ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО |
||
РЕКОМЕНДАЦИИ |
Р 50.1.064-2008 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ТРУДОЕМКОСТИ РАБОТ ПО ОЦЕНКЕ
ВОЗМОЖНОСТИ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ
ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ
ЛАБОРАТОРИЙ И ИНСПЕКЦИОННОМУ
КОНТРОЛЮ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Москва Стандартинформ 2008 |
Предисловие
Сведения о рекомендациях
1 РАЗРАБОТАНЫ Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)
2 ВНЕСЕНЫ Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 сентября 2008 г. № 270-ст
4 В настоящих рекомендациях реализованы положения статьи 31 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»)
5 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящих рекомендаций, изменениях и поправках к ним, а также тексты изменений и поправок публикуются в информационном указателе «Национальные стандарты»
СОДЕРЖАНИЕ
Приложение Г. (обязательное) Значения корректирующего коэффициента КОС для органа по сертификации. 7
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТРУДОЕМКОСТИ РАБОТ |
Дата введения - 2008-10-01
1.1 Настоящие рекомендации предназначены для применения при определении трудоемкости работ по оценке возможности аккредитации органов по сертификации продукции и услуг (далее - органы по сертификации) и испытательных лабораторий, а также по инспекционному контролю за деятельностью органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий.
1.2 Настоящие рекомендации предназначены для применения организациями, которым Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии поручено проведение работ по оценке возможности аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (далее - экспертная организация).
В настоящих рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие классификаторы:
ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции
Примечание - При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных нормативных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Экспертные организации определяют трудоемкость следующих работ по оценке возможности аккредитации, аккредитации на новый срок и аккредитации в дополнительной области организаций, подавших заявку на аккредитацию в качестве органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (далее - заявитель):
- экспертизы представленных документов;
- аттестации (проверки) (далее - аттестация) органа по сертификации или испытательной лаборатории;
- инспекционного контроля.
4.1 Трудоемкость экспертизы представленных документов и аттестации зависит от параметров организации, подавшей заявку на аккредитацию.
4.2 Параметры, влияющие на трудоемкость работ по экспертизе представленных документов и аттестации для заявителя, претендующего на аккредитацию в качестве органа по сертификации:
- число классов продукции или групп (подгрупп) услуг, входящих в область аккредитации;
- среднее число требований и (или) характеристик, подтверждаемых при сертификации для одного вида продукции или услуг, входящих в область аккредитации;
- число видов продукции (услуг), входящих в область аккредитации.
4.3 Параметры, влияющие на трудоемкость работ по экспертизе представленных документов и аттестации для заявителя, претендующего на аккредитацию в качестве аккредитованной испытательной лаборатории:
- при экспертизе представленных документов - число методов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, входящих в область аккредитации;
- при аттестации - численность кадрового состава сотрудников, проводящих испытания в области аккредитации, и число методов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, входящих в область аккредитации.
4.4 Для определения трудоемкости работ устанавливают параметры базовой организации. Параметры базовой организации, подавшей заявку на аккредитацию в качестве органа по сертификации или в качестве аккредитованной испытательной лаборатории (далее - базовый заявитель), приведены в приложении А.
4.5 Трудоемкость работ по экспертизе представленных документов и аттестации для конкретного заявителя определяют путем корректировки нормативов трудоемкости отдельных работ по оценке возможности аккредитации базового заявителя с помощью корректирующих коэффициентов КОС для органов по сертификации и КИЛ для испытательных лабораторий. Для базового заявителя значения КОС и КИЛ принимают равными единице.
4.6 Типовой состав (наименование) и нормативы трудоемкости работ по экспертизе представленных документов и аттестации для органа по сертификации, в том числе нормативы трудоемкости работ, подлежащие корректировке, приведены в приложении Б.
Типовой состав (наименование) и нормативы трудоемкости работ по экспертизе представленных документов и аттестации для испытательной лаборатории, в том числе нормативы трудоемкости работ, подлежащие корректировке, приведены в приложении В.
4.7 Значения корректирующих коэффициентов КОС и КИЛ для различных значений параметров, влияющих на трудоемкость работ по экспертизе представленных документов и аттестации заявителя, приведены в приложении Г для органа по сертификации и в приложении Д для испытательной лаборатории.
4.8 При аккредитации органа по сертификации или испытательной лаборатории на новый срок суммарная трудоемкость работ по оценке возможности аккредитации составляет 80 % расчетной трудоемкости.
4.9 При аккредитации органа по сертификации или испытательной лаборатории в дополнительной области трудоемкость работ по экспертизе представленных документов и аттестации составляет 90 % расчетной трудоемкости.
5.1 Инспекционный контроль за деятельностью органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (далее - инспекционный контроль) осуществляют в виде инспекционных проверок. Трудоемкость инспекционной проверки зависит:
- от формы проведения;
- от параметров заявителя.
5.2 Допускаются следующие формы проведения инспекционных проверок:
- оценка деятельности органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории на основании анализа информационных листов;
- оценка деятельности органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории на основании результатов работы комиссии на месте проведения инспекционного контроля;
- оценка деятельности органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории на основании анализа информационных листов с последующим выездом комиссии на место проведения инспекционного контроля.
При инспекционном контроле за деятельностью аккредитованной испытательной лаборатории также могут быть проведены межлабораторные сравнительные испытания, определение трудоемкости которых настоящие рекомендации не рассматривают.
5.3 Параметры, влияющие на трудоемкость инспекционной проверки за деятельностью органа по сертификации:
- число выданных сертификатов за контролируемый период;
- число видов продукции (услуг) в области аккредитации.
Нормативы трудоемкости работ по инспекционной проверке за деятельностью органа по сертификации в зависимости от формы проведения проверки представлены в приложениях Е, Ж, И.
5.4 Параметры, влияющие на трудоемкость инспекционной проверки испытательной лаборатории:
- число выданных протоколов испытаний;
- число методов испытаний продукции, входящих в область аккредитации.
Нормативы трудоемкости работ по инспекционной проверке за деятельностью аккредитованной испытательной лаборатории в зависимости от формы проведения проверки представлены в приложениях К, Л, М.
Примечание - При необходимости определения стоимости работ по оценке возможности аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий трудоемкость выполняемых при этом работ умножают на дневные расходы экспертной организации (с учетом косвенных расходов), приходящиеся на одного эксперта по аккредитации.
Таблица А.1
Наименование параметра |
Значение параметра |
Орган по сертификации продукции |
|
Число видов продукции, входящих в область аккредитации |
До 5 |
Число классов продукции |
До 5 |
Среднее число требований и (или) характеристик, подтверждаемых при сертификации для одного вида продукции |
До 3 |
Орган по сертификации услуг |
|
Число видов услуг, входящих в область аккредитации |
До 5 |
Число групп услуг |
До 3 |
Среднее число требований и (или) характеристик, подтверждаемых при сертификации для одного вида услуг |
До 3 |
Испытательная лаборатория |
|
Число методов испытаний продукции, входящих в область аккредитации |
До 10 |
Численность кадрового состава сотрудников, проводящих испытания в области аккредитации |
До 3 |
Таблица Б.1
Наименование работ |
Нормативы трудоемкости для базового заявителя, чел. - дни |
Фактическая трудоемкость для конкретного заявителя*, чел. - дни |
1 Представление и экспертиза документов |
|
|
1.1 Нормоконтроль представленных документов на соответствие требованиям (заявка, заявленная область аккредитации, справка о деятельности, анкета, проект положения, проект порядка сертификации, руководство по качеству, приказ о создании, сведения об экспертах, перечень нормативных документов, копия устава) |
1,5 |
1,5 |
1.2 Научно-техническая экспертиза представленных документов |
2,0 |
2,0⋅КОС |
1.3 Подготовка и оформление экспертного заключения |
1,5 |
1,5 |
1.4 Формирование комиссии и разработка программы аттестации |
1,0 |
1,0 |
2 Аттестация (проверка) органа по сертификации комиссией |
|
|
2.1 Ознакомление комиссии с органом по сертификации |
0,5 |
0,5 |
2.2 Установление статуса, организационной структуры, административной подчиненности, финансового положения, системы оплаты труда сотрудников |
0,5 |
0,5 |
2.3 Проверка фонда нормативных документов на соответствие предъявляемым требованиям |
0,5 |
0,5⋅КОС |
2.4 Проверка квалификации и опыта персонала |
0,4 |
0,4⋅КОС |
2.5 Проверка документов по системе качества и наличия системы менеджмента качества |
1,0 |
1,0 |
2.6 Проведение опытной сертификации конкретной продукции (деловая игра) |
1,5 |
1,5⋅КОС |
2.7 Обработка замечаний и предложений, подготовка заключения |
0,6 |
0,6⋅КОС |
3 Принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы документов и аттестации |
|
|
3.1 Анализ документов, подготовленных комиссией, и подготовка докладной записки по результатам работы комиссии |
1,0 |
1,0 |
ИТОГО: |
12,0 |
7 + 5 КОС |
*Значения корректирующего коэффициента Кос для различных параметров трудоемкости конкретного заявителя принимают в соответствии с приложением Г. |
Таблица В.1
Наименование работ |
Нормативы трудоемкости для базового заявителя, чел. - дни |
Фактическая трудоемкость для конкретного заявителя*, чел. - дни |
1 Представление и экспертиза документов |
|
|
1.1 Нормоконтроль представленных документов на соответствие требованиям (заявка, заявленная область аккредитации, проект положения, паспорт, анкета, руководство по качеству, копия устава, справка о деятельности) |
1,0 |
1,0 |
1.2 Научно-техническая экспертиза представленных документов |
2,5 |
2,5⋅КИЛ |
1.3 Подготовка и оформление экспертного заключения |
1,0 |
1,0 |
1.4 Формирование комиссии и разработка программы аттестации |
1,0 |
1,0 |
2 Аттестация (проверка) испытательной лаборатории комиссией |
|
|
2.1 Ознакомление комиссии с лабораторией |
0,3 |
0,3 |
2.2 Установление статуса, организационной структуры, административной подчиненности, финансового положения, системы оплаты труда сотрудников |
0,2 |
0,2 |
2.3 Проверка оснащенности и состояния испытательного оборудования в соответствии с заданной областью признания, условий размещения оборудования и персонала |
1,0 |
1,0⋅КИЛ |
2.4 Проверка фонда нормативных документов на соответствие предъявляемым требованиям |
0,5 |
0,5⋅КИЛ |
2.5 Проверка квалификации и опыта персонала |
0,5 |
0,5⋅КИЛ |
2.6 Проверка документов по системе качества и наличия системы менеджмента качества |
0,5 |
0,5 |
2.7 Проведение контрольных испытаний |
1,5 |
1,5⋅КИЛ |
2.8 Обработка замечаний и предложений, подготовка заключения |
1,0 |
1,0⋅КИЛ |
3 Принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы документов и аттестации |
|
|
3.1 Анализ документов, подготовленных комиссией, и подготовка докладной записки по результатам работы комиссии |
1,0 |
1,0 |
ИТОГО: |
12,0 |
5 + 7 КИЛ |
* Значения корректирующего коэффициента Кил для различных параметров трудоемкости конкретного заявителя принимают в соответствии с приложением Д. Примечание - При необходимости проведения сравнительных испытаний представленных документов трудозатраты экспертов увеличиваются на 4,0 чел. - дня. и повторной экспертизы |
Таблица Г.1
Число видов продукции (услуг), входящих в область аккредитации |
Среднее число требований и (или) характеристик, подтверждаемых при сертификации для одного вида продукции или услуг |
||||||||
До 3 |
4 - 6 |
7 - 10 |
11 - 15 |
16 - 20 |
21 - 25 |
26 - 35 |
36 - 45 |
Св. 45 |
|
До 5 |
1,00 |
1,05 |
1,19 |
1,29 |
1,45 |
1,56 |
1,69 |
2,00 |
2,19 |
6 - 10 |
1,12 |
1,28 |
1,64 |
2,00 |
2,28 |
2,56 |
2,85 |
3,37 |
3,55 |
11 - 20 |
1,30 |
1,45 |
2,22 |
2,76 |
3,20 |
3,53 |
3,68 |
3,78 |
3,78 |
21 - 30 |
1,56 |
1,91 |
2,92 |
3,53 |
3,62 |
3,70 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
31 - 40 |
1,88 |
2,41 |
3,45 |
3,61 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
41 - 50 |
2,01 |
2,76 |
3,68 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
51 - 75 |
2,53 |
3,35 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
76 - 100 |
2,76 |
3,60 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
Св. 100 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
3,78 |
Примечания 1 Для органов по сертификации продукции в тех случаях, когда в области их аккредитации заявлено более пяти определяемых в соответствии с ОК 005 классов продукции, приведенные значения корректирующего коэффициента КОС дополнительно умножают на М = 1 + 0,2(m - 5), где m - число классов продукции, включенных в область аккредитации органа по сертификации продукции. 2 Для органов по сертификации услуг в тех случаях, когда в области их аккредитации заявлено более трех определяемых в соответствии с ОК 002 групп услуг, приведенные значения корректирующего коэффициента КОС дополнительно умножают на N = 1 + 0,2(n - 3), где n - число групп услуг, включенных в область аккредитации органа по сертификации услуг. |
Таблица Д.1
Численность кадрового состава сотрудников, проводящих испытания в области аккредитации |
Число методов испытаний продукции, входящих в область аккредитации |
|||||||||
До 10 |
11 - 40 |
41 - 80 |
81 - 130 |
131 - 200 |
201 - 300 |
301 - 400 |
401 - 500 |
501 - 750 |
Св. 750 |
|
До 3 |
1,00 |
1,01 |
1,11 |
1,13 |
1,20 |
1,37 |
1,66 |
2,04 |
2,58 |
3,09 |
6 - 10 |
1,01 |
1,03 |
1,12 |
1,15 |
1,22 |
1,43 |
1,72 |
2,08 |
2,66 |
3,14 |
11 - 20 |
1,02 |
1,05 |
1,13 |
1,18 |
1,27 |
1,49 |
1,78 |
2,13 |
2,67 |
3,19 |
21 - 40 |
1,03 |
1,06 |
1,14 |
1,19 |
1,28 |
1,51 |
1,81 |
2,15 |
2,68 |
3,22 |
41 - 70 |
1,04 |
1,08 |
1,15 |
1,20 |
1,29 |
1,52 |
1,82 |
2,18 |
2,70 |
3,24 |
71 - 100 |
1,05 |
1,09 |
1,16 |
1,21 |
1,33 |
1,56 |
1,87 |
2,23 |
2,75 |
3,30 |
Св. 100 |
1,06 |
1,10 |
1,17 |
1,24 |
1,35 |
1,58 |
1,91 |
2,28 |
2,80 |
3,37 |
Таблица Е.1
В человеко-днях
Число выданных сертификатов между инспекционными проверками |
Число видов продукции или услуг в области аккредитации |
||||
До 5 |
6 - 20 |
21 - 50 |
51 - 100 |
Св. 100 |
|
До 100 |
1,5 |
1,7 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
101 - 300 |
1,7 |
2,0 |
2,3 |
3,0 |
3,5 |
301 - 500 |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
3,5 |
3,7 |
501 - 700 |
2,3 |
2,5 |
3,0 |
3,7 |
4,0 |
701 - 1000 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
4,3 |
1001 - 3000 |
3,0 |
3,5 |
3,7 |
4,3 |
4,5 |
Св. 3000 |
3,5 |
3,7 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
Таблица Ж.1
В человеко-днях
Число выданных сертификатов между инспекционными проверками |
Число видов продукции или услуг в области аккредитации |
||||
До 5 |
6 - 20 |
21 - 50 |
51 - 100 |
Св. 100 |
|
До 100 |
2,5 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,5 |
101 - 300 |
4,2 |
4,5 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
301 - 500 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
8,0 |
501 - 700 |
6,5 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
701 - 1000 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
10,0 |
1001 - 3000 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
10,0 |
10,5 |
Св. 3000 |
9,5 |
10,0 |
11,5 |
11,5 |
12,0 |
Таблица И.1
В человеко-днях
Число выданных сертификатов между инспекционными проверками |
Число видов продукции или услуг в области аккредитации |
||||
До 5 |
6 - 20 |
21 - 50 |
51 - 100 |
Св. 100 |
|
До 100 |
3,5 |
4,3 |
5,5 |
6,3 |
7,5 |
101 - 300 |
4,5 |
5,7 |
6,5 |
7,7 |
8,5 |
301 - 500 |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
501 - 700 |
7,5 |
8,3 |
9,5 |
10,0 |
11,5 |
701 - 1000 |
8,5 |
9,6 |
11,5 |
12,0 |
12,7 |
1001 - 3000 |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
13,0 |
14,0 |
Св. 3000 |
11,5 |
12,0 |
13,0 |
14,0 |
15,0 |
Таблица К.1
В человеко-днях
Число выданных протоколов испытаний между инспекционными проверками |
Число методов испытаний продукции, входящих в область аккредитации |
|||||
До 5 |
6 - 30 |
31 - 50 |
51 - 75 |
76 - 100 |
Св. 100 |
|
До 100 |
1,5 |
1,7 |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
3,0 |
101 - 300 |
1,7 |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
301 - 500 |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
3,7 |
501 - 1000 |
2,3 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
3,7 |
4,0 |
1001 - 5000 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
3,7 |
4,0 |
4,3 |
5001 - 10000 |
3,0 |
3,5 |
3,7 |
4,0 |
4,3 |
4,5 |
Св. 10000 |
3,5 |
3,7 |
4,0 |
4,3 |
4,5 |
5,0 |
Таблица Л.1
В человеко-днях
Число выданных протоколов испытаний между инспекционными проверками |
Число методов испытаний продукции, входящих в область аккредитации |
|||||
До 5 |
6 - 30 |
31 - 50 |
51 - 75 |
76 - 100 |
Св. 100 |
|
До 100 |
2,5 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,5 |
6,0 |
101 - 300 |
4,0 |
4,5 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
301 - 500 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
501 - 1000 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
1001 - 5000 |
6,5 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
10,0 |
5001 - 10000 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
10,0 |
11,5 |
Св. 10000 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
10,0 |
11,5 |
12,0 |
Таблица М.1
В человеко-днях
Число выданных протоколов испытаний между инспекционными проверками |
Число методов испытаний продукции, входящих в область аккредитации |
|||||
До 5 |
6 - 30 |
31 - 50 |
51 - 75 |
76 - 100 |
Св. 100 |
|
До 100 |
3,5 |
4,3 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
101 - 300 |
4,5 |
5,7 |
6,5 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
301 - 500 |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
8,5 |
9,5 |
10,0 |
501 - 1000 |
7,5 |
8,3 |
9,5 |
10,0 |
11,5 |
11,5 |
1001 - 5000 |
8,5 |
9,6 |
11,5 |
11,5 |
12,0 |
12,7 |
5001 - 10000 |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
12,7 |
13,3 |
14,0 |
Св. 10000 |
11,5 |
12,0 |
13,0 |
13,7 |
14,3 |
15,0 |
Ключевые слова: аккредитация, орган по сертификации, испытательная лаборатория, трудоемкость, инспекционный контроль |