Р 50-605-93-94
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
ТРАНСПОРТ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ
НОРМАТИВЫ РАСХОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России с участием рабочей группы специалистов НИИУ Минэкономики Российской Федерации
РАЗРАБОТЧИКИ
В.А. Макарова, канд. техн. наук; Л.А. Филиппова; Е.В. Пашков, канд. техн. наук; М.Б. Плущевский
2 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом от 10.06.94 г. № 29 директора ВНИИстандарт
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Энергоемкость национального дохода в России в 1,5 - 2 раза превышает уровень основных развитых стран. Более одной трети всех потребляемых в стране ресурсов расходуется нерационально. Поэтому энергосбережение должно стать одной из основных задач проводимой новой энергетической политики России.
Особенно повышается роль энергосбережения в условиях либерализации цен на топливно-энергетические ресурсы.
Одним из направлений этой политики является стандартизация и сертификация основного энергопотребляющего оборудования.
Троллейбусный транспорт относится к довольно крупным потребителям электроэнергии. Поэтому повышение эффективности использования электроэнергии на этом виде транспорта является важной государственной задачей, выполнению которой должна способствовать разработка данного документа-, так как установление и внедрение нормативов расхода электроэнергии будут способствовать рациональному и экономному потреблению энергии в городских хозяйствах.
Настоящие рекомендации носят рекомендательный характер и вводятся в действие на срок два года (с момента опубликования) для апробации в конкретных условиях производств.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Энергосбережение
ТРАНСПОРТ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ
Нормативы расхода электрической энергии
Energy conservation. Trolley-bus.
Specifications of electric energy consumption
Дата введения 1995-01-01
Настоящие рекомендации распространяются на модернизируемые и эксплуатируемые троллейбусы и устанавливают расход электрической энергии на единицу транспортной работы (1000 т×км бр.)
В настоящих рекомендациях использована ссылка на СНиП II-1-82 Строительная климатология и геофизика
В настоящих рекомендациях применяют следующие термины.
3.1 Троллейбус - вид городского безрельсового электрического транспорта, получающего энергию из сети постоянного тока.
3.2 Транспортная работа - работа подвижного состава по перемещению 1 т массы/бр. на расстояние в 1 км. Определяется на основании весовых данных подвижного состава и его пробега, количества перевезенных пассажиров и средней длины поездки одного пассажира.
3.3 Эквивалентный уклон - определяется как постоянный фиктивный подъем на маршруте или части его, при движении по которому в прямом и обратном направлениях необходима затрата подвижным составом той же энергии, что и при движении на действительном профиле.
3.4 Эксплуатационная скорость - средняя скорость прохождения троллейбусом всех расстояний (включая нулевые пробеги) за все время пребывания на линии (включая простои на конечных пунктах маршрута).
4.1 Нормативы расхода электрической энергии для подвижного состава троллейбусов на производство единицы транспортной работы должны соответствовать удельным расходам, указанным в табл. 1.
Таблица 1
Удельный расход электрической энергии Ei, кВт · ч/1000 т×км бр., не более |
|
ЗИУ-5 |
155 |
ЗИУ-682 |
150 |
ЗИУ-682 В |
168 |
Примечание - В таблице приведены типы подвижного состава троллейбусов, наиболее распространенные в Российской Федерации в настоящее время.
4.2 Нормативы расхода электрической энергии на производство единицы транспортной работы включают расходы электрической энергии на электротягу и рассчитаны при определенных эксплуатационных условиях.
- эксплуатационная скорость υэо = 16 км/ч;
- эквивалентный уклон iэ = 0;
- температура окружающего воздуха t = 5 °С.
Метод расчета нормативов в других условиях приведен в приложении А
.
где E'i - удельный расход электрической энергии, кВт×ч/1000 т×км бр.;
Коэффициент qυ определяется по формуле
где υэ - реальная (планируемая) средняя эксплуатационная скорость движения, км/ч;
υэо - базовая средняя эксплуатационная скорость движения, км/ч (υэо = 16 км/ч).
Коэффициент qi определяется по формуле
qi = 1 + 0,02iэ, (A.3)
где iэ - средний эквивалентный уклон, %.
Изменение удельного расхода электроэнергии с увеличением эквивалентного уклона определяется на основе тяговых расчетов для участков пути с тяжелым профилем.
Эквивалентный уклон определяется как постоянный фиктивный подъем на маршруте, при движении по которому в прямом и обратном направлениях необходима затрата транспортной единицей той же энергии, что и при движении на действительном профиле.
Коэффициент qм определяется по формуле
qм = 1 + qτ + qc. (А.4)
где qτ - составляющая, учитывающая влияние температуры на удельный расход электроэнергии;
qc - составляющая, учитывающая усложнения условий уличного движения в результате снегопадов.
qτ определяется по выражению
qτ = -0,005(τ - 5), (А.5)
где τ - средняя многолетняя температура для расчетного периода года, °С.
qc принимается в зависимости от снежного покрова: при увеличении снежного покрова выше 20 см qc изменяется от нуля до 0,06 (возрастает на 0,01 на каждые 10 см снежного покрова).
Снежный покров и среднемноголетняя температура принимаются в соответствии со СНиП II-1-82.
Ключевые слова: троллейбус, электрическая энергия, удельный расход, транспортная работа, подвижной состав, нормативная характеристика
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 1 1 Область применения. 2 2 Нормативная ссылка. 2 3 Определения. 2 4 Нормативы расхода электроэнергии. 2 5 Учет и контроль нормативов. 3 Приложение А. Метод расчета нормативов. 3 |