МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
7-М
ОБЩИЕ
И СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ
НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ
МОСКВА
В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА»
1985
Разработаны |
Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) Черноморский филиал Директор филиала Л.Д. Яловой Руководитель темы И.П. Горяинов Ответственные исполнители: В.А. Бобыр, Н.И. Вивденко, Н.В. Васин, М.П. Зинько, И.П. Корниенко, О.К. Кепинг, Т.В. Кузнецова, А.Ш. Кушнир, Н.И. Коваленко, В.В. Луговенко, И.Г. Потапов, Н.И. Плявин. Я.Н. Спиридонов, В.Н. Татаренко |
Согласованы |
Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота |
|
Начальник В.С. Збаращенко |
Внесены |
Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота |
|
Начальник В.С. Збаращенко |
В настоящий сборник включены руководящие нормативные документы по технологии безопасной и сохранной перевозки наливных грузов (нефти и нефтепродуктов, пищевых и химических грузов, сжиженных газов) с учетом изменений и дополнений по состоянию на 1 июля 1985 г., а также другие нормативные документы, регламентирующие работу морского наливного флота. В дальнейшем все изменения и дополнения, касающиеся вошедших в сборник документов, будут публиковаться в Сборниках правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ИЗОПРОПИЛОВОГО СПИРТА НАЛИВОМ.
РД 31.11.81.40-83
Настоящий руководящий документ является основным документом, устанавливающим технологические режимы перевозки изопропилового спирта наливом. Он определяет объект и порядок перевозки данного груза, методику отдельных этапов перевозки.
Требования руководящего документа являются обязательными при осуществлении перевозки изопропилового спирта наливом на судах ММФ.
Перевозка изопропилового спирта наливом разрешается на танкерах и химовозах, имеющих III степень конструктивной защиты, т.е. все суда должны иметь двухотсечный стандарт деления на отсеки, за исключением МО (машинного отделения).
Обеспечение аварийной посадки и остойчивости судов длиной менее 125 м при затоплении МО является предметом специального рассмотрения Регистром СССР. Для МО судов длиной 125 м и более должен быть обеспечен одноотсечный стандарт деления на отсеки.
К расположению грузовых емкостей особые требования не предъявляются.
|
№ ООН |
1219 |
|
Стр. ИМО |
3100 |
|
Гр. МОПОГ |
3223 |
|
ГОСТ 9805-76 |
|
1.1. Наименование: спирт изопропиловый.
1.2. Синонимы: изопропанол, пропанол-2, диметилкарбинол.
1.3. На английском языке: ISOPROPYL ALCOHOL.
1.4. Квалификация химического продукта: технический продукт.
1.5. Химическая формула: СН3СНОНСН3.
1.6. Химическая группа: спирт (вторичный алифатический).
1.7. Внешний вид: бесцветная жидкость.
1.8. Запах: характерный спиртовой.
1.9. Основная опасность: легковоспламеняющаяся жидкость.
1.10. Дополнительная опасность: токсичность.
2.1. Относительная молекулярная масса |
60,09 |
2.2. Плотность жидкости при 20 °С, кг/м3 |
785 |
2.3. Температура кипения, °С |
82,5 |
2.4. Температура затвердевания, °С |
-89,5 |
2.5. Динамическая вязкость жидкости при 20 °С, мПа∙с |
2,39 |
2.6. Кинематическая вязкость жидкости при 20 °С, мм2/с |
3,044 |
2.7. Растворимость в воде, масс. % |
Неограниченная |
2.8. Парциальное давление паров изопропилового спирта в воздухе при 20 °С, кПа |
4,23 |
2.8.1. Давление насыщенных паров изопропилового спирта по Рейду (37,8 °С), кПа |
11,619 |
2.9. Коэффициент объемного расширения при 20 °С, 1/К |
1,385∙103 |
2.10. Плотность пара изопропилового спирта по отношению к воздуху |
2,1 |
2.11. Удельное объемное электрическое сопротивление, Ом∙м |
3∙105 |
2.12. Термочувствительность: не термочувствителен. Светочувствительность: не светочувствителен. Влагочувствительность: не влагочувствителен. |
3.1 Отношение к воздуху: не взаимодействует.
3.2. Отношение к воде: не взаимодействует. Массовая доля воды в химическом продукте не более 0,15 %.
3.3. Отношение к морской воде: не взаимодействует, но возможно загрязнение хлоридами и порча товарного качества груза.
3.4. Взаимодействие с классами химических веществ: взаимодействует с минеральными и органическими кислотами, щелочными металлами, окислителями. Взаимодействие спирта с неорганическими кислотами (галогеноводородной, серной, фосфорной и др.) приводит к образованию простых эфиров или алкилгалогенидов соответствующих кислот. С органическими кислотами спирт образует сложные эфиры. Окисление изопропилового спирта приводит к образованию ацетона. При действии щелочных металлов образует соответствующий алкоголят.
3.5. Взаимодействие с материалами конструкций: изопропиловый спирт не оказывает коррозионного воздействия на нержавеющую сталь, углеродистые, хромистые и хромоникелевые стали, алюминий, медь, бронзы, монель-металл, цинк, полиизобутилен, полиэтилен, полиформальдегид, фторопласт-3 или фторопласт-4, полиэфирные смолы, пентопласт, резины на основе натурального и бутадиенстирольных каучуков, эпоксидные смолы.
3.6. Совместимость: несовместим с минеральными и органическими кислотами, окислителями, щелочными металлами.
3.7. Устойчивость: устойчив при рекомендуемых технологических режимах перевозки.
4.1. Перевозка в инертной среде: не требуется.
4.2. Ингибирование: не требуется.
4.3. Температурный режим: температура окружающей среды.
4.4. Давление: атмосферное.
4.5. Погрузка: запрещается производить налив изопропилового спирта свободно падающей струей. Погрузка изопропилового спирта должна производиться только закрытым способом через грузовые трубопроводы при надежных фланцевых соединениях.
4.6. Скорость налива: на первом этапе, пока не закроется днищевый набор, скорость движения груза в трубопроводе не должна превышать 1 м/с. Максимальная скорость движения груза по трубопроводу до 5 м/с.
5.1. Категория опасности по Правилам Регистра СССР |
2 |
5.2. Температура вспышки, °С |
14 |
5.3. Температура самовоспламенения, °С |
455 |
5.4. Концентрационные пределы взрываемости газов и паров, % |
3,8 - 10,2 |
5.5. Образование токсичных продуктов при сгорании: образуются оксид и диоксид углерода.
5.6. Средства тушения пожара:
5.6.1. Рекомендуемые огнегасительные средства: тонкораспыленная вода, воздушно-механическая пена средней кратности на основе пенообразователя ПО-1с (МРТУ 15-62-66, МРТУ 6-62-488-68) или на основе пенообразователей ПО-1 средней кратности (около 1:100); газовые огнегасительные составы; огнетушители ОЖ-7 с зарядом 4 - 6 % водного раствора пенообразователя ПО-11.
5.7. Определение взрывоопасной концентрации паров и изопропилового спирта в воздушной среде производить индикатором ИВП-I.VI.I. (ТО 5В2.840.182) или аналогичными приборами зарубежного производства.
6.1. Общая характеристика: изопропиловый спирт обладает наркотическим действием, пары его вызывают раздражение верхних дыхательных путей и заболевание глаз (конъюнктивит, неврит зрительного нерва).
6.2. Класс опасности (ГОСТ 12.1.007-76) |
3 |
6.3. Предельно допустимая концентрация паров в воздухе (ПДК), мг/м3 |
10,00 |
6.3.1. ДПК, ррт |
3,75 |
6.3.2. ПДК изопропилового спирта в воде, водоемов, мг/л |
0,25 |
6.3.3. ЛД50 (средняя смертельная доза при попадании в желудок), мг/кг |
40 |
6.4. Особенности повреждающего действия зависят от пути поступления.
6.4.1. При вдыхании - раздражение слизистой оболочки верхних дыхательных путей: кашель, першение в горле, жжение, остановка дыхания.
6.4.2. При попадании в желудок - тошнота, рвота.
6.4.3. При попадании на кожу, в глаза - раздражение: покраснение кожных покровов, жжение, резь в глазах, слезотечение, покраснение, боль.
6.5. Меры первой помощи:
6.5.1. Удалить пострадавшего из опасной зоны. Снять загрязненную одежду. При остановке дыхания немедленно приступить к искусственному дыханию «рот в рот» или «рот в нос». Обратиться к судовому врачу, а на стоянке, при его отсутствии, в скорую помощь.
6.5.2. При попадании в желудок: промыть желудок (не менее 10 л воды), сделать сифонную клизму.
6.5.3. При воздействии на кожные покровы: немедленно промыть мыльным раствором, а затем чистой водой и осушить марлевыми тампонами.
6.5.4. При воздействии на глаза: немедленно промыть слабой струей воды в течение 10 - 15 мин.
6.6. Средства индивидуальной защиты:
При выполнении работ на открытой палубе должен применяться фильтрующий противогазовый респиратор РПГ-67А (кроме районов с тропическим климатом) с фильтрующим патроном марки А (ГОСТ 12.4.004-74), а также фильтрующие противогазы марки А (цвет противогазовой коробки коричневый) или М (цвет противогазовой коробки красный).
При выполнении более длительных работ в районах с тропическим климатом использовать изолирующие шланговые дыхательные аппараты марки ПШ-1, ПШ-2-57 (ГОСТ 12.4.034-78).
Члены экипажа, участвующие в грузовых работах или других работах на палубе, должны быть снабжены защитной спецодеждой и спецобувью: костюмы группы Он (ГОСТ 12.4.103-80), защищающие от органических соединений, обувь типа Он (ГОСТ 12.4.003-83), обитая неискрящими гвоздями, очками типа ЗН (ГОСТ 12.4.103-83), защищающими от брызг неразъедающих жидкостей, средствами защиты рук группы Он (ГОСТ 12.4.103-83).
6.7. На борту судна, перевозящего химический груз наливом, у каждого члена экипажа должен быть фильтрующий противогаз. Кроме того, должно быть не менее 6 полных комплектов защитного снаряжения.
6.7.1. В полном комплекте защитного снаряжения, обеспечивающего безопасность, должны быть:
1) один изолирующий дыхательный аппарат;
2) защитная одежда, обувь, перчатки;
3) защитная каска;
4) взрывобезопасный фонарь;
5) предохраняющий пояс со страховочным концом.
6.7.2. Рабочая одежда и 4 комплекта защитного снаряжения должны храниться в специальном шкафу в помещении, имеющем непосредственный выход на палубу (желательно по обоим бортам). Два комплекта защитного снаряжения должны храниться в соответствующем шкафу в легкодоступном месте у входа в насосное отделение.
6.7.3. Судно, перевозящее химические грузы наливом, должно иметь на борту средства для дополнительной зарядки дыхательных аппаратов сжатым воздухом.
7.1. Нефтеналивные суда и суда, предназначенные для перевозки химических грузов наливом, должны эксплуатироваться в строгом соответствии с Правилами перевозки нефти и нефтепродуктов наливом и Правилами морской перевозки химических грузов наливом.
7.2. Требования безопасности и охраны труда при перевозке изопропилового спирта включают в себя все требования гл. 9 Правил техники безопасности на судах морского флота.
7.3. Учитывая потенциальную опасность груза, особое внимание должно уделяться профилактическим мерам безопасности (строгое соблюдение правил технической эксплуатации; поддержание всех систем в хорошем техническом состоянии, инструктаж, знание членами экипажа свойств и особенностей перевозимого груза и др.).
7.4. Командный состав должен знать свойства перевозимого груза, его особенности и иметь навык в выполнении аварийных операций в случае утечки, разбрызгивания или воспламенения груза, а также инструктировать членов экипажа по этим вопросам.
7.5. Работы в зоне грузовых танков выполняются с противогазами наготове.
7.6. Если во время работы на палубе присутствие паров изопропилового спирта в воздухе будет обнаружено по запаху, а также в случае аварии (разрывов шланга, выброса груза, его разлива и т.д.) противогазы надеваются немедленно.
7.7. Если концентрация паров изопропилового спирта в воздухе рабочей зоны по каким-либо причинам не установлена, то следует применять изолирующий противогаз.
7.8. Использование фильтрующих противогазов при нахождении в закрытых помещениях (грузовой танк, насосное отделение) запрещено.
7.9. При погрузке и выгрузке изопропилового спирта, при перевозке должна круглосуточно работать судовая система вентиляции жилых и служебных помещений.
7.10. Эффективность работы судовой вентиляции проверяется на стоянке судна береговой санэпидстанцией методом отбора проб воздуха в жилых и служебных помещениях с определением концентрации паров изопропилового спирта по ГОСТ 9805-76.
7.11. Меры при разливе: изолировать источники поджигания, разлитый на палубу груз собрать в ближайший грузовой танк или отстойный танк при помощи аварийного переносного насоса, остатки груза удалить с палубы при помощи песка и ветоши.
8.1. Категория загрязнителя для эксплуатационного сброса: согласно Правилу 4 Приложения 11 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. считается, что изопропиловый спирт, будучи сброшен в море в процессе очистки танков или сливе балласта, не наносит никакого вреда здоровью человека, морским ресурсам, не загрязняет морские воды в местах отдыха.
9.1. Технологические процессы мойки грузовых танков должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-76 в части пожаровзрывобезопасности, удовлетворять общим требованиям безопасности ГОСТ 12.3.002-75 и специальным требованиям безопасности согласно РТМ 21.2006-78, а также Правилам морской перевозки химических грузов наливом.
Перечень шифров необходимых зачистных и моечных операций приведен в таблице.
№ п/п |
Слитый груз |
Группа груза |
Шифр зачистных и моечных операций |
1. |
Реактивное топливо |
9 |
М4М24М15АБЛКВ |
2. |
Дизельное топливо |
8 |
М4М24М15АБЛКВ |
3. |
Ксилолы |
9 |
М7АБЛКВ |
4. |
Толуол |
9 |
М7АБЛКВ |
5. |
Этиленгликоль |
11 |
М7АБЛКВ |
6. |
Бутанол |
11 |
М1М18АБЛКВ |
7. |
Циклогексанол |
6 |
М1М18АБЛКВ |
8. |
Ацетон |
14 |
М1М18АБЛКВ |
9. |
Метилэтилкетон |
14 |
М1М18АБЛКВ |
10. |
Додецилбензол |
10 |
М2М27М1М17АБЛКВ |
11. |
Метанол |
11 |
БЛКВ |
9.2. После перевозки реактивного топлива и дизельного топлива:
М-4 - машинная мойка холодной морской водой - 3 ч;
М-24 - машинная мойка теплой морской (50 °С) водой с 1 %-ным моющим раствором (моющее средство, синтетическое мыло, эмульгатор) - 2 ч;
М-15 - машинная мойка пресной водой - 1 ч;
А - пропарка - 0,5 ч;
Б - осушение танков, трубопроводов и насосов, пропарка фильтров, продувка грузовой магистрали воздухом;
Л - вентиляция грузовых танков до санитарных норм;
К - выборка конденсата, механических примесей и ржавчины с днища;
В - осушка вентилированием.
9.3. После перевозки этиленгликоля, толуола, ксилолов:
М-7 - машинная мойка пресной или морской водой (50 °С) - 2 ч;
А - пропарка - 1 ч;
Б - осушение танков, трубопроводов и насосов, пропарка фильтров, продувка грузовой магистрали воздухом;
Л - вентиляция грузовых танков до санитарных норм;
К - выборка конденсата, механических примесей и ржавчины с днища;
В - сушка вентилированием.
9.4. После перевозки бутанола, циклогексанола, ацетона, метилэтилкетона:
М-1 - машинная мойка морской водой - 1 ч;
М-18 - машинная мойка теплой (50 °С) пресной водой - 1 ч;
А - пропарка - 0,5 ч;
Б - осушение танков, трубопроводов и насосов, пропарка фильтров, продувка грузовой магистрали воздухом;
Л - вентиляция грузовых танков до санитарных норм;
К - выборка конденсата, механических примесей и ржавчины с днища;
В - сушка вентилированием.
9.5. После перевозки додецилбензола:
М-2 - машинная мойка холодной водой - 2 ч;
М-27 - машинная мойка горячей (70 - 80 °С) водой с 10 %-ным моющим раствором (моющее средство, синтетическое мыло, эмульгатор) - 1,5 ч;
М-1 - машинная мойка холодной морской водой - 1 ч;
М-17 - машинная мойка горячей водой (70 °С) пресной водой - 0,5 ч;
А - пропарка - 0,5 ч;
Б - осушение танков, трубопроводов и насосов, пропарка фильтров, продувка грузовой магистрали воздухом;
Л - вентиляция грузовых танков до санитарных норм;
К - выборка конденсата, механических примесей и ржавчины с днища;
В - сушка вентилированием.
9.6. После перевозки метанола:
Б - осушение танков, трубопроводов и насосов, пропарка фильтров, продувка грузовой магистрали воздухом;
Л - вентиляция танков до санитарных норм;
К - выборка механических примесей и ржавчины;
В - сушка вентилированием.
9.7. Для проведения работ по зачистке грузовых танков (выборка механических примесей и ржавчины) в эксплуатации силами экипажа на наливных судах должна содержаться следующая защитная одежда из расчета обеспечения всех лиц, занятых на очистных работах (приказ министра морского флота от 19 декабря 1980 г. № 266):
Вид спецодежды |
Срок носки |
Костюм для нефтяников |
Дежурный |
Сапоги кожаные на кожаной подошве на латунных гвоздях |
Дежурный |
Рукавицы брезентовые |
Дежурный |
Шланговый противогаз (с механической подачей воздуха) |
Дежурный |
Пояс предохранительный |
Дежурный |
Справочное
ТАБЛИЦА ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЖИДКОГО И
ГАЗООБРАЗНОГО
ИЗОПРОПИЛОВОГО СПИРТА НА ЛИНИИ НАСЫЩЕНИЯ
(по температурам)
Физические величины, их обозначения и размерности:
t - температура, °С;
Ps - давление насыщенного пара, Па;
ρ' - плотность жидкости на линии насыщения, кг/м3;
ρ" - плотность пара на линии насыщения, кг/м3
r - удельная теплота парообразования, кДж/кг;
η' - динамическая вязкость жидкости на линии насыщения, Па∙с;
λ' - теплопроводность жидкости на линии насыщения, Вт/(м∙К);
σ - поверхностное натяжение, Н/м;
μ′ - кинематическая вязкость жидкости на линии насыщения, мм2/с.
t, °C |
Ps, Па |
ρ', кг/м3 |
ρ"∙103, кг/м3 |
r, кДж/кг |
η∙106, Па∙с |
μ', мм2/с |
λ′, Вт м∙К |
σ∙103, Н/м |
-30 |
94,1 |
824,6 |
37,7 |
735,2 |
14900 |
18,07 |
0,160 |
282 |
-20 |
228,0 |
816,9 |
65,6 |
724,0 |
10100 |
12,36 |
0,158 |
273 |
-10 |
520,5 |
809,1 |
109 |
712,6 |
6800 |
8,403 |
0,157 |
263 |
-5 |
768,6 |
805,2 |
138 |
706,7 |
5700 |
7,079 |
0,156 |
259 |
0 |
1119 |
801,2 |
174 |
700,7 |
4600 |
5,741 |
0,155 |
255 |
5 |
1596 |
797,2 |
217 |
694,7 |
3930 |
4,930 |
0,154 |
250 |
10 |
2234 |
793,2 |
268 |
688,7 |
3260 |
4,110 |
0,153 |
246 |
15 |
3092 |
789,2 |
328 |
682,5 |
2900 |
3,675 |
0,152 |
241 |
20 |
4231 |
785,1 |
400 |
676,3 |
2390 |
3,044 |
0,151 |
238 |
25 |
5742 |
780,9 |
485 |
670,0 |
2048 |
2,623 |
0,150 |
234 |
30 |
7766 |
776,9 |
579 |
663,5 |
1760 |
2,265 |
0,149 |
230 |
35 |
10305 |
772,8 |
689 |
657,0 |
1527 |
1,976 |
0,148 |
225 |
40 |
13537 |
768,6 |
816 |
650,4 |
1330 |
1,730 |
0,147 |
221 |
45 |
17632 |
764,4 |
960 |
643,7 |
1227 |
1,605 |
0,146 |
216 |
50 |
22778 |
760,2 |
1123 |
636,9 |
1160 |
1,526 |
0,145 |
212 |
СОДЕРЖАНИЕ