ОДМ 218.5.002-2009
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Утверждены распоряжением Росавтодора от 28.07.2009 г. № 271-р |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
УСТРОЙСТВУ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ С
ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ СМЕСИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО |
Москва 2009
1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственный технический университет), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) при участии АНО «НИИ ТСК».
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.
3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 28.07.2009 г. № 271-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) распространяется на работы по устройству асфальтобетонных слоев на основе применения перегружателей асфальтобетонной смеси (на примере машин «Roadtec SB-2500 Shuttle Buggy») при строительстве, реконструкции и всех видах ремонта автомобильных дорог и устанавливает порядок и рекомендации к их выполнению.
В соответствии с данным ОДМ могут использоваться и другие перегружатели асфальтобетонной смеси с аналогичными техническими возможностями.
В настоящем ОДМ использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9128-97 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.
В настоящем ОДМ применяются следующие термины с соответствующими определениями:
фракционная сегрегация - неоднородность зернового состава асфальтобетонной смеси в различных точках ее объема;
температурная неоднородность - неоднородность температуры асфальтобетонной смеси в различных точках ее объема;
замер температуры: однократное определение температуры в одной точке укладываемого слоя поверхности, находящейся на расстоянии 0,3 - 2,0 м от плиты асфальтоукладчика;
температурный профиль: серия замеров температуры вдоль линии перпендикулярной оси дороги. Расстояние между замерами не должно превышать 30 см;
температурное поле покрытия: серия последовательных температурных профилей с расстоянием между ними не более одного метра. Температурное поле должно включать не менее 5 температурных профилей;
разность температур поля покрытия: разница между наиболее высоким и наиболее низким значением измерения температуры укладываемого покрытия в границах температурного поля.
(Измененная редакция. Изм. от 15.05.2017 г.)
а) Устранение фракционной и температурной сегрегации достигается путем применения в технологической цепочке укладки асфальтобетонной смеси дополнительной машины - перегружателя асфальтобетонной смеси (далее - перегружателя), являющейся промежуточным звеном между автомобилем-самосвалом и асфальтоукладчиком.
б) Технологические особенности перегружателя:
- непрерывная перегрузка асфальтобетонной смеси с устранением контакта грузовика и укладчика при ее выгрузке из кузова автомобиля-самосвала;
- дополнительное перемешивание асфальтобетонной смеси трехшаговым шнеком;
- обеспечение накопления асфальтобетонной смеси в бункере перегружателя; кроме того, при наличии бункера-вставки асфальтоукладчика - до 20 т в бункере асфальтоукладчика;
- увеличение скорости разгрузки автомобилей-самосвалов;
- увеличение скорости укладки смеси;
- возможность подачи относительно малого количества асфальтобетонной смеси к рабочим, использующим ручной инструмент при работе на небольших площадях;
- возможность забора материала с поверхности;
- использование асфальтоукладчиков в тоннелях, под мостами, под контактной сетью и там, где невозможна разгрузка самосвалов из-за ограничения по высоте;
- возможность отклонения конвейера от центра в обе стороны.
в) Принципиальная схема перегружателя приведена в Приложении А.
г) Принципиальная схема устройства трехшагового шнека приведена в Приложении Б.
Укладка асфальтобетонной смеси при использовании в составе машин перегружателя производится в следующем порядке:
а) Оператор перегружателя подает сигнал на подход автомобиля-самосвала с асфальтобетонной смесью. Автомобиль-самосвал задним ходом подают к отвальному бункеру перегружателя до касания колесами упорных валиков.
б) При работе одного перегружателя смесь из автомобиля-самосвала выгружают в отвальный бункер перегружателя. В процессе выгрузки автомобиль-самосвал либо разгружается в неподвижный перегружатель, если приемный бункер асфальтоукладчика заполнен, либо перемещается вместе с перегружателем, если одновременно происходит выгрузка смеси из перегружателя в асфальтоукладчик.
в) При работе двумя перегружателями один из перегружателей разгружается в приемный бункер асфальтоукладчика, в то время как второй находится под загрузкой, и автомобили-самосвалы разгружаются в него без движения. В результате работы двумя перегружателями достигается сокращение сроков разгрузки и увеличение скорости укладки смеси. Особенно данный способ эффективен при укладке асфальтобетонной смеси одним асфальтоукладчиком шириной 9 - 16 м и более.
г) Смесь из отвального бункера при помощи расположенных в нем вибраторов поступает на сходящийся трехшаговый шнек, который, перемешивая асфальтобетонную смесь, перемещает материал прямо по заднему конвейеру в промежуточный бункер; затем смесь с помощью двух трехшаговых шнеков, находящихся в нижней части промежуточного бункера, перемешивается и подается на задний конвейер, тем самым устраняя фракционную сегрегацию и температурную неоднородность.
д) Асфальтобетонная смесь с заднего конвейера поступает непосредственно в приемный бункер асфальтоукладчика, оснащенный специальным устройством (вставкой) для массовой подачи материала прямо на пластинчатый конвейер укладчика.
План потока при устройстве асфальтобетонных слоев на основе применения двух перегружателей приведен в Приложении В.
а) Устройство асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей должно производиться в соответствии с [1].
б) Основные геометрические параметры и характеристики уложенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям [1], в частности:
ширина слоя;
толщина слоя;
ровность;
поперечный уклон;
высотные отметки по оси;
коэффициент уплотнения;
коэффициент сцепления шины автомобиля с покрытием (для верхних слоев).
Примечания:
1 Температура асфальтобетонной смеси при укладке в покрытие должна быть не ниже 120 °С. Допускается ее снижение на 20 °С при условии использования ПАВ или активированных минеральных порошков.
2 Коэффициент уплотнения через 1 - 3 суток после укатки должен быть не ниже:
- 0,99 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б;
- 0,98 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона.
3 Верхний слой асфальтобетонного покрытия должен иметь ровную однородную шероховатую поверхность без разрывов и раковин, с ровными кромками. Дефектные места не допускаются.
в) Операционный контроль качества представлен в таблице 1.
г) Отбор проб осуществляют согласно ГОСТ 12801.
д) Физико-механические показатели материала устроенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128.
Таблица 1
Основные операции, подлежащие контролю |
Проверка основания перед укладкой асфальтобетонной смеси. Разбивочные работы |
Устройство слоя покрытия |
Уплотнение асфальтобетонной смеси |
|
1 |
Состав контроля |
1. Чистота снования 2. Ширина основания 3. Высотные отметки основания |
1. Температура смеси при укладке 2. Ровность слоя 3. Толщина уложенного слоя покрытия 4. Соблюдение поперечного уклона и ширины |
1. Степень уплотнения смеси 2. Поперечный уклон верхнего слоя покрытия 3. Ровность верхнего слоя покрытия 4. Высотные отметки |
2 |
Метод и средства контроля |
Визуальный, инструментальный 1. Визуально 2. Мерная лента, стальная рулетка 3. Нивелир, копирная струна |
Инструментальный визуальный 1. Термометр 2. 3-метровая рейка, клин 3. Мерник толщины 4. Визуально |
Инструментальный лабораторный 1. Контрольный проход тяжелого катка, вырубка образцов 2, 3. 3-метровая рейка 4. Нивелир, мерная лента, стальная рулетка |
3 |
Режим и объем контроля |
1. Вся захватка В начале смены 2. Не реже чем через 100 м 3. Не реже чем через 100 м |
1. В каждом автомобиле-самосвале 2. Не реже чем через 100 м 3. Не реже чем через 100 м 4. Не реже чем через 100 м |
1. Пробы (не менее трех на 7000 м2) 2, 3. После двух-трех проходов катка 4. По окончании уплотнения |
4 |
Лицо, контролирующее операцию |
Мастер |
Мастер |
Мастер, лаборант, геодезист |
5 |
Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля |
Прораб |
Прораб |
Прораб |
6 |
Привлекаемые для контроля подразделения |
- |
- |
Лаборатория Геодезическая служба |
7 |
Где регистрируются результаты контроля |
Общий журнал работ |
Общий журнал работ |
Общий журнал работ, журнал лабораторных работ, журнал нивелировки |
е) При проведении работ по укладке верхних слоев асфальтобетонного покрытия, необходимо обеспечить следующие показатели равномерности температуры за асфальтоукладчиком:
Разность температур температурного поля укладываемого асфальтобетонного покрытия должна составлять не более 7 °С.
В случае, если разность температур в одном температурном поле покрытия составляет от 7 °С до 10 °С, организация, осуществляющая укладку, должна принять необходимые меры по устранению температурной сегрегации асфальтобетонной смеси. При повторной фиксации разницы температур в температурном поле покрытия в пределах от 7 °С до 10 °С или разовом выявлении температурной сегрегации >10 °С, укладка асфальтобетонного слоя должна быть приостановлена, а участок покрытия должен быть заменен на новый, соответствующий вышеуказанным требованиям.
(Измененная редакция. Изм. от 15.05.2017 г.)
Библиография
[1] СНиП 3.06.03-85 |
Автомобильные дороги |
Ключевые слова: устройство асфальтобетонных слоев, перегружатель асфальтобетонной смеси, основные технологические операции, контроль качества |
Принципиальная схема перегружателя асфальтобетонной смеси
1 - отвальный бункер перегружателя; 2 - конвейер; 3 - бункер, оснащенный трехшаговым шнеком; 4 - задний конвейер
Принципиальная схема трехшагового шнека
1 - трехшаговый шнек; 2 - ленточный скребковый конвейер; 3 - асфальтобетонная смесь; 4 - стенка бункера перегружателя
План потока при устройстве асфальтобетонных слоев на основе применения двух перегружателей
Направление потока
Наименование работ |
Подготовка основания |
Укладка асфальтобетонной смеси |
Уплотнение смеси |
№ и длина захватки, м |
|||
Схема потока |
1 - поливомоечная машина; 2 - автогудронатор; 3 - автомобиль-самосвал; 4 - перегружатели асфальтобетонной смеси; 5 - асфальтоукладчик; 6 - отряд катков согласно выбранному режиму уплотнения
Определение температурного поля покрытия
- Температурное поле покрытия определяется с целью контроля температурной сегрегации асфальтобетонной смеси с целью недопущения неравномерности уплотнения верхних слоев асфальтобетонного покрытия.
Разрывы между температурными полями не допускаются.
- Формирование температурного поля асфальтобетонного покрытия производится за счет последовательного определения температурных профилей с расстоянием между ними не более одного метра. Температурное поле должно включать не менее 5 температурных профилей.
- Температурный профиль в свою очередь формируется последовательными замерами температуры, определенными на расстоянии 0,3 - 2,0 м от плиты асфальтоукладчика с расстоянием между замерами не более 30 см.
- Разность температур температурного поля определяется как разница между наиболее высоким и наиболее низким значением измерения температуры укладываемого покрытия внутри одного температурного поля.
- Температурное поле покрытия может определяться с использованием бесконтактных инфракрасных термометров (пирометров), а также тепловизоров и автоматизированных систем контроля температуры. Технические характеристики применяемого оборудования должны быть не ниже:
- Диапазон измерений от +40 °С до +250 °С
- Диапазон рабочих температур воздуха от -5 °С до +55 °С
- Погрешность измерения не более ±3 °С.
(Приложение Г введено дополнительно. Изм. от 15.05.2017 г.)
СОДЕРЖАНИЕ
(Измененная редакция. Изм. от 15.05.2017 г.)