Приказ Минтранса РФ от 23 января 2009 г. № 12
"Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министр |
И.Е. Левитин |
|
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2009 г. |
|
Регистрационный № 13440 |
|
Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(утв. приказом Минтранса РФ от 23 января 2009 г. № 12)
1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481) и определяет организацию, состав сил и средств и порядок деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема).
2. Функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и средства Министерства транспорта Российской Федерации, находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), а также владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на железнодорожном транспорте, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - организации железнодорожного транспорта).
Функциональная подсистема осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284, № 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5418; 2009, № 1, ст. 17).
3. Функциональная подсистема действует на федеральном, региональном и объектовом уровнях.
На каждом уровне функциональной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
4. Координационными органами функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне:
комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте Федерального агентства железнодорожного транспорта, находящегося в ведении Министерства транспорта Российской Федерации;
региональном уровне:
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций железнодорожного транспорта;
на объектовом уровне:
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций железнодорожного транспорта.
5. Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответствующими руководителями Росжелдора, организаций железнодорожного транспорта.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Росжелдора, организаций железнодорожного транспорта возглавляются соответствующими руководителями или их заместителями.
6. Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности функциональной подсистемы являются:
обеспечение взаимодействия с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
разработка предложений по реализации организационных и технических мер по обеспечению защиты пассажиров и работников железнодорожного транспорта от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
координация деятельности органов управления и сил функциональной подсистемы;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте;
рассмотрение вопросов привлечения сил и средств функциональной подсистемы к организации и проведению мероприятий по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке;
осуществление контроля заблаговременной подготовки к проведению аварийно-восстановительных мероприятий и других неотложных работ на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также создание в этих целях необходимых запасов оборудования, резервных источников электропитания, сырья, подвижного состава.
7. Постоянно действующими органами функциональной подсистемы являются структурные подразделения Минтранса России и подведомственного ему Росжелдора, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы определяются соответствующими положениями о них.
8. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:
служба ответственного дежурного Минтранса России;
единая дежурно-диспетчерская служба Ространснадзора;
дежурная служба Росжелдора;
дежурно-диспетчерские службы центра управления перевозками открытого акционерного общества "Российские железные дороги", региональных центров, управлений железных дорог - филиалов открытого акционерного общества "Российские железные дороги", отделений железных дорог;
дежурно-диспетчерские службы организаций железнодорожного транспорта;
дежурно-диспетчерские службы владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Состав и структуру сил определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, организации железнодорожного транспорта, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К силам и средствам функциональной подсистемы относятся специально подготовленные, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами пожарные поезда федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП "ВО ЖДТ России"), действующие в пределах установленных участков выездов.
10. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
по решению Минтранса России и Росжелдора.
11. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации органы управления и силы функциональной подсистемы осуществляют деятельность в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей Минтранса России, Росжелдора и организаций железнодорожного транспорта, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
1) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решениями руководителей Минтранса России, Росжелдора и организаций железнодорожного транспорта о введении для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
1) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
2) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
3) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
4) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
5) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
14. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций железнодорожного транспорта отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте*(1).
_____________
*(1) Пункт 26 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794.
15. При угрозе возникновения или возникновении федеральных и трансграничных чрезвычайных ситуаций режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности*(2).
_____________
*(2) Пункт 27 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794.
16. Основными мероприятиями, проводимыми органами повседневного управления и силами функциональной подсистемы, являются:
1) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
планирование действий органов управления, сил и средств функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области железнодорожного транспорта;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, работников Минтранса России, Росжелдора, работников организаций железнодорожного транспорта, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, выработка мер по устранению причин их возникновения;
2) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование работников о приемах и способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
3) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за обстановкой, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
оповещение руководителей Минтранса России и находящихся в его ведении Ространснадзора, Росжелдора, а также работников о возникшей чрезвычайной ситуации;
проведение мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке сил и средств организаций железнодорожного транспорта и населения к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия с Минтрансом России, Ространснадзором, Росжелдором, организациями железнодорожного транспорта и другими заинтересованными органами по вопросам расследования транспортных происшествий, приведших к возникновению чрезвычайной ситуации, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения, работников Минтранса России, Росжелдора, организаций железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях.
17. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства и иных федеральных органов исполнительной власти.
Привлечение сил и средств ФГП ВО ЖДТ России к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
18. В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций железнодорожного транспорта.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте осуществляется:
локальной - силами и средствами организаций железнодорожного транспорта;
региональной - силами и средствами организаций железнодорожного транспорта во взаимодействии с силами и средствами органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций железнодорожного транспорта, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
19. Оперативное руководство ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций осуществляют комиссии организаций железнодорожного транспорта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Указанные комиссии, используя все имеющиеся виды связи, должны располагать точной информацией о чрезвычайной ситуации, ходе ведения аварийно-спасательных работ и планируемых сроках их завершения.
Для управления ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации комиссией организацией железнодорожного транспорта по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации создается оперативная группа, в задачу которой входит:
организация и непосредственное осуществление в районе чрезвычайной ситуации непрерывной оценки обстановки и масштабов чрезвычайной ситуации, а также прогнозирование дальнейшего развития обстановки;
выработка предложений и принятие решений по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, защите населения и окружающей среды в зоне чрезвычайной ситуации;
координация действий привлеченных к работам по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации всех наличествующих сил и средств, подготовка предложений об использовании имеющихся видов ресурсов;
принятие по решению вышестоящих органов управления непосредственного руководства работами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
организация оповещения населения, планирование и организация при необходимости эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации.
20. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций железнодорожного транспорта, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями железнодорожного транспорта, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций; находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
21. В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
проведение эвакуационных мероприятий;
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;
использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации железнодорожного транспорта.
22. Информационное обеспечение осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации*(3), органами местного самоуправления и организациями железнодорожного транспорта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
_____________
*(3) Пункт 22 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794.
23. Финансовое обеспечение деятельности функционирования функциональной подсистемы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в установленном порядке*(4).
_____________
*(4) Пункт 34 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального и федерального уровня из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 42, ст. 4822).