Закон Республики Татарстан
от 21 октября 1999 г. № 2442
"Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха"
(с изменениями от 22 февраля 2001 г., 24 марта, 16 ноября 2004 г., 21 июня 2006
г.)
Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха и направлен на обеспечение конституционного права граждан на здоровую окружающую природную среду.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;
загрязняющее вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели;
мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;
охрана атмосферного воздуха - система мер, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха и предотвращение его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду;
площадной источник загрязнения - неорганизованный источник, занимающий обширную территорию или совокупность одиночных источников загрязнения атмосферного воздуха (пруды-испарители, шлаконакопители, терриконы, отвалы, свалки и другие источники загрязнения).
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха
Отношения в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха в Республике Татарстан регулируются федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Статья 3. Основные принципы охраны и рационального использования атмосферного воздуха
Охрана и рациональное использование атмосферного воздуха осуществляются в соответствии с принципами:
законности;
приоритетности обеспечения прав граждан на здоровую окружающую природную среду;
платности;
международного сотрудничества.
Статья 4. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха
К полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов, а также осуществление контроля за их исполнением;
принятие республиканских долгосрочных целевых программ в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха.
Статья 5. Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха
К полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха относятся:
участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Республики Татарстан;
разработка и реализация республиканских целевых программ в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;
проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
организация и проведение государственного контроля (государственного экологического контроля) за охраной и рациональным использованием атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
осуществление мер по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств;
введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организации и проведения государственного контроля за охраной и рациональным использованием атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти Республики Татарстан;
осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха;
информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ по улучшению качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий.
Полномочия, указанные в части первой настоящей статьи, осуществляются непосредственно Кабинетом Министров Республики Татарстан или уполномоченными им органами исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статья 6. Исключена
Статья 7. Исключена
Статья 8. Исключена
Статья 9. Компетенция органов местного самоуправления в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха
К компетенции органов местного самоуправления в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха относятся:
озеленение территории местного самоуправления;
организация сбора и вывоза бытовых отходов;
осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством, а также отдельных государственных полномочий, переданных им в установленном порядке.
Статья 10. Экономическое регулирование охраны и рационального использования атмосферного воздуха
Экономическое регулирование охраны и рационального использования атмосферного воздуха предусматривает:
установление платы за загрязнение атмосферного воздуха;
экономическое стимулирование деятельности в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха;
установление лимитов загрязнения атмосферного воздуха.
Статья 11. Плата за загрязнение атмосферного воздуха
Плата за загрязнение атмосферного воздуха является формой частичной компенсации вреда, наносимого окружающей природной среде.
Плата за загрязнение атмосферного воздуха взимается в порядке, установленном законодательством.
Внесение платы за загрязнение атмосферного воздуха не освобождает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха и возмещения ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха.
Статья 12. Сбор за выдачу специальных разрешений (лицензий) на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказание отдельных видов вредного физического воздействия на атмосферный воздух
Сбор за выдачу специальных разрешений (лицензий) на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказание отдельных видов вредного физического воздействия на атмосферный воздух взимается в соответствии с федеральным законодательством.
Размер сбора за выдачу указанных специальных разрешений (лицензий) устанавливается в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 13. Экономическое стимулирование деятельности в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха
Экономическое стимулирование деятельности в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха осуществляется путем предоставления в соответствии с законодательством налоговых и иных льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы, направленные на охрану атмосферного воздуха, внедряющим научно-технические достижения, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха, осуществляющим производство очистных сооружений, оборудования и контрольно-измерительных приборов, а также экологически чистой продукции без увеличения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Статья 14. Исключена.
Статья 15. Условия осуществления деятельности, связанной с загрязнением атмосферного воздуха
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается в соответствии с федеральным законом на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законом.
Статья 16. Нормирование качества атмосферного воздуха
Нормирование качества атмосферного воздуха производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на него, гарантирующих экологическую безопасность населения, растительного и животного мира, окружающей природной среды.
Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредного физического воздействия на него.
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредного физического воздействия на атмосферный воздух, методы их определения утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном законодательством. Для особо охраняемых природных территорий, зон санитарной охраны курортов, зон отдыха городов и поселений могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредного физического воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном законодательством.
Статья 17. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух
В целях охраны и рационального использования атмосферного воздуха устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных и передвижных источников загрязнения, а также предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом в соответствии с федеральным законом.
Статья 18. Исключена
Статья 19. Охрана атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов
При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их прямое или косвенное влияние на состояние атмосферного воздуха, должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ, меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд, а также выполнение других требований по охране атмосферного воздуха.
Размещение и строительство хозяйственных и иных объектов, загрязняющих атмосферный воздух, осуществляются в установленном законодательством порядке.
Статья 20. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в соответствии с федеральным законом обязаны:
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;
внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Татарстан в области охраны окружающей среды;
немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля;
предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;
соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные в соответствии с федеральным законом.
Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
Статья 21. Охрана атмосферного воздуха при проектировании, застройке и реконструкции городов и других населенных пунктов
При проектировании, застройке и реконструкции городов и других населенных пунктов должны учитываться состояние атмосферного воздуха, прогноз его изменения и установленные требования по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления при проектировании, застройке и реконструкции городов и других населенных пунктов должны принимать меры по улучшению благоустройства и озеленению территории населенных пунктов, а индивидуальные предприниматели и юридические лица - занимаемых ими производственных и иных площадей с целью предотвращения или уменьшения загрязнения атмосферного воздуха.
Статья 22. Охрана атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения
Граждане и юридические лица, осуществляющие проектирование и производство автомобилей, самолетов, судов, тепловозов, сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин и других передвижных средств и установок, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны осуществлять комплекс мер по предотвращению и сокращению выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ этими средствами и установками, в том числе применять новые научно-технические достижения, направленные на сокращение выбросов загрязняющих веществ, а также средства и методы регулировки двигателей, обеспечивающие снижение выбросов загрязняющих веществ, системы нейтрализации отработавших газов транспортных средств, малотоксичные виды моторного топлива, присадок к ним.
Не допускается производство и эксплуатация автомобилей, самолетов, судов, тепловозов, сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин и других передвижных средств и установок, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.
Все передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха, находящиеся в эксплуатации, подлежат в установленном порядке регулярной проверке на соответствие осуществляемых ими выбросов загрязняющих веществ техническим нормативам. Владельцы передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха обязаны обеспечить прохождение указанных проверок.
Органы исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, могут в пределах своей компетенции вводить ограничения на въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и регулировать передвижение транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях.
Органы исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.
Статья 23. Охрана атмосферного воздуха при использовании недр
При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны принимать меры по снижению и предотвращению загрязнения атмосферного воздуха.
Статья 24. Охрана атмосферного воздуха от площадных источников загрязнения
Размещение и эксплуатация площадных источников загрязнения атмосферного воздуха должны проводиться с соблюдением требований, установленных законодательством.
Размещение в населенных пунктах площадных источников загрязнения, а также сжигание отходов производства и потребления на территории предприятий, организаций и населенных пунктов запрещаются, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных установок, с соблюдением требований по охране атмосферного воздуха.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых происходит образование загрязняющих атмосферный воздух отходов, обязаны обеспечить в установленном порядке их вывоз на предприятия и организации, осуществляющие утилизацию отходов, или специальные места хранения или захоронения отходов. Органы местного самоуправления организуют сбор и вывоз бытовых отходов, образующихся на соответствующей территории.
Статья 25. Охрана атмосферного воздуха при использовании химических веществ
Использование химических веществ в сельском хозяйстве, производственной и иной деятельности допускается только в случае, если это не повлечет сверхнормативного загрязнения атмосферного воздуха.
При создании новых препаратов, применяемых для указанных целей, должны разрабатываться нормативы предельно допустимых концентраций и методы определения остаточного количества этих препаратов в атмосферном воздухе.
Граждане и юридические лица обязаны соблюдать правила транспортировки, хранения и использования химических веществ в сельском хозяйстве, производственной и иной деятельности, выполнять установленные нормативы их использования с тем, чтобы не допускать загрязнения ими атмосферного воздуха.
Статья 26. Охрана атмосферного воздуха от вредных физических воздействий
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане обязаны принимать необходимые меры по предупреждению, снижению и устранению шума, вибраций, магнитных полей, излучений и иных вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Запрещается размещение в жилых домах производств промышленного характера, а также оборудования и устройств, являющихся источниками повышенного шума и вибрации.
Статья 27. Основные требования к эксплуатации газоочистного оборудования
Индивидуальные предприниматели и юридические лица должны обеспечивать содержание установок очистки газа в исправном состоянии, поддерживать надежную, бесперебойную их работу с показателями, соответствующими проектным. Запрещается эксплуатация технологического оборудования при отключенных установках очистки газа.
Статья 28. Охрана атмосферного воздуха при неблагоприятных метеорологических условиях
При получении неблагоприятных метеорологических прогнозов юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с законодательством.
Статья 29. Исключена
Статья 30. Ограничение, приостановление и запрещение деятельности, связанной с загрязнением атмосферного воздуха
Ограничение, приостановление и запрещение деятельности, связанной с загрязнением атмосферного воздуха, производятся в порядке, установленном законодательством.
Статья 31. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников
Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 32. Мониторинг атмосферного воздуха
В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха органы исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на территории Республики Татарстан.
Статья 33. Программы в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха
Для организации эффективной и целенаправленной деятельности по обеспечению сохранения состояния и улучшения качества атмосферного воздуха, планирования мероприятий в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха разрабатываются и осуществляются государственные программы в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха, утверждаемые в соответствии с законодательством.
Финансирование программ в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с законами.
Статья 34. Государственный контроль за охраной и рациональным использованием атмосферного воздуха
Государственный контроль за охраной и рациональным использованием атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:
условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;
стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной и рациональным использованием атмосферного воздуха;
режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
выполнения федеральных целевых программ и республиканских программ охраны и рационального использования атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;
иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Органы исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, организуют и проводят государственный контроль (государственный экологический контроль) за охраной и рациональным использованием атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Статья 34(1). Права и обязанности государственных инспекторов Республики Татарстан по охране природы, осуществляющих контроль за охраной и рациональным использованием атмосферного воздуха
Должностные лица органа исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, являются государственными инспекторами Республики Татарстан по охране природы, осуществляющими контроль за охраной и рациональным использованием атмосферного воздуха на основании положения, утвержденного в соответствии с федеральным законодательством.
Государственные инспектора Республики Татарстан по охране природы, осуществляющие контроль за охраной и рациональным использованием атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке:
беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;
проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;
аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;
вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;
давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.
Государственные инспектора Республики Татарстан по охране природы, осуществляющие контроль за охраной и рациональным использованием атмосферного воздуха, обязаны:
иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;
осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации;
осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;
обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной и рациональным использованием атмосферного воздуха;
обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;
информировать органы государственной власти Республики Татарстан и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;
подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха в правоохранительные органы.
Статья 35. Производственный и общественный контроль в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха
Производственный и общественный контроль в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха осуществляется юридическими лицами и гражданами, общественными объединениями в порядке, установленном законодательством.
Статья 36. Разрешение споров в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха
Споры в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 37. Ответственность за нарушения законодательства об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха
За нарушения законодательства об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха юридические лица и граждане несут ответственность в соответствии с законом.
Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда.
Статья 38. О порядке введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Кабинету Министров Республики Татарстан в трехмесячный срок:
привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативные правовые акты;
принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Закона.
Президент Республики Татарстан |
М.Ш. Шаймиев |
г. Казань, Кремль |
|
21 октября 1999 г. |
|
№ 2442 |