ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
ЭКСПЛУАТАЦИЯ,
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Термины и определения
|
Москва Стандартинформ 2009 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 236 «Тепловозы и путевые машины»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2009 г. № 156-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на специальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов на том же уровне стандартизации, которые заключены в рамки из тонких линий.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Термины и определения общетехнических понятий, необходимые для понимания текста стандарта, приведены в приложении А.
ГОСТ Р 53341-2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Термины и определения
Operation, maintenance and repair for railway rolling stock.
Terms and definitions
Дата введения - 2010-01-01
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.
Термины, установленные в настоящем стандарте, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 18322.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
1 эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Стадия жизненного цикла железнодорожного подвижного состава, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.
Примечание - Эксплуатация включает в себя использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и текущий ремонт.
система эксплуатации: Совокупность изделий, средств эксплуатации, исполнителей и устанавливающей правила их взаимодействия документации, необходимых и достаточных для выполнения задач эксплуатации. [ГОСТ 25866-83, пункт 4] |
3 этап эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Период эксплуатации железнодорожного подвижного состава, определяющийся задачами по переводу железнодорожного подвижного состава в определенное состояние, поддержанию в этом состоянии в течение установленного срока или восстановлению.
условия эксплуатации: Совокупность факторов, действующих на изделие при его эксплуатации. [ГОСТ 25866-83, пункт 5] |
20 средства эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Сооружения, технические устройства, запасные части и материалы, предназначенные для осуществления работ на железнодорожном подвижном составе на всех этапах эксплуатации.
Примечание - Комплекс работ включает в себя заполнение емкостей материалами, необходимыми для обеспечения функционирования систем железнодорожного подвижного состава, а также снабжение необходимыми расходными материалами и принадлежностями.
36 объем ремонта железнодорожного подвижного состава: Совокупность операций выполняемых при ремонте железнодорожного подвижного состава по осмотру, восстановлению или замене составных частей.
37 метод ремонта железнодорожного подвижного состава: Совокупность технологических и организационных правил выполнения операций ремонта железнодорожного подвижного состава или его составных частей.
44 текущий безотцепочный ремонт вагонов: Ремонт вагонов, выполняемый без отцепки их от поезда.
Примечание - Документация по эксплуатации и ремонту может быть распорядительной, планирующей, учетно-отчетной и т.д.
52 гарантийный надзор при эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Обеспечение разработчиком и предприятием-изготовителем эксплуатации железнодорожного подвижного состава в пределах гарантийного срока, с оказанием помощи эксплуатирующим предприятиям в освоении эксплуатации и деповского ремонта железнодорожного подвижного состава и устранением выявленных в них дефектов в соответствии с требованиями договора на поставку.
ввод в эксплуатацию подвижного состава |
|
качество отремонтированного железнодорожного подвижного состава |
|
комплект ЗИП групповой |
|
комплект ЗИП одиночный |
|
консервация составных частей железнодорожного подвижного состава |
|
контроль технического состояния железнодорожного подвижного состава |
|
метод ремонта железнодорожного подвижного состава |
|
метод ремонта железнодорожного подвижного состава комбинированный |
|
метод ремонта железнодорожного подвижного состава параллельно-последовательный |
|
метод ремонта железнодорожного подвижного состава параллельный |
|
метод ремонта железнодорожного подвижного состава последовательный |
|
метод технического обслуживания железнодорожного подвижного состава параллельно-последовательный |
|
метод технического обслуживания железнодорожного подвижного состава параллельный |
|
метод технического обслуживания железнодорожного подвижного состава последовательный |
|
надзор авторский при эксплуатации и ремонте железнодорожного подвижного состава |
|
надзор при эксплуатации железнодорожного подвижного состава гарантийный |
|
обеспечение эксплуатации и ремонта железнодорожного подвижного состава документальное |
|
обеспечение эксплуатации и ремонта железнодорожного подвижного состава материально-техническое |
|
объем ремонта железнодорожного подвижного состава |
|
объем технического обслуживания железнодорожного подвижного состава |
|
операция технического обслуживания железнодорожного подвижного состава |
|
переконсервация железнодорожного подвижного состава |
|
планирование эксплуатации железнодорожного подвижного состава |
|
приведение железнодорожного подвижного состава к использованию по назначению |
|
продолжительность технического обслуживания железнодорожного подвижного состава |
|
расконсервация железнодорожного подвижного состава |
|
ремонт вагонов текущий безотцепочный |
|
ремонт вагонов текущий отцепочный |
|
ремонт грузовых и пассажирских вагонов деповской |
|
ремонт железнодорожного подвижного состава |
|
ремонт железнодорожного подвижного состава заводской |
|
ремонт железнодорожного подвижного состава специализированный |
|
ремонт железнодорожного подвижного состава средний |
|
ремонт пассажирских вагонов капитально-восстановительный |
|
система ремонта железнодорожного подвижного состава |
|
система технического обслуживания железнодорожного подвижного состава |
|
система эксплуатации |
|
снаряжение железнодорожного подвижного состава |
|
снятие с эксплуатации железнодорожного подвижного состава |
|
состав подвижной железнодорожный исправный |
|
состав подвижной железнодорожный неисправный |
|
состав подвижной железнодорожный неработоспособный |
|
состав подвижной железнодорожный работоспособный |
|
состояние железнодорожного подвижного состава техническое |
|
средства эксплуатации железнодорожного подвижного состава |
|
стоимость системы эксплуатации железнодорожного подвижного состава |
|
транспортирование при эксплуатации железнодорожного подвижного состава |
|
структура ремонтного цикла |
|
управление эксплуатацией железнодорожного подвижного состава |
|
условия транспортирования железнодорожного подвижного состава |
|
условия хранения железнодорожного подвижного состава |
|
условия эксплуатации |
|
хранение железнодорожного подвижного состава |
|
хранение железнодорожного подвижного состава длительное |
|
хранение железнодорожного подвижного состава кратковременное |
|
экипирование железнодорожного подвижного состава |
|
эксплуатация железнодорожного подвижного состава |
|
эксплуатация железнодорожного подвижного состава опытная |
|
эксплуатация железнодорожного подвижного состава подконтрольная |
|
эксплуатация железнодорожного подвижного состава штатная |
|
этап эксплуатации железнодорожного подвижного состава |
1 Эксплуатация железнодорожного подвижного состава.
Под жизненным циклом изделия понимают совокупность разработки, изготовления, обращения, эксплуатации, ремонта (кроме текущего) и утилизации железнодорожного подвижного состава от начала исследования возможности его создания до окончания применения. Отличительной особенностью эксплуатации является использование или ожидание использования железнодорожного подвижного состава по назначению.
22 система технического обслуживания железнодорожного подвижного состава и 35 система ремонта железнодорожного подвижного состава.
Система технического обслуживания и ремонта включает в себя планирование, подготовку и реализацию технического обслуживания и ремонтов определенных видов с заданными последовательностью и периодичностью.
Система технического обслуживания и ремонта предполагает использование энергии, материалов, запасных частей, средств и методического обеспечения контроля и т.п., т.е. она характеризуется материальным и техническим обеспечением, совокупность которых можно определить как способность обслуживающей организации представить необходимые ресурсы для проведения технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава при заданной стратегии и в заданных условиях. Заданные условия относятся как к самому железнодорожному подвижному составу, так и к условиям его эксплуатации, обслуживания и ремонта.
23 объем технического обслуживания железнодорожного подвижного состава и 36 объем ремонта железнодорожного подвижного состава.
Для каждого вида технического обслуживания (ремонта) железнодорожного подвижного состава в соответствующей документации устанавливают перечень операций контроля технического состояния с частичной или полной разборкой его составных частей, с восстановлением или заменой сборочных единиц и деталей, имеющих повреждения. Устанавливают также регулировку (по результатам контроля, в т.ч. диагностирования) деталей не только имеющих повреждения, но и тех, остаточный ресурс которых меньше наработки до следующего планового ремонта или вероятность отказа которых в период до следующего планового ремонта превышает допускаемое значение.
По видам и объемам технические обслуживания обозначают: ТО-1, ТО-2, ТО-3, ТО-4, ТО-5, ремонты - ТР вагонов (с отцепкой и без отцепки от поезда), ТР-1, ТР-2, ТР-3, ДР, СР, КР, КР-1, КР-2, КВР. Объемы технического обслуживания и ремонта устанавливают в эксплуатационных документах и ремонтной документации на конкретный железнодорожный подвижной состав.
25 экипирование железнодорожного подвижного состава.
К материалам, необходимым для обеспечения работы систем железнодорожного подвижного состава относят: топливо, масла, песок, специальные жидкости, газы, воду.
33 ремонт железнодорожного подвижного состава.
Под операцией ремонта понимают законченную часть ремонта, выполняемую на одном рабочем месте исполнителем определенной специальности.
Ремонт железнодорожного подвижного состава может быть проведен с заменой или восстановлением его сборочных единиц и (или) деталей.
42 средний ремонт железнодорожного подвижного состава.
Восстановление работоспособного состояния осуществляют при помощи ремонта, восстанавливая при этом ресурс изделия в целом.
Ремонт может состоять из разборки, контроля технического состояния, замены или восстановления отдельных деталей и сборочных единиц, сборки и т.д.
Ключевые слова: железнодорожный подвижной состав, локомотивы, моторвагонный подвижной состав, вагоны, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт, термины, определения |