ОДМ 218.7.006-2008

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИДЕНТИФИКАЦИИ
ПРОДУКЦИИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА,
ПРОШЕДШЕЙ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
(ДЛЯ ОПЫТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(РОСАВТОДОР)

Москва 2009

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН: Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом).

2. ВНЕСЕН: Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог.

3. ИЗДАН: на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 24.12.2008 № 539-р.

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5. ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ.

Раздел 1. Область применения

Настоящие рекомендации распространяются на продукцию, производимую и реализуемую для нужд дорожного хозяйства, прошедшую подтверждение соответствия, и устанавливают процедуры идентификации нефтяных дорожных битумов, щебеночных материалов, разметочных материалов для автомобильных дорог общего пользования.

Раздел 2. Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования».

Раздел 3. Термины и определения

В настоящем методическом документе применяют следующие термины с соответствующими определениями:

Идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции по ее существенным признакам.

Существенные признаки - набор значимых параметров, показателей и требований, характеризующих продукцию.

Раздел 4. Общие положения

Идентификацию продукции, прошедшую подтверждение соответствия, проводят в целях защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (поставщика, продавца) и содействия обеспечения соответствия продукции предъявленным к ней требованиям.

Идентификация проводится в случаях, когда в информации о конкретной продукции представлено неполное описание этой продукции либо необходимо подтверждение о ее достоверности.

Идентификацию продукции проводят:

- органы по сертификации при добровольной сертификации;

- уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти - при осуществлении контрольно-надзорных функций в пределах их компетенции;

- иные органы и организации в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, а также в инициативном порядке.

Идентификация проводится по признакам, параметрам, показателям и требованиям, которые в совокупности достаточны для установления соответствия конкретной продукции образцу и ее описанию.

Если идентификацию продукции проводят на соответствие сертификату, то в нем должны быть указаны: наименование, вид, номер партии продукции и другие данные, позволяющие отнести конкретный сертификат к конкретной продукции, которая была сертифицирована.

Раздел 5. Методы идентификации

а) В зависимости от задач идентификации, специфики продукции может быть использован один из следующих методов или их сочетание:

по документации;

организационный;

инструментальный.

б) По документации идентификацию осуществляют при необходимости установления соответствия продукции дорожного хозяйства, прошедшей подтверждение соответствия, действующим нормативным документам в статусе национальных стандартов, сводов правил, стандартов организаций. В случае применения данного метода необходимо проведение всего комплекса анализа данной продукции в соответствии с действующими нормативными документами. При использовании нормативных документов в статусе стандарта организации проводится их экспертиза. Данный метод идентификации может быть использован любыми организациями при наличии у них полной испытательной базы по конкретным видам продукции.

в) Организационный метод идентификации продукции дорожного хозяйства, прошедшей подтверждение соответствия, может быть применен к любому виду продукции и проводится в форме комплексного подтверждения соответствия производства различных дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций на соответствие установленным критериям (требованиям). К таким требованиям можно отнести:

- 1 группа требований (организационные). Требования, касающиеся системы обеспечения качества выпускаемой продукции, что уточняется нормами пунктов 6.3, 7.4 - 8.5 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». Предприятию необходимо иметь де-факто систему качества, которая может быть оформлена в виде Руководства по качеству (по нормам ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования») в статусе стандарта организации;

- 2 группа требований (технологические). Требования, касающиеся организации производства (менеджмент, технология, контроль выпуска продукции на всех стадиях). Предприятию необходимо иметь соответствующие производству организационную структуру, утвержденные технологические регламенты (или другие аналогичные документы), соответствующее технологическое оборудование и систему контроля, обеспечивающие выпуск, хранение и поставку продукции требуемого качества;

- 3 группа требований (технические). Требования к выпускаемой продукции (ее соответствие нормативным документам). Это требует подтверждения соответствия результатами проводимых испытаний. В процессе производства в различное время отбираются отдельные точечные пробы продукции и проводятся их испытания без объединения на соответствие требованиям нормативных документов на данную продукцию.

Данный метод идентификации может быть применен только в специализированных на дорожную отрасль системах сертификации. При этом предлагается обеспечить тесное взаимодействие производителя и системы сертификации после завершения сертификации. Целесообразно организовать информирование системы сертификации о потребителях сертифицированной продукции и объемах поставки. Данная информация может быть открытой и размещаться на сайте производителя и системы сертификации. Даже этот шаг резко ограничит возможности посредников по использованию копий документов о качестве сертифицированных производителей.

В целом предлагаемый подход позволяет существенно повысить возможность идентификации продукции и ее соответствия сопроводительным документам. Это дает возможность потребителю значительно снизить время на проведение входного контроля. Помимо этого, создаются условия для ограничения возможности поставки некачественной продукции под видом продукции квалифицированных производителей.

г) Инструментальный метод идентификации подразумевает определение в ходе анализа одной или нескольких характеристик продукции, являющихся ее специфическим признаком и отличающих ее от одноименной продукции.

Такими признаками могут быть для разметочных материалов результаты определения спектрального анализа лакокрасочных материалов. Разнообразие составов разметочных материалов и применяемых компонентов фактически исключает совпадение испускаемого спектра излучений разметочных материалов разных производителей. Для проведения данного анализа необходимо использовать лабораторные спектрографы, предназначенные для определения химического состава лакокрасочных материалов.

Для вязких нефтяных дорожных битумов может быть использован инструментальный метод их идентификации, позволяющий определить дисперсную структуру полученного битума. Множество поставляемых битумов значительно отличаются друг от друга по своему групповому химическому составу как в зависимости от региона производства, так и от технологии производства. Для проведения данного анализа необходимо использовать лабораторные хроматографы, предназначенные для определения группового химического состава тяжелых нефтяных остатков (с температурой кипения выше 300 °С).

Применительно к щебеночным материалам может быть использован инструментальный метод их идентификации, позволяющий определить данные по их петрографическому составу. Для проведения данного анализа необходимо использовать поляризационный микроскоп, весы лабораторные, шкаф сушильный и комплект сит.

Данный метод идентификации может быть использован только специализированными организациями при наличии у них полного комплекта измерительного (аналитического) оборудования по конкретным видам продукции.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Область применения. 1

Раздел 2. Нормативные ссылки. 1

Раздел 3. Термины и определения. 1

Раздел 4. Общие положения. 2

Раздел 5. Методы идентификации. 2