Приказ МПС РФ от 5 апреля 1999 г. № 20Ц
"Об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном
транспорте"
(с изменениями от 12 декабря 2008 г.)
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1999 г. прилагаемые Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 1999 г.
Регистрационный № 1786
Правила перевозок железнодорожным транспортом смерзающихся грузов
(утв. приказом МПС РФ от 5 апреля 1999 г. № 20Ц)
(с изменениями от 12 декабря 2008 г.)
1.1. Настоящие Правила регулируют условия перевозок смерзающихся грузов железнодорожным транспортом.
К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, которые при температурах наружного воздуха ниже 0 °С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между собой и примерзания их к полу и стенкам вагона.
1.2. Профилактические меры и средства от смерзания грузов определяются грузоотправителем по согласованию с грузополучателями этих грузов. Грузы, отнесенные к смерзающимся, указаны в приложении № 1 к настоящим Правилам.
1.3. До наступления холодного периода года, в течение которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополучатели должны провести соответствующую подготовку предусматривающую, в первую очередь, создание необходимых запасов средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, осуществление ремонта установок для проведения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзшихся грузов в пунктах выгрузки.
1.4. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211
1.5. Перевозчик имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил и других нормативных документов по подготовке смерзающихся грузов к перевозке. В случае, если грузоотправителем не были применены согласованные с грузополучателем профилактические меры и средства от смерзания грузов, перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке. В этом случае перевозчик составляет акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 45 (зарегистрирован Минюстом России 30 июня 2003 г., регистрационный № 4856).
1.6. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211
2.1. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211
2.2. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211
2.3. Профилактические меры против смерзания перевозимых грузов применяются в периоды, указанные в приложении № 2 к настоящим Правилам.
2.4. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными или не применялись, грузополучатель обязан принять меры по сохранности железнодорожного подвижного состава и иных технических средств при выгрузке смерзающихся грузов.
3.1. К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания (далее - профилактические меры), относятся:
предварительное просушивание грузов до безопасной в отношении смерзания влажности;
промораживание грузов до их погрузки;
равномерное обрызгивание грузов, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями ниогрином и северином, раствором хлористого кальция;
пересыпка груза сухими древесными опилками;
оборудование пола и стен вагона полимерными, ткаными и неткаными материалами.
3.2. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211
3.3. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211
3.4. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211
3.5. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211
3.6. Применение конкретных профилактических средств против смерзания груза (примесей, добавок, веществ, покрытий) производится грузоотправителем в зависимости от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. При этом выбранные к применению средства профилактики не должны отрицательно влиять на окружающую природную среду, подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, установленные в соответствующих нормативных документах на продукцию. Выбранные грузоотправителем с учетом температуры как в местах погрузки и выгрузки, так и на протяжении маршрута следования груза профилактические средства согласовываются грузоотправителем с грузополучателем. Не допускается применение солей (хлоридов натрия, калия и др.), обладающих коррозионными свойствами и отрицательно влияющих на состояние подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути, а также негативно влияющих на окружающую природную среду.
3.7. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211
3.8. Места общего и необщего пользования оборудуются сооружениями и устройствами, в том числе обеспечивающими восстановление сыпучести смерзшихся грузов, очистку, промывку вагонов после их выгрузки, а также сохранность вагонов. Восстановление сыпучести грузов механическим рыхлением, разогревом или другими способами, обеспечивающими выгрузку смерзшихся грузов, должны производиться в порядке, устанавливаемом грузополучателем и согласованном с перевозчиком, в котором указаны рабочие параметры и технология использования этих средств, правила техники безопасности и меры предохранения подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути от повреждений.
4.1. Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающегося груза указывает в накладной, согласно правилам заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, в графе "Особые заявления и отметки отправителя" процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания, например: "Груз проморожен", "обработано хлористым кальцием в колич. ... %", "Обмаслено в колич. ... %)", "Переложено послойно древесными опилками". Кроме того, грузоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель "Смерзающийся".
Указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, глины, песка, щебня и гравия необязательно.
4.2. Перевозчик принимает смерзающиеся грузы без применения профилактических мер, в том числе в связи со складывающимися климатическими условиями, только при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер.
При наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер, в графе накладной "Особые заявления и отметки отправителя" грузоотправитель делает отметку: "С согласия получателя - без профилактики".
4.3. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211
4.4. В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии (без согласия грузополучателя на прием груза без применения профилактических мер) перевозчик по требованию грузополучателя составляет акт общей формы.
к Правилам перевозок
смерзающихся грузов
на железнодорожном транспорте
Перечень перевозимых насыпью грузов, относящихся к смерзающимся грузам
(с изменениями от 12 декабря 2008 г.)
№ п/п |
Наименование груза |
1 |
Агломерат (влажный) |
2 |
Балласт |
3 |
Барит (кусковой) |
4 |
Бокситы |
5 |
Глина: каолиновая, огнеупорная, простая |
6 |
Гравий |
7 |
Жом свекловичный (сырой) |
8 |
Земля (всякая) |
9 |
Известняк (мытый) |
10 |
Камень: гипсовый; известняковый; строительный - бутовый, ракушечник, туфовый |
11 |
Кварциты (мытые) |
12 |
Кокс |
13 |
Клинкер: цинковый, цементный |
14 |
Колчеданы: железные, медный и серные - рядовые и флотационные |
15 |
Кокс (орешек) |
16 |
Коксик всякий |
17 |
Концентрат вермикулитовый |
18 |
Концентраты и штейны: апатитовые, баритовые, вольфрамовые, железные, кобальтовые, медные, молибденовые, пиритные (хвосты флотационные), свинцовые, цинковые |
19 |
Мелочь коксовая (размером частиц до 10 мм) |
20 |
Мергели |
21 |
Мука (доломитовая) известняковая |
22 |
Огарки пиритные |
23 |
Песок: кварцевый, строительный, формовочный |
24 |
Раймовка |
25 |
Руда: железная, драгоценных металлов, марганцевая, медная, никелевая, свинцовая, хромитовая, цинковая |
26 |
Сланцы горючие |
27 |
Соль техническая |
28 |
Уголь: бурый и каменный (в том числе мытый и гидродобычи) |
29 |
Флюсы |
30 |
Шлаки гранулированные |
31 |
Шлам угольный |
32 |
Шпат плавиковый |
33 |
Щебень мытый |
к Правилам перевозок
смерзающихся грузов
на железнодорожном транспорте
Периоды применения проведения профилактических мер против смерзания перевозимых насыпью грузов
(с изменениями от 12 декабря 2008 г.)
№ п/п |
Наименование регионов и их районов |
Период применения профилактических мер |
1 |
По грузам, отправляемым с железных дорог Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также с Северной (участки Коноша-Воркута и Коноша-Архангельск) и Октябрьской (участки севернее станции Петрозаводск) железных дорог, назначением на эти и другие железные дороги |
с 1 октября по 15 апреля |
2 |
По грузам, отправляемым с других железных дорог назначением на железные дороги, указанные в пункте 1, а также назначением на железные дороги Московскую, Горьковскую, Куйбышевскую, Октябрьскую (на участки южнее станции Петрозаводск), Северную (за исключением участков, указанных в пункте 1) и в пределах этих железных дорог |
с 1 октября по 1 апреля |
3 |
При перевозке в пределах Северо-Кавказской железной дороги на участках Трусово-Червленная и Богословская-Дербент |
с 1 ноября по 15 февраля |
4 |
При перевозке между другими железными дорогами |
с 15 ноября по 15 марта |
к Правилам перевозок
смерзающихся грузов
на железнодорожном транспорте
Профилактические меры, предохраняющие от смерзания массовые виды грузов, перевозимых насыпью
При перевозке железных руд в качестве профилактических средств применяются негашеная известь, поваренная соль, древесные опилки, сечка соломы и камыша, агломерат-возврат.
Норма добавки извести для магнетитовых, мартитовых и гематитовых руд составляет 1 - 3 %, а для охристых и бурожелезняковых руд 1 - 4 % массы отгружаемой руды.
Поваренная соль добавляется в количестве 0,75 % массы отгружаемой руды. Для руд, идущих на агломерацию, применение соли в качестве профилактического средства не допускается.
Руды грохоченые, мартеновские отгружаются без послойной пересыпки негашеной известью, но с подсыпкой такой извести на пол вагона. При погрузке такой руды в накладной под наименованием груза отправитель должен указать: "Грохоченая, мартен". При перевозке мытой руды или руды из обводненных забоев применяется поваренная соль, а применение негашеной извести не допускается.
Без послойной пересыпки груза профилактическими средствами, но с подсыпкой их на пол вагона перевозятся:
мытые кусковатые руды Высокогорского, Гороблагодатского, Богословского рудоуправлений и лебяжинская руда;
обожженные дробленые руды Бакальского рудоуправления;
все руды Златоустовского рудоуправления;
агломерат сухой охлажденный всех рудников;
дробленые и грохоченые руды Первоуральского рудника;
дробленые магнитные железняки Гороблагодатского рудоуправления.
Все руды могут быть отгружены без применения указанных в настоящем разделе профилактических средств при условии их предварительного промораживания или сушки.
При перевозке марганцовых руд в качестве профилактических средств применяются поваренная соль, древесные опилки, сечка соломы и камыша.
Кусковатые марганцовые руды и марганцовые руды - пироксиды с согласия грузополучателя перевозятся без применения профилактических средств.
Марганцовая руда перевозится:
в местном сообщении - без применения профилактических средств;
в прямом железнодорожном сообщении - с подсыпкой и пересыпкой поваренной солью или древесными опилками в пунктах погрузки;
в смешанном железнодорожно-водном сообщении назначением на дороги Урала и Сибири - с подсыпкой и пересыпкой поваренной солью или древесными опилками в портах при перевалке на железную дорогу.
Грохоченая хромитовая руда размером частиц 20 мм и более перевозится без применения профилактических средств.
Рядовая хромитовая руда отгружается потребителям с пересыпкой негашеной известью в количестве от 1 до 2 % или поваренной солью в количестве от 0,75 до 1,0 % массы отгружаемой руды.
Шпат плавиковый отправлением со станции Борзя Забайкальской железной дороги перевозится с подсыпкой и пересыпкой древесными опилками или поваренной солью.
При мокрой грануляции шлаки перед отгрузкой должны обезвоживаться или промораживаться.
При непродолжительных перевозках в пределах одних суток разрешается отгрузка шлаков гранулированных влажностью до 20 % при условии, если из них не выделяется влага в количестве, которое может вызвать обледенение тормозных частей вагона.
Концентраты влажностью до 2 % в крытых вагонах перевозятся без применения профилактических средств.
Перевозка концентратов в специальных металлических контейнерах производится без применения профилактических средств независимо от процентного содержания влаги в грузе.
Концентраты влажностью от 2 до 8 % грузятся с подсыпкой на пол вагонов древесных опилок, а влажностью от 8 до 12 % подвергаются двухъярусной послойной пересыпке с разрезанием каждого слоя концентрата на куски (блоки) размером 70×80 см и массой не более 250 кг.
Продольные и поперечные бороздки прорезей засыпаются доверху сухими опилками и утрамбовываются. Кроме того, сухие опилки засыпаются у стен вагона по всей высоте погрузки.
Баритовые концентраты грузятся в вагоны в подсушенном виде (содержание влаги не более 4 %). Баритовые концентраты влажностью до 12 % отгружается в подмороженном состоянии в виде отдельных кусков или глыб.
Клинкер цинковый влажностью 12 - 14 % и размером частиц 30 - 40 мм грузится в вагоны в промороженном виде.
Перед погрузкой кеков свинцовых влажностью 22 - 25 % внутренняя поверхность вагона выстилается отработанной фильтротканью, а на пол вагона насыпается слой сухих опилок толщиной 60 мм.
Колчедан серный (рядовой и флотационный)
Руды и флюсы влажностью не более 2 % перевозятся без применения профилактических средств.
При большем содержании влаги руды медные и флюсы до погрузки должны быть проморожены.
Для предотвращения примерзания указанных грузов к полу вагона перед погрузкой на пол вагона насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 60 мм.
В процессе погрузки медной руды через каждые 300 - 400 мм по высоте погрузки производиться разравнивание руды по всей площади вагона, после чего насыпается слой опилок толщиной не менее 30 мм, а затем производится погрузка руды равномерным слоем.
Колчедан серный (рядовой и флотационный) в холодное время года отгружается только с согласия грузополучателя.
Руда никелевая с повышенным содержанием влаги до погрузки в вагоны подлежит предварительному тщательному промораживанию. Перед погрузкой на пол вагона насыпают слой сечки соломы или камыша толщиной не менее 60 мм.
При отгрузке никелевой руды Печенгского комбината в качестве профилактического средства применяется поваренная соль размером частиц до 1,1 мм. Перед погрузкой на пол вагона насыпается соль равномерным слоем. Кроме того, перед погрузкой руду в отвалах пересыпают солью и перемешивают грейфером в процессе погрузки в вагоны. Общий расход соли при погрузке должен составлять 0,5 % массы отгружаемой руды.
При перевозке бокситов влажностью 5 % и выше с Североуральских бокситовых рудников в адреса Богословского и Уральского алюминиевых заводов, Пашийского цементного завода и заводов черной металлургии применяется негашеная известь, которую насыпают на пол вагонов слоем толщиной не менее 15 мм (на каждый вагон 250 кг). При погрузке бокситов в адреса заводов абразивной промышленности на пол вагонов насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 50 мм (на каждый вагон 250 кг).
При перевозке бокситов в холодный период года с Тихвинского глиноземного завода и Южноуральских бокситовых рудников в адреса Волховского, Уральского и Богословского алюминиевых заводов, а также заводов абразивной промышленности и черной металлургии, на пол вагонов насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 50 мм (на каждый вагон 250 кг). При отсутствии опилок может применяться негашеная известь по нормам предусмотренным в настоящем пункте.
При температуре наружного воздуха минус 15 °С и ниже производится промораживание бокситов путем перелопачивания (пересыпания механизмами). Перемороженные куски или глыбы бокситов грузятся без подсыпки на пол вагонов профилактических средств.
При перевозке угля каменного влажностью более 7 % и бурых влажностью более 30 % грузоотправители обязаны принимать следующие профилактические меры:
обмасливание угля;
ниогрин;
северин;
смешивание сухого угля с влажным;
предварительное промораживание угля;
пересыпка угля древесными опилками.
Обмасливание должно производиться по следующим нормам:
при температуре наружного воздуха до минус 15 °С масло добавляется в количестве 1 % массы отгружаемого угля.
при температуре воздуха от минус 15 °С до минус 20 °С масло добавляется в количестве 1,5 % массы отгружаемого угля;
при температуре воздуха ниже минус 20 °С масло добавляется в количестве 2 % массы отгружаемого угля.
Обмасливание производится тяжелыми маслами коксохимического производства при помощи специальных обмасливающих установок.
При отсутствии обмасливающих установок или выхода их из рабочего состояния влажные угли могут перевозиться с применением других профилактических средств, указанных в настоящем пункте.
Обработка профилактическими жидкостями - ниогрином или северином производится в следующем порядке:
при температуре наружного воздуха до минус 10 °С обрабатываются пол и стены вагонов профилактической жидкостью в количестве 20 - 25 кг для четырехосного полувагона и 30 - 35 кг для шестиосного полувагона;
при температуре воздуха от минус 10 °С до минус 20 °С обрабатываются пол и стены вагона, а также профилактическая жидкость вносится в массу отгружаемого угля в следующем количестве:
при влажности угля до 9 % - 0,5 - 0,6 % от массы отгружаемого угля;
при влажности угля выше 9% - 0,8 % от массы отгружаемого угля;
при температуре воздуха ниже минус 20 °С обрабатываются пол и стены вагона и профилактическая жидкость вносится в массу отгружаемого груза в следующем количестве:
при влажности угля до 9 % - 0,8 % от массы отгружаемого угля;
при влажности угля выше 9 % - 1 % от массы отгружаемого угля.
Добавка ниогрина (северина) в массу отгружаемого угля во всех случаях не должна превышать 1 %.
При использовании профилактических жидкостей ниогрина и северина необходимо соблюдать следующие условия:
при продолжительности перевозки угля в течение не более двух суток ниогрином или северином обрабатываются пол и стены вагона в соответствии с настоящим пунктом;
профилактические жидкости форсуночным способом наносятся на пол и стены вагонов, а также равномерно вносятся в поток (массу) угля при его загрузке в вагоны;
ниогрин и северин имеют достаточно низкую температуру застывания, поэтому их форсуночное нанесение на уголь и внутреннюю поверхность вагонов осуществляется без подогрева;
ниогрин применяется против смерзания угля при температурах наружного воздуха до минус 25 °С, северин - при температурах ниже минус 25 °С.
Добавление сухого угля к влажному производится путем послойной пересыпки, при этом один слой сухого угля насыпается на пол вагона и два слоя - по высоте погрузки.
Пересыпка влажных углей опилками производится в три слоя. Первый слой опилок толщиной 30 - 40 мм засыпается по всей площади пола вагонов; второй и третий слои толщиной по 20 - 30 мм каждый засыпаются по всей поверхности угля после загрузки соответственно 1/3 и 2/3 вагона. Перевозка шлама в холодное время года допускается только в промороженном виде.
Сланцы горючие отгружают в промороженном виде или с послойной пересыпкой груза древесными опилками, сечкой соломы или камыша, торфяной мелочью.
Песок строительный, формовочный и кварцевый, а также гравий, щебень и балласт в холодное время года должны отгружаться из верхних, более сухих слоев карьера. При невозможности такой отгрузки, а также при высокой влажности песка, как правило, он должен грузиться после промораживания в условиях устойчивых морозов. Для этого в процессе добывания и обогащения должно предусматриваться многократное пересыпание (перелопачивание) или выделение около погрузочного пути специальной площадки для промораживания с целью погрузки песка в вагоны отдельными кусками.
Не допускается в холодное время года производить погрузку в вагоны песка из слоев месторождений, залегающих ниже уровня грунтовых вод.
Глина простая и огнеупорная, а также камень гипсовый дробленый должны грузиться в подсушенном или промороженном виде. Глина каолиновая перевозится в сухом состоянии в виде коржей, полученных из сушильных агрегатов. При отсутствии сушильных агрегатов глина каолиновая должна перевозиться в промороженном состоянии в виде кусков с подсыпкой и пересыпкой между кусками сухого каолина.
Смерзающиеся грузы, перечисленные в приложении 1 к Правилам перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, для которых в настоящем приложении не указаны средства профилактики (например, концентрат вермикулитовый, мука известняковая, доломитовая, огарки пиритные), могут быть предохранены от смерзания путем промораживания, смешивания влажной продукции с сухой или другими способами по договоренности между грузоотправителем и грузополучателем.