ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ
Р |
Автомобильные транспортные средства
ВАЛЫ
ШАРНИРНЫЕ ПРИВОДНЫЕ
ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Общие
технические требования
и методы испытаний
|
Москва Стандартинформ 2008 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 июня 2008 г. № 121-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 52926-2008
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства ВАЛЫ ШАРНИРНЫЕ ПРИВОДНЫЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Общие технические требования и методы испытаний Vehicles. Joint drive shafts of cars. General technical requirements and test methods |
Дата введения - 2009-01-01
Настоящий стандарт распространяется на шарнирные приводные валы (далее - валы) с шарнирами равных угловых скоростей (далее - ШРУС), предназначенные для привода ведущих колес автомобильных транспортных средств (далее - АТС) категории М1 по ГОСТ Р 52051.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ Р 52924-2008 Автомобильные транспортные средства. Шарниры равных угловых скоростей. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерениях линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытание и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 шарнирный приводной вал автомобиля: Вал трансмиссии, соединяющий ведущие колеса с агрегатами трансмиссии и содержащий: два ШРУС универсального типа, обеспечивающие угловые и линейные (вдоль оси вращения) перемещения, или два ШРУС, из которых один - универсальный, а другой - жесткого типа, обеспечивающий только угловые перемещения.
3.2 шарнир равных угловых скоростей: Шарнир, соединяющий ведущий и ведомый валы и обеспечивающий их одинаковые угловые скорости при любом угловом положении.
3.3 длина шарнирного приводного вала: Расстояние между центрами ШРУС, минимальное значение которого - без учета осевого перемещения, а максимальное - с учетом осевого перемещения, обеспечиваемого универсальным ШРУС.
3.4 углы установки приводного вала: Углы в шарнирах приводного вала автомобиля полной массы, находящегося на горизонтальной поверхности.
4.1 Основными параметрами валов являются:
- минимальная длина;
- максимальная длина;
- максимальный угол поворота в ШРУС;
- максимальное осевое перемещение в универсальном ШРУС;
- крутящий момент, выдерживаемый без остаточной деформации;
- крутящий момент, выдерживаемый без разрушения деталей.
4.2 Валы должны обладать антивибрационными свойствами, исключающими возникновение резонансов поперечных колебаний.
4.3 Метод определения возможности возникновения резонанса поперечных колебаний вала от колебаний, возбуждаемых двигателем, приведен в приложении А.
4.5 Допустимые значения радиального биения вала, параметры типоразмеров ШРУС, углы поворота и линейные перемещения в ШРУС должны соответствовать ГОСТ Р 52924.
4.6 Наружные поверхности корпусов ШРУС и валов должны быть защищены антикоррозионным покрытием.
4.7 Углы установки валов в трансмиссиях автомобилей должны быть не более 5°.
4.8 Установленный ресурс валов должен быть не менее ресурса автомобилей, для которых они предназначены.
5.1 Для проверки валов на соответствие требованиям настоящего стандарта они должны быть приняты службой технического контроля (далее - СТК) согласно технологическому процессу и подвергнуты периодическим испытаниям.
5.2 Объем и методы приемки валов СТК должны быть установлены в технической документации (далее - ТД). Положительные результаты приемки удостоверяют клеймом СТК, наносимым на каждый вал.
5.3 Периодическим испытаниям по ГОСТ 15.309 на соответствие требованиям настоящего стандарта подвергают не менее трех валов не реже одного раза в 6 мес. Положительные результаты испытаний базовых моделей валов допускается распространять на их варианты конструкций (модификации, вариантные исполнения).
5.4 В периодических испытаниях валов могут принимать участие представители потребителя, если это предусмотрено договором (контрактом) на поставку валов.
5.5 Параметры, проверяемые при периодических испытаниях, приведены в приложении Б. Результаты периодических испытаний оформляют в виде протокола по приложению В.
6.1 Визуально проверяют: комплектность; правильность сборки; внешнее состояние защитного покрытия; отсутствие на поверхностях шарниров, защитных чехлов, на валу - вмятин и других механических повреждений.
6.2 Линейные и угловые размеры измеряют с предельно допустимыми погрешностями, установленными ГОСТ 8.051.
6.3 Угловые перемещения в ШРУС измеряют с погрешностью ±1°.
6.4 Радиальный и осевой зазоры в ШРУС или их суммарное значение измеряют с точностью не менее 0,01 мм. Зазоры допускается определять по результатам измерений размеров сопряжений «беговые дорожки корпуса шарнира, обоймы - шарики - сепаратор (для шариковых шарниров), ролики - шипы крестовины - пазы в корпусе шарнира (для шарниров типа «трипод»)».
6.5 Усилие сопротивления осевому перемещению в универсальных ШРУС определяют с точностью 5 % от максимального значения.
6.6 Твердость рабочих поверхностей ШРУС проверяют в соответствии с методикой предприятия-разработчика, аттестованной в соответствии с ГОСТ Р 8.563.
6.7 Для оценки прочности валов на них воздействуют крутящим моментом по 4.4 с точностью 2,5 % его значения.
Для идентификации валов их маркируют по [1]. Содержание маркировки, метод и место нанесения на валы устанавливают в ТД.
Упаковка валов должна обеспечивать их сохранность от механических повреждений, воздействия атмосферных осадков и загрязнений. Вид упаковки, а также возможность ее отсутствия указывают в документах на поставку валов.
9.1 Валы перевозят любым видом транспорта. Группа условий транспортирования - 6 (ОЖ2), хранения - 3 (Ж3) по ГОСТ 15150.
Допускается по согласованию между предприятием-изготовителем и потребителем применять другие условия транспортирования и хранения по ГОСТ 15150.
9.2 При длительном хранении валов все их незащищенные антикоррозионным покрытием наружные металлические поверхности должны быть законсервированы по ГОСТ 9.014 в соответствии с условиями, оговоренными в документах на поставку.
Эксплуатация и техническое обслуживание валов следует проводить в соответствии с инструкцией (руководством) по эксплуатации АТС, на котором они установлены.
11.1 Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие валов требованиям настоящего стандарта при соблюдении установленных правил эксплуатации, транспортирования и хранения.
11.2 Гарантийный срок эксплуатации и гарантийная наработка валов, поставляемых в качестве комплектующих изделий, должны быть не менее гарантийного срока и гарантийной наработки АТС, для которых они предназначены.
11.3 Гарантийный срок эксплуатации и гарантийную наработку валов, поставляемых в качестве комплектующих изделий, исчисляют в соответствии с гарантийными обязательствами на АТС, а поставляемых в качестве запасных частей - с момента установки их на АТС.
11.4 Гарантийный срок хранения валов - не более 12 мес. Гарантийный срок хранения валов исчисляют с даты их отгрузки потребителю.
(справочное)
Учитывая, что большинство легковых переднеприводных автомобилей оснащено четырехцилиндровыми рядными двигателями, возникает необходимость при выборе геометрических параметров валов проверять их виброактивность, т.е. рассчитывать частоты их собственных поперечных колебаний (основной формы) с тем, чтобы не допустить возможность возникновения резонансных поперечных колебаний валов под действием неуравновешенных сил инерции второго порядка двигателя.
Возникновение резонанса поперечных колебаний валов ухудшает работоспособность ШРУС, способствуя возникновению на рабочих поверхностях элементов шарнира фреттинга (коррозии), а также отрицательно влияет на комфортабельность автомобиля вследствие возникновения неприятных ощущений, вызванных существенными вибрациями в трансмиссии.
Резонанс поперечных колебаний валов не будет возникать под действием вибраций от неуравновешенных сил инерции второго порядка двигателя, если собственная частота (основной формы) поперечных колебаний вала будет больше частоты вибраций от неуравновешенных сил инерции второго порядка при максимальной частоте вращения двигателя, т.е. должно соблюдаться неравенство
где w - собственная частота (основной формы) поперечных колебаний вала, расчетная модель которого представлена в виде балки с равномерно распределенной массой, расположенной на двух абсолютно жестких шарнирных опорах, Гц;
- частота вибраций от неуравновешенных сил инерции второго порядка при максимальной частоте вращения двигателя, Гц.
Исходя из принятой расчетной модели вала, собственную частоту основной формы вычисляют по формуле
(A.2)
где E - модуль упругости, равный 2,0×106 кГ/см2;
I - полярный момент инерции сечения вала, см4;
l - длина вала между центрами ШРУС, см;
q - масса единицы длины вала, кг×с2/см2.
Если вал выполнен в виде стержня, то его собственную частоту поперечных колебаний (основной формы) вычисляют по формуле
(A.3)
где D - наружный диаметр, см.
Если вал выполнен в виде трубы, то его собственную частоту поперечных колебаний (основной формы) вычисляют по формуле
(A.4)
где d - внутренний диаметр, см.
При возникновении затруднений в выборе геометрических параметров валов для соблюдения неравенства (А.1) на вал устанавливают инерционный демпфер.
Собственную частоту инерционного демпфера настраивают на значение собственной частоты со поперечных колебаний вала.
(обязательное)
Таблица Б.1
Наименование параметра и показателя качества |
Приемочный контроль СТК |
Периодические испытания |
Комплектность |
+ |
+ |
Правильность сборки |
+ |
+ |
Внешнее состояние чехлов |
+ |
+ |
Отсутствие на поверхностях шарниров и валов трещин, вмятин и других механических повреждений |
+ |
+ |
Надежность затяжки хомутов на защитных чехлах |
+ |
+ |
Наличие смазки в шарнирах |
+ |
+ |
Угловые перемещения в жестких шарнирах |
+ |
+ |
Угловые и линейные перемещения в универсальных шарнирах |
+ |
+ |
Радиальный и осевой зазоры в шарнирах и их суммарное значение |
+ |
+ |
Минимальная длина |
+ |
- |
Максимальная длина |
+ |
- |
Прочность при кручении |
- |
- |
(рекомендуемое)
УТВЕРЖДАЮ Руководитель испытательного подразделения __________________ __________________ личная подпись инициалы, фамилия _____________________________________ дата |
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ № _________ 1 Идентификационные данные испытуемого изделия _____________________________ ___________________________________________________________________________ 2 Цель испытаний: Определение соответствия шарнирных приводных валов требованиям технических и нормативных документов (ТД, ГОСТ Р 52926-2008). 3 Метод испытаний: Метод испытаний изложен в ГОСТ Р 52926-2008 «Автомобильные транспортные средства. Валы шарнирные приводные легковых автомобилей. Общие технические требования и методы испытаний». 4 Результаты испытаний
5 Заключение Испытуемое изделие соответствует (не соответствует) требованиям технических и нормативных документов. ______________________ ________________________ _____________________ должность испытателя личная подпись инициалы, фамилия ____________________________ дата |
[1] ОСТ 37.001.269-96 Транспортные средства. Маркировка
Ключевые слова: транспортные средства категории М, шарнирные приводные валы, шарниры равных угловых скоростей, угловые перемещения в шарнирах, линейные перемещения в шарнирах, крутящий момент |