Постановление Правительства РФ от 28 октября 2009 г. № 846
"Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике"

(в редакции, актуальной с 7 июня 2017 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно постановлениям Правительства РФ: от 05.12.2011 г. № 996,
от 17.10.2015 г. № 1114, от 10.06.2016 г. № 525, от 24.05.2017 г. № 619)

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила расследования причин аварий в электроэнергетике.

2. Министерству энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить:

форму акта о расследовании причин аварий в электроэнергетике и порядок ее заполнения;

форму отчета об авариях в электроэнергетике и порядок ее заполнения;

порядок передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить порядок формирования комиссий по расследованию причин аварий в электроэнергетике.

 

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

 

Правила расследования причин аварий в электроэнергетике

(утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 2009 г. № 846)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок расследования причин аварий в электроэнергетике, за исключением аварий на атомных станциях.

Технологические нарушения в работе электротехнического оборудования атомных станций, соответствующие критериям, указанным в подпунктах "в.2" и "ж" - "н" пункта 4 настоящих Правил, расследуются в соответствии с настоящими Правилами. Иные нарушения в работе атомных станций расследуются в соответствии с порядком, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Расследование причин чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие аварий на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках потребителей электрической энергии (далее - энергопринимающие установки), осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Техническое расследование причин аварии гидротехнического сооружения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.

Расследование причин повреждений (отказов) и (или) разрушений технических устройств, расположенных на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, соответствующих одновременно определениям аварии и (или) инцидента, установленным законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, и критериям аварий, установленным подпунктом "б" пункта 4 и (или) пунктом 5 настоящих Правил, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности и настоящими Правилами.

2. В настоящих Правилах под аварией понимаются технологические нарушения на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшие к разрушению или повреждению зданий, сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву, пожару и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, нарушению в работе релейной защиты и автоматики, автоматизированных систем оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или оперативно-технологического управления либо обеспечивающих их функционирование систем связи, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы.

3. В соответствии с настоящими Правилами расследованию и учету подлежат аварии на всех объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на территории Российской Федерации, соответствующие указанным в пунктах 4 и 5 настоящих Правил критериям, в том числе технологические нарушения на атомных станциях, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Аварии, указанные в подпунктах "в.2", "г", "з" и "и" - "н" пункта 4 настоящих Правил и подпунктах "в", "е", "ж", "к" и "л" пункта 5 настоящих Правил, произошедшие на объектах электросетевого хозяйства и приведшие к ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), должны быть дополнительно учтены в журнале учета данных первичной информации по всем прекращениям передачи электрической энергии, произошедшим на объектах сетевой организации, форма и порядок заполнения которого определяются методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики (далее - уполномоченный орган в сфере электроэнергетики).

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, либо его территориальный орган (далее - орган федерального государственного энергетического надзора) осуществляет расследование причин аварий, в результате которых произошли:

а) подпункт "а" пункта 4 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 17 октября 2015 г. № 1114;

б) повреждение энергетического котла паропроизводительностью 100 тонн в час и более или водогрейного котла производительностью 50 гигакалорий в час и более с разрушением, изменением формы или геометрических размеров котла или смещением блоков (элементов) котла или металлического каркаса;

в) повреждение турбины номинальной мощностью 10 МВт и более с разрушением проточной части турбины, изменением формы и геометрических размеров или смещением корпуса турбины на фундаменте;

в.1) повреждение генератора установленной мощностью 10 МВт и более с разрушением его статора, ротора, изоляции обмоток статора, изоляции обмоток ротора;

в.2) повреждение силового трансформатора (автотрансформатора) мощностью 10 МВА и более с разрушением, изменением формы и геометрических размеров или смещением его корпуса;

г) обрушение несущих элементов технологических зданий, сооружений объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, в том числе произошедшее вследствие взрыва или пожара, если такое обрушение привело к введению аварийного ограничения режима потребления электрической и (или) тепловой энергии (мощности);

д) подпункт "д" пункта 4 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 10 июня 2016 г. № 525;

е) подпункт "е" пункта 4 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 10 июня 2016 г. № 525;

ж) отклонение частоты электрического тока в энергосистеме или ее части за пределы:

50,00+/-0,2 Гц продолжительностью 3 часа и более;

50,00+/-0,4 Гц продолжительностью 30 минут и более;

з) массовые отключения или повреждения объектов электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 6 - 35 кВ), вызванные неблагоприятными природными явлениями, если они привели к прекращению электроснабжения потребителей общей численностью 200 тыс. человек и более;

и) отключение генерирующего оборудования или объекта электросетевого хозяйства, приводящее к снижению надежности Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, при возникновении любого из следующих событий:

разделение Единой энергетической системы России или технологически изолированной территориальной энергосистемы на части;

выделение энергорайона, включающего в себя электростанцию (электростанции) установленной мощностью 25 МВт и более (при отключении всех электрических связей с Единой энергетической системой России или технологически изолированной территориальной энергосистемой), с переходом на изолированную от Единой энергетической системы России или технологически изолированной территориальной энергосистемы работу, за исключением случаев успешного повторного включения в работу линий электропередачи или электротехнического оборудования действием устройств автоматического повторного включения;

превышение максимально допустимых перетоков мощности в контролируемом сечении длительностью 1 час и более;

применение графиков временных отключений суммарным объемом 100 МВт и более или прекращение электроснабжения на величину 25 и более процентов общего объема потребления в операционной зоне диспетчерского центра;

внеплановое ограничение выдачи мощности электростанцией на величину 100 МВт и более на срок более одних суток, обусловленное невозможностью использования располагаемой мощности электростанции из-за аварийного отключения линий электропередачи или оборудования электрических сетей;

к) отключение объектов электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 110 кВ и выше), генерирующего оборудования мощностью 100 МВт и более на 2 и более объектах электроэнергетики, вызвавшее прекращение электроснабжения потребителей электрической энергии, суммарная мощность потребления которых составляет 100 МВт и более, продолжительностью 30 минут и более;

л) нарушения в работе противоаварийной или режимной автоматики, в том числе обусловленные ошибочными действиями персонала, вызвавшие отключение объекта электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 110 кВ и выше), отключение (включение) генерирующего оборудования, суммарная мощность которого составляет 100 МВт и более, или прекращение электроснабжения потребителей электрической энергии, суммарная мощность потребления которых составляет 100 МВт и более;

м) нарушение в работе электрических сетей, приведшее к отклонению частоты на шинах распределительного устройства атомной электростанции (высший класс напряжения 110 - 750 кВ) от пределов нормальной эксплуатации, установленных технологическим регламентом эксплуатации атомных электростанций (49,0 - 50,5 Гц);

н) нарушение работы средств диспетчерского и технологического управления, приводящее к одному из следующих случаев потери связи между диспетчерским центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и объектом электроэнергетики или энергопринимающей установкой продолжительностью 1 час и более:

полная потеря диспетчерской связи и дистанционного управления объектом электроэнергетики;

полная потеря диспетчерской связи и невозможность передачи телеметрической информации;

полная потеря диспетчерской связи и невозможность передачи или приема управляющих воздействий режимной и (или) противоаварийной автоматики.

5. Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация осуществляют расследование причин аварий, в результате которых произошли:

а) повреждение основного оборудования электростанции, а также отключение такого оборудования действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала;

б) отключение вспомогательного оборудования электростанции действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала, повлекшее ограничение располагаемой мощности электростанции на величину 50 МВт и более;

в) повреждение объекта электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 6 кВ и выше) в электрических сетях или на электростанции, а также отключение такого объекта действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала, в том числе вызвавшее обесточивание резервных трансформаторов собственных нужд атомной электростанции;

г) подпункт "г" пункта 5 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 10 июня 2016 г. № 525;

д) подпункт "д" пункта 5 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 17 октября 2015 г. № 1114;

е) нарушение, приводящее к потере управляемости объекта электроэнергетики (потеря питания собственных нужд, оперативного тока, давления в магистралях сжатого воздуха, систем управления оборудованием) продолжительностью 1 час и более;

ж) неправильные действия защитных устройств и (или) систем автоматики;

з) вывод из работы электрооборудования системы электропитания атомной электростанции действием устройств релейной защиты и автоматики от повышения напряжения или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений параметров режима (напряжения и частоты) электрических сетей;

и) нарушение режима работы электростанции, вызвавшее превышение лимитов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 5-кратном объеме и более или лимитов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в 3-кратном объеме и более, продолжительностью более 1 суток;

к) отключения (повреждения) или разрушения оборудования или устройств, явившиеся причиной или следствием пожара на объекте электроэнергетики;

л) повреждение объектов электросетевого хозяйства классом напряжения ниже 6 кВ и (или) их отключение действием защитных устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала.

6. Пункт 6 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 10 июня 2016 г. № 525.

II. Порядок расследования причин аварий

7. Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация незамедлительно уведомляют о возникновении аварии диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в операционной зоне которого находятся объект электроэнергетики и (или) энергопринимающая установка, орган федерального государственного энергетического надзора, уполномоченный орган в сфере электроэнергетики, а также подведомственное уполномоченному органу в сфере электроэнергетики государственное бюджетное учреждение в соответствии с порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утвержденным уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.

При получении информации о возникновении аварий, указанных в подпунктах "ж" - "н" пункта 4 настоящих Правил, субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике уведомляет об этом орган федерального государственного энергетического надзора.

8. Решение о расследовании причин аварии принимается не позднее 24 часов с момента получения уполномоченным органом в сфере контроля и надзора в электроэнергетике информации об аварии.

Собственник или иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация в срок не позднее 24 часов с момента возникновения аварии, указанной в пункте 5 настоящих Правил, принимает решение о создании комиссии по расследованию причин аварии и ее составе.

9. Орган федерального государственного энергетического надзора, принявший решение о расследовании причин аварии, уведомляет об этом уполномоченный орган в сфере электроэнергетики в срок не позднее 48 часов с момента принятия такого решения.

10. Приказом руководителя органа федерального государственного энергетического надзора (его заместителя) оформляется решение о расследовании причин аварии, создается комиссия по расследованию причин аварии (далее - комиссия) и определяется ее состав.

Председателем комиссии назначается должностное лицо органа федерального государственного энергетического надзора.

Порядок формирования комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей по согласованию с уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.

11. В состав комиссии кроме должностных лиц уполномоченного органа в сфере контроля и надзора в электроэнергетике при необходимости включаются уполномоченные представители:

а) уполномоченного органа в сфере электроэнергетики;

б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

в) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций;

г) генерирующих компаний;

д) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

е) потребителей электрической энергии, присоединенная мощность которых превышает 50 МВт.

12. Расследование аварий, указанных в подпунктах "ж" - "н" пункта 4 настоящих Правил, осуществляется при участии субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

В расследовании причин аварии, проводимом собственником или иным законным владельцем объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующей их организацией, могут (по согласованию) участвовать представители органа федерального государственного энергетического надзора, субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также представители заводов-изготовителей, организаций, выполняющих подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов электроэнергетики, научных и иных организаций.

13. Комиссия вправе также привлекать к расследованию представителей научных и экспертных организаций, заводов-изготовителей, а также организаций, выполнявших подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, на которых произошла авария или на которых произошли отклонения от установленных технологических режимов работы вследствие произошедшей аварии.

14. Расследование причин аварий, указанных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил, начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня начала расследования.

В случае необходимости срок проведения расследования причин аварии может быть продлен не более чем на 45 календарных дней со дня окончания срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта:

при расследовании причин аварии органом федерального государственного энергетического надзора - руководителем органа федерального государственного энергетического надзора (его заместителем);

при расследовании причин аварии собственником объекта электроэнергетики, иным законным владельцем объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующей их организацией - указанными собственником, иным законным владельцем или эксплуатирующей организацией либо уполномоченным ими должностным лицом

15. В ходе расследования причин аварий, указанных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил, устанавливаются причины и предпосылки возникновения аварии, круг лиц, действия (бездействие) которых привели к ее возникновению, а также разрабатывается перечень противоаварийных мероприятий по устранению причин аварии и предотвращению возникновения аварий на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках (далее - противоаварийные мероприятия).

16. При расследовании причин аварий, указанных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил, выявляются и устанавливаются условия их возникновения, в том числе:

а) обстоятельства, предшествовавшие аварии, в том числе действия (бездействие) субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, повлекшие возникновение аварии;

б) исполнение команд и распоряжений субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

в) соблюдение субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, в том числе установленных правил и норм эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, а также технических регламентов;

г) своевременность принятия субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии мер по устранению последствий аварии и дефектов оборудования, повышению его надежности, повышению качества и соблюдению сроков проведения ремонтных работ, испытаний и профилактических осмотров, контролю за состоянием оборудования, а также по соблюдению технологической дисциплины при производстве ремонтных работ.

17. Для выявления причин аварий, указанных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил, в ходе расследования проводятся следующие необходимые действия:

а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности);

б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных и диспетчерских переговоров и иных необходимых документов;

в) описание послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок;

г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования;

д) осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, в случае необходимости - видеосъемка, составление схемы и эскиза места аварии;

е) опрос очевидцев аварии, руководителей организаций, на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках которых произошла авария, оперативного персонала, а также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц;

ж) выяснение обстоятельств, предшествовавших аварии, а также установление причин их возникновения;

з) выяснение характера нарушения технологических процессов и условий эксплуатации оборудования;

и) оценка действий оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках которых произошла авария, по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварии;

к) проверка соответствия действий оперативного персонала нормативным и техническим требованиям;

л) выявление нарушений установленных норм и правил эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;

м) оценка соблюдения установленных требований промышленной безопасности, безопасности объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, а также гидротехнических сооружений для предупреждения аварий;

н) проверка соответствия объекта электроэнергетики, энергопринимающей установки и (или) технологического процесса проектным решениям;

о) проверка соответствия использования оборудования установленной области его применения;

п) проверка наличия и исправности средств защиты персонала;

р) проверка наличия технической документации по эксплуатации объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки.

18. При проведении расследования причин аварии комиссия:

а) проводит обследование объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок с предварительным уведомлением субъекта электроэнергетики и (или) потребителя электрической энергии, на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке которых возникла авария, о начале расследования причин аварии в срок не позднее чем за 3 часа до начала обследования;

б) запрашивает у субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии, собственников, иных законных владельцев объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок либо эксплуатирующих их организаций, а также у органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию и документы, необходимые для расследования причин аварии, в том числе регистрограммы, записи оперативных и диспетчерских переговоров, копии технической и иной документации в отношении объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, на которых произошла авария;

в) осуществляет иные действия, необходимые для расследования причин аварии.

19. Действия комиссии в ходе расследования причин аварии оформляются протоколом и подписываются председателем комиссии.

19.1. Выявление причин аварий, указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящих Правил, в части повреждения и (или) отключения объектов электросетевого хозяйства, высший класс напряжения которых 35 кВ и ниже, и аварий, указанных в подпункте "л" пункта 5 настоящих Правил, осуществляется собственником, иным законным владельцем объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующей их организацией с выполнением в ходе расследования необходимых действий, указанных в пункте 17 настоящих Правил (за исключением выполнения действий, указанных в подпунктах "д", "е", "з" и "р" пункта 17 настоящих Правил), в установленном ею порядке. Положения пунктов 8, 14, 18 и 19 настоящих Правил на расследования аварий, указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящих Правил, в части повреждения и (или) отключения объектов электросетевого хозяйства, высший класс напряжения которых 35 кВ и ниже, и аварий, указанных в подпункте "л" пункта 5 настоящих Правил, не распространяются.

III. Порядок оформления результатов расследования

20. Результаты расследования причин аварий, указанных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил, оформляются актом о расследовании причин аварии (далее - акт расследования), форма и порядок заполнения которого утверждаются уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.

21. Акт расследования должен содержать следующую информацию:

а) описание состояния и режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок до возникновения аварии и во время аварии;

б) описание причин возникновения аварии и ее развития;

в) описание действий оперативного персонала и должностных лиц субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, послуживших предпосылками и (или) причинами возникновения аварии;

г) описание выявленных в ходе расследования нарушений требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, в том числе установленных норм и правил эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, а также технических регламентов;

д) перечень и описание повреждений оборудования объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;

е) описание выявленных в ходе расследования недостатков эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления и монтажа оборудования, явившихся предпосылками аварии или затруднявших ее ликвидацию;

ж) перечень противоаварийных мероприятий.

22. К акту расследования прилагаются все материалы расследования, полученные в процессе работы комиссии.

23. Материалы расследования причин аварий, указанных в пункте 4 настоящих Правил, формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов и подлежат хранению органом федерального государственного энергетического надзора в течение не менее чем 3 лет со дня утверждения комиссией акта расследования.

Материалы расследования причин аварий, указанных в пункте 5 настоящих Правил, формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов и подлежат хранению у собственника, иного законного владельца объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок либо у эксплуатирующей их организации в течение не менее чем 3 лет со дня утверждения комиссией акта расследования.

24. Акт расследования составляется в 2 экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. При несогласии отдельных членов комиссии их особое мнение прилагается к акту расследования.

25. Копии акта расследования, за исключением актов расследования аварий, указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящих Правил, в части повреждения и (или) отключения объектов электросетевого хозяйства, высший класс напряжения которых 35 кВ и ниже, и аварий, указанных в подпункте "л" пункта 5 настоящих Правил, в 3-дневный срок после дня окончания расследования со всеми приложениями направляются председателем комиссии субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках которых произошла авария, субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также членам комиссии по их запросу.

Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация направляют копии акта расследования уполномоченному органу в сфере электроэнергетики в 10-дневный срок после дня получения запроса уполномоченного органа в сфере электроэнергетики.

26. Контроль за выполнением противоаварийных мероприятий и предписаний, вынесенных по результатам расследования причин аварий, указанных в пункте 4 настоящих Правил, осуществляется органом федерального государственного энергетического надзора. В проведении контроля за выполнением противоаварийных мероприятий по результатам расследования причин аварий, указанных в подпунктах "ж" - "н" пункта 4 настоящих Правил, участвует субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

IV. Порядок систематизации информации об авариях в электроэнергетике

27. Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация представляют сводный ежемесячный отчет об авариях в электроэнергетике по форме и в порядке, которые утверждены уполномоченным органом в сфере электроэнергетики (включая информацию о прекращениях передачи электрической энергии, связанных с проведением ремонтных и внерегламентных работ), в орган федерального государственного энергетического надзора, уполномоченный орган в сфере электроэнергетики, а также субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

28. Систематизация информации об авариях в электроэнергетике, за исключением аварий, указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящих Правил, в части повреждения и (или) отключения объектов электросетевого хозяйства, высший класс напряжения которых 35 кВ и ниже, и аварий, указанных в подпункте "л" пункта 5 настоящих Правил, осуществляется субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике путем ведения базы данных об авариях в электроэнергетике на основании актов расследования, оперативной информации об авариях в электроэнергетике и отчетов об авариях в электроэнергетике, представляемых по форме и в порядке, которые утверждены уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.

Систематизация информации об указанных в подпунктах "в" и "л" пункта 5 настоящих Правил авариях, которые произошли на объектах электросетевого хозяйства и привели к ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), осуществляется уполномоченным органом в сфере электроэнергетики с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, функции и полномочия учредителя которого осуществляет уполномоченный орган в сфере электроэнергетики. Систематизация осуществляется путем ведения базы данных об авариях в электроэнергетике на основании журналов учета данных первичной информации по всем прекращениям передачи электрической энергии, произошедшим на объектах сетевой организации, актов расследования, оперативной информации об авариях в электроэнергетике и отчетов об авариях в электроэнергетике, представляемых по форме и в порядке, которые утверждены уполномоченным органом в сфере электроэнергетики, а также представляемых субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в порядке, определяемом уполномоченным органом в сфере электроэнергетики, а также на основании сведений из базы данных об авариях в электроэнергетике (в случае, если ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) произошло в результате аварий, указанных в подпунктах "в.2", "г", "з" и "и" - "м" пункта 4 и подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 5 настоящих Правил), ведение которой осуществляется указанным субъектом.

29. Электронные копии актов расследования включаются в базу данных об авариях в электроэнергетике.

30. Материалы расследования аварий после проведения анализа могут быть использованы при планировании режимов работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок и разработке мер по обеспечению надежного и безопасного функционирования указанных объектов (установок), в том числе в составе энергосистемы.