Письмо Министерства регионального развития РФ
от 23 июня 2009 г. № 19269-ИП/08
Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено обращение комитета по жилищно-коммунальному хозяйству города Брянска от 23.04.2009 № 1/06-1564 и по поставленным вопросам сообщается следующее.
Пунктом 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (признана Минюстом России документом, не нуждающимся в государственной регистрации - письмо Минюста России от 10.03.2004 г. № 07/2699-ЮД) предусмотрено определение размера средств для возведения титульных временных зданий и сооружений по расчету, основанному на данных ПОС или по нормам, приведенным в ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001, в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ.
Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме в соответствии с договорными условиями.
Если при определении твердой договорной цены затраты на возведение титульных временных зданий и сооружений определены по установленной норме и порядок взаиморасчетов, предусмотренный договором подряда, предусматривает их оплату по установленным нормам, то дополнительных расшифровок сумм, полученных подрядной организацией, не требуется.
Однако, несмотря на различные способы взаиморасчетов за временные здания и сооружения, они должны производиться за фактически построенные временные здания и сооружения (п. 3.2 ГСНр 81-05-01-2001), а построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном в договоре подряда (п. 3.4 ГСНр 81-05-01-2001).
Незачисление временных зданий и сооружений, после их ввода в эксплуатацию, в состав основных средств в порядке установленном для основных средств, на баланс заказчика, нарушает п. 3.1.8 Положения по учету долгосрочных инвестиций, сообщенного письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160.
В соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств ПБУ 6/01", утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, стоимость объектов основных средств погашается посредствам начисления амортизации. По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется, а на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.
Кроме того, в соответствии с ГСН (ГСНр) 81-05-01-2001, материалы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, приходуются бухгалтерией заказчика и продаются подрядчику при его согласии, если иное не предусмотрено договором подряда. Удержание каких-либо сумм, после разборки временных зданий и сооружений, без согласия подрядчика не допустимо.
В соответствии с действующими нормативными документами оплату заказчиком затрат подрядной организации по добровольному страхованию строительных рисков рекомендуется производить на основании бухгалтерских документов подрядчика, подтверждающих фактические расходы, если иное не оговорено договором подряда.
До разработки уточненного перечня конструктивных элементов, видов строительных работ или их частей, включаемых в объем выполненных строительно-монтажных работ (СМР) в составе незавершенного производства, рекомендуется использование ранее действующих нормативов, приведенных в письме Госстроя СССР и Стройбанка СССР от 14.08.1986 г. № 53-Д/227.
Порядок включения незавершенных объемов в акты приемки выполненных строительно-монтажных работ устанавливается в договоре подряда.
Директор
Департамента регулирования |
И.В. Пономарев |