РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ
ОПТИМИЗАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
НАДЕЖНОСТИ
РТМ 24.090.24-76
РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Всесоюзным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом подъемно-транспортного машиностроения, погрузочно-разгрузочного и складского оборудования и контейнеров (ВНИИПТмаш)
Директор А.X. Комашенко
Заведующий отделом стандартизации А.С. Оболенский
Руководитель темы И.О. Спицына
Руководитель и исполнители темы |
А.Ю. Пинес |
|
Ф.Л. Аникеева |
||
В.И. Брауде, |
Ленинградский институт водного транспорта |
|
И.В. Семашко |
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным промышленным объединением «Союзподъемтрансмаш»
Главный инженер В.К. Пирогов
УТВЕРЖДЕН Министерством тяжелого и транспортного машиностроения
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ РАСПОРЯЖЕНИЕМ Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 9 февраля 1976 г. № ГС-002/1086.
РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
КРАНЫ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ |
РТМ 24.090.24-76 |
Вводится впервые |
Распоряжением Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 9 февраля 1976 г. № ГС-002/1086 данный руководящий технический материал утвержден в качестве рекомендуемого.
Настоящий руководящий технический материал устанавливает порядок оптимизации показателей надежности грузоподъемных машин, надежность которых обусловливается экономическими критериями. Метод не распространяется на машины, возможность аварий которых связана с человеческими жертвами. В приложении справочном приведен пример обоснованного выбора оптимального варианта.
1.1. Общие принципы оптимизации показателей надежности изложены в ОСТ 24.190.04 «Надежность подъемно-транспортных машин. Метод оптимизации показателей».
1.2. Оптимизация значений показателей надежности осуществляется на стадии разработки технического проекта на вновь проектируемые и модернизируемые грузоподъемные машины.
1.3. Критерием оптимальности является минимум приведенных суммарных затрат, т.е. капитальных и эксплуатационных расходов, зависящих от показателей надежности, которые приведены к одному моменту времени.
2.1. Выбирается начальный вариант машины и с учетом статистических и расчетных данных о ее надежности определяется значение приведенных суммарных затрат П по формуле
П = К + [Ио + Тр(Су.р + Су.о + Кп.вУ)]mt, руб. (1)
Определения и расчет параметров, входящих в формулу (1), указаны в разделе 3.
2.2. Составляется перечень мероприятий по повышению надежности. Для каждого варианта определяется величина приведенных суммарных затрат.
Тот вариант машины, у которого величина приведенных суммарных затрат минимальна, принимается на данном этапе в качестве оптимального.
2.3. Допускается для каждого из вариантов рассчитывать изменение величины приведенных суммарных затрат по формуле
DП = DК + [DИо + Тр(DСу.р + DСу.о + DКп.вУ)]mt, руб. (2)
где DП, DК, DИо, DСу.р, DСу.о, DКп.в - разность значений соответствующих параметров модернизируемого и исходного вариантов машины.
В качестве оптимального принимается вариант, у которого DП отрицательно и максимально по абсолютной величине.
3.1. Первоначальная стоимость машины К, руб. включает, согласно «Отраслевой инструкции по определению экономического эффекта новой подъемно-транспортной техники», утвержденной Министерством тяжелого и транспортного машиностроения 25.02.72 г., затраты Потребителя на приобретение, транспортировку и монтаж.
При определении К справочным материалом служат: для мостовых и козловых кранов - Прейскурант № 19-06 ч. 1 (М., 1971); Ценник на монтаж оборудования № 3 (М., 1971); «Отраслевая инструкция по определению экономического эффекта новой подъемно-транспортной техники» (М., 1972); для портальных и плавучих кранов - «Эксплуатационно-экономический справочник по портам и пристаням Центральных и Северо-Западных бассейнов», (Л., 1973).
3.2. Годовые издержки потребителя Ио, руб. включают стоимость электроэнергии и вспомогательных материалов и расходы на заработную плату основных рабочих. В отличии от И - текущих издержек в эксплуатации (годовых эксплуатационных расходов потребителя), определяемых согласно «Отраслевой инструкции по определению экономического эффекта новой подъемно-транспортной техники» (М., 1972), в Ио не входят стоимость текущего ремонта и амортизационные отчисления на капитальный ремонт. Остальные статьи расхода одинаковые.
Для мостовых и козловых кранов Ио определяется «Отраслевой инструкцией по определению экономического эффекта новой подъемно-транспортной техники» (М., ВНИИПТмаш, 1972); для портальных и плавучих кранов - по «Эксплуатационно-экономическому справочнику по портам и пристаням Центральных и Северо-Западных бассейнов», (Л., 1973).
3.3. Расчетное количество рабочих часов в течение года Тр характеризует машинное время, которое должна отработать машина для обеспечения заданной производительности или бесперебойного обслуживания технологического процесса.
В случае отсутствия точных данных, для мостовых и козловых кранов допускается принимать значения Тр по табл. 1.
Таблица 1
Расчетное количество рабочих часов Тр в течение года при режиме работы, ч |
|||
легкий (1, 2)* |
средний (2, 3) |
тяжелый (4, 5) |
весьма тяжелый (6) |
1200 |
3000 |
5000 |
7500 |
____________
* В скобках указаны примерные режимные группы по PC 5138-75 - «Техника безопасности. Краны грузоподъемные. Классификация режимов работы механизмов».
Для портальных кранов расчетное количество рабочих часов в год принимается равным 3000.
3.4. Удельные ремонтные затраты Су.р руб./ч, представляющие отношение денежных затрат на ремонты за некоторый период эксплуатации к наработке за тот же период, рассчитываются по ОСТ 24.190.03 «Надежность изделий подъемно-транспортного машиностроения. Расчет количественных показателей на основе эксплуатационной информации».
Для случая отсутствия экономической информации ниже приводятся по ряду машин ориентировочные формулы, позволяющие рассчитать этот показатель на основе коэффициента простоев Кп, определяемого для мостовых и козловых кранов по ОСТ 24.190.03.
Для портальных кранов Кп определяется по формуле
где - коэффициент готовности за рассматриваемый период;
- машинное время работы за тот же период, ч;
Q - количество груза i, переработанного на рассматриваемый период, т;
gi - средняя масса одного подъема, т;
ti - среднее фактическое время работы крана за один цикл на грузе i, с;
tp - время ремонта, крана за рассматриваемый период, ч.
Ориентировочные формулы для расчета Су.р следующие:
для мостовых электрических кранов грузоподъемностью до 50 т
Су.р = 0,0014СоКп руб./тыс.ч; (4)
для мостовых электрических кранов грузоподъемностью свыше 50 т
Су.р = 0,0008СоКп руб./тыс.ч; (5)
дня козловых кранов грузоподъемностью до 50 т, общего назначения, крюковых, с электроталью
Су.р = 0,0006СоКп руб./тыс.ч; (6)
для козловых кранов грузоподъемностью до 50 т
Су.р = 0,0004СоКп руб./тыс.ч; (7)
для портальных перегрузочных кранов средней грузоподъемности 10 - 16 т
Су.р = 0,00013CоKп руб./тыс.ч, (8)
где Cо - цена крана по прейскуранту, руб.
3.5. Удельные затраты на техобслуживание Су.о руб./тыс.ч представляют отношение денежных затрат на планово-профилактическое обслуживание за некоторый период эксплуатации к наработке за тот же период и определяется по формуле
Су.о = Сy.m · Sa руб./ч, (9)
где Сy.m - удельная трудоемкость техобслуживания, чел.-ч. Определяется по ОСТ 24.190.03 «Надежность изделий подъемно-транспортного машиностроения. Расчет количественных показателей на основе эксплуатационной информации»;
S - стоимость 1 чел.-ч профилактических работ в конкретных условиях эксплуатации крана, руб./ч;
а » 1,2 - коэффициент, учитывающий расход энергии, смазки и вспомогательных материалов при обслуживании.
В случае отсутствия данных для прямого расчета показателя для мостовых кранов допускается применение ориентировочной формулы
Для козловых кранов грузоподъемностью до 50 т
Су.о = 7Кп руб./тыс.ч. (11)
Для портальных портовых кранов средней грузоподъемности
Су.о = 7,4Кп руб./тыс.ч. (12)
3.6. Коэффициент внезапных простоев Кп.в, представляющий отношение времени поиска и устранения внезапных отказов за некоторый период эксплуатации к наработке за тот же период, определяется по ОСТ 24.190.03 «Надежность изделий подъемно-транспортного машиностроения. Расчет количественных показателей на основе эксплуатационной информации».
В случае отсутствия необходимых данных для прямого расчета показателя Кп.в допускается пользоваться ориентировочной формулой
Кп.в = (0,2 + 0,4) Кп, (13)
Меньшее значение Кп.в принимается при более высоком уровне организации профилактического обслуживания.
3.7. Ущерб в единицу времени простоя машины У, руб./ч учитывает стоимость простоя людей и сопряженного транспортного и технологического оборудования.
Ориентировочные значения У для некоторых видов транспортного и технологического оборудования указаны в табл. 2.
Таблица 2
Стоимость простоя, руб./ч |
|
Сортопрокатные станы: |
|
250 |
92 |
300 |
95 |
450 |
154 |
750 |
230 |
Калибровочные станы усилием 10 - 40 тс |
10 |
Листопрокатные станы, двухвалковые, ДУО-960 (меньшие значения для больших толщин листа) |
45 - 160 |
Волочильные станы среднего волочения |
7 |
Дуговая сталеплавильная печь ДСП-5 т |
38 |
Мартеновская печь 70 т |
260 |
Двухосный вагон МПС и другой обыкновенный подвижный состав* |
1,50 |
Цистерна, хоппер и другой специальный подвижный состав* |
3 |
Речные самоходные суда |
5 - 17 |
Речные несамоходные суда |
1 - 5 |
Морские самоходные суда |
67 - 125 |
Грузовые автомобили до 5 т |
3,6 |
____________
* Укрупненно, сверхнормативный простой (независимо от длительности). В каждом конкретном случае определяется по Уставу железных дорог СССР.
3.8. Коэффициент приведения разновременных затрат к началу первого года эксплуатации с учетом срока службы mt определяется согласно «Типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений», утвержденной Постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР и президиума АН СССР от 8 сентября 1969 г., и «Отраслевой инструкции по определению экономического эффекта новой подъемно-транспортной техники», утвержденной Министерством тяжелого и транспортного машиностроения 25 февраля 1972 г.
где e = 0,08 - норматив для приведения разновременных затрат;
t - период внедрения, т.е. период от начала разработки до ввода машины в эксплуатацию;
Ро.м.н ³ 0,1 - коэффициент отчисления на реновацию при использовании потребителем нового изделия;
eн - нормативный коэффициент экономической эффективности, установленный в отрасли-потребителе.
Для народного хозяйства в целом eн = 0,12, для отрасли подъемно-транспортного машиностроения eн = 0,15.
Справочное
Предложено два варианта модернизации (при сохранении тех же конструктивных принципов) мостового электрического крана грузоподъемностью 15 т, тяжелого режима работы, обслуживающего калибровочный стан 10 т.
Стоимость исходного варианта крана К = 13000 руб., коэффициент простоев его равен Кп = 60 ч/тыс.ч. В результате модернизации возрастет стоимость крана и повысится его надежность:
1 вариант К = 14000 руб.; К = 50 ч/тыс.ч;
2 вариант К = 15000 руб.; К = 47 ч/тыс.ч.
Определить какой вариант оптимальный.
1. Определяем для каждого варианта изменение величины приведенных суммарных затрат по формуле (2)
DП = DК + [DИо + Тр(DСу.р + DСу.о + Кп.вУ)]mt, руб.
2. В обоих вариантах все статьи расхода, входящие в Ио - годовые издержки потребителя - одинаковые.
3. Расчетное количество рабочих часов в течение года для кранов тяжелого режима по табл. 1 принимаем 5000 ч.
4. Для нахождения параметров Су.р, Су.о и Кп.в, так как отсутствуют данные для прямого расчета, воспользуемся ориентировочными формулами (3), (9), (10).
Су.р = 0,0014СоКп руб.
1-й вариант DСу.р = 0,0014(14000 × 50 - 13000 × 60) = 112 руб;
2-й вариант DСу.р = 0,0014(15000 × 50 - 13000 × 60) = 105 руб.
Су.о = 6DКп руб./тыс.ч.
1-й вариант DСу.р = 6(50 - 60) = -60 руб./тыс.ч;
2-й вариант DСу.р = 6(47 - 60) = -78 руб./тыс.ч.
DКп.в = (0,2 + 0,4)Кп.
Принимаем DКп.в = 0,3 × Кп
1-й вариант DКп.в = -0,3 × 10 = -3 ч/тыс.ч;
2-й вариант DКп.в = -0,3 × 13 = -3,9 ч/тыс.ч.
5. Значение ущерба от простоя принимаем по табл. 2 для калибровочных станов У = 10 руб./ч.
6. Коэффициент приведения разновременных затрат к началу первого года эксплуатации рассчитывается по формуле (14).
Принимаем период внедрения t = 5 годам, тогда mt = 3,09.
7. Величина приведенных суммарных затрат равна
1-й вариант
2-й вариант
Следовательно, оптимальным является 1-й вариант.
СОДЕРЖАНИЕ