ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И
МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ
Р |
Глобальная навигационная спутниковая система
ПОДСИСТЕМЫ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ
Общие
положения.
Термины и определения
|
Москва Стандартинформ 2011 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2010 г. № 352-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра, замены или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
Алфавитный указатель терминов. 5 Приложение А (справочное) Термины и определения общетехнических понятий, необходимых для понимания текста настоящего стандарта. 5 |
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области железнодорожных дифференциальных подсистем глобальной навигационной спутниковой системы.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк».
Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.
Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, которые заключены в рамки из тонких линий.
Приведенные определения при необходимости можно изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Термины и определения общетехнических понятий, необходимые для понимания текста настоящего стандарта, приведены в приложении А.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, - светлым шрифтом.
ГОСТ Р 53907-2010
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глобальная навигационная спутниковая система
ПОДСИСТЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ
Общие положения. Термины и определения
Global
navigation satellite system. Railway differential
subsystems.
General concepts. Terms and definitions
Дата введения - 2011-07-01
Настоящий стандарт устанавливает общие положения, термины и определения понятий в области железнодорожных дифференциальных подсистем (ЖД ДПС), входящих в состав ДПС глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС).
Термины, установленные настоящим стандартом, предназначены для применения во всех видах документации и литературы по ЖД ДПС ГНСС, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52866-2007 Глобальная навигационная спутниковая система. Станция контрольно-корректирующая локальная гражданского назначения. Технические требования
ГОСТ Р 52928-2008 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Одним из способов улучшения точности определения местоположения с ГНСС является дифференциальный режим навигации, для которого определяются дифференциальные поправки с помощью дифференциальных подсистем или так называемых функциональных дополнений ГНСС [ГОСТ Р 52928].
Функциональное дополнение ГНСС - комплекс технических и программных средств, предназначенных для обеспечения потребителя ГНСС дополнительной информацией, позволяющей повысить точность определения пространственных координат, составляющих скорости движения и поправки часов.
Дифференциальная подсистема ГНСС предназначена для реализации дифференциальной навигации [ГОСТ Р 52928].
Железнодорожная дифференциальная подсистема ГНСС предназначена для реализации дифференциальной навигации на подвижном составе, вспомогательных средствах, у других потребителей в пределах соответствующей железнодорожной инфраструктуры.
Наземные ДПС ГНСС включают следующие основные элементы:
- станцию контрольно-корректирующую (СКК);
- станцию мониторинга дифференциальных поправок;
- станцию передачи дифференциальных поправок и сигналов предупреждения.
СКК ДПС ГНСС представляет собой [ГОСТ Р 52928] комплекс радиоэлектронных и технических средств, расположенных в точке с известными координатами, с помощью которых осуществляются прием и обработка радионавигационных сигналов навигационных космических аппаратов (КА) ГНСС, вычисление поправок к пространственным координатам точки и передача их по каналам связи потребителю ГНСС для повышения точности определения пространственных координат при нахождении потребителя ГНСС в зоне действия дифференциальных поправок.
Станция мониторинга дифференциальных поправок контролирует их качество. Обобщенная информация формируется в едином формате и передается потребителю по одному из доступных каналов связи.
К наземным ДПС ГНСС относятся локальные и региональные ДПС различного назначения - морские, авиационные, геодезические, железнодорожные и специальные.
В локальных ДПС ГНСС дифференциальные поправки используют в пределах от 50 до 200 км от СКК ДПС ГНСС [ГОСТ Р 52928].
В региональных ДПС ГНСС дифференциальные поправки используют в пределах от 400 до 2000 км от СКК ДПС ГНСС [ГОСТ Р 52928]. Региональные ДПС предназначены для навигационного обеспечения отдельных регионов континента, моря, океана, они могут иметь в своем составе одну или несколько СКК.
В широкозонных ДПС ГНСС дифференциальные поправки используют в пределах от 2000 до 5000 км от СКК ДПС ГНСС [ГОСТ Р 52928], они включают наземный и космический сегменты.
Наряду с морскими, авиационными и геодезическими ДПС в России активно разрабатываются и железнодорожные ДПС ГНСС, т. к. в пределах соответствующей железнодорожной инфраструктуры, где нет других ДПС, позволяют обеспечить:
- требуемую целостность ГНСС;
- требуемую доступность ГНСС;
- необходимую непрерывность навигационных определений;
- требуемую точность навигационных определений.
Поэтому особенно актуальной является задача стандартизации используемых терминов и определений для железнодорожной ДПС ГНСС.
СКК железнодорожной дифференциальной подсистемы ГНСС состоит из следующих модулей [ГОСТ Р 52866]:
- опорной станции (СО);
- станции интегрального контроля (СИК);
- станции контроля (СК).
СКК ЖД ДПС ГНСС работает по навигационным радиосигналам, предназначенным для гражданских пользователей системы ГЛОНАСС, утвержденным в интерфейсных контрольных документах [1]. Набор обрабатываемых навигационных радиосигналов должен быть согласован с заказчиком. Форматы корректирующей информации должны соответствовать требованиям стандартов RTCM [2].
1 корректирующая информация; КИ: Данные, содержащие дифференциальные поправки к измеряемым навигационным параметрам и другие сообщения, используемые в навигационной аппаратуре потребителя для повышения точности и надежности навигационных определений.
2 дифференциальная поправка: Данные об ошибках, допускаемых потребителями ГНСС при решении навигационных задач, передаваемые в виде дополнения к навигационной информации.
3 железнодорожная дифференциальная подсистема ГНСС; ЖД ДПС ГНСС: Подсистема, входящая в глобальную навигационную спутниковую систему, предназначенная для реализации дифференциальной навигации на подвижном составе, вспомогательных средствах, у других потребителей в пределах соответствующей железнодорожной инфраструктуры в ограниченном географическом районе.
4 контрольно-корректирующая станция железнодорожной дифференциальной подсистемы ГНСС; СКК ЖД ДПС ГНСС: Комплекс радиотехнических и программно-вычислительных средств, осуществляющий формирование КИ для ЖД ДПС ГНСС и контролирующий качество функционирования в пределах соответствующей железнодорожной инфраструктуры в ограниченном географическом районе.
5 опорная станция; СО: Радиотехническое средство, входящее в состав СКК ЖД ДПС ГНСС, устанавливаемое в точке с известными координатами и предназначенное для определения дифференциальных поправок и формирования КИ.
6 станция интегрального контроля; СИК: Радиотехническое средство, входящее в состав СКК ЖД ДПС ГНСС, предназначенное для непрерывного контроля КИ, вырабатываемой СО, и целостности передаваемой КИ.
7 контрольная станция; СК: Радиотехническое средство, входящее в состав СКК ЖД ДПС ГНСС и предназначенное для оперативного контроля состояния и управления функционированием СКК и средствами передачи КИ.
8 целостность ГНСС: Способность глобальной навигационной спутниковой системы выдавать потребителям ГНСС своевременное и достоверное предупреждение в тех случаях, когда какие-либо из ее навигационных космических аппаратов нельзя использовать по целевому назначению в полном объеме.
[ГОСТ Р 52928-2008, статья 12]
9 непрерывность навигационного обслуживания потребителя ГНСС: Способность глобальной навигационной спутниковой системы осуществлять навигационное обслуживание потребителей ГНСС в течение заданного интервала времени без отказов и перерывов.
[ГОСТ Р 52928-2008, статья 15]
10 эксплуатационная готовность ГНСС (Нрк. доступность): Способность глобальной навигационной спутниковой системы обеспечивать проведение нацигационнных определений в заданный момент времени.
[ГОСТ Р 52928-2008, статья 17]
11 точность навигационных определений ГНСС: Точность определения пространственных координат, составляющих скорости движения и поправки часов, доступная любому потребителю ГНСС.
готовность ГНСС эксплуатационная |
|
доступность |
|
ЖД ДП СГНСС |
|
информация корректирующая |
|
КИ |
|
непрерывность навигационного обслуживания потребителя ГНСС |
|
подсистема ГНСС железнодорожная дифференциальная |
|
поправка дифференциальная |
|
сик |
|
ск |
|
скк жд дпс гнс |
|
со |
|
станция железнодорожной дифференциальной подсистемы ГНСС контрольно-корректирующая |
|
станция интегрального контроля |
|
станция контрольная |
|
станция опорная |
|
точность навигационных определений ГНСС |
|
целостность ГНСС |
Термины и определения общетехнических
понятий,
необходимых для понимания текста настоящего стандарта
А.1 дифференциальная навигация: Режим навигационных определений, заключающийся в определении местоположения пункта с известными координатами с целью определения дифференциальных поправок с последующей передачей по каналу связи этой информации потребителю навигационной системы для повышения точности определения его местоположения.
А.2 навигационная задача: Задача, заключающаяся в определении пространственных координат, составляющих скорости движения и поправки часов потребителя навигационной спутниковой системы.
А.3 навигационная информация: Сведения, прямо или косвенно используемые для определения пространственных координат, составляющих скорости движения и поправки часов потребителя навигационной спутниковой системы.
А.4 навигационное определение с помощью навигационной спутниковой системы: Процесс измерения и обработки радионавигационных сигналов, излучаемой аппаратурой, установленной на навигационных КА, в результате которого получают пространственные координаты, составляющие скорости движения и поправку часов потребителя в заданной системе координат.
А.5 радионавигационный сигнал: Сигнал навигационной спутниковой системы, содержащий навигационную информацию.
А.6 навигационное сообщение: Сообщение, поступающее потребителю с навигационного КА, содержащее навигационную информацию.
[1] Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС. Интерфейсный контрольный документ. Редакция 5.1; -М.: РНИИКП,2008
[2] Стандарты, рекомендованные Специальным комитетом № 104 Радиотехнической комиссии по морским службам для функционирования дифференциальной ГНСС, версии 2.2,2.3,3.1 (RTCM Recommended Standards for Differential GNSS Service, Version 2.2; RTCM 10402.3 RTCM Recommended Standards for Differential GNSS Service, Version 2.3; RTCM 10403.1, Differential GNSS Services, Version 3)
Ключевые слова: глобальная навигационная спутниковая система, дифференциальная подсистема ГНСС, железнодорожная дифференциальная подсистема, дифференциальные поправки, корректирующая информация, станция контрольно-корректирующая