МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР
Управление Главного ревизора по безопасности движения
СБОРНИК
РУКОВОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
РД.200.РСФСР-12-0071-86
Часть 1
Москва 1986
Управление Главного ревизора по безопасности движения Минавтотранса РСФСР.
Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта
ИСПОЛНИТЕЛИ: И.И. Талицкий (руководитель разработки), А.И. Корнеев (научный руководитель), Н.Г. Пиковская (ответственный исполнитель).
А.И. Корнеев (01, 02, 06, 07, 08, 11)
Н.Г. Пиковская (01, 02, 06, 08, 11)
Н.А. Коровушкина (03)
А.А. Пинт (04, 05, 12)
А.Е. Чебышев (07, 09)
М.Л. Платыч (10)
…………………..
Ф. Щербинина.
Министерство автомобильного транспорта РСФСР
Техническое управление
УТВЕРЖДАЮ |
||
Заместитель Министра автомобильного транспорта РСФСРА.С. Пантелеев10 января 1986 г. |
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОВЕРОК РАБОТЫ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Введен впервые
РД-200-РСФСР-12-0071-86-06
СОГЛАСОВАНО |
||
Начальник
Управления Главного |
Начальник
Технического A.М. Пешков |
|
И.И. Талицкий |
27 декабря 1985 г. |
|
10 января 1986 г. |
Директор НИИАТ, к.т.н. |
|
Г.И. Кузнецов |
||
19 декабря 1985 г. |
РАЗРАБОТАН: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)
ИСПОЛНИТЕЛИ: Корнеев А.И. (руководитель темы), Пиковская Н.Г.
Настоящий руководящий документ разработан на основе Инструкции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий № 13 от 5.08.75 г., постановлений Коллегии Минавтотранса РСФСР № 68 от 3.03.81 г. № 33-сп от 17.02.83 г.
Документ регламентирует порядок и содержание проверок работы по профилактике аварийности в автотранспортных предприятиях и организациях.
Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84 г., а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 г.
1.1. Проверки работы предприятий и организаций по предупреждению дорожно-транспортных происшествий осуществляются с целью оценки их деятельности по обеспечению безопасности перевозок, выявления резервов сокращения аварийности, принятия мер и оказания помощи по устранению выявленных проверками недостатков.
1.2. Организация и проведение проверок работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий возлагается на службу безопасности движения и другие службы в части, их касающейся по решению руководителя проверяющей организации, к проверкам могут привлекаться работники других подразделений, а также специалисты из подведомственных предприятий и организаций.
1.3. Проверки работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий проводятся министерством, республиканскими объединениями, главными управлениями, территориальными объединениями в собственных подразделениях, а также в подведомственных предприятиях и организациях.
1.4. Проверки подразделяются на плановые, внеплановые, ознакомительные - при посещении предприятий и организаций по другим вопросам.
1.5. По видам проверки бывают комплексные, выборочные, проверки по направлениям деятельности (выполнение одного или нескольких РД), связанные с поступившими сигналами, письмами и жалобами.
2.1. Плановые проверки проводятся не реже одного раза в два года. Внеплановые проверки проводятся по поручению руководства или вышестоящей организации, а также при проведении служебного расследования ДТП (РД «Положение о проведении служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий»).
2.2. Проведению проверки предшествует: изучение (повторение) всех нормативных документов, материалы ранее проводимых проверок, имеющиеся данные об образовании, опыте и отношении к делу руководителей служб и подразделений проверяемых предприятий и организаций.
2.3. До начала проверки должен быть составлен и утвержден руководителем план проведения проверки, формы и анкеты для сбора необходимого статистического материала, предложения о рассмотрении результатов проверки.
2.4. При каждой проверке обязательным является: выявление проблем аварийности, выполнение планов мероприятий и основные направления в профилактике аварийности, достижение запланированных результатов (заданий) по сокращению аварийности, и количественная и качественная оценка.
2.5. При проверке территориальными объединениями подведомственных предприятий используется перечень следующих вопросов:
2.5.1. Вопросы, связанные с деятельностью администрации, общественных организаций автотранспортного предприятия:
- наличие планов работы автотранспортного предприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, привлечение всех служб к разработке планов, контроль за выполнением запланированных мероприятий;
- проведение служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в порядке и сроки, предусмотренные Положением о порядке служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий;
- проведение служебного расследования по каждому случаю появления водителя на работе в состоянии опьянения, принятие к нарушителям мер воздействия;
- какая работа проводится по устранению выявленных нарушений правил, инструкций и приказов, а также по устранению других недостатков в обеспечении безопасности движения, в том числе отмеченных в книге ревизорских указаний;
- проведение смотров и конкурсов по безопасности движения;
- наличие планов работы комиссии общественного контроля за безопасностью движения, добровольной народной дружины, совета общественных автоинспекторов, товарищеского суда и других общественных организаций.
2.5.2. Вопросы, общие для всех служб и подразделений автотранспортного предприятия:
- определение должностных инструкций работников, обязанностей и ответственности за осуществление ими мероприятий по обеспечению безопасности движения; как работники знают и выполняют свои обязанности;
- предусмотрены ли меры по безопасности движения для любых условий перевозок (при заступлении водителей на смену вне автотранспортного предприятия или работе в отрядах на уборке урожая, при выполнении заказных рейсов и др.);
- соответствие квалификации работников поставленным перед ними задачам по обеспечению безопасности движения;
- поощрение работы водителей, диспетчеров, инженерно-технического состава за обеспечение безопасности движения;
- анализ действенности проводимых по безопасности движения мероприятий.
2.5.3. По производственно-технической службе и ОТК:
- соблюдение установленных объемов и периодичности TО-1 и ТО-2 (с использованием показателей «процент автомобилей, не прошедших TО-1 и ТО-2 (или прошедших в неполном объеме»));
- выполнение требований по проведению разборов случаев схода автотранспорта с линии по причине технической неисправности (с использованием показателей «количество сходов с линии по технической неисправности на 100 автомобилей в месяц», «количество выявленных ГАИ на линии технических неисправностей автомобилей на 100 автомобилей», «процент автомобилей, имеющих 3 и более сходов с линии в месяц»);
- оснащение ОТК необходимыми приборами и инструментом для проверки технического состояния автомобилей при выпуске на линию и возвращении в гараж;
- проведение занятий по технической учебе с водителями, ремонтными рабочими и инженерно-техническими работниками;
- проведение стажировки водителей, прикрепление молодых водителей к водителям-наставникам (с использованием показателей «количество нарушений ПДД (мелких аварий) на 100 водителей со стажем до 1 (до 3) лет относительно аналогичного показателя для водителей со стажем более 3 лет», «процент молодых водителей (или водителей с малым стажем работы в АТП), прошедших стажировку»);
- работа аттестационной комиссии по присвоению квалификации водителей I и II классов;
- оснащение автобусов медицинскими аптечками, огнетушителями, знаками аварийной остановки, молоточками для разбивания стекол, а также наличие в автобусах соответствующих надписей, инструктирующих пассажиров о способах экстренного открывания дверей и удаления стекол в случае дорожно-транспортного происшествия (с использованием показателей «процент автомобилей, не оборудованных огнетушителями, аптечками, молоточками, ремнями безопасности»).
2.5.4. По службе эксплуатации:
- составление и выполнение графиков работы на линии инженерно-технического состава по контролю за техническим состоянием и использованием подвижного состава, соблюдением водителями Правил дорожного движения для пассажирских АТП, кроме того, регулярности движения и соблюдения норм вместимости автобусов (с использованием показателей: количество проверок линейного контроля на линии; количество часов, отработанных линейным контролем на линии; количество выявленных нарушений ПДД на одну проверку; процент выявленных нарушений по видам (техническая неисправность автомобиля, нарушения водителя, отклонения от маршрута, использование автомобиля в личных целях, несоблюдение регулярности движения автобусов, культура обслуживания пассажиров автобусов (такси);
- составление и выполнение графика дежурств руководящих работников автопредприятия с целью оперативного принятия мер к предупреждению выпуска неисправного автотранспорта и других нарушений;
- проведение инструктажей водителей об особенностях движения об изменении метеорологических и дорожных условий на маршруте (с использованием показателей: процент водителей, проходящих инструктажи, от общего числа выходящих на линию, отдельно - тот же показатель для инструктажей при изменении метео- и дорожных условий);
- обследование и проверка соответствия водителей условиям и видам перевозок;
- обследование дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава автопредприятия (с использованием показателей: количество выявленных опасных участков на маршрутах АТП; количество удовлетворенных заявок дорожным организациям по устранению опасных участков);
- проведение в соответствие с действующей методикой предрейсовых и межрейсовых осмотров водителей (с использованием показателей: процент водителей, прошедших медосмотр перед выходом на линию, от общего числа выходящих на линию; процент водителей, прошедших межрейсовый медосмотр; процент отстраненных от работы по причине алкогольной интоксикации, заболевания, переутомления);
- контроль соблюдения водителями предписанных режимов труда и отдыха; учет и контроль сверхнормативных нагрузок (с использованием показателей: процент водителей, имеющих сверхнормативную нагрузку; количество часов, отработанных на линии сверхурочно на 1 водителя в месяц; среднее время подготовительно-заключительного периода; непроизводительные траты времени при работе на линии; ожидание погрузки-разгрузки; оформление документов и т.д.);
- проведение нормирования скоростей движения с учетом требований безопасности движения;
- выполнение требований по обеспечению каждого водителя, выполняющего городские, пригородные и туристические рейсы, схемами маршрутов с указанием опасных мест.
2.5.5. По контрольно-ревизорской службе:
- проведение проверки автомобилей на линии и принятие мер вплоть до снятия автомобилей с линии в случае обнаружения нарушений (с использованием показателей: количество автомобилей, обнаруженных на линии с неисправностями, угрожающими безопасности движения, относительно общего числа транспортных средств на линии);
- осуществление контроля за наполнением автобусов, соблюдением правил перевозок пассажиров и дорожного движения на маршрутах автотранспортного предприятия (с использованием показателя «количество выявленных нарушений, связанных с перевозками пассажиров»);
- проверка состояния и содержания устройств и сооружений по обеспечению перевозок грузов и обслуживанию пассажиров (с использованием показателей: количество выявленных нарушений требований безопасности к устройствам и сооружениям по перевозке грузов и пассажиров; количество устраненных недостатков);
- контроль за использованием специальных легковых автомобилей.
2.5.6. По отделу кадров:
- совершенствование форм и методов воспитательной работы на предприятии, обобщение и распространение опыта передовых водителей и ремонтных рабочих, лучших бригад, колонн, цехов; пропаганда безаварийной работы в коллективе предприятия и среди населения; представление в установленном порядке работников, успешно и добросовестно выполняющих свои обязанности, к поощрениям;
- осуществление контроля за медицинским переосвидетельствованием водителей, наличие плана-графика медицинских переосвидетельствований (с использованием показателя «процент водителей, не прошедших в срок медицинское переосвидетельствование»);
- организация работы по подготовке и повышению квалификации кадров (процент водителей, прошедших занятия по повышению квалификации);
- учет прогулов и дисциплинарных нарушений водителей;
- контроль текучести кадров водителей; учет заболеваемости; выходы на инвалидность (с использованием показателей: количество случаев заболеваемости и выхода на инвалидность на 100 водителей в год; отношение количества водителей со стажем работы до 5 лет к количеству водителей со стажем 5 - 10 и 10 - 15 лет; процент текучести водительских кадров);
- применение моральных и материальных стимулов в работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и награждение водителей значком «За работу без аварий».
2.5.7. По службе безопасности движения:
- осуществление регулярного контроля за проведением плановых мероприятий по БД и за выполнение работниками служб функциональных обязанностей по обеспечению безопасности движения;
- ведение учета и анализа дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения;
- оформление материалов по служебному расследованию дорожно-транспортных происшествий;
- использование автомобилей по безопасности движения;
- организация плановой работы кабинета безопасности движения, качество его оборудования;
- проведение совместной работы с Государственной автомобильной инспекцией и другими заинтересованными организациями.
2.6. Руководители проверяемого предприятия (организации) обязаны создать необходимые условия для проверяющих - предоставить рабочие места, обеспечить необходимыми материалами, давать самолично и требовать от подчиненных объяснения по интересующим их вопросам, ознакомиться с результатами проверки, обеспечить гласность результатов проверки в коллективе, принимать меры по устранению выявленных в ходе проверки недостатков и представлять информацию об этих мерах в месячный, либо другой установленный срок после окончания проверки в вышестоящие организации.
3.1. Проверяющие несут ответственность за достоверность представленного материала проверки.
3.2. Проверяющие имеют право:
- требовать представления необходимых для проверки материалов, в частности, подготовки материалов к началу проверки, необходимых для проверки документов, устных и письменных объяснений;
- по согласованию на месте с руководством проверяемого предприятия создавать группы из должностных лиц и общественности для увеличения охвата проверкой или организации контроля на линии.
3.3. Проверяющие обязаны приступить и осуществить проверку в установленные сроки, сделать выводы о состоянии работы по обеспечению безопасности перевозок, указать конкретных должностных лиц, виновных в недостатках и упущениях, дать предложения по устранению недостатков; ознакомить со сделанными выводами руководителей проверяемого предприятия (организации).
4.1. По результатам проверки составляется справка, отражающая конкретные недостатки в профилактической работе, факты, подтверждающие эти недостатки, причины недостатков, виновность лиц или организаций; связь недостатков с наблюдаемыми показателями аварийности в предприятии (организации) и предложения по их устранению.
4.2. Справка составляется в 3-х экземплярах и направляется в организации (объединения), организующие проверку, проверяемое и вышестоящее предприятие (организацию) для обобщения и контроля.
4.3. По результатам проверки должен быть организован разбор в коллективе проверяемого предприятия (организации), издан приказ или приняты другие действенные меры по устранению выявленных недостатков.
5.1. Вышестоящая организация (по отношению к проверяющему) обязана организовать контроль за устранением в проверяемых предприятиях (организациях) выявленных недостатков и выполнением мероприятий, направленных на их устранение.
5.2. Руководитель организации, назначивший проверку, принимает решение о сроках реализации мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, ответственности должностных лиц, виновных в наличии выявленных недостатков.
5.3. Контроль осуществляется путем изучения письменных отчетов руководителя предприятия (организации) и повторными проверками на месте в сроки, предусмотренные решением руководителя проверяющей организации.
5.4. Контроль за устранением выявленных недостатков возлагается на заместителя руководителя по безопасности движения проверяемого предприятия (организации), который регулярно докладывает о состоянии дел в вышестоящие организации.
1. Инструкция по предупреждению ДТП, утвержденная приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР от 5.08.75 г. № 13.
2. Циркулярное письмо Минавтотранса РСФСР от 16.07.73 г. № 11/126.
3. Приказ Министра автомобильного транспорта РСФСР от 27.04.69 г. № 7.
4. Приказ Министра автомобильного транспорта РСФСР от 04.06.71 г. № 6.
5. Постановление Коллегии Минавтотранса РСФСР № 68 от 3.03.81 г.
6. Постановление Коллегии Минавтотранса РСФСР № 33-сп от 17.02.83 г.
7. РД 200-УССР-225-84 Указания по организации контроля работы по предупреждению ДТП.
СОДЕРЖАНИЕ
3. Права и обязанности проверяющих. 5 4. Оформление результатов проверки. 5 5. Контроль за устранением выявленных при проверке недостатков. 6 |