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов топливно-энергетического комплекса при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, определяет:
1) отдельные объекты топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с описанием местоположения границ таких зон;
2) меры по обеспечению особого режима защиты от актов незаконного вмешательства в зоне безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, включая порядок реализации этих мер.
Для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса организация - собственник Единой системы газоснабжения, стратегическое акционерное общество, осуществляющее управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, и стратегическое акционерное общество, ведущее деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, имеют право на создание ведомственной охраны.
1. На работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не принимаются лица:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;
2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет.
2. Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны.
1. В целях обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса субъекты топливно-энергетического комплекса создают на этих объектах системы защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий и обеспечивают функционирование таких систем. Создание таких систем предусматривает планирование и реализацию комплекса технических и организационных мер, обеспечивающих в том числе антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
2. Информация о системах, указанных в части 1 настоящей статьи, является информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами. Указанная информация вносится в паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
1. Субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право:
1) в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
2) вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
3) привлекать для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса подразделения и (или) организации, указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, имеющие право приобретать и использовать гражданское, служебное огнестрельное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, направленные на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
2. Субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны:
1) незамедлительно информировать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса;
2) выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;
3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения;
4) осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций;
5) обеспечивать готовность объектов топливно-энергетического комплекса к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.
3. Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Нарушение должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, субъектами топливно-энергетического комплекса, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, иными организациями, а также гражданами требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданско-правовую ответственность за причинение вреда физическим и юридическим лицам, а также государству в результате совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса несет субъект топливно-энергетического комплекса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате аварии на объекте топливно-энергетического комплекса, возникшей в связи с террористическим актом или диверсией.
1. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса.
2. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса за счет иных источников средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами системы газоснабжения, и организации, эксплуатирующие такие объекты, кроме мер, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязаны обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций на таких объектах.
2. Субъект топливно-энергетического комплекса, владеющий на праве собственности или ином законном праве объектом системы газоснабжения, и организация, эксплуатирующая такой объект, обеспечивают его готовность к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.
3. Требования обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса с учетом их особенностей определяются Правительством Российской Федерации.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Статьи 7, 10, 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.
Президент Российской Федерации |
Д. Медведев |
Москва, Кремль |
|
|
|
21 июля 2011 года |
|
№ 256-ФЗ |
|
к Федеральному закону
"О безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса"
Срок действия |
____________________________________ |
||||||||||||||||||||
|
(Гриф по заполнении) |
||||||||||||||||||||
паспорта: |
|
||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
|
Экз. № _____________________ |
||||||||||||||||||||
до " _____" _____________ 20____ г. |
|
||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
|
СОГЛАСОВАНО |
||||||||||||||||||||
|
Председатель антитеррористической комиссии |
||||||||||||||||||||
|
_______________________________________ |
||||||||||||||||||||
|
(Ф.И.О.) |
||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
|
УТВЕРЖДАЮ |
||||||||||||||||||||
|
Руководитель ______________________________ |
||||||||||||||||||||
|
(наименование организации, Ф.И.О.) |
||||||||||||||||||||
|
"____" __________ 20____ г. |
||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Паспорт |
|||||||||||||||||||||
безопасности объекта топливно-энергетического комплекса |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(наименование объекта) |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
г. ______________________ |
|||||||||||||||||||||
20____ г. |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(основание оформления паспорта: решение региональной антитеррористической |
|||||||||||||||||||||
комиссии, приказ руководителя организации) |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(полные наименования объекта, организации, полный почтовый адрес, |
|||||||||||||||||||||
телефон) |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(отрасль предприятия, основной вид деятельности объекта) |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(наименование вышестоящей организации по принадлежности, телефон) |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(Ф.И.О. руководителя объекта, служебный, мобильный телефоны) |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(Ф.И.О. заместителя руководителя по режиму и безопасности, служебный, |
|||||||||||||||||||||
мобильный телефоны) |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(Ф.И.О. руководителя подразделения охраны, служебный, мобильный телефоны) |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
1. Общие сведения об объекте, организации |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
1. Основная территория |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(зоны, территории, административно-производственные здания и сооружения, |
|||||||||||||||||||||
конструктивные и технологические элементы объекта) |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(общая площадь, кв. м) |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(периметр, м) |
|||||||||||||||||||||
2. Объекты вне основной территории |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(зоны, территории, административно-производственные здания и сооружения, |
|||||||||||||||||||||
конструктивные и технологические элементы объекта) |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(общая площадь, кв. м) |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(периметр, м) |
|||||||||||||||||||||
3. Сведения о персонале объекта (организации) |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(общая численность работающих на объекте, в том числе на его элементах, |
|||||||||||||||||||||
человек) |
|||||||||||||||||||||
4. Режим работы объекта (организации) |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(сезонный, вахтовый, одно-, двух-, трехсменный, максимальная численность |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
работающих на объекте человек в одной смене в дневное и ночное время, |
|||||||||||||||||||||
в том числе на его элементах) |
|||||||||||||||||||||
5. Первоначальная балансовая стоимость основных производственных |
|||||||||||||||||||||
фондов |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(суммарное значение всех материальных активов (основных средств) объекта |
|||||||||||||||||||||
(организации), тыс. руб.) |
|||||||||||||||||||||
6. Износ основных производственных фондов |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(среднее значение морального и физического износа основного |
|||||||||||||||||||||
производственного оборудования, зданий и сооружений, процент) |
|||||||||||||||||||||
7. Наличие на объекте подразделения по защите государственной тайны |
|||||||||||||||||||||
и соблюдение требований режима секретности |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(вид подразделения, выделенные режимные зоны, меры по ограничению доступа |
|||||||||||||||||||||
и защите) |
|||||||||||||||||||||
8. Характеристика местности и природно-климатические условия |
|||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||
(среднее значение рельефа окружающей местности, среднегодовые и сезонные: |
|||||||||||||||||||||
направление и скорость ветра, среднесуточная температура, относительная |
|||||||||||||||||||||
влажность, количество атмосферных осадков по сезонам, максимальные |
|||||||||||||||||||||
сезонные значения силы ветра и температуры) |
|||||||||||||||||||||
9. Наличие вокруг объекта других производств, населенных пунктов, жилых |
|||||||||||||||||||||
зданий и иных объектов массового скопления людей, их размещение по |
|||||||||||||||||||||
отношению к объекту |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
10. Размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
11. Сведения об опасных веществах и материалах, используемых на объекте |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Пожаро- и взрывоопасные вещества и материалы |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Химически и биологически опасные вещества и материалы |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Токсичные, наркотические, психотропные вещества, сильнодействующие яды и препараты |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
2. Анализ уязвимости производственно-технологического процесса и выявление критических элементов объекта |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
1. Перечень потенциально опасных участков объекта |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
2. Модели нарушителей __________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
3. Перечень критических элементов объекта |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
3. Оценка социально-экономических последствий террористического акта на объекте |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
1. Людские потери |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
2. Экономический ущерб |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
4. Присвоение объекту категории по степени потенциальной опасности |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
5. Организация охраны и защиты объекта |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
1. Основания установления охраны |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(номер распоряжения об установлении охраны, Ф.И.О., должность его |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
подписавших, наличие акта региональной комиссии, дата его утверждения) |
||||||||||||||||||||||||||
2. Структура подразделения охраны |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(положение о подразделении охраны, вид подразделения: команда, группа |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
с указанием их подчиненности и другие; принадлежность охраны: |
||||||||||||||||||||||||||
ведомственная, вневедомственная, смешанная (ведомственная, |
||||||||||||||||||||||||||
вневедомственная), частные охранные организации, служба безопасности) |
||||||||||||||||||||||||||
3. Штат подразделения охраны (перечисляются должности по штатному |
||||||||||||||||||||||||||
расписанию) |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
4. Наличие организационно-распорядительных документов |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(план и схема охраны, инструкция по организации и несению караульной |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
службы, должностные инструкции, план проверки технического состояния и |
||||||||||||||||||||||||||
работоспособности инженерно-технических средств охраны и прочее) |
||||||||||||||||||||||||||
5. Организация пропускного и внутриобъектового режимов |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(наличие инструкций, кем установлены пропускной и внутриобъектовый |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
режимы, дата введения, порядок хранения постоянных, разовых, временных |
||||||||||||||||||||||||||
и материальных пропусков, образцы подписей должностных лиц, наличие |
||||||||||||||||||||||||||
помещений для бюро пропусков, хранения личных вещей, комнат досмотра) |
||||||||||||||||||||||||||
6. Количество действующих контрольно-пропускных пунктов: |
||||||||||||||||||||||||||
Всего ___________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
Проходных ______________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
Автотранспортных _______________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
Железнодорожных ________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
Совмещенных ____________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
7. Состав суточного наряда охраны отдельно по его принадлежности и виду |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
8. Обеспеченность охраны |
||||||||||||||||||||||||||
8.1. Оружием и боеприпасами |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(наименование и количество единиц боевого ручного стрелкового оружия |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
и патронов к нему - отдельно по каждому виду, типу, модели) |
||||||||||||||||||||||||||
8.2. Специальными средствами и служебным огнестрельным оружием |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(количество единиц специальных средств - отдельно по каждому виду, типу, |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
модели; количество единиц служебного огнестрельного оружия и патронов |
||||||||||||||||||||||||||
к нему - отдельно по каждому виду, типу, модели) |
||||||||||||||||||||||||||
8.3. Служебным авто-, мото- и авиатранспортом и водным транспортом |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(нормы положенности авто-, мото- и авиатранспорта и водного транспорта, |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
его наличие, марка, год выпуска, назначение - отдельно по каждой единице) |
||||||||||||||||||||||||||
8.4. Служебными собаками |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(наличие питомника, вольеров и их количество для содержания служебных |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
собак - отдельно договорных и балансовых собак; количество караульных |
||||||||||||||||||||||||||
собак, количество блокпостов, постов глухой привязи, |
||||||||||||||||||||||||||
свободного окарауливания) |
||||||||||||||||||||||||||
9. Обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и специальных средств |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(характеристика помещения для хранения оружия, боеприпасов и специальных |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
средств, установленные средства охранной и пожарной сигнализации, |
||||||||||||||||||||||||||
куда выведены) |
||||||||||||||||||||||||||
10. Средний возраст сотрудников охраны |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(лет) |
||||||||||||||||||||||||||
11. Уровень подготовки органов управления и персонала, участвующих в обеспечении мероприятий по физической защите и охране |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(наличие программы подготовки и переподготовки сотрудников охраны и |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
органов управления предприятия, кем утверждена, порядок ее реализации, |
||||||||||||||||||||||||||
сведения о проводимых учениях, тренировках, проверках несения службы) |
||||||||||||||||||||||||||
12. Наличие совместных (с войсками национальной гвардии Российской Федерации и другими организациями) планов действий личного состава и администрации объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций, включая акты незаконного вмешательства, стихийные бедствия и прочее; периодичность проведения совместных тренировок и учений, наличие оперативного штаба и специальных формирований, в том числе из штата предприятия |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(наименование и дата утверждения) |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
6. Инженерно-технические средства охраны |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
1. Общая протяженность периметра, подлежащего ограждению |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(пог. м) |
||||||||||||||||||||||||||
2. Содержание ограждения |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(характеристика ограждений: капитальные, деревянные, из колючей |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
проволоки, сетчатые и другие, протяженность в пог. м каждого участка, |
||||||||||||||||||||||||||
состояние ограждения) |
||||||||||||||||||||||||||
3. Освещение охраняемой территории и периметра ограждения |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(наличие, краткая характеристика) |
||||||||||||||||||||||||||
4. Охранная сигнализация ограждения |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(перечислить территории, ограждение которых заблокировано сигнализацией, |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
указать суммарную протяженность заблокированного ограждения в пог. м, |
||||||||||||||||||||||||||
тип и количество приборов сигнализации, установленных по периметру |
||||||||||||||||||||||||||
ограждения) |
||||||||||||||||||||||||||
5. Сигнализация |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(количество лучей) |
||||||||||||||||||||||||||
5.1. Охранная сигнализация |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(количество лучей) |
||||||||||||||||||||||||||
5.2. Пожарная сигнализация |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(количество лучей) |
||||||||||||||||||||||||||
5.3. Совмещенная охранная и пожарная сигнализация |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(количество лучей) |
||||||||||||||||||||||||||
5.4. Тревожная сигнализация |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(количество лучей, куда выведены) |
||||||||||||||||||||||||||
5.5. Наличие средств радиосвязи |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(количество постов, оборудованных радиосвязью, тип и количество |
||||||||||||||||||||||||||
радиостанций) |
||||||||||||||||||||||||||
5.6. Наличие средств телефонной связи |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(количество постов, оборудованных телефонной связью) |
||||||||||||||||||||||||||
5.7. Наличие средств видеонаблюдения |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(тип и количество видеокамер, контролируемые зоны) |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
6. Техника контрольно-пропускных пунктов |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(тип и количество обычных турникетов, кабинно-турникетных систем, |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
автоматизированных систем пропуска и табельного учета, механизированных |
||||||||||||||||||||||||||
ворот, применяемых средств принудительной остановки транспорта и иных |
||||||||||||||||||||||||||
специальных средств) |
||||||||||||||||||||||||||
7. Наличие иных инженерных сооружений |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(количество и содержание наблюдательных вышек, запретных зон, |
||||||||||||||||||||||||||
контрольно-следовых полос, специальных сооружений и других) |
||||||||||||||||||||||||||
8. Эксплуатационно-техническое обслуживание средств охраны и пожарно- |
||||||||||||||||||||||||||
технической продукции |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(кто обслуживает: специалисты предприятия или подрядной |
||||||||||||||||||||||||||
специализированной организации) |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
7. Пожарная безопасность |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
1. Наличие пожарной охраны |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(Государственная противопожарная служба, муниципальная пожарная охрана, |
||||||||||||||||||||||||||
ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана, добровольная |
||||||||||||||||||||||||||
пожарная охрана) |
||||||||||||||||||||||||||
2. Наличие договорных подразделений Государственной противопожарной |
||||||||||||||||||||||||||
службы |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(договорные подразделения) |
||||||||||||||||||||||||||
3. Наличие сил и средств, обеспечивающих взрывобезопасность и химическую |
||||||||||||||||||||||||||
безопасность |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
(аттестованные аварийно-спасательные формирования предприятия, |
||||||||||||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
технические и иные средства, порядок действия в соответствии с планом |
||||||||||||||||||||||||||
ликвидации аварийной ситуации с участием как специализированных, |
||||||||||||||||||||||||||
так и нештатных формирований) |
||||||||||||||||||||||||||
|
8. Оценка антитеррористической защищенности |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
1. Определение требуемого уровня антитеррористической защищенности критических элементов объекта |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
2. Анализ выполнения задач физической защиты для обеспечения защищенности критических элементов объекта |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
3. Оценка эффективности физической защиты критических элементов объекта |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
4. Оценка достаточности мероприятий по защите критических элементов объекта |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
9. Другие сведения |
|
_________________________________________________________________________ |
|
(пояснения и другие сведения, не вошедшие в перечень вопросов паспорта, |
|
_________________________________________________________________________ |
|
в том числе количество размещенных на объекте других предприятий, |
|
организаций, размеры занимаемых ими площадей, основание их размещения на |
|
объекте, наличие у них самостоятельной охранной структуры, ее |
|
принадлежность, вид, численность, вооруженность, техническая |
|
оснащенность, состояние пропускного режима и прочее, порядок |
|
взаимодействия с подразделением охраны на территории объекта) |
|
|
|
10. Выводы |
|
|
|
1. Объект находится в ведении (сфере деятельности) |
|
_________________________________________________________________________ |
|
(федеральный орган исполнительной власти) |
|
2. Объект по отраслевому признаку и виду деятельности относится к |
|
категории |
|
_________________________________________________________________________ |
|
(по гражданской обороне, по режиму, по химической опасности и (или) |
|
пожаро- и взрывоопасности) |
|
3. Объекту по совокупности максимального ущерба, который может быть |
|
нанесен в результате террористического акта, и по степени потенциальной |
|
опасности присваивается категория |
|
_________________________________________________________________________ |
|
(категория) |
|
4. Выполнение требований охраны объекта и защиты его элементов |
|
_________________________________________________________________________ |
|
5. Наличие критических элементов объекта, их взаимовлияние и соответствие |
|
требуемому уровню защищенности |
|
_________________________________________________________________________ |
|
6. Достаточность сил и средств для выполнения мероприятий по физической |
|
защите и антитеррористической защищенности объекта |
|
_________________________________________________________________________ |
|
7. Необходимые дополнительные мероприятия по совершенствованию физической |
|
защиты и антитеррористической защищенности объекта с указанием срока их |
|
выполнения |
|
_________________________________________________________________________ |
|
8. Вывод о системе охраны объекта (организации) |
|
_________________________________________________________________________ |
|
|
|
Приложения к паспорту: |
|
|
|
1. Ситуационный план объекта с обозначением его критических элементов |
|
(коммуникации, планы и экспликации отдельных зданий и сооружений или их |
|
частей), содержащий все изменения его строительной части. |
|
2. План и схема охраны объекта с указанием контрольно-пропускных пунктов, |
|
постов охраны, инженерно-технических средств и уязвимых мест. |
|
|
|
Члены межведомственной комиссии: |
_________________________ |
|
(ФИО, подпись) |
|
_________________________ |
|
(ФИО, подпись) |
|
_________________________ |
|
(ФИО, подпись) |
|
|
|
|
Составлен "___" _______________ 20___ г. Актуализирован "____" ________ 20___ г. |